Отличие предлога от приставок
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Габдуллина Эльза Миргаязовна

Русский язык. 2 класс. Тема "Отличие предлога рт приставок"

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon Конспект урока302.75 КБ
Package icon Конспект урока302.75 КБ

Предварительный просмотр:

 

Учитель: Габдуллина Эльза Миргаязовна

Предмет: русский язык

Класс: 2

Тема: Отличие предлога от приставок

Цель: научить различать предлог и приставку

Задачи: - составить алгоритм различения приставки и предлога;

- автоматизировать умение различать приставку и предлог;

- развивать умение грамотного письма.

УУД: 

- личностные: положительное отношение к языковой деятельности, заинтересованность в решении языковых и речевых заданий;

- регулятивные: умение организовывать и ориентироваться в рабочем пространстве, планировать, корректировать, оценивать свои действия;

- познавательные: анализ и синтез, умение осознавать учебную задачу;

- коммуникативные: слушать собеседника и понимать речь других, задавать вопросы, адекватные в речевой ситуации.

Тип урока: изучение новой темы

Оборудование:  карточки с заданиями, карточки для рефлексии.

План урока:

  1. Мотивированние к учебной деятельности
  2. Постановка проблемы.  Выяление места и причины затруднения
  3. Формулировка темы урока. Целеполагание
  4. Применение знаний и способов действий.
  5. Динамическая пауза
  6. Применение знаний и способов действий
  7. Рефлексия

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотивированние к учебной деятельности

Рады слышать мы звонок,

Начинается урок!

Интересно нам читать,

Думать, спорить, размышлять!

- Я рада приветствовать на уроке не только вас ребята, но и гостей. Повернитесь, кивните головой в знак приветствия.Садитесь.

- Сегодня у нас очередной урок русского языка, на котором вы продолжите раскрывать  его секреты.

- Каким вы хотите видеть наш сегодняшний урок?

- Что для этого нужно?

- Я желаю, чтобы этот урок подарил вам новые знания. Будьте старательными и внимательными.

+ увлекательным, интересным, познавательным

+ внимательно слушать, активно работать

Постановка проблемы.  Выяление места и причины затруднения

        Игра «Лишнее слово»

- Обратите внимание на доску. На ней записаны слова: корень, окончание,  предлог, приставка, суффикс. Найдите лишнее слово.

-Ребята, как ты считаешь?

- Докажите, почему именно это слово лишнее?

- Давайте вспомним, что такое корень? суффикс? окончание? приставка?

- Верно. Спасибо за ответы.

Перед корнем есть приставка.
Слитно пишется она.
И при помощи приставки
Образуются слова

- Какие вы знаете приставки?

- Хорошо. Сейчас я предлагаю вам поработать конструкторами.

- А кто такие конструкторы?

- Верно. Что же мы будем конструировать на уроке русского языка? Какие версии у вас есть?

- Мы будем собирать, составлять слова.

- Откройте тетради. Напишите дату, классная работа.

- Послушайте задание: составьте новые слова, добавляя к слову шёл разные приставки, объясните их значение.

- Кто не понял задание?

- Рита идет к доске. Какую приставку ты предлагаешь добавить к слову шёл? Что означает это слово?

- Что вы заметили? Менялось ли значение слова при изменении приставки?

- А как пишутся приставки со словами и почему?

- Верно. Молодцы!

- Но! Вспомним, в начале урока мы с вами нашли лишнее слово. Напомните его, пожалуйста.

- А как вы понимаете значение слова «Предлог»?

Нет ниточки связать слова?
Предлог поможет нам всегда!
С глаголом рядом не стоит,
Писать с пробелом нам велит!

- Итак, продолжим работу. На партах у вас лежат листочки с заданиями. Найдите задание № 1. Анвар,  прочитай вслух задание: подберите к словам предлоги, подходящие по смыслу: ждет ___ дерева, ползет __ дереву, растет __ дереве, стоит ___ деревом, читал ___ деревья.

- Лизаидет к доске. Какой предлог можно вставить в первое словосочетание?

- Запишите это словосочетание…

- Молодцы! Что вы заметили сейчас? На что похожи предлоги? Менялось ли значение слова дерево при изменении предлогов?

+ предлог

+ предлог – это часть речи, остальные слова – части слова

+ корень – значимая часть слова, в которой заключен смысл слова;

+ суффикс – часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов

+ окончание – изменяемая часть слова служит для связи слов в предложении

+ приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов

+ по, за, про, у, на…

+ конструктор – это специалист, который собирает конструкторы

 + слова

- ушел, пошел, нашел, зашел, вышел, прошел, сошел…

+ да

+ слитно, потому что является частью слова

+ предлог

+ предлог – это часть речи, которая служит для связи слов в предложении

+ у дерева, по дереву, на дереве, за деревом, про деревья

+ у

+ предлоги похожи на приставки, но пишутся раздельно. Значение слов не изменяется

Формулировка темы урока. Целеполагание

- Верно. Спасибо за ваши ответы. А теперь подумайте и скажите, чему же мы с вами  будем учиться на уроке?

- Какие цели поставим перед собой на уроке?

+ будем учиться различать предлоги и приставки

+ узнать правило различения предлога и приставки

Применение знаний и способов действий.

- Итак, прочитайте про себя задание № 2 на листочке: Запишите слова, раскрывая скобки. Объясните.

(до)ехал        (до)деревни

(по)бежал     (по)дороге
(про)читал   (про)город
(под)полз     (под)яблоню

- Внимательно прочитайте словосочетания. Что нужно знать, чтобы выполнить данное задание?

- Марина,  прочитай первое слово, объясни его написание

- А как же понять перед нами приставка или предлог?

- Для того, чтобы различить предлог от приставки, необходимо в уме вставить слово или вопрос между скобками и словом, Например, до чего ехал.

Если слово вставляется, то это предлог и пишется раздельно, если вставленное слово не подходит, значит, перед нами приставка, и пишется она слитно.

- Таким образом, можно вставить слово между до и ехал?

- Нельзя, значит до – это приставка. Как его напишем?

- Кто не понял?

- Продолжим. Саша,  читай следующее слово. Объясни его написание…

- Молодцы! Сейчас предлагаю еще раз проговорить алгоритм различения приставки и предлога

+ как правильно написать слова с предлогами и приставками

+ доехал, пишется слитно, потому что до – это приставка

+ предложения детей

+ нет

+ слитно

доехал                до деревни

по бежал  по дороге
прочитал   про город
подполз             под яблоню

  1. Читаю  словосочетание
  2. Выделяю слово в скобках.
  3. Между скобками и словом ставлю вопрос
  4. Если можно вставить слово, это предлог, пишу раздельно
  5. Если слово нельзя вставить, это приставка, пишу слитно

Динамическая пауза

- Сейчас, положите ручки, встаем. Отдохнем.

Вот как солнышко встает,

Выше, выше, выше.

(Поднять руки вверх. Потянуться)

К ночи солнышко зайдет

Ниже, ниже, ниже.

(Присесть на корточки. Руки опустить на пол)

Хорошо, хорошо,

Солнышко смеется.

(тихо посмеяться)

А под солнышком нам

Весело живется.

(Хлопать в ладоши. Улыбаться)

- Отдохнули, садитесь, продолжим работу.

Применение знаний и способов действий

- Найдите задание № 3 на листочках.

– Выберите ту дорожку, на которой вы будете чувствовать себя уверенно. Выполните задание в тетради самостоятельно. На выполнение задания дается 5 минут. Время пошло.

Зелёная дорожка. 

Жёлтая дорожка. 

Красная дорожка: 

- Время вышло. Отложите ручки. Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте, возьмите простые карандаши. Выполним взаимопроверку. Переверните листочек с заданиями, с обратной стороны даны правильные ответы. Проверьте работы друг друга. Исправьте ошибки простым карандашом и поставьте на полях оценку:

«5» - ошибок и исправлений нет

«4» - есть 1-2 ошибки и/или 1-2 исправления

«3» - есть 3-4 ошибки и/или 3-4 исправления

«2» - ошибок 5 и больше

- Спасибо за работу. Подведем итоги

Рефлексия

- О чем сегодня говорили на уроке? Что узнали?

- Расскажите алгоритм различения предлога и приставки

- Хорошо. У вас на парте лежат конверты, внутри листочки с маленькими солнышками и тучкой:  безоблачное – знак хорошего настроения на уроке, того, что вы довольны своей работой, СОЛНЫШКО С ОБЛАЧКОМ – знак того, что вы увидели небольшие недочеты в своей работе, и ТУЧКА– знак того, что вы на уроке оставались равнодушными, и у вас было плохое настроение, и ничего не получалось. Поднимите тот значок, который соответствует вашему настроению на этот период, и мы увидим, как удачно мы поработали.

- Дома повторите алгоритм различения приставки и предлога, напишите 3 слова с приставками и 3 слова с предлогами.

-  Спасибо всем за работу. Урок окончен

+ о предлогах и приставках. Узнали, как отличить приставку и предлог.

  1. + Читаю  словосочетание
  2. Выделяю слово в скобках.
  3. Между скобками и словом ставлю вопрос
  4. Если можно вставить слово, это предлог, пишу раздельно

Если слово нельзя вставить, это приставка, пишу слитно



Предварительный просмотр:

 

Учитель: Габдуллина Эльза Миргаязовна

Предмет: русский язык

Класс: 2

Тема: Отличие предлога от приставок

Цель: научить различать предлог и приставку

Задачи: - составить алгоритм различения приставки и предлога;

- автоматизировать умение различать приставку и предлог;

- развивать умение грамотного письма.

УУД: 

- личностные: положительное отношение к языковой деятельности, заинтересованность в решении языковых и речевых заданий;

- регулятивные: умение организовывать и ориентироваться в рабочем пространстве, планировать, корректировать, оценивать свои действия;

- познавательные: анализ и синтез, умение осознавать учебную задачу;

- коммуникативные: слушать собеседника и понимать речь других, задавать вопросы, адекватные в речевой ситуации.

Тип урока: изучение новой темы

Оборудование:  карточки с заданиями, карточки для рефлексии.

План урока:

  1. Мотивированние к учебной деятельности
  2. Постановка проблемы.  Выяление места и причины затруднения
  3. Формулировка темы урока. Целеполагание
  4. Применение знаний и способов действий.
  5. Динамическая пауза
  6. Применение знаний и способов действий
  7. Рефлексия

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотивированние к учебной деятельности

Рады слышать мы звонок,

Начинается урок!

Интересно нам читать,

Думать, спорить, размышлять!

- Я рада приветствовать на уроке не только вас ребята, но и гостей. Повернитесь, кивните головой в знак приветствия.Садитесь.

- Сегодня у нас очередной урок русского языка, на котором вы продолжите раскрывать  его секреты.

- Каким вы хотите видеть наш сегодняшний урок?

- Что для этого нужно?

- Я желаю, чтобы этот урок подарил вам новые знания. Будьте старательными и внимательными.

+ увлекательным, интересным, познавательным

+ внимательно слушать, активно работать

Постановка проблемы.  Выяление места и причины затруднения

        Игра «Лишнее слово»

- Обратите внимание на доску. На ней записаны слова: корень, окончание,  предлог, приставка, суффикс. Найдите лишнее слово.

-Ребята, как ты считаешь?

- Докажите, почему именно это слово лишнее?

- Давайте вспомним, что такое корень? суффикс? окончание? приставка?

- Верно. Спасибо за ответы.

Перед корнем есть приставка.
Слитно пишется она.
И при помощи приставки
Образуются слова

- Какие вы знаете приставки?

- Хорошо. Сейчас я предлагаю вам поработать конструкторами.

- А кто такие конструкторы?

- Верно. Что же мы будем конструировать на уроке русского языка? Какие версии у вас есть?

- Мы будем собирать, составлять слова.

- Откройте тетради. Напишите дату, классная работа.

- Послушайте задание: составьте новые слова, добавляя к слову шёл разные приставки, объясните их значение.

- Кто не понял задание?

- Рита идет к доске. Какую приставку ты предлагаешь добавить к слову шёл? Что означает это слово?

- Что вы заметили? Менялось ли значение слова при изменении приставки?

- А как пишутся приставки со словами и почему?

- Верно. Молодцы!

- Но! Вспомним, в начале урока мы с вами нашли лишнее слово. Напомните его, пожалуйста.

- А как вы понимаете значение слова «Предлог»?

Нет ниточки связать слова?
Предлог поможет нам всегда!
С глаголом рядом не стоит,
Писать с пробелом нам велит!

- Итак, продолжим работу. На партах у вас лежат листочки с заданиями. Найдите задание № 1. Анвар,  прочитай вслух задание: подберите к словам предлоги, подходящие по смыслу: ждет ___ дерева, ползет __ дереву, растет __ дереве, стоит ___ деревом, читал ___ деревья.

- Лизаидет к доске. Какой предлог можно вставить в первое словосочетание?

- Запишите это словосочетание…

- Молодцы! Что вы заметили сейчас? На что похожи предлоги? Менялось ли значение слова дерево при изменении предлогов?

+ предлог

+ предлог – это часть речи, остальные слова – части слова

+ корень – значимая часть слова, в которой заключен смысл слова;

+ суффикс – часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов

+ окончание – изменяемая часть слова служит для связи слов в предложении

+ приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов

+ по, за, про, у, на…

+ конструктор – это специалист, который собирает конструкторы

 + слова

- ушел, пошел, нашел, зашел, вышел, прошел, сошел…

+ да

+ слитно, потому что является частью слова

+ предлог

+ предлог – это часть речи, которая служит для связи слов в предложении

+ у дерева, по дереву, на дереве, за деревом, про деревья

+ у

+ предлоги похожи на приставки, но пишутся раздельно. Значение слов не изменяется

Формулировка темы урока. Целеполагание

- Верно. Спасибо за ваши ответы. А теперь подумайте и скажите, чему же мы с вами  будем учиться на уроке?

- Какие цели поставим перед собой на уроке?

+ будем учиться различать предлоги и приставки

+ узнать правило различения предлога и приставки

Применение знаний и способов действий.

- Итак, прочитайте про себя задание № 2 на листочке: Запишите слова, раскрывая скобки. Объясните.

(до)ехал        (до)деревни

(по)бежал     (по)дороге
(про)читал   (про)город
(под)полз     (под)яблоню

- Внимательно прочитайте словосочетания. Что нужно знать, чтобы выполнить данное задание?

- Марина,  прочитай первое слово, объясни его написание

- А как же понять перед нами приставка или предлог?

- Для того, чтобы различить предлог от приставки, необходимо в уме вставить слово или вопрос между скобками и словом, Например, до чего ехал.

Если слово вставляется, то это предлог и пишется раздельно, если вставленное слово не подходит, значит, перед нами приставка, и пишется она слитно.

- Таким образом, можно вставить слово между до и ехал?

- Нельзя, значит до – это приставка. Как его напишем?

- Кто не понял?

- Продолжим. Саша,  читай следующее слово. Объясни его написание…

- Молодцы! Сейчас предлагаю еще раз проговорить алгоритм различения приставки и предлога

+ как правильно написать слова с предлогами и приставками

+ доехал, пишется слитно, потому что до – это приставка

+ предложения детей

+ нет

+ слитно

доехал                до деревни

по бежал  по дороге
прочитал   про город
подполз             под яблоню

  1. Читаю  словосочетание
  2. Выделяю слово в скобках.
  3. Между скобками и словом ставлю вопрос
  4. Если можно вставить слово, это предлог, пишу раздельно
  5. Если слово нельзя вставить, это приставка, пишу слитно

Динамическая пауза

- Сейчас, положите ручки, встаем. Отдохнем.

Вот как солнышко встает,

Выше, выше, выше.

(Поднять руки вверх. Потянуться)

К ночи солнышко зайдет

Ниже, ниже, ниже.

(Присесть на корточки. Руки опустить на пол)

Хорошо, хорошо,

Солнышко смеется.

(тихо посмеяться)

А под солнышком нам

Весело живется.

(Хлопать в ладоши. Улыбаться)

- Отдохнули, садитесь, продолжим работу.

Применение знаний и способов действий

- Найдите задание № 3 на листочках.

– Выберите ту дорожку, на которой вы будете чувствовать себя уверенно. Выполните задание в тетради самостоятельно. На выполнение задания дается 5 минут. Время пошло.

Зелёная дорожка. 

Жёлтая дорожка. 

Красная дорожка: 

- Время вышло. Отложите ручки. Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте, возьмите простые карандаши. Выполним взаимопроверку. Переверните листочек с заданиями, с обратной стороны даны правильные ответы. Проверьте работы друг друга. Исправьте ошибки простым карандашом и поставьте на полях оценку:

«5» - ошибок и исправлений нет

«4» - есть 1-2 ошибки и/или 1-2 исправления

«3» - есть 3-4 ошибки и/или 3-4 исправления

«2» - ошибок 5 и больше

- Спасибо за работу. Подведем итоги

Рефлексия

- О чем сегодня говорили на уроке? Что узнали?

- Расскажите алгоритм различения предлога и приставки

- Хорошо. У вас на парте лежат конверты, внутри листочки с маленькими солнышками и тучкой:  безоблачное – знак хорошего настроения на уроке, того, что вы довольны своей работой, СОЛНЫШКО С ОБЛАЧКОМ – знак того, что вы увидели небольшие недочеты в своей работе, и ТУЧКА– знак того, что вы на уроке оставались равнодушными, и у вас было плохое настроение, и ничего не получалось. Поднимите тот значок, который соответствует вашему настроению на этот период, и мы увидим, как удачно мы поработали.

- Дома повторите алгоритм различения приставки и предлога, напишите 3 слова с приставками и 3 слова с предлогами.

-  Спасибо всем за работу. Урок окончен

+ о предлогах и приставках. Узнали, как отличить приставку и предлог.

  1. + Читаю  словосочетание
  2. Выделяю слово в скобках.
  3. Между скобками и словом ставлю вопрос
  4. Если можно вставить слово, это предлог, пишу раздельно

Если слово нельзя вставить, это приставка, пишу слитно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык. "Дифференциация предлогов и приставок"

Тема: «Дифференциация предлогов и приставок» Цель:    Обучающая - формирование у детей четкого представления о роли приставок в  слове и предлогов в речи человека, умение отличать...

"Правописание предлогов и приставок" - урок русского языка во 2 классе

Данная методическая разработка урока русского языка поможет учителям начальных классов интересно представить детям тему "Правописание предлогов и приставок". Дети очень быстро научатся различать предл...

Дифференциация предлогов и приставок и адекватное их употребление

Данный конспект урока может заинтересовать учителей-логопедов , работающих на логопедическом пункте общеобразовательной школы....

Правописание предлогов и приставок 3 класс.УМК "Начальная школа 21в"

Развитие умения различать предлоги и приставки; правильно употреблять их в речи и писать...

Правописание предлогов и приставок

Урок русского языка по теме "Правописание предлогов и приставок" во 2 классе по РО системе Л.В.Занкова.Материалы урока направлены на развитие информационной компетентности  учащихся ,  умени...

Конспект урока по русскому языку для 3 класса "Правописание предлогов и приставок"

Конспект урока по русскому языку для 3 класса по теме: "Правописание предлогов и приставок" по учебнику А.В. Поляковой, по системе Л.В. Занкова...

Конспект урока по русскому языку 3 класс Тема" Как отличить предлог от приставки"

Конспект урока построен по технологии  деятельностного метода...