урок по развитию речи на тему "Зима"
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме
Урок по развитию речи на основе окружающего мира на тему "Зима", для учащихся коррекционных школ 8 вида
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_na_temu_zima.docx | 52.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по развитию речи в 4 классе
На тему: «Зима»
Форма урока: сказка
Цель – закрепить знания детей о характерных признаках зимы, о свойствах снега, научить применять их в предметно – практической и игровой деятельности.
Задачи:
Образовательные – уточнить и закрепить знания детей о признаках зимы, о свойствах снега и о его значении в жизни природы;
Коррекционно -развивающие – развивать мышление (составлять целое из частей, отгадывать загадки, используя ранее полученные знания по теме «Зима», сравнивать героев сказки), слуховое внимание и зрительную память через комплекс упражнений; речь (над выразительностью речи при рассказывании загадок, физкультминутки); мелкую моторику пальцев.
Воспитательные – воспитывать эмоциональную адекватность при восприятии происходящего; умение видеть красоту природы и доброе отношение к животным.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, Коллаж сказки «Зимовье зверей», снег, пуговицы, спички, камешки, тетради, бумаги, ручки, сказка.
Ход урока
- Организационный момент
- Здравствуйте дети, здравствуйте дорогие гости!
- Эмоциональный настрой
Цель этапа: эмоциональный настрой учащихся к учебному процессу.
- Ребята, перед тем как начать урок, давайте поиграем в игру «Солнечные лучики», стоя в кругу, попытаемся представить себя солнечными лучиками, как лучи нашего солнышка, протяните руки вперед и соедините в центре круга. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, подарите тепло друг другу.
- Что вы чувствовали, когда вам улыбнулись?
- Тихо идем на свои места, садимся за парты.
- Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Каждый будет отвечать,
Только лишь на пять.
Игры, шутки, все для вас,
Пожелаем всем удачи
За работу в добрый час.
- Сообщение темы и цели урока
Цель:
А) фронтальный опрос
-Дети, какое сейчас время года? (Зима)
-Как вы догадались? (ответы детей)
- Какие зимние месяцы вы знаете? (Декабрь, январь, февраль)
Б) беседа о зиме (видеоролик)
Правильно, зимняя природа удивляет нас своими загадочными явлениями: пушистым снегом, морозными узорами на стекло. Зимой все кругом как в сказке!
- Сегодня мы на уроке мы поговорим о сказочной зиме.
- А я хотела вас спросить, что такое снег? Откуда он берется? (ответы детей)
- Зимой, когда холодно, капли, пока летят до земли, успевают превратиться в снежинки. Кружатся они и падают на землю, одна красивее другой. Одна похожа на цветочек, другая – на звездочку. Если ветер тихий, то и они летят тихо. Иногда соединяются лучиками несколько снежинок. Тогда говорят, что снег падает хлопьями. При сильном ветре у них обламываются лучики, и, соединяясь, они становятся похожими на шарик. Тогда говорят, что снег падает как крупа. А кто знает, почему снег скрипит под ногами? (От тяжести нашего тела у снежинок ломаются лучики, поэтому они издают хруст). А что будет, если снежинки упадут на ладошки? (растают) Почему? (от тепла)
Б) Эксперимент
- Сейчас я положу снег на вашу ладонь, внимательно посмотрите, что случиться со снегом.
- Наш урок не простой, а сказочный.
- Вы знаете сказку «Зимовье зверей»?
В) Словарная работа
Цель: познакомить детей с новым словом для детей.
Зимовье – место, где зимуют люди и животные. (на доске)
- Мы вместе со сказочными героями будем выполнять задания.
Поэтому все должны быть внимательными, активными, собранными и дружными.
-Итак, внимание! Начинаем путешествие в сказку «Зимовье зверей»
IV. Рассказывание сказки (показ коллажа)
Цель: развитие внимания, слухового восприятия, интерес к сказке.
Шел бык по лесу, попадается ему навстречу баран.
- Куда, баран идешь?
-От зимы лета ищу! – говорит баран.
-Пойдем со мной!
Вот пошли они вместе, навстречу им свинья.
- Куда, свинья, идешь?
- От зимы лета ищу! – говорит свинья.
Пошли они втроем, навстречу им гусь.
- Куда, гусь, идешь?
- От зимы лета ищу! – отвечает гусь.
Пошли вчетвером, навстречу им петух.
- Куда, петух, идешь?
-От зимы лета ищу!
-Ну, иди за нами.
Вот идут они и разговаривают:
-Как же, братцы, зимовать будем?
Бык и говорит:
-Давайте избу строить, а то зимой замерзнем!
- У меня шуба теплая, я и так перезимую! – сказал баран.
- А я зароюсь в землю – и мне мороз не страшен! – сказала свинья.
- А я одно крыло постелю, а другим укроюсь, меня никакой холод не возьмет! – сказал гусь.
- А разве у меня нет крыльев?
И я прозимую! – сказал петух.
А бык построил себе избушку и живет в ней. Вот пришла зима холодная, стали пробирать морозы. Пришел баран и просит быка:
-Пусти, брат погреться.
- Если не пустишь, то я вышибу бревно: тебе же холоднее будет!
Бык думал-думал и сказал: «Если ты выполнишь мое задание то пущу тебя»
Посмотрю на тебя, как ты читаешь.
- Ребята, поможем барану.
1. Речевая зарядка
Цель: развитие импрессивной и экспрессивной сторон речи учащихся
Са –са –са в лесу бегает лиса.
Со –со – со у Вовы колесо.
Усь- усь –усь – на лугу пасется гусь.
Су – су – су – стало холодно в лесу.
(читает учитель, хором, индивидуально 2-3 детей)
Вот и свинья пришла к быку.
- Пусти, брат, погреться!
Нет, не пущу! Ты в землю зароешься и так перезимуешь.
- А не пустишь, так я рылом всю твою избу сворочу.
Бык думал-думал, да делать нечего, дал свинье задание.
2. Рассказ по схеме.
Цель: обеспечить возможность целостного восприятия составленного рассказа; уточнение и обогащение словарного запаса учащихся.
- Ребята, давайте составим рассказ о зиме по схеме. Внимательно посмотрите.
зима |
|
На улице зима. Выпал белый снег. Дети лепили из снега снеговика. Они любят кататься на лыжах. (Дети читают хором, индивидуально)
- А теперь, у вас на столах лежат картинки, поставьте картинки по порядку и составьте рассказ.
3. Физминутка «Снежинки» (в голове снежинки)
Цель: развитие речи, способность выполнять движения.
Белый снег пушистый Дети бегут по кругу друг за другом
В воздухе кружится кружатся вокруг себя, приседают,
И на землю тихо опуская кисти рук на пол.
Падает ложиться.
Тут пришли к быку гусь и петух:
-Пусти, брат, к себе погреться.
- Нет, не пущу! У вас по два крыла: одно постелешь, другим укроешься; так и прозимуете!
- А не пустишь, мы тебе весь мох из стен по - выщипываем, тебе же холоднее будет.
Бык думал - думал и сказал: «Вас двое, дам вам два задания, отгадайте мою загадку»
Покружилась звездочка в воздухе немножко,
села и растаяла на моей ладошке. (снежника)
- Нарисуем глазами снежнику.
4. Работа со спичками, с пуговицами и камешками «Снежники»
Цель: заинтересовать новым видом задания; развивать мелкую моторику пальцев.
- Под елкой спрятан мешочек, в мешке есть задание. С помощью пуговиц, спичек и камешек составте снежнику.
(3 группа – Дима, Монгун нарисованную снежинку)
(2 группа – С.Кежик, Чойган-оол)
(1 группа – Б.Даниил, С.Чинчи, А.Солангы)
5. Загадки
Цель: развивать логическое мышление и воображение.
Загадать друг другу загадки
- Зимой и летом одним цветом. (ель) Дима
- Белая морковка зимой растет. (сосулька) Чойган
- Что за звездочки сквозные
На пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные,
А возьмешь – вода в руке? (снежинки) Даниил
- Какой это мастер
На стекле нанес
И листья, и травы
И заросли роз? (мороз) Солангы
- Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь. (снег) Чинчи
- Без рук, без ног, а ворота отворяет. (ветер) Кежик
Пустил бык к себе и гуся, и петуха.
Вот живут они себе в избушке. Отогрелся петух, начал песенку распевать.
Услыхала лиса петуха, захотелось ей петушиным мясом полакомиться, да как достать его?
Пошла она к волку да медведю и сказала:
-Я нашла для всех мясо: тебе, медведь, - быка, тебе, волк, - барана, а себе – петуха.
-Хорошо, лиса! Пойдем, скорей, приколем да поедим!
Лиса привела их к избушке. Медведь говорит волку:
-Иди ты вперед!
-Нет, ты посильнее меня, иди-ка ты! Ладно, пошел медведь; только в двери – тут бык и припёр его рогами к стенке. А баран разбежался да как бацнет медведя бок. А свинья рвет и мечет в клочья. Гусь подлетел –глаза щиплет. А петух сидит и кричит:
- Подайте сюда! Подайте сюда!
Волк с лисой услыхали крик да бежать!
А медведь рвался, рвался – насилу вырвался. Догнал волка и лису сказал все что было. Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец!
- Заключительная часть. (воспитательная работа)
-Какие животные есть в этой сказке? (ответы детей)
-Животные, какие бывают? (домашние и дикие)
-Где они живут?
-Чем они питаются?
- Чем полезны домашние животные? (берем молоко, мясо, шерсть)
- Чем полезны дикие животные?
У лисы берем шкуру и шьем шубу, воротник.
У медведя берем мясо, шкуру его стелют как ковер, с помощью когтей наши предки лечили людей, медвежьим жиром лечились от воспаления легких, делали компресс.
Работа с трафаретами.
У вас на столах лежат трафареты животных, выберите одно животное и обведите.
Домашнее задание: раскрасить животных.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по развитию речи 1 класс
Не все дети умеют договариваться, учителю есть над чем подумать....
Конспект урока. Урок психологического развития. 2 класс.
Урок психологического развития. 2 класс.Развитие зрительно-вербального анализа и синтеза.Развитие пространственных представлений.Развитие воображения....
Урок по развитию логического мышления в 1 классе (программа Л. В. Занков) Тема : Упражнения на развитие зрительной памяти.
Форма: Упражнения на развитие логического мышления.Цель: тренировать зрительную памятьЗадачи:1)образовательная : познакомить с разными видами упражнений на тренировку зрительной памяти. ...
Конспект урока по развитию речи во 2 классе. Тема урока: Весна - пробуждение природы.
Урок проведен в коррекционной школе VIII вида с использованием технологии группового обучения.Такая форма проведения существенно повышает мотивацию учения, эффективность и продуктивность учебно-воспит...
Методическая разработка урока по развитию речи у детей с задержкой психического развития
Задания направлены на развитие слухового внимания, фонематического слуха, зрительного восприятия, памяти, речи, мелкой моторики, графомоторных умений и развитие речи...
Презентация с аннотацией к открытому уроку по развитию логического мышления в 1 классе Логические задачи-шутки,задачи-загадки на уроках математики в начальных классах
Цель презентации: развитие аналитического мышления,анализ,сравнение,сопоставление,обобщение,классификация,развитие внимания,памяти,логического мышления,познавательной активности учащихся на урок...
Программа развития познавательных способностей учащихся 1 класса (120 уроков психологического развития младших школьников Локалова Н.П)
Программа данного курса представляет систему индивидуальных коррекционно-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на 1 год обучения - 1 час в неделю (33 часа), продолжительность...