Тема: «Род имён существительных» 3 кл
методическая разработка по русскому языку (3 класс)

Китрашова Тамара Павловна

Тема: «Род имён существительных»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rod_imyon_sushchestvitelnyh_3klass.docx44.51 КБ

Предварительный просмотр:

                             Тема: «Род имён существительных»

  • Цель: обобщить знания об имени существительном, как части речи и его грамматических признаках; закреплять умения определять род имен существительных

Задачи: содействовать формированию умений определять род имен существительных; классифицировать имена существительные по родам и обосновывать правильность определения рода; способствовать воспитанию дружеских взаимоотношений; развивать наблюдательность, внимание, устную и письменную речь.

Планируемые результаты урока:

Метапредметные:

Регулятивные: определять тему и ставить цели урока, контролировать свою деятельность после каждого этапа

Познавательные: уметь выполнять задания в учебнике, применяя полученные знания; задавать проблемные вопросы в ходе исследовательской деятельности и отвечать на них; осуществлять анализ, сравнение, сопоставление и обобщение  

Коммуникативные: развивать умение сотрудничать со сверстниками при работе в группе и парах; слушать и слышать друг друга и учителя; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности    

Личностные: развивать умение проявлять самостоятельность в разных видах деятельности; уметь выражать свое мнение; работать над адекватной самооценкой.

 Оборудование: компьютер, интерактивная доска, учебники, тетради, сигнальные карточки, презентация к уроку “Род имен существительных”, сказочный герой, демонстрационный материал.

 Тип урока: урок закрепления.

        Ход урока.

I. Организационный момент.

Вот звонок нам дал сигнал,

Поработать час настал.

Так, что время не теряем,

И работать начинаем.

Будем работать под девизом:

На уроке работай старательно,

И успех тебя ждёт обязательно! (На доске записать и рисунок солнца прикрепить без лучиков. Они у нас появятся в конце урока.)

- Мы продолжаем путешествие по стране «Имя существительное»

II. Актуализация знаний.

-А кто с нами будет учиться на уроке, отгадайте.

У отца есть мальчик странный,

Необычный, деревянный,

На земле и под водой

Ищет ключик золотой,

Всюду нос сует свой длинный…

Кто же это?.. (Буратино)


-Буратино хотел бы узнать , что вы знаете о существительном , но прежде чем приступить к этому заданию я хочу вызвать к доске учащихся для сам. раб.

1).С.р. у доски.

 1ч.-вычеркнуть лишнее слово в каждой строке,

Девочка, пчела, море, трава. (Лишнее сущ. море т.к остальные сущ. ж.р.)

Зерно, окно, поле, пенал.  (Лишнее  сущ.т. пенал т.к остальные сущ. ср.р.)

Воробей,

2уч. Определить род записанных сущ. Дать две карточки : определить  род, вставить в словарные слова буквы и определить  род сущ.; более сильному ученику.

- А сейчас пришло время показать нашему героя, что мы знаем о существительном

3) Игра «Да – нет»

Имя  существительное – это часть речи? (Да!)

Имена  существительные  отвечают на вопросы:  какой, какая, какое, какие? (Нет!)

Имена  существительные  отвечают на вопросы Кто? Что? (Да!)

Имена  существительные  обозначают действие предмета? (Нет!)

Имена  существительные  обозначают  предмет? (Да!)

Имена  существительные в предложении   могут быть… второстепенным членом? (Да!)

Имена  существительные  бывают   только ж.р.? (Нет)

-А ещё  какого рода бывают имена сущ.?(м.р. и ср.р.)

-А сейчас  давайте проверим ребят правильно ли они выполнили задание(сигналами)

-Так, как же определить женский род? Какое местоимение поможет? Доскажите это местоимение.

 Женский род запомню я

И скажу: «Она- моя».

Какое местоимение  помогает определить мужской род?

И запомню род мужской

И опять скажу: «Он – мой».

Какое местоимение  помогает определить средний род?

Средний род: «Оно – моё».

Это правило твоё. (На доску прикрепить памятку:

ж.р.-она моя

м.р.-он  мой

ср.р.-оно моё

-Определите тему нашего урока.

III. Сообщение темы и цели  урока.

-Правильно, сегодня на уроке мы продолжим работу по распознаванию рода имён существительных. Слайд1  тема урока.

IV. Орфографическая  разминка. Чистописание.

-Для начала проведём минутку чистописания.     Запись числа и классной работы. (Заранее уже написано в тетрадях)

Давайте определим, какую букву нам принёс Буратино сегодня

Буратино, барабан,
Белка, булка и банан.
- Я играю на трубе
И зовусь я буква "Б"!(слайд2)

Прописать  в тетради. (Указкой показать, как правильно пишутся буквы и соединения в словах)

Б б  Б б  Б б

берёза    баран    болото

- Какая орфограмма во всех словах? (Безударная гласная непроверяемая ударением)

-Я хочу, чтобы вы продолжили работу над данной орфограммой.

V. Словарная работа. (Один ученик у доски записывает и объясняет, остальные в тетрадях)

Замени одним словом.

- Плод яблони. яблоко

- Мебель для сна. кровать

- Помещение, в котором ведут торговлю. магазин

- Железнодорожный подземный транспорт. метро

- Седьмой день недели. воскресенье

- Командная игра на льду. хоккей

- Столовая посуда круглой формы с приподнятыми краями и плоским дном. тарелка

 (После написания определить род этих существительных карточками)

ФИЗМИНУТКА.

Буратино потянулся,
Раз — нагнулся,
Два — нагнулся,
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.

VI. Повторение и систематизация полученных знаний.

- Буратино предлагает поработать самостоятельно .

Сам работа  по вариантам с последующей проверкой по эталону. Слайд 3(На экране слова через запятую.)

I в.- выписывает существительные  м. рода

II в.- выписывает существительные  ж. рода

III в.- выписывает существительные ср. рода

- Теперь проверим  сигналами по эталону  ( 1вар., затем 2вар., затем 3вар.)

-Так ещё раз напомните, какие слова вам помогли справиться с данным заданием?

-Ребята, а вот Буратино, когда выполнял д.з. не мог определить род существительного «плакса». А вы можете определить род этого слова?

- А давайте обратимся к учебнику стр.30 читает правило учитель

VII. Работа по  учебнику.

Коллективная работа стр.30, упр.50

1 и 2 предложение у доски.

3 предложение самостоятельно запишут. Взаимопроверка.

- Покажите сигналом какого же рода выделенное существительное .

-Это строки из какого стихотворения? А кто автор? (К.И.Чуковский « Мойдодыр»

-А , читая эти строки, скажите чему учит это стихотворение? ( Воспит. момент)

(Нужно всегда следить за собой, мыть руки, умываться, чистить зубы и т.д.)

 VIII. Итог урока

-Как же  определить род имен существительных?

 (Нужно существительные  заменить местоимением он мой, она моя, оно мое)

-Что интересного ещё  вы узнали на уроке?

IX. Рефлексия

Самооценка.

-Возвратимся к нашему девизу:

На уроке работай старательно,

 И успех тебя ждёт обязательно! хором

-На доске солнце успеха, а на столах лучики зеленого, красного, и желтого цвета.

если было интересно и понятно – ты доволен собой, то покажите  желтый лучик,   что-то не получалось, остались вопросы – зелёный лучик, не доволен собой , запутался, не совсем все понятно-красный лучик.

Окончен урок, и выполнен план.

Спасибо, ребята, огромное вам.

За то, что упорно и дружно трудились,

И знания точно уж вам пригодились.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка по теме " Склонение имён существительных"

Урок- путешествие по теме " Склонение имён существительных" . Проводить желательно накануне Новогодних праздников....

Дидактический материал по русскому языку по теме "Склонение имён существительных", "Падежные окончания имён существительных"

Позволяет проверить индивидуальные знания учеников по теме "Склонение имён существительных", "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных"...

Закрепление по теме "Склонение имён существительных. Признаки склонения имён существительных"

Обобщение знаний о грамматических признаках имён существительных....

Урок обобщения знаний Тема: «Обобщение по теме « Склонение имён существительных»

На этом уроке были поставлены учебные задачи, направленные на достижение  метапредметных результатов обучения: формирование умения работать  статичных  парах группах в режиме интер...

Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме: "Число имён существительных. Знакомство с существительными, употребляющимися только в единственном и только во множественном числе."

Это урок постановки учебной задачи. На нём, на основе предыдущей темы ,открывается и конструируется новое открытие, которое фиксируется в модели.Ребята знакомятся с существительными , которые употребл...