Закрепление правописания парных согласных в корне слова.
презентация к уроку по русскому языку (3 класс)

Французова Галина Васильевна

Вид урока : путешествие в страну русского языка

Тип урока: урок закрепления знаний

Технологии, применяемые на уроке: Технология парной и групповой работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Урок по русскому языку123.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка ,   класс - комплект

 

Тема: Закрепление правописания парных согласных в корне слова.

Цель: Формировать навыки проверки написания парных звонких и глухих согласных в корне слов

Задачи: 1. Закрепить понятие учащимися, что парные согласные в корне слова произносятся одинаково глухо, и их написание нужно обязательно проверять либо изменением числа, либо подбором         родственного слова, у которого после проверяемого согласного звука звучит гласный или         звонкие согласные звуки [л], [м], [н], [р].

2. Способствовать развитию орфографической зоркости, логического мышления, познавательной активности, расширять словарный запас, наблюдательность, память, учить рассуждать и анализировать

3. Содействовать воспитанию культуры учебного труда, воспитанию личностных качеств учащихся: взаимовыручки, дружелюбия, толерантности, воспитывать любовь и интерес к природе, художественный вкус, желание учиться и делать открытия, доброжелательность и внимательность к людям, уважение к окружающим, готовность к сотрудничеству и дружбе, оказание помощи кто в ней нуждается.

 Вид урока : путешествие в страну русского языка

Тип урока: урок закрепления знаний

Технологии, применяемые на уроке: Технология парной и групповой работы.

УУД: Предметные: знать понятия "звонкие" и "глухие" согласные; формировать навыки проверки написания парных звонких и глухих согласных в корне слова; 
научиться алгоритму проверки написания парных согласных в корне слова. 
Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной         деятельности. 
Метапредметные.

Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё мнение.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им.         

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемые результаты:

Дети учатся:

- понимать и принимать учебную задачу,

-проверять парные звонкие и глухие согласные в корне слова разными способами,

- сопоставлять произношение и написание слов,

- подбирать проверочные слова,

- находить примеры слов на изученные орфограммы,

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Умения, характеризующие этапы урока:

-принимать учебную задачу, выполнять ее,

-определять проверяемое и проверочное слово,

Владеть разными способами проверки парных звонких и глухих согласных в корне слова.

Оборудование:  - учебники «Русский язык» 2,3,4  классы (автор Э Якубовская),

- выставка книг «По дорогам сказок»,

-схемы – опоры о парных согласных

-карточки дли индивидуальной и самостоятельной работы,

-презентация,

-картина «Ноябрь»,

- музыка «Сказка приходит в дом»,

-солнышка добра,

- предметные картинки зверей.

Ход урока

I. Организационный момент. Целевая установка.

Мы рады приветствовать вас в классе нашем.

Возможно, есть классы и лучше , и краше.

Но пусть в нашем классе вам будет светло,

Пусть будет уютно и очень легко.

Поручено нам всем урок начинать,

Поэтому время не будем терять.

- проверьте, все ли готовы к уроку. Хорошо. Тогда начинаем.

Я предлагаю вам поработать над девизом урока:

« Хочешь альпинистом стать – иди в горы,

Хочешь грамотным быть учись думать и мыслить.»

II. Сообщение темы урока.

- Сегодня на уроке я желаю вам покорить маленькую, но важную вершину на пути к грамотности.

Послушайте внимательно стихотворение и попробуйте определить тему нашего урока

 В нашем русском языке

Ходят пары «налегке»

Часто «хитрые подружки»

Подменить хотят друг дружку

Как узнать писать какую-

Эту букву иль другую

Предстоит ,сегодня, вам

Все расставить по местам.

Догадались?

-Сформулируйте тему нашего урока.

Правильно, тема урока «Закрепление правописания парных согласных в корне слова.»

Мы на уроке совершим сказочное путешествие в страну русского языка

Будем учиться   правильно писать слова с парными согласными , подбирать проверочные слова.

-Как вы считаете, что необходимо знать по теме урока? (Знать парные согласные буквы. Знать правило проверки слов с парными согласными в корне)

- У вас на партах подсказка (парные звонкие и глухие согласные)

_ Читаем все вместе

« Парные согласные – самые опасные!

В корне ты их проверяй –

Рядом гласный подставляй!»

_ скажите, ребята, с чего мы начинаем урок русского языка?( С минутки чистописания)

III. Актуализация опорных знаний.

 Чистописание  

– Работаем в тетрадях. Запишите сегодняшнее число. Классная работа.  

Минутка чистописания, словарная работа.   

 з/з  з/з

-Прочитайте слова и определите, что их объединяет.

сказка  сказочка  сказочный

-Что вы заметили в правописании этих слов?

-Как называются эти слова? (Однокоренные)

-Подчеркните парную согласную

IV. Работа над пройденным материалом

- Какое сейчас время года? (Осень)

Как называется последний месяц осени? (Ноябрь)

(Дети рассматривают картину осени)

- Ноябрь – поздняя осень. Дни стали короче. Солнце светит мало. По ночам морозы. Идет первый снег. Почти все листья на деревьях опали. Засыпают до весны лесные обитатели. – медведи, ежи, змеи. Зайцы и белки меняют летний мех на зимний. Ноябрь – чистый воздух, пушистые легкие снежинки.

Свою любовь к осенней природе люди выражают через стихи, рассказы, музыку, рисунки, картины. Перед вами картина «Ноябрь». Посмотрите на нее и найдите слова с парными глухими и звонкими согласными. ( Снег, мороз, изгородь, листопад).

- Придумайте предложение со словами: мороз, снег, лист.

1. Комментированное письмо

На улице мороз.

Тихо идет снег.

- Подчеркните подлежащее и сказуемое, обозначьте части речи.

- Как же проверить написание слов с парными звонкими и глухими согласными в корне слова?

( Надо слово изменить так, чтобы после согласной стояла гласная буква)

 

Алгоритм

  • Прочитать слово
  • Выделить корень
  • Определить парную согласную
  • Подобрать проверочное слово

2. Продолжение работы над пройденным материалом

- Ребята на улице холодно, взрослые и дети начали болеть, хочется сидеть дома, читать сказки.

-Кто любит сказки?

-Я в начале урока, обещала вам совершить сказочное путешествие в страну русского языка.

Сейчас «Катя прочитает отрывок из сказки. А вы подумайте, из какой сказки этот отрывок?

( К. Чуковский «Доктор Айболит»)

Добрый доктор Айболит!

Он под деревом сидит

Приходи к нему лечиться

И корова, и волчица,

И жучок, и червячок,

И медведица!

Всех излечит , исцелит

Добрый доктор Айболит!

-Ребята, вот какой доктор Айболит добрый. Он лечит всех зверей.

_А давайте, представим, что заболел доктор Айболит, что тогда будет?

- Все зверята со всех концов света поспешили на помощь доктору. Вот он лежит в постели больной, но счастливый, потому что не оставили его зверята в беде.

-Ребята, а вы готовы навестить больного человека?

На помощь доктору пришли:

-медвежонок,

- олененок,

- жираф,

- заяц,

- ежик,

- кит,

- лев,

- уж,

- крокодил.

3. Самостоятельная работа

- Из всех названий зверей вам нужно записать лишь тех, названия которых имеют на конце звонкую или глухую согласную и указать правильность написания, подобрав проверочное слово.2 класс – 2 слова

3 – 4 класс – 3 слова ( медведь, лев, жираф, кит. Уж)

- Ребята, назовите, среди записанных слов, слова, в которых есть знакомая вам орфограмма.

- Какое правило нужно помнить?

Расскажите правило друг другу.

V.Физкультминутка

VI. Закрепление пройденного материала.

  1. – Ребята, а что сейчас делают ужи, медведи, ежи?

-Угадайте загадку.

Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой. (медведь)

-Запишите слово медведь. Определите количество букв и звуков. ( Медведь – 7 букв, 6 звуков)

2 Сообщение о ежах

Ежи – милые и забавные животные. Они приносят пользу саду. С осени ежи наедают жировые запасы. Для успешной зимовки зверек должен накопить до 500 граммов жира. Если этих запасов окажется меньше, то еж рискует отбросить колючки. Длина тела у ежей от 15 до 25 сантиметров. Зубов - 36 –тук. Самка 1 раз в год рожает от 3 до 8 детенышей. Живут ежи в природе от 3 до 6 лет.

  1. Работа с деформированным предложением.

Ежи, норке. в , укрылись.

- Напишите красивое предложение и над каждым словом поставьте ударение.

-Подчеркните главные члены предложения.

     4 . – Итак, за окном холодно, дует ветер. Доктор Айболит лежит в постели, но ему уже лучше. Теперь он вам приготовил задание:

2 -3 класс:  Работаете с карточками.

4 класс: Допишите слова с парным согласным

Горбатый …… ( верблюд)

Пятнистый …….( жираф)

Интересная ……. ( сказка)

-Проверяем. Молодцы!

- Как проверить парную согласную в корне слова?

    5. –Много зверят пришли лечить доктора, а вот верблюжонок не смог прийти.

А вы знаете почему?

- Он получил письмо от слоненка, как нужно прийти на поляну к доктору, но ничего не понял. Давайте поможем разобраться верблюжонку.

( У ребят карточки с письмом, они читают его и простым карандашом исправляют ошибки)

Дорогой , верблют!

Иди прямо через лук. Справа большой прут. На пруду лет.

- какой вывод можно делать?

( Чтобы проверить и грамотно написать , надо знать правило)

- теперь верблюжонок знает дорогу и смело отправится в путь к доктору Айболиту.

- Ребята, молодцы! Вы помогли верблюжонку выполнить задание.

Ребята, как хорошо , что добрые и хорошие поступки украшают не только людей, но и сказочных животных.

VII. Обобщение.

- Чему учились на уроке?

- Какое  правило вы расскажите дома?

 Чтобы проверить парную согласную в корне, нужно изменить слово так ,

чтобы после согласной стояла гласная)

VIII. Оценки за урок.(выставление оценок)

IX. Рефлексия (релаксация)

-Вы хорошо потрудились на уроке. Я рада, что вы . сегодня. Старались находить парные согласные в корне, были внимательными.

- Какую роль играет тема сегодняшнего урока в нашей жизни?

(Будем грамотно писать, красиво говорить, видеть прекрасное вокруг себя, любить и беречь животных, а значит и свою Родину)

 - В природе есть солнце. Оно светит, всех любит и грет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представим в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несет любовь, мир. Звездочка опять увеличивается, направляем лучик с добром, здоровьем, лаской. Теперь звездочка стала большой, как солнце. Оно несет тепло всем, всем. Сейчас у вас на партах лежит лучик. Давайте из них составим солнышко добра.

- Кому урок понравился, прикрепите лучики к солнышку.

- Кому урок не понравился, оставьте лучик у себя на партах.

- Пусть на улице холодно, но солнышко добра согревает нас в любую погоду.

Радость природа 

XI. Домашнее  задание

- Всем придумать по 5 слов с парными согласными, выучить правило.

2 класс - 5 слов с парными согласными

3 класс - 5 слов с парными согласными, 1 предложение

4 класс - 5 слов с парными согласными. 2 предложения

Дополнительные задания, если останется время

  1. Игра «Доскажи словечко»

На коньках, я лечусь вперед

Под ногами крепкий … (лед)

У лисички Любки

Остренькие … (зубки)

Закрывают детки глазки,

Будут сниться деткам … (сказки)

  1. Самостоятельная работа

=Допишите предложения словами с противоположным значением. В скобках напишите проверочное слово.

Река широкая, а речей … (узкий (узок)

Камень тяжелый, а пух …(легкий (легок)

Редька горькая, а груша … (сладкая (сладок)

  1. От существительных образуйте прилагательные

Лед, снег, дождь. Сказки, мороз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка «Правописание парных согласных в корне слова. Закрепление» 2 класс

Итегрированный урок русского языка и окружающего мира, куда входит материал о зоопарке....

урок русского языка во 2 классе по теме:"Правописание парных согласных в корне слова" согласные"

Технологическая карта урока по русскому языку по теме" Правописание парных согласных в корне слова" содержит полную информацию по проведению урока в соответствии с ФГОС по системе Л.В.Занкова, презент...

Тема: "Правописание парных согласных в корне слова, на конце слова"

Правописание парных согласных в корне слова, на конце слова. Русский язык. 3 класс...

Правописание парных согласных в корне слова и в середине слова

Правописание парных согласных в корне слова и в середине слова...

Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Правописание парных согласных в корне слова" (закрепление)

Планируемые результаты: Предметные: -развивать умение проверять слова с парными по глухости-звонкости согласными звуками в корне; -сравнивать искомую букву в проверочном и проверяемом словах. -отрабат...