Что такое обращение?
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
ОС: Школа России
Тема: Что такое обращение?
Тип урока: открытие новых знаний
Цель:
Содержательная: знакомство с понятием обращение, усвоение его роли в предложении, знаков препинания при обращении.
Деятельностная: формирование умения находить обращение в тексте, составлять предложения с обращением.
Оборудование: учебник, слайды презентации, раздаточный материал, иллюстрации
Образовательные ресурсы: Канакина В. П. Русский язык. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / В. П. Канакина, В.Г. Горецкий. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2019 – (Школа России). – С. 24-26
План урока
1. Этап мотивации
1.1. Приветствие
1.2. Эмоциональный настрой. Работа со слайдом презентации
2. Этап актуализации и пробного учебного действия
2.1. Чтение диалогов по ролям
2.2. Беседа по вопросам
2.3. Списывание текста
3. Этап выявления места и причины затруднения
4. Этап построения проекта выхода из затруднения
5. Этап реализации построенного проекта
5.1. Наблюдение за фактами языка
5.2. Самостоятельное формулирование правила
5.3. Работа с правилом
5.4. Составление алгоритма применения правила
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи
6.1. Пунктуационный разбор предложений (упр.35)
6.2. Списывание с расстановкой знаков препинания.
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
Сценарий урока
Этапы урока, их задачи | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы и методы контроля | Планируемые результаты |
1. Этап мотивации Задача: создание условий для возникновения у обуча-ющихся внутренней потребности включения в УД |
- Здравствуйте, ребята. 1.2. Эмоциональный настрой. Работа со слайдом презентации. - Ребята, прочитайте слова на слайде. - Из какого произведения эти слова? - Чему учит Муравей Стрекозу? - Ребята, я тоже хочу, чтобы вы сегодня на уроке были трудолюбивыми, усидчивыми, терпеливыми. | Приветствуют учителя Читают слова: «Кумушка, мне странно это: Да работала ль ты в лето?» Отвечают на вопросы Настраиваются на работу | Визуаль- ный внешний контроль за готовно-стью детей к уроку | Л1, Л4 К1, К2 |
2. Этап актуализации и пробного учебного действия Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося | 2.1. Чтение диалогов по ролям (упр. 34) - Ребята, а кто из вас помнит, что такое диалог? - Откройте, пожалуйста, учебник на странице 24-ой. Почему предложения записаны через ТИРЕ? - Прочитаем диалоги по ролям. - Какой диалог вам показался интереснее? - Определите, какой рисунок к какому диалогу относится? 2.2. Беседа по вопросам - Какие предложения по цели высказывания используются в диалоге? - Какие предложения по интонации вы знаете? Приведите примеры из текста. - К кому обращаются участники диалога? 2.3. Списывание текста - Ребята, спишите диалог, который вам понравился. Подчеркните слово, называющее лицо, к которому обращена речь. | Уч-ся отвечают, что это разговор двух или более лиц. Открывают учебник. Отвечают, что это реплики Читают диалоги по ролям выразительно. Отвечают на вопросы: Повествовательные (зачитывают их), вопросительные, побудительные. По интонации бывают восклицательные и невосклицательные Уч-ся списывают диалог, подчеркивают обращение | Фрон-тальный устный опрос Самокон-троль | Пр2 Пр2 Пр3 |
3. Этап выявления места и причины затруднения Задача: организация анализа уч-ся возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний. | - Какие слова вы подчеркнули? - Как эти слова отделены от других слов в предложении? - Какие вопросы у вас возникают? - Чего мы с вами не знаем? - Чего не умеем? - Ребята, прочитайте сведения на странице 24-ой. Как называются эти слова? - Кого они называют? | Дети отвечают: - Слова «Петя», «мама», «Игорек», отделены от других запятыми. Мы не знаем, как они называются, почему они отделяются запятыми. | ||
4. Этап построения проекта выхода из затруднения Задача: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации. | - Ребята, прочитайте тему урока. - Какую цель мы поставим перед собой на уроке? - Что мы должны узнать? Чему научиться? - Что мы для этого будем делать? - Правильно, ребята, сегодня на уроке мы должны 1) усвоить понятие «обращение»; 2) научиться его находить; 3) составлять предложения с обращением, выделять его запятыми. | Читают тему урока(Что такое обращение?) Формулируют цели УД, способы и средства их реализации | Р1, Р2 | |
5. Этап реализации построенного проекта Задача: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. | 5.1. Наблюдение за фактами языка - Давайте еще раз прочитаем слова из басни И.А.Крылова. Что интересного вы заметили? Как муравей обращается к Стрекозе? Как выделяется это слово? 5.2. Самостоятельное формулирование правила - Сформулируйте правило, что такое ОБРАЩЕНИЕ 5.3. Работа с правилом - Давайте сверим наши выводы с правилом учебника на странице 25-ой. - Прочитайте правило, составьте вопросы товарищу по новому правилу? Поработайте в парах. - Ребята, как вы думаете, почему правило проиллюстрировано тремя примерами? - Чем выражены обращения? Словом или словосочетанием? Одушевленным или неодушевленным именем существительным? - Как называется прием, когда неодушевленный предмет описывается как живой? 5.4. Составление алгоритма применения правила - Исходя из правила, составьте алгоритм, как найти обращение? - С какой интонацией мы читаем слово или слова. называющие того, к кому обращена речь? | Учащиеся читают слова, находят обращение, отвечают на вопросы. Формулируют правило. Работают в парах. Отвечают на вопросы: что такое обращение? Как отделяется обращение от других слов? - Обращение может быть выражено сущ. собственным, слово-сочет., неодуш. сущ. - Прием называется ОЛИЦЕТВОРЕНИЕМ 1) в предложении есть слово, называющее лицо, к кому обращена речь; 2) оно выделено запятой; 3) выделяется голосом, интонацией обращения. | Взаимо-контроль | |
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи Задача: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. | 6.1. Пунктуационный разбор предложений (упр.35) - Ребята, что мы с вами сейчас делали? С чем знакомились? - Теперь мы должны проверить себя, сумеем ли мы найти обращение в тексте, используя наш алгоритм. Выполним упражнение 35. - Что изображено на рисунке к упражнению? Почему? - Что мы должны сделать? Прочитайте задание? - Как мы будем определять знаки препинания в конце предложения? - Прочитайте предложения (жужжащее чтение), определите интонацию. Какие знаки препинания вы поставите? - Назовите обращения. Где они стоят? Как выделяются? 6.2. Списывание с расстановкой знаков препинания. - Ребята, спишите предложения, ставя нужные знаки препинания. Обращения подчеркните. Работаем в парах. - К доске пойдет …и запишет предложения под цифрами 1 и 2. Как найти обращение? - Проверим выполнение. | Уч-ся отвечают: работали с правилом, узнали, что такое обращение. Отвечают: Рисунок к сказке А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне…», наверное, потому, что в упражнении будут предложения из сказки. Отвечают на вопросы. | Само-контроль Индиви-дуаль-ный Само-анализ | |
7. Этап самостоя-тельной работы с самопроверкой по эталону Задача: интериоризация нового способа действия и исполнительская реф-лексия достижения цели пробного учебного дей-ствия, применение ново-го знания в типовых заданиях. | Самостоятельная работа по карточкам. - Ребята, а теперь самостоятельно выполните задание. Но обращения там нет. Его нужно вставить в предложение. - Скажите, где оно может стоять? - Проверим выполнение. Прочитайте свои предложения, голосом выделяя обращение. - Чему мы учились, выполняя это задание? - Кто испытывал затруднение? | Письменный опрос |
Дидактические задачи:
1 Определять значение слова в тексте.
2 Определять вид предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске.
3 Находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения.
4 Находить место орфограммы в слове и между словами на изученные правила.
5.Правильно списывать слова и предложения, тексты объёмом не более 70 слов.
6 Находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки.
7 Понимать тексты разных типов, находить в тексте заданную информацию.
8 Формулировать простые выводы на основе прочитанной (услышанной) информации устно и письменно (1—2 предложения).
9 Строить устное диалогическое и монологическое высказывание (3—5 предложений на определённую тему, по наблюдениям)
соблюдением орфоэпических норм, правильной интонации; создавать небольшие устные и письменные тексты.
10 Определять тему текста и основную мысль текста.
11 Объяснять своими словами значение изученных понятий, использовать изученные понятия.
Развивающие:
1.Сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты), устанавливать основания для сравнения языковых
единиц (частичная принадлежность, грамматический признак, лексическое значение и др.); устанавливать аналогии языковых
единиц.
2.Устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делает выводы.
3.С помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации.
4.Планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
5.Устанавливать причины успеха/неудач при выполнении заданий по русскому языку;
Воспитательные задачи:
1. Стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том числе в искусстве слова; осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения;
2. Проявлять познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.
Планируемые результаты:
Предметные:
1 Определяет значение слова в тексте.
2 Определяет вид предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске.
3 Находит главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения.
4 Находит место орфограммы в слове и между словами на изученные правила.
5.Правильно списывает слова и предложения, тексты объёмом не более 70 слов.
6 Находит и исправляет ошибки на изученные правила, описки.
7 Понимает тексты разных типов, находить в тексте заданную информацию.
8 Формулирует простые выводы на основе прочитанной (услышанной) информации устно и письменно (1—2 предложения).
9 Строит устное диалогическое и монологическое высказывание (3—5 предложений на определённую тему, по наблюдениям) соблюдением
орфоэпических норм, правильной интонации; создаёт небольшие устные и письменные тексты.
10 Определяет тему текста и основную мысль текста.
11 Объясняет своими словами значение изученных понятий, использовать изученные понятия.
Личностные:
1Стремится к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том числе в искусстве слова; осознаёт важность
русского языка как средства общения и самовыражения;
2Проявляет познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе
познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.
Познавательные:
1Сравнивает различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты), устанавливает основания для сравнения языковых
единиц (частичная принадлежность, грамматический признак, лексическое значение и др.); устанавливает аналогии языковых
единиц;
2С помощью учителя формулирует цель, планирует изменения языкового объекта, речевой ситуации;
3Устанавливает причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делает выводы;
1.Планирует действия по решению учебной задачи для получения результата;
2.Устанавливает причины успеха/неудач учебной деятельности;
3.Ответственно выполняет свою часть работы;
4.Сравнивает результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям.
Коммуникативные:
1Строит речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
2Проявляет уважительное отношение к собеседнику, соблюдает правила ведения диалога.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
классный час для 2 класса "Что такое хорошо, и что такое плохо"
формирование у учащихся ценностную ориентацию, способность формулировать нравственные суждения;Предполагаемый результат:-расширение понимания значения слова «хорошо» и «плохо», развитие умения отличат...
Нравственный классный час: «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?
Данный материал расширит понимание значения слов "хорошо" и "плохо", поможет развивить умение отличать плохое от хорошего....
Презентация к уроку окружающего мира "Кто такие птицы? Кто такие звери" Зоопарк"
Данная презентация предназначена для проведения урока окружающего мира в 1 классе по теме "Кто такие звери? Зоопарк"...
Классный час "Мы такие похожие и такие разные"
Классный час для проведения в начальной школе. Классный час направлен на формирование у детей умения общаться, понимать ценность каждого человека,воспитывать самоуважение и уважение к окружающим людям...
«Что такое «хорошо» и что такое «плохо» Разговор – импровизация
- В нашей жизни вокруг нас ходят два существа "Плохо" и "Хорошо".- Вот и сегодня мы с вами поведём наш разговор на тему: "Что такое хорошо?" и "Что такое плохо?"...
А что такое «хорошо», а что такое «плохо»? или основные принципы общения с ребенком!
Основные принципы общения с ребенком...
Сценарий классного часа в первом классе «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»
Сценарий классного часа в первом классе«Что такое «хорошо» и что такое «плохо»Классный час проходит в форме устного журнала. На доске «журнал» иллюстрированный картинками из книги В....