Урок русского языка "Имя существительное", 2 класс
план-конспект занятия по русскому языку (2 класс)
Цель: познакомить обучающихся с понятием "имя существительное".
1. Учить отличать предмет и слово, как обозначение предмета;
2. Учить задавать вопросы к именам существительным;
3. Развивать познавательный интерес, умение сравнивать и обобщать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_imya_sushchestvitelnoe.docx | 76.84 КБ |
Предварительный просмотр:
«Имя существительное»
(2 класс, по программе «Школа России»)
Цель: формировать понятие об имени существительном.
Задачи:
1. Учить отличать предмет и слово, как обозначение предмета;
2. Учить задавать вопросы к именам существительным;
3. Развивать познавательный интерес, умение сравнивать и обобщать.
- Орг. момент
У: Проверьте, все ли необходимое лежит у вас на столах.
У: Каким должен быть настоящий ученик?
О: Серьезным, внимательным, дисциплинированным.
Ножки как стоят? (Вот так…)
Спинки как стоят? (Вот так…)
Ручку как держим? (Вот так…)
Учащиеся сопровождают свои слова действиями, показывающими как должны стоять ножки, спинки, как держать ручку.
- Минутка чистописания
У: На доске девиз нашего урока. Прочитайте.
Ученье – свет, а неученье – тьма.
У: Что это?
У: Как понимаете пословицу?
У: Какая буква чаще всего повторяется в этой пословице?
У: Её написание мы и будем повторять.
Е е Е е Е е
3. Словарная работа
Следующий этап - словарная работа. Для чего мы ее проводим?
О: Чтобы повторить изученные орфограммы.
Словарный диктант по картинкам
У: На экране будет иллюстрация, ваша задача - записать слово, обозначающее этот предмет.
Проверка в парах
У: Обменяйтесь тетрадями в парах. Возьмите простой карандаш. Проверьте работу своего соседа.
нет ошибок - 5
1 ошибка - 4
2-3 ошибки - 3
4-5 - ошибок - 2
У: Обменяйтесь снова тетрадями.
4. Введение в тему
У: Прочитайте еще раз слова.
У: На какие две группы их можно распределить? (кто? и что?)
Учитель вывешивает вопросы (КТО? и ЧТО?)
У: Давайте зададим вопрос к каждому из данных слов.
У: А теперь откройте учебники на странице 44 и прочитайте, как называются такие слова.
О: Имена существительные.
5. Целеполагание
У: Какую цель урока поставим?
О: Изучить, что такое имя существительное.
У: Научимся задавать вопросы к данным словам.
На доске:
СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
СУЩИЙ
СУЩНОСТЬ
У: Слово «существительное» произошло от слов «сущий» и «сущность».
У: Давайте найдём в словаре определение слова «сущность».
Поиск по словарю
О: …..
У: Найдём в словаре слово "существительное".
Поиск по словарю
О: …
У: Давайте сверим определение с учебником на странице 45. Прочитайте про себя.
Вслух читает один ученик.
У: Так что же такое имя существительное?
О: Это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы «кто?», «что?».
Физ. минутка
У: Учебник, с 44 упр.74. Рассмотрите иллюстрации.
У: Назовите предметы.
У: Задайте вопрос к каждому из этих слов.
У: Как называются эти слова? Докажите.
6. Работа по теме
У: С.45 упр.75. Прочитайте. Запишите упражнение 75.
У: Что необходимо выполнить?
О: Сгруппировать слова.
Запись в тетрадь с комментированием.
Люди (кто?) учитель, школьник, ребята, врач.
Животные (кто?) верблюд, пчела, окунь.
Растения (что?) земляника, ромашка, осина.
Одежда (что?) платье, пальто, костюм.
У: Что могут обозначать имена существительные?
О: Явления природы, людей, животных, различные предметы и т.д.
Игра «Определи существительное»
У: Если я назову имя существительное, то вы хлопаете. Если это не имя существительное – вы топаете.
слон
бежать
смотреть
юла
снег
ученик
цветок
говорить
солнце
Работа в группах
У: Работа в группах. Ваша задача - определить, какие слова в данных группах не являются именами существительными. Эти слова зачеркнуть.
1 команда - бежать, окно, снег, мороз, смеяться.
2 команда - ходить, лодка, дождь, читать, ехать.
3 команда - машина, соловей, мастерить, петь, дети.
4 команда - сапоги, улица, работать, завод, ягодный.
5 команда - берёза, ворона, летать, обедать, молоко.
6 команда - магазин, покупать, карандаш, собака, говорить.
Один из представителей команд выходит к доске и зачитывает лишние слова.
Физ. минутка
У: А сейчас мы отправимся с вами в путешествие по островам. Раз мы отправимся путешествовать на самолёте, то я буду стюардессой (учитель завязывает себе на шее шарфик).
У: Рассмотрите карты у вас на столах. Куда мы отправимся?
О: Это будет путешествие по островам.
У: Сколько островов мы посетим?
О: 4 острова.
У: Найдите первый остров на нашей карте.
У: Пристегните ремни безопасности, наш самолёт начинает взлетать.
Звучит звук самолёта. Дети разводят руки в стороны.
МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ОСТРОВ
Сигнал.
Внимание, внимание. Дамы и господа, наш рейс 28 2В по маршруту Норильск – Математический остров совершил посадку. Просьба оставаться на своих местах до окончания урока.
У: На этом острове нам нужно будет решить задачу. Прочитайте её.
Играя в прятки с Попугаем, Мартышка пробежала 5 м по спине Удава, 6 м пробежала по траве, затем взобралась на пальму высотой 4 м. Какой путь проделала Мартышка? (15 м)
У: Какой же путь проделала Мартышка?
О: 15 м.
У: Назовите героев задачи.
О: Попугай, Мартышка, Удав.
У: Как одним словом можно их назвать?
О: Животные.
У: На какой вопрос отвечают эти слова?
О: Кто?
У: Запишите персонажей в своей карте, на 1 острове.
У: Докажите, что это имена существительные.
О: ...
У: Значит, имена существительные обозначают кого?
О: Животных.
У: Найдите на карте второй остров. Готовы лететь?
Звук самолёта, дети раскрывают руки в стороны.
ОСТРОВ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Внимание, внимание. Дамы и господа, наш рейс 28 2В по маршруту Математический остров – остров окр. мира совершил посадку. Просьба оставаться на своих местах до полной остановки самолёта.
Замените одним словом и запишите
Движение воздуха - .... (ветер)
Буря на море - ... (шторм)
Сильный ветер со снегом - ... (метель)
Ненастье с громом и молнией - ... (гроза)
У: Прочитайте вслух записанные слова.
У: На какой вопрос они отвечают?
О: Что?
У: Докажите, что это имена существительные.
О: ...
У: Что могут обозначать имена существительные?
О: Явления природы.
У: Найдите на карте третий остров. Полетели?
Звук самолёта, дети раскрывают руки.
ОСТРОВ ИЗО
Внимание, внимание. Дамы и господа, наш рейс 28 2В по маршруту остров окр.мира – остров ИЗО совершил посадку. Просьба оставаться на своих местах и соблюдать дисциплину.
На экране иллюстрация.
У: Рассмотрите картину.
У: Что вы чувствуете, глядя на неё?
О: Спокойствие, умиротворение, восхищение.
У: На какой вопрос отвечают эти слова?
О: Что?
У: Что же могут называть имена существительные?
О: Чувства.
ОСТРОВ ТЕХНОЛОГИИ
У: Найдите на карте последний остров. Полетим туда?
Звук самолёта, дети раскрывают руки в стороны.
Внимание, внимание. Дамы и господа, наш рейс 28 2В по маршруту остров ИЗО - остров технологии совершил посадку. Просьба оставаться на своих местах до звонка.
На экране аппликация.
У: Рассмотрите. Что это?
О: Аппликация.
У: Запишите четыре любых предмета, необходимых для изготовления данной аппликации.
У: Какие слова записали?
У: На какие вопросы отвечают эти слова?
О: Что?
У: Что могут называть имена существительные?
О: Предметы.
У: Пора возвращаться обратно в школу. Пристегните ремни безопасности, полетели.
Звук самолёта, дети раскрывают руки в стороны.
У: Ребята, как вы думаете, имя существительное - это важная часть речи?
Работа в парах.
У: Прочитайте текст.
Ярко светило _____________. На ______________ не было ни одного __________________. ________________весело играл. Вдруг прогремел ________________ и полил ____________. ______________ побежал прятаться.
Слова для справок: солнце, небе, облака, щенок, гром, дождь, щенок.
У: Все ли в нем понятно?
У: Чего не хватает?
У: Исправьте текст. Запишите необходимые имена существительные.
У: Имя существительное - это древнейшая часть речи. Почти каждое слово - это имя существительное. Еще первобытные люди, познавая природу, называли окружающие предметы и явления.
7. Итог
У: Что нового узнали на уроке?
У: Что закрепили?
8. Рефлексия
У: Оцените свои достижения на уроке с помощью смайлика.
У: Какие затруднения возникли? Почему?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка. 4 класс Тема: Одушевлённость и неодушевлённость имён существительных как особое грамматическое значение имён существительных.
На этом уроке русского языка ребята получат возможность разобраться с таким грамматическим значением имён существительных как одушевлённость и неодушевлённость....
Урок русского языка. 4 класс Тема: Одушевлённость и неодушевлённость имён существительных как особое грамматическое значение имён существительных.
На этом уроке русского языка ребята получат возможность разобраться с таким грамматическим значением имён существительных как одушевлённость и неодушевлённость....
Презентация к уроку русского языка 4 класс Тема: Одушевлённость и неодушевлённость имён существительных как особое грамматическое значение имён существительных.
Презентация на урок. Помогает структурировать учебный материал по данной теме....
Урок русского языка, 2 класс, тема "Собственные и нарицательнае имена существительные. Правописание собственных имен существительных"
Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС НОО, основан на технологии системно-деятельностного подхода....
урок русского языка (4 класс) по теме «Одушевлённость – неодушевлённость существительных как особое грамматическое значение существительных» (система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова) Учебник В.В.Репкина, Е.В.Восторговой, Т.В.Некрасовой
Цели:1. Познакомить с новым грамматическим значением существительных – одушевлённость, неодушевлённость 2. Развивать способность к анализу и обобщению, находчивость, сообразительность; развивать...
Разработка урока русского языка 4 класс УМК "Школа 2100" тема : "имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имен существительных"
Урок повторения и обобщения материала....
Урок русского языка 4 класс. "ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ. ТРИ СКЛОНЕНИЯ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ"
Тема: Развитие умения определять склонение имён существительных. Морфологический разбор имени существительного.– Развитие умения производить морфологический разбор имён существительных....