Конспект урока по русскому языку на тему "Спряжение глаголов"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Седова Елена  Сергеевна

Конспект урока по русскому языку на тему "Спряжение глаголов"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет: русский язык                          

Класс: 4

УМК: «Начальная школа 21 века». Иванов С.В. «Русский язык. 4 класс»

Тема урока: «Спряжение глаголов».                                                                

Тип урока: урок изучения новых знаний и первичного закрепления

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Уметь пользоваться алгоритмом определения спряжения глагола.
  • Уметь определять спряжение глаголов с безударным личным окончанием, выполняя пошаговые действия алгоритма.

Личностные. Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

  • Регулятивные УУД:

– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

– проговаривать последовательность действий на уроке;

– высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

– уметь работать по коллективно составленному алгоритму действия;

-  оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

  • Коммуникативные УУД.

- уметь оформлять свои мысли в устной форме;

- слушать и понимать речь других;

- договариваться о правилах поведения и общения и следовать им;

– учиться работать в паре, группе; выполнять роли контролера, исполнителя.

  • Познавательные УУД.

- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник  и информацию, полученную на уроке;

– преобразовывать информацию из текстовой  формы в схематическую;

– делать выводы о результатах совместной работы.

Основные понятия: начальная и личные формы глагола, спряжение глаголов, личные окончания глаголов

Межпредметные связи: литературное чтение.

Ресурсы: 

  • учебник Иванов С.В. «Русский язык: 4 класс» ч. 1. Стр. 108-110. -  М: Вентана-Граф, 2010 г.;
  • компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация «Спряжение глаголов»;
  • алгоритм определения спряжения глаголов.

Ход урока

  1. Оргмомент.

-  Долгожданный дан звонок,

    Начинается урок.

2. Запись числа в рабочей тетради, чистописание.

- Прописываем соединения букв.

-запишем слова:прилечь, владеешь, учишься

-Что общего в этих словах?

3. Словарная работа. (задание на интерактивной доске)

Выписать из первой группы слов только ту строчку, в словах которой пропущена буква о, из второй группы выписываем только ту строчку в словах которой пропущена буква а.

Проверка

  4.  Актуализация опорных знаний.

          - О какой части речи идёт речь? Эта часть речи может быть совершенного и несовершенного вида. (Глагол)

  - Что вы знаете о глаголе? Составим рассказ о глаголе.

      ( Глагол – это часть речи, которая обозначает   действие предмета; отвечает на вопросы что делать?      что сделать?  Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида.  Глаголы изменяются по лицам и числам.)

 - Тему урока вы узнаете, если правильно впишем слова в таблицу.

Слайд 1.   Поставьте данные глаголы в начальную форму

  1. Прошу
  2. Терплю          
  3. Соберу
  4. Пойму
  5. Бегу
  6. Тру
  7. Подниму
  8. Ловлю
  9. Берегу

       - В какой форме даны глаголы?

  ( Это глаголы 1-ого лица, ед. ч.)

       - Назовите вид каждого глагола

  (Соберу, пойму, подниму-совершенный вид.)

  ( Прошу, бегу, тру, ловлю, берегу, терплю-несовершенный вид.)

  -  Вид глагола – это постоянный признак.

      - Изменится ли вид глагола при образовании начальной формы?

  ( Нет, не изменится.)

      - При выполнении данного задания это нужно учесть.

   

   Слайд 2    Дети называют получившиеся слова. На экране по  щелчку появляются эти слова.

-Теперь назовите тему нашего урока

   Д. – Спряжение.

- С какой частью речи работали в упражнении? (с глаголом) 

Как правильно будет звучать тема нашего урока? (Спряжение глаголов)

На какой вопрос мы должныбудем ответить в процессе нашего урока?

 (Что такое спряжение глаголов?)

      5)  Открытие правила.

-  Глаголы печь, лежать.

-Измените глаголы по лицам и числам. (по вариантам)

(два ученика у доски), выделите окончания.

Проверка:                     ед. ч.                              

                           1 лицо      я    пеку         лежу          

                           2 лицо    ты  печёшь    лежишь     

                           3 лицо      он  печёт      лежит                                                                                                                 мн. ч

                           1 лицо   мы    печём       лежим

                           2 лицо    вы    печёте     лежите

                           3 лицо   они   пекут       лежат

- Как изменяли глаголы? ( По лицам и числам)

- Что у них менялось? (Окончание)

Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением.

Слайд 3  - Значит что такое спряжение?(Изменение глаголов по лицам и числам)

(правило в учебнике с. 122)

- Значит «проспрягать глагол» – это изменить его по лицам и числам

Слайд 4                                     ед. ч.                              

                           1 лицо      я    пеку         лежу          

                           2 лицо    ты  печёшь    лежишь     

                           3 лицо      он  печёт      лежит                                                                                                                 мн. ч

                           1 лицо   мы    печём       лежим

                           2 лицо    вы    печёте     лежите

                           3 лицо   они   пекут       лежат

- Давайте сравним окончания глаголов в каждом лице. Что вы заметили?

  (У глаголов одного лица окончания разные.)

       - Хорошо если окончание ударное, тогда нет  сомнений в его написании. На какие 2 группы можно разделить глаголы в зависимости от личных окончаний?

  (1 группа – глаголы с окончаниями –ешь, -ет, -ем,        -ете, -ут.

          2 группа - глаголы с окончаниями –ишь, -ит, -им,        -ите, -ат.)

      - Замечательное открытие вы сделали.

     Слайд 5      Любой глагол в личной форме будет иметь определенные окончания: либо такие как в 1 группе, либо окончания как во второй группе

  • Если у глагола личные окончания

-ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют),

то это глаголы 1 спряжения.

  • Если у глагола личные окончания

-ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят),

то это глаголы 2 спряжения.

      6) Работа с использованием нового правила.

      - А сейчас вы поучитесь применять это правило, выполнив следующее задание. Слайд 6

Прочитайте предложения.

Зима идёт.

Звери спят.

Щёки горят.

Собака воет.

- Назовите предложения глаголы в которых употребили в переносном значении.

-Как называется этот прием когда переносятся качества живых существ на неживые? ( олицетворение)

Задание выполняется устно.  Дети читают предложения, которые у них  получились.

- Какие это предложения  - распространённые или нераспространённые? Почему?

( Предложения  нераспространённые, так как в них отсутствуют второстепенные члены предложения).

- Дополните предложения второстепенными членами и прочитайте их.

     Дети проговаривают свои варианты.

Выпишите только глаголы, выделите окончания, определите спряжение

Один ученик  у доски подробно объясняет.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

 

  7) Работа в парах. С. 121 упр.1  

Запишите глаголы в два столбика:

  1. глаголы 1-го спряжения
  2. глаголы 2-го спряжения

 

      Ведём, жгут, говорят, льют, смотрят, рассказываете, читаешь, несёте, крикнут, дарим, кормят, любим, слушаешь,  уважают, получаете, изучим.  

             

      Дети комментируют друг другу: ведём – окончание  –ём, это глагол 1спряжения; и т. д.

     Слайд 6    - Проверим, как справились с этим заданием. Поставьте плюсики если без ошибок, одна-две плюсминус, три и больше-минус

         

      Дети проверяют, находят и объясняют ошибки, если они есть.

 

8) Самостоятельная  работа.

- А кто из вас лучше всех усвоил новую тему, покажет самостоятельная работа.

           - На карточках  «Самостоятельная работа», по выбору (разноуровневые карточки)

                                       1 вариант

 Образуйте от данных глаголов глаголы 2 л. ед.ч. и 3л. мн.ч.  Определите спряжение.

Образец: говорить – говоришь, говорят (2спр.)

                                                                           

                       ползти -        

                       молчать -  

                       нести -  

                       кричать –

                       лечь –

                              2 вариант

          Образуй от данных глаголов глаголы 3 л. ед.ч. и  мн.ч.  Определи спряжение.

Образец:     говорить – говорит, говорят (2спр.)

ползти –      

молчать –        

нести –  

кричать –  

- Проверьте себя.

      Слайд 7

              1вариант                                            2 вариант 

 - ползёшь, ползут(1спр.)           - ползёт, ползут(1спр.)

 - молчишь, молчат (2спр.)       - молчит, молчат (2спр.)     

 - несёшь, несут (1спр.)              - несёт, несут (1спр.)

- кричишь, кричат (2спр.)         - кричит, кричат (2спр.)

- ляжешь, лягут (1спр.)             

- Оцените себя.

  1. Рефлексия  Слайд 8

Закончи предложения:

Мне было интересно….

Я узнал новое……

Было трудно…..

  1. Домашнее задание.

Слайд 9

-Для закрепления полученных знаний, выполните

 упр.3 или упр.2(посложнее), стр. 122, при  его выполнении

обратите внимание на информацию на стр. 121

с.122 выучить правило .

                 Урок окончен.

Образуйте от данных глаголов глаголы 2 л. ед.ч. и 3л. мн.ч.   Определите спряжение.

Образец:     говорить – говоришь, говорят (2спр.)

ползти –      

молчать –        

нести –  

кричать –

лечь –

___________________________________________________________________________________  

___________________________________________________________________________________  

Образуй от данных глаголов глаголы 3 л. ед.ч. и мн.ч.

 Определи спряжение.

Образец:     говорить – говорит, говорят (2спр.)

ползти –

молчать –

нести –

кричать –

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку, 4 класс "Глагол как часть речи"

Конспект урока+ презентация  по русскому языку автора С.Ивванова, 4 класс, тема "Глагол как часть речи"...

Конспект урока по русскому языку "Повторение о глаголе" в 4-ом классе

Конспект урока по русскому языку "Повторение о глаголе" в 4-ом классе (по методике Блума)...

Конспект урока по русскому языку "Не с глаголами" 3 класс

Конспект урока по русскому языку "Не с глаголами"...

Конспекты уроков по русскому языку 2 класс (глагол) (8 + презентация)

Русский язык 2 класс 1. Тема: глагол как часть речи. Значение глаголов в речи2. Тема: признаки глагола3. Тема: единственное и множественное число глаголов4. Тема: правописание частицы "не" с глаг...

Конспект урока по русскому языку, тема: "Времена глаголов. 2-е лицо глаголов" (3 класс, УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: ознакомление с написанием глаголов в форме 2-го лица;Планируемые результаты:Предметные:- уметь определять времена глаголов;- знать, как изменяются глаголы по временам;- знат...