Конспект урока по русскому языку на тему "Спряжение глаголов"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Конспект урока по русскому языку на тему "Спряжение глаголов"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku_na_temu_spryazhenie_glagolov_.docx | 26.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: русский язык
Класс: 4
УМК: «Начальная школа 21 века». Иванов С.В. «Русский язык. 4 класс»
Тема урока: «Спряжение глаголов».
Тип урока: урок изучения новых знаний и первичного закрепления
Планируемые результаты:
Предметные:
- Уметь пользоваться алгоритмом определения спряжения глагола.
- Уметь определять спряжение глаголов с безударным личным окончанием, выполняя пошаговые действия алгоритма.
Личностные. Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
- Регулятивные УУД:
– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
– проговаривать последовательность действий на уроке;
– высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
– уметь работать по коллективно составленному алгоритму действия;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
- Коммуникативные УУД.
- уметь оформлять свои мысли в устной форме;
- слушать и понимать речь других;
- договариваться о правилах поведения и общения и следовать им;
– учиться работать в паре, группе; выполнять роли контролера, исполнителя.
- Познавательные УУД.
- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке;
– преобразовывать информацию из текстовой формы в схематическую;
– делать выводы о результатах совместной работы.
Основные понятия: начальная и личные формы глагола, спряжение глаголов, личные окончания глаголов
Межпредметные связи: литературное чтение.
Ресурсы:
- учебник Иванов С.В. «Русский язык: 4 класс» ч. 1. Стр. 108-110. - М: Вентана-Граф, 2010 г.;
- компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация «Спряжение глаголов»;
- алгоритм определения спряжения глаголов.
Ход урока
- Долгожданный дан звонок, Начинается урок. 2. Запись числа в рабочей тетради, чистописание. - Прописываем соединения букв. -запишем слова:прилечь, владеешь, учишься -Что общего в этих словах? 3. Словарная работа. (задание на интерактивной доске) Выписать из первой группы слов только ту строчку, в словах которой пропущена буква о, из второй группы выписываем только ту строчку в словах которой пропущена буква а. Проверка |
4. Актуализация опорных знаний. - О какой части речи идёт речь? Эта часть речи может быть совершенного и несовершенного вида. (Глагол) - Что вы знаете о глаголе? Составим рассказ о глаголе. ( Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета; отвечает на вопросы что делать? что сделать? Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида. Глаголы изменяются по лицам и числам.) - Тему урока вы узнаете, если правильно впишем слова в таблицу. Слайд 1. Поставьте данные глаголы в начальную форму
- В какой форме даны глаголы? ( Это глаголы 1-ого лица, ед. ч.) - Назовите вид каждого глагола (Соберу, пойму, подниму-совершенный вид.) ( Прошу, бегу, тру, ловлю, берегу, терплю-несовершенный вид.) - Вид глагола – это постоянный признак. - Изменится ли вид глагола при образовании начальной формы? ( Нет, не изменится.) - При выполнении данного задания это нужно учесть.
Слайд 2 Дети называют получившиеся слова. На экране по щелчку появляются эти слова. -Теперь назовите тему нашего урока Д. – Спряжение. - С какой частью речи работали в упражнении? (с глаголом) Как правильно будет звучать тема нашего урока? (Спряжение глаголов) На какой вопрос мы должныбудем ответить в процессе нашего урока? (Что такое спряжение глаголов?) 5) Открытие правила. - Глаголы печь, лежать. -Измените глаголы по лицам и числам. (по вариантам) (два ученика у доски), выделите окончания. Проверка: ед. ч. 1 лицо я пеку лежу 2 лицо ты печёшь лежишь 3 лицо он печёт лежит мн. ч 1 лицо мы печём лежим 2 лицо вы печёте лежите 3 лицо они пекут лежат - Как изменяли глаголы? ( По лицам и числам) - Что у них менялось? (Окончание) Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением. Слайд 3 - Значит что такое спряжение?(Изменение глаголов по лицам и числам) (правило в учебнике с. 122) - Значит «проспрягать глагол» – это изменить его по лицам и числам Слайд 4 ед. ч. 1 лицо я пеку лежу 2 лицо ты печёшь лежишь 3 лицо он печёт лежит мн. ч 1 лицо мы печём лежим 2 лицо вы печёте лежите 3 лицо они пекут лежат - Давайте сравним окончания глаголов в каждом лице. Что вы заметили? (У глаголов одного лица окончания разные.) - Хорошо если окончание ударное, тогда нет сомнений в его написании. На какие 2 группы можно разделить глаголы в зависимости от личных окончаний? (1 группа – глаголы с окончаниями –ешь, -ет, -ем, -ете, -ут. 2 группа - глаголы с окончаниями –ишь, -ит, -им, -ите, -ат.) - Замечательное открытие вы сделали. Слайд 5 Любой глагол в личной форме будет иметь определенные окончания: либо такие как в 1 группе, либо окончания как во второй группе
-ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют), то это глаголы 1 спряжения.
-ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят), то это глаголы 2 спряжения. 6) Работа с использованием нового правила. - А сейчас вы поучитесь применять это правило, выполнив следующее задание. Слайд 6 Прочитайте предложения. Зима идёт. Звери спят. Щёки горят. Собака воет. - Назовите предложения глаголы в которых употребили в переносном значении. -Как называется этот прием когда переносятся качества живых существ на неживые? ( олицетворение) Задание выполняется устно. Дети читают предложения, которые у них получились. - Какие это предложения - распространённые или нераспространённые? Почему? ( Предложения нераспространённые, так как в них отсутствуют второстепенные члены предложения). - Дополните предложения второстепенными членами и прочитайте их. Дети проговаривают свои варианты. Выпишите только глаголы, выделите окончания, определите спряжение Один ученик у доски подробно объясняет. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
7) Работа в парах. С. 121 упр.1 Запишите глаголы в два столбика:
Ведём, жгут, говорят, льют, смотрят, рассказываете, читаешь, несёте, крикнут, дарим, кормят, любим, слушаешь, уважают, получаете, изучим.
Дети комментируют друг другу: ведём – окончание –ём, это глагол 1спряжения; и т. д. Слайд 6 - Проверим, как справились с этим заданием. Поставьте плюсики если без ошибок, одна-две плюсминус, три и больше-минус
Дети проверяют, находят и объясняют ошибки, если они есть.
|
8) Самостоятельная работа. - А кто из вас лучше всех усвоил новую тему, покажет самостоятельная работа. - На карточках «Самостоятельная работа», по выбору (разноуровневые карточки) 1 вариант Образуйте от данных глаголов глаголы 2 л. ед.ч. и 3л. мн.ч. Определите спряжение. Образец: говорить – говоришь, говорят (2спр.)
ползти - молчать - нести - кричать – лечь – 2 вариант Образуй от данных глаголов глаголы 3 л. ед.ч. и мн.ч. Определи спряжение. Образец: говорить – говорит, говорят (2спр.) ползти – молчать – нести – кричать – - Проверьте себя. Слайд 7 1вариант 2 вариант - ползёшь, ползут(1спр.) - ползёт, ползут(1спр.) - молчишь, молчат (2спр.) - молчит, молчат (2спр.) - несёшь, несут (1спр.) - несёт, несут (1спр.) - кричишь, кричат (2спр.) - кричит, кричат (2спр.) - ляжешь, лягут (1спр.) - Оцените себя. |
Закончи предложения: Мне было интересно…. Я узнал новое…… Было трудно….. |
Слайд 9 -Для закрепления полученных знаний, выполните упр.3 или упр.2(посложнее), стр. 122, при его выполнении обратите внимание на информацию на стр. 121 с.122 выучить правило . Урок окончен. |
Образуйте от данных глаголов глаголы 2 л. ед.ч. и 3л. мн.ч. Определите спряжение.
Образец: говорить – говоришь, говорят (2спр.)
ползти –
молчать –
нести –
кричать –
лечь –
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
Образуй от данных глаголов глаголы 3 л. ед.ч. и мн.ч.
Определи спряжение.
Образец: говорить – говорит, говорят (2спр.)
ползти –
молчать –
нести –
кричать –
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку, 4 класс "Глагол как часть речи"
Конспект урока+ презентация по русскому языку автора С.Ивванова, 4 класс, тема "Глагол как часть речи"...
Конспект урока по русскому языку "Повторение о глаголе" в 4-ом классе
Конспект урока по русскому языку "Повторение о глаголе" в 4-ом классе (по методике Блума)...
Конспект урока по русскому языку "Не с глаголами" 3 класс
Конспект урока по русскому языку "Не с глаголами"...
Конспекты уроков по русскому языку 2 класс (глагол) (8 + презентация)
Русский язык 2 класс 1. Тема: глагол как часть речи. Значение глаголов в речи2. Тема: признаки глагола3. Тема: единственное и множественное число глаголов4. Тема: правописание частицы "не" с глаг...
Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "Глаголы-синонимы и глаголы-антонимы" (УМК "ШКОЛА РОССИИ")
Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ...
Конспект урока по русскому языку, тема: "Времена глаголов. 2-е лицо глаголов" (3 класс, УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: ознакомление с написанием глаголов в форме 2-го лица;Планируемые результаты:Предметные:- уметь определять времена глаголов;- знать, как изменяются глаголы по временам;- знат...