Урок развития речи по теме «Зима».
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Не только художники, поэты и писатели, но и русский народ посвятил свои произведения зимней теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zima_2.doc | 491.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Урок развития речи по теме «Зима». (Творческая мастерская).
Цель урока: способствовать развитию речи, творческого воображения учащихся;
Задачи урока:
- создавать условия для развития художественного вкуса, воображения, творческих способностей,
- развивать коммуникативные навыки, умение работать в команде,
- расширять словарный запас детей,
- способствовать воспитанию любви к природе.
Оборудование: мультимедийный проектор, репродукции картин о зиме: Грабарь И.Э. «Зимний пейзаж», Александров Д.Я. «Зимняя сказка», Бродская Л. «Таежный мороз», карточки для индивидуальной работы, слайды на тему «Зима», пьеса П.И. Чайковского «Январь» из цикла «Времена года»; музыка из кинофильма «Чародеи», маршрутный лист, презентация.
Ход урока.
Организационный момент «Поздороваемся глазами».
Предложить учащимся поздороваться глазами с гостями, улыбнуться им, посмотреть друг на друга, пожелать успехов творческих и сил, чтоб на уроке каждый себя проявил.
У нас урок развития речи. Тему урока вы узнаете, написав буквенный диктант.
Основная часть
1. Буквенный диктант.
а) Назовите звонкий парный звуку с З
б) Жи –ши - пиши с буквой…. И
в) Что стоит посредине земли? М
г) Вторая буква в слове пальто. А
- Какое получилось слово? Зима.
- Кто догадался, о чём будем вести сегодня разговор на уроке по развитию речи (о зиме)?
Итогом нашей работы будет творческая работа, в которой вы сможете выразить свое отношение к зиме, поделиться с нами своими впечатлениями о зиме.
2. Интеллектуальная разминка.
Проведём разминку. Я буду загадывать загадки, отгадки записывайте в тетради. На доске записывают отгадки, указать орфограммы.
Если он зимой ударит,
Спрятать всех носы заставит. (мороз)
Проработав целый день,
Намела гору метель.
Что за горка? Как зовётся?
Вам ответить мне придётся. (сугроб)
Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это ... (снегири)
Если зимнею порою
Тучи небо всё закроют,
И снежинки полетят –
Значит, будет … (снегопад)
Что за стол среди берез
Под открытым небом?
Угощает он в мороз
Птиц зерном и хлебом. (кормушка)
Кто зимой метёт и злится,
Дует, воет и кружиться?
Стелет белую постель?
Это – снежная ….. (метель)
2 слайд. Показать слайд с этими явлениями природы.
- Назовите слова, близкие по значению к слову метель (вьюга, пурга, снежный ураган, буран)
Метель, вьюга, буран, пурга - слова синонимы, имеют одинаковое значение. Представляют они собой перенос снега высоким порывом ветра.
- Составьте предложение с любым из этих слов. (Буран бушевал всю ночь. Метель замела все стежки-дорожки. На дворе разыгралась настоящая зимняя вьюга. Сильная пурга заставила друзей остаться дома.)
3 слайд. 3. Логически-поисковая задача.
Записать название зимних месяцев: декабрь, январь, февраль.
Проверить написание слов.
Что общего в этих словах?
- Все зимние месяца.
- В конце ь.
- 2 слога.
- Второй слог ударный.
- Одинаковое количество звуков.
4. Гибкость мышления. Записать ответы цифрами.
- Сколько сторон у треугольника? (3)
- Из 10 вычесть 9. (1)
- Цифра, которая похожа на букву з. (3)
- На какое число нужно уменьшить 7, чтобы получить 6? (1)
- На какое число надо увеличить 5, чтобы получить 7? (2)
- 4 увеличить на 4. (8)
- Объедините парами записанные цифры по порядку. 31, 31, 28.
- Как эти числа связаны с нашей темой «Зима»?
Декабрь и январь – 31 день, 28 дней – в феврале.
- Как называется год, в котором в феврале 29 дней (високосный)?
- 2021 год – високосный (нет)?
- Назовите следующий високосный год (2024).
5. Какого цвета зима? Отвечать одним словом.
- Бим, у которого чёрное ухо. (белый)
- Иней, который лёг на провода. (синий)
- Козлёнок, живший у бабушки. (серый)
- Кузнечик, сидевший в траве. (зелёный)
- Вагон, который бежит, качается (голубой)
- Что бы вы раскрасили на зимней картинке этими цветами?
4 слайд. Предложить на слайде посмотреть картины художников
А.А.Пластов «Первый снег», Н.П.Крымов «Зима», И. Грабарь «Февральская лазурь», К. Ф. Юон «Конец зимы. Полдень»
(Групповая работа по карточкам – в приложении)
- Какой цвет обозначает лазурь? Лазурь — один из оттенков голубого цвета).
6. Предложить отрывки из стихов.
- Какие краски используют поэты при написании стихотворений о зиме.
Подчеркнуть цвета, которые встречаются в стихотворениях поэтов. Социоконструкция (работа в группе).
(Пурпур – между красным и фиолетовым. На цветовом круге пурпурные оттенки занимают место между красным и фиолетовым. Алый - яркий оттенок красного цвета).
7. Поговорки, пословицы.
Не только поэты и писатели, но и русский народ посвятил свои произведения зимней теме.
Соедините части пословиц о зиме. Работа в группе.
Мороз не велик, | больше хлеба. |
Готовь сани летом, | зиме – середина. |
Январь – году начало, | да стоять не велит. |
Больше снега, | а телегу зимой. |
Сугроб да вьюга - | что летом припасено. |
Зима спросит, | два друга. |
Мороз не велик, да стоять не велит.
Готовь сани летом, а телегу зимой.
Январь – году начало, зиме – середина.
Больше снега, больше хлеба.
Сугроб да вьюга - два друга.
Зима спросит, что летом припасено.
5 слайд.
7. Прочитайте шифровку и узнайте, какая зима. Работа в парах. (Внимание, быстрота, реакция).
е | и | л | В |
м | н | з | ! |
ц | и | а | а |
о | б | ш |
5 | 8 | 3 | 1 |
13 | 7 | 11 | 15 |
9 | 12 | 14 | 10 |
2 | 6 | 4 |
- |
Волшебница - зима!
6 слайд.
8. Творческая работа. «Волшебница-зима» - это есть тема вашей творческой работы. Можно написать текст в виде повествования, описания или рассуждения. Можно воспользоваться опорными словами:
Мне нравится…
Я доволен …
Я благодарен…
Я восхищён…
Меня удивляет…
Мне приятно…
Я согласен…
Учащимся с ОВЗ дать задание: составить связный текст из неполных предложений
Тихо в _________________ лесу. Снегопад замёл __________________ следы. Вот из сосняка раздался ______________________перестук. Это __________________ дятел трудится над ________________ шишкой. _______________ умелец загнал шишку в расщелину _______________ сосны. Дятел _________________ разбивал шишку клювом и доставал _________________ семена.
Слова для справок: зимнем, лесные, знакомый, пёстрый, сосновой, красногрудый, сухой, старательно, вкусные.
Тихо в зимнем лесу. Снегопад замёл лесные следы. Вот из сосняка раздался знакомый перестук. Это красногрудый дятел трудится над сухой шишкой. Пёстрый умелец загнал шишку в расщелину сухой сосны. Дятел старательно разбивал шишку клювом и доставал вкусные семена.
9. Афиширование.
- Кто желает прочитать вслух свою работу? (2-3 ученика).
Домашнее задание. Написать сочинение-миниатюру «Однажды ясным зимним днём…»
Итог урока.
- Вам понравился урок?
-А мне понравилось, как вы работали.
Предложить восстановить перепутанную логическую цепочку слов: предложения – слоги – слова - звуки (буквы – слоги – слова - предложения).
- Докажите на примере прочитанного предложения правильность цепочки. В этой цепочке не хватает одного слова (текст).
- Что такое текст (текст - это несколько предложений, связанных между собой по смыслу)?
- Какие бывают тексты по типу речи (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение)?
- Как называется текст, в котором обычно сообщается о каком-либо случае или событии (повествование)?
- Как называется текст, в котором говорится о признаках предметов, то есть описываются животные, растения, явления природы, события, люди (описание)?
- Как называется текст, который объясняет причины явлений, событий, поступков (рассуждение).
Работа по группам.
1. Составление связного текста из данных предложений.
Зима
И пруд уже замерз.
С каждым днем все холоднее.
Запасите осенью побольше ягод рябины.
Облетели с деревьев листья.
На деревьях рябинки видны красные гроздья ягод.
Хохлатые птицы клюют их.
Лужи на улицах покрыты тонким ледком.
Зимой кладите ягоды в птичью корзину.
2. Составление связного текста из неполных предложений
Тихо в _________________ лесу. Снегопад замёл __________________ следы. Вот из сосняка раздался ______________________перестук. Это __________________ дятел трудится над ________________ шишкой. _______________ умелец загнал шишку в расщелину _______________ сосны. Дятел _________________ разбивал шишку клювом и доставал _________________ семена.
Слова для справок: зимнем, лесные, знакомый, пёстрый, сосновой, красногрудый, сухой, старательно, вкусные.
Тихо в зимнем лесу. Снегопад замёл лесные следы. Вот из сосняка раздался знакомый перестук. Это красногрудый дятел трудится над сухой шишкой. Пёстрый умелец загнал шишку в расщелину сухой сосны. Дятел старательно разбивал шишку клювом и доставал вкусные семена.
3. Составление связного текста из данных слов.
Бурундуки
живут, в, бурундуки, лесу
они, деревьев, почки, разных, едят
любит, бурундук, и, ягоды, плоды, шиповника
зверек, гнездо, этот, разорить, может
крепко, в, спят, норе, зимой, бурундуки
4. Выборочное выписывание из текста по заданию
Ель.
Еловый лес сумрачный. В таком лесу всегда стоит запах сырости. Колючие лапы елей царапают лицо и руки.
Вдоль опушки растут пышные елочки. Хороши маленькие лесные красавицы! Смолистый дух идет от елки. Как украшают такие елочки любимый детский праздник!
Ель — очень ценное дерево. Из древесины ели делают бумагу. Ель поет в скрипке, в рояле. Много различной мебели делают из ели. Ель кормит лесных жителей. В густом ельнике птицы укрываются от стужи и метели.
Выпишите из рассказа отрывок, в котором говорится, какую пользу приносит ель.
Стихи о зиме
Зимнее утро
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит
А.С. Пушкин
Синее и белое
Белая зима. Все в инее.
Снежная баба от стужи синяя.
Ни обеда не ест, ни ужина.
Снежная баба, ты простужена?
— Что ты, чудак, тепла мне не нужно.
С синею стужей живу я дружно.
Что может быть лучше мороза да инея?
Земля белая. Небо — синее.
Ф.Грубин
Встреча зимы
Ночь прошла. Рассвело.
Нет нигде облачка.
Воздух легок и чист,
На дворах и домах
Снег лежит полотном
И от солнца блестит
Разноцветным огнём.
И.С. Никитин
Зимушка-зима
По дороге по прямой
Шла зима с морозами,
Шла зима к себе домой –
Снег стелила розовый.
За зимою две метели
Снег тот веяли, мели,
Снег взвивали, как хотели,
И кидали хрустали.
А. Прокофьев
Зимние краски
Заготовила зима
Краски все для всех сама.
Полю — лучшие белила,
Зорям — алые чернила.
Всем деревьям — чистые
блестки серебристые.
В. Фетисов
Первый снег
Зимним холодом пахнуло
На поля и на леса.
Ярким пурпуром зажглися
Пред закатом небеса.
И. Бунин.
Зима-рукодельница
Снова в заботах зима-рукодельница —
Пусть потеплее природа оденется.
Много зима заготовила пряжи,
Белые вещи без устали вяжет:
Сонным деревьям — пушистые шапки,
Ёлочкам — варежки вяжет на лапки.
Шила, вязала и очень устала!
Е. Явецкая
Зимняя радость
Белый снег-снежок
Жжется, колется,
Выходи, дружок,
За околицу.
Там снежком гора
Припорошена,
Там лыжня вчера
Мной проложена.
Побежим с тобой
К лесу синему,
Принесем домой
Радость зимнюю.
Г. Ладонщиков
Приложение 1
1 группа: А.А.Пластов «Первый снег».
2 группа: Н.П.Крымов «Зима»
3 группа: И.Э.Грабарь «Февральская лазурь»
4 группа: К.Ф. Юон «Конец зимы. Полдень»
Приложение 2
Группа 1
Что увидели дети с крыльца своего дома? Почему они радуются?
Вставьте подходящие по смыслу слова
Первый ___________________ снег. Он ____________, ________________,
похожий на ________________ хлопья, комочки ваты. ___________________
снежинки кружатся, __________________ в воздухе, ____________________
опускаясь на землю.
Слова для справок:
(воздушные, белый, парят, пушистый, долгожданный, легкие, тихо)
Группа 2
Каким увидел снег художник? Как вы думаете почему?
Вставьте подходящие по смыслу слова
Зимний вечер. Лучи ____________солнца окрашивают _____________,
_________________снег в ______________________________ тона.
______________________, ______________воздух застыл в ожидании ночи.
Слова для справок:
(Кристально чистый, плотный, нежно-розовые, заходящего, глубокий, прозрачный)
Группа 3
Какие краски использовал художник для изображения березы, её ствола, ветвей, неба?
Вставьте подходящие по смыслу слова
На фоне __________________ неба _____________, ______________береза
широко раскинула свои ______________________ . Ярко сверкает на
солнце ________________ снегом, сохранившаяся кое-где ________________
листва.
Слова для справок:
(белоствольная, прекрасная, прошлогодняя, руки-ветви, припорошенная, лазурно-голубого)
Группа 4
По каким признакам узнаем, что день солнечный, (ведь солнца на картине нет)? Каким художник изображает снег?
Вставьте подходящие по смыслу слова
На _______________ снегу _____________________ березы отбрасывают
длинные _____________________ тени . ____________, _____________
снег сверху покрыт _________________, _________________ корочкой льда.
Слова для справок:
(тонкоствольные, Глубокий, сероватой, рыхлый, голубоватом, тоненькой, темно-синие)
Мороз не велик, | больше хлеба. |
Готовь сани летом, | зиме – середина. |
Январь – году начало, | да стоять не велит. |
Больше снега, | а телегу зимой. |
Сугроб да вьюга - | что летом припасено. |
Зима спросит, | два друга. |
Мороз не велик, | больше хлеба. |
Готовь сани летом, | зиме – середина. |
Январь – году начало, | да стоять не велит. |
Больше снега, | а телегу зимой. |
Сугроб да вьюга - | что летом припасено. |
Зима спросит, | два друга. |
Мороз не велик, | больше хлеба. |
Готовь сани летом, | зиме – середина. |
Январь – году начало, | да стоять не велит. |
Больше снега, | а телегу зимой. |
Сугроб да вьюга - | что летом припасено. |
Зима спросит, | два друга. |
Мороз не велик, | больше хлеба. |
Готовь сани летом, | зиме – середина. |
Январь – году начало, | да стоять не велит. |
Больше снега, | а телегу зимой. |
Сугроб да вьюга - | что летом припасено. |
Зима спросит, | два друга. |
Мороз не велик, | больше хлеба. |
Готовь сани летом, | зиме – середина. |
Январь – году начало, | да стоять не велит. |
Больше снега, | а телегу зимой. |
Сугроб да вьюга - | что летом припасено. |
Зима спросит, | два друга. |
Мороз не велик, | больше хлеба. |
Готовь сани летом, | зиме – середина. |
Январь – году начало, | да стоять не велит. |
Больше снега, | а телегу зимой. |
Сугроб да вьюга - | что летом припасено. |
Зима спросит, | два друга. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развития речи на тему: "Доброта в моем сердце"
Конспект урока по подготовке к домашнему сочинению на тему "Доброта в моем сердце". А также презентация....
урок по развитию речи на тему "Зима"
Урок по развитию речи на основе окружающего мира на тему "Зима", для учащихся коррекционных школ 8 вида...
Урок развития речи по теме: "Сказка о грустном художнике" (сочинение по картине И.Левитана "Март")
Цели урока:обучить написанию связного текста (описание картины в художественном стиле с использованием личных впечатлений);пополнить словарный запас учащихся, закрепить понятие об описании как типе ре...
Конспект урока развития речи по теме"Обучение написанию сочинения-повествования с элементами описания"
Обучающее сочинение к Дню Матери или 8 марта....
Урок развития речи на тему "Значение речи в жизни человека"
Задачи: Понимать значение речи как средства общения, передачи и усвоения информации, воздействия на мысли, чувства и поведение людей, организации и планирования деятельности....
Конспект урока по развитию речи на тему:"Зима в лесу" в 3 классе
Конспект урока по развитию речи для учащихся 3 класса с нарушением слуха по теме "Зима в лесу"...
Дидактический материал по развитию речи по теме "Зима"
Развитие речи по опорным картинкам по теме "Зима"...