Особенности развития устной речи младших школьников
статья по русскому языку (1 класс)
Предварительный просмотр:
Особенности развития устной речи младших школьников.
Проблема развития устной речи заключается в том, что она затрагивает всю совокупность межличностных отношений, в которые вступает школьник. Недостаточное владение речью является объективной причиной, которая не дает возможности свободно участвовать в жизни общества. На сегодняшний день учащиеся начальных классов недостаточно говорят на уроках, практически обходятся отдельными высказываниями, односложными словами «да» и «нет».
Особенности развития речи детей первого года обучения в школе:
1. Звуковая культура речи.
- Дети этого возраста способны четко произносить трудные звуки: шипящие, свистящие, сонорные. Дифференцируя их в речи, они закрепляют их в произношении.
- Отчетливая речь становиться нормой для школьника в повседневной жизни, а не только во время специальных занятий с ним.
- У детей совершенствуется слуховое восприятие и развивается фонематический слух. Дети могут различать определенные группы звуков, выделять из группы слов, фраз слова, в которых есть заданные звуки.
- Дети свободно используют в своей речи средства интонационной выразительности: могут читать стихи грустно, весело, торжественно. Кроме того, дети в этом возрасте уже легко владеют повествовательной, вопросительной и восклицательной интонациями.
- Дети способны регулировать громкость голоса в различных жизненных ситуациях: громко отвечать на занятиях, тихо разговаривать в общественных местах, дружеских беседах и т.д. Они умеют уже пользоваться темпом речи: говорить медленно, быстро и умеренно при соответствующих обстоятельствах.
- У детей шести лет хорошо развито речевое дыхание: они могут протяжно произносить не только гласные звуки, но и некоторые согласные (сонорные, шипящие, свистящие).
- Дети шести лет могут сравнивать речь сверстников и свою с речью взрослых, обнаруживать несоответствия: неправильное произношение звуков, слов, неточное употребление ударений в словах.
2. Грамматический строй речи.
- Речь детей шести лет насыщается словами, обозначающими все части речи. В этом возрасте они активно занимаются словотворчеством, словоизменением и словообразованием, создавая множество неологизмов.
- Дети совершают первые попытки произвольного использования грамматических средств и анализа грамматических фактов.
- Шестилетние дети начинают овладевать и синтаксической стороной речи. Правда, это трудно дается, и поэтому взрослый как бы ведет за собой ребенка, помогая ему устанавливать причинно-следственные и временные связи при рассматривании объектов.
- Дети этого возраста умеют самостоятельно образовывать слова, подбирая нужный суффикс.
- У детей шести лет появляется критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь.
- В этом возрасте возрастает удельный вес простых распространенных предложений, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
3. Лексическая сторона речи.
- К шести годам прием сравнения и сопоставления сходных и различных предметов (по форме, цвету, величине) прочно входит в жизнь детей и помогает им обобщать признаки, и выделять из них существенные. Дети свободно пользуются обобщающими словами, группируют предметы в категории по родовому признаку.
- Развивается смысловая сторона речи: появляются обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, происходит выбор точных, подходящих выражений, употребление слов в разных значениях, использование прилагательных, антонимов.
4. Связная речь (является показателем речевого развития ребенка).
- Дети хорошо понимают прочитанное, отвечают на вопросы по содержанию и способны пересказать сказку, короткие рассказы.
- Дети способны выстроить рассказ по серии картин, изложив завязку, кульминацию и развязку. Кроме того, они могут вообразить события, предшествовавшие изображенному на картине, а также и последующие, то есть выйти за ее пределы. Иначе говоря, дети учатся составлять рассказ самостоятельно.
- Дети уже способны не только увидеть в картине главное и существенное, но и заметить частности, детали, передать тон, пейзаж, состояние погоды и т.п.
- Дети также могут дать описание игрушки, составить сюжетный рассказ об одной или нескольких игрушках, показать рассказ – инсценировку по набору игрушек.
- В диалогической речи дети пользуются, в зависимости от контекста, краткой или развернутой формой высказывания.
- Наиболее яркой характеристикой речи детей шестого года является активное освоение разных типов текстов (описание, повествование, рассуждение).
Таким образом, развитие устной речи у младших школьников является активным и постоянным процессом, который требует поддержки со стороны взрослых, обучения и практики. Важно создавать условия для развития всех аспектов устной речи и поощрять детей к активному общению и использованию языка в различных ситуациях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности развития устной речи у детей с нарушением интеллекта
Курсовая работа...
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В статье поднимаются актуальные проблемы, возникающие в ходе преподавания математики в начальной школе, в частности развитие и применение математического языка при решении различного рода матема...
Методы и приемы развития устной речи младших школьников на уроках окружающего мира
Методы и приемы развития устной речи младших школьников на уроках окружающего мира...
Нетрадиционные приёмы развития устной речи младших школьников.
Нетрадиционные приёмы развития устной речи младших школьников....
Мастер-класс по теме "Развитие устной речи младших школьников на уроках русского языка".
Данный материал содержит виды работ по развитию речи учащихся....
Особенности организации коррекционной работы по формированию внятной выразительной устной речи младших школьников в условиях реализации ФГОС для детей с ОВЗ (ТНР)
Главной целью ФГОС для детей с ОВЗ (ТНР)стало раскрытие личности ребенка, его талантов, способности к самообучению и коллективной работе, формирование ответственности за свои поступки, создание дружел...
Развитие устной речи младших школьников на уроках и во внеурочное время
Проблема развития речи одна из важнейших в начальной школе. Для ребенка хорошая речь – залог успешного обучения и развития....