Урок русского языка в 4 классе "Наречие"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Урок разработан в соответствии с ФГОС НОО. УМК "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока | 24.77 КБ |
карточки для индивидуальной работы | 38.06 КБ |
Презентация урока | 326.27 КБ |
Интеллект - карта | 87.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Наречие как часть речи.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цель: дать общую характеристику о наречии как части речи, показать отличие наречия от других частей речи.
Задачи: 1. Предметные: организовать деятельность учащихся по выявлению и усвоению способа определения наречия как части речи.
2. Метапредметные:
Познавательные: создать содержательные и организационные условия для развития умения анализа, сравнения, классификации морфологических и грамматических признаков наречия, выделения главного;
содействовать развитию умения наблюдать, исследовать наречия как часть речи;
формировать умения структурировать информацию.
Регулятивные: обеспечить формирование умения ставить цели, планировать свою учебную деятельность; содействовать развитию умения осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию.
Коммуникативные: содействовать развитию умения общаться, создать условия для реализации диалогической и монологической речи.
Личностные: помочь осознать социальную практическую и личностную значимость учебного материала, помочь осознать ценность совместной деятельности.
Предполагаемый результат: овладение способом определения наречий среди других частей речи на основе их морфологических и грамматических признаков; сформировать предпосылки к овладению учебной деятельностью, навыками сотрудничества.
Оборудование, наглядность: мультимедийное оборудование, учебник, раздаточный материал, презентация к уроку.
Формы работы:
- фронтальная
- самостоятельная
- групповая
Методы работы:
- наглядный
- диалог
Ход урока.
I. Самоопределение к деятельности. (Организационный момент)
- Сегодня на уроке мы получим новые знания, а чтоб урок был результативным надо быть внимательными.
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в действии.
- Сели правильно. Открыли тетради. Записали число и классная работа.
СЛАЙД 2
- Прочитайте слова на экране.
Мир, весёлый, интерес, чисто, веселить, мирный, весело, чистить, интересный, мирить, интересовать, чистота, мирно, веселье, чистый, интересно.
- На какие группы можно разделить слова.
- Распределите данные слова на группы по частям речи и запишите их в тетрадь. Каждую группу подпишите.
- Проверяем.
- Прочитаете только существительные (мир, интерес, чистота, веселье).
- Докажите (это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет, отвечает на вопрос кто? или что? Изменяется по числам, падежам. В предложении может быть главным членом (подлежащим) или второстепенным (дополнением, обстоятельством)).
- Прочитайте прилагательные (весёлый, интересный, мирный, чистый).
- Докажите (это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета, отвечает на вопрос какой? какая? какое? какие? Изменяется по числам, родам и падежам. В предложении бывает второстепенным членом (определением)).
- Прочитайте глаголы (веселить, интересовать, мирить, чистить).
- Докажите (это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета, отвечает на вопросы что делал? что делает? что будет делать? Изменяются по временам, числам, в настоящем и будущем времени по лицам, а в прошедшем времени - по родам. В предложении- главный член (сказуемое)).
- Какие слова не записали? (чисто, весело, интересно, мирно).
- На какой вопрос отвечают эти слова? (как?)
- Почему вы их не выписали? (это слова-ловушки, они не относятся к частям речи, которые мы уже прошли)
Если кто-то записал слова к сущ. или прилаг., пусть докажет по эталону.
- Может кто-то знает, какая это часть речи? Мы о ней уже упоминали на уроках (наречие).
- Можете вы это доказать? (нет, мы не знаем правила, по которому мы можем определить, какая это часть речи)
#1054;пределение темы урока. Постановка учебной задачи.
- Как вы думаете, какая тема нашего урока? (Наречие).
- Вы что-либо знаете про эту часть речи?
- Определим цель урока. (Узнать, что такое наречие. На какие вопросы отвечает наречие, что обозначает, как изменяется, каким членом предложения является, учиться находить и использовать наречия в речи.)
В результате нашей работы на уроке мы составим интеллект - карту по новой части речи. Табличка на доске.
- Предлагаю выполнить задание, из утверждений выберите и отметьте верные:
1. Слова чисто, мирно, весело, интересно - это наречия.
2. Наречие - это служебная часть речи.
3. Наречие отвечает на вопросы где?, когда?, почему?, как?, зачем?.
4. Наречие изменяется по родам и числам.
5. В предложении наречия обычно являются второстепенными членами.
6. Наречие - неизменяемая часть речи.
Проверим позже.
IV. Открытие новых знаний. Работа над решение поставленных проблем.
- Итак, начнем работу. Работать будем в группах. Но сначала вспомним правила работы в группах.
СЛАЙД 3
- В группе должен быть ответственный.
- Работать должен каждый на общий результат.
- Один говорит, другие слушают.
- Если не понял, переспроси.
- Свое несогласие высказывай вежливо.
1. Работа в группах.
- У каждой группы на столе лежит карточка с заданием. Внимательно прочитайте задание и приступайте к работе.
Задание для 1 группы. СЛАЙД 7
- Из данных слов составьте предложение и сделайте полный синтаксический разбор.
Трава, и, облетели, давно, деревья, увяла. (Давно увяла трава и облетели деревья).
(Предложение повествовательное, невосклицательное, распространенное (есть второст. члены), сложное, т.к. две грамматических основы).
- Назовите наречие? (давно)
- На какой вопрос отвечает? (когда?)
- С какой частью речи связано? (с глаголом)
- Что обозначает наречие? (признак действия)
- Каким же членом предложения является наречие? (В предложении наречие является второстепенным членом (обстоятельством)).
- Проверяем задание 2 группы.
Задание для 2 группы. СЛАЙД 8
-Распределите наречия на группы по вопросам.
Везде, весело, сверху, завтра, сзади, мрачно, вниз, направо, сейчас, вблизи, быстро, теперь, вчера, тихо, налево.
- Укажите наречия, которые указывают на время действия, на место действия.
- Молодцы, справились с заданием.
- Как же запомнить столько вопросов? (высказывания детей)
- Я вам предлагаю запомнить такое стихотворение (читает вместе с детьми)
СЛАЙД 9
Ты наречия запомни
И не путай никогда:
Где, когда, куда, откуда,
Почему, зачем и как.
Этот стих запомни друг.
И тверди почаще вслух.
- Проверяем задание 3 группы.
Задание для 3 группы.
- Понаблюдайте: изменяется ли форма наречия по родам, числам, временам, лицам и падежам.
СЛАЙД 10.
1. Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного числа?
ед.ч. мн.ч.
Образец: прилетел (когда?) рано – прилетели (когда?) рано;
запел ( ?) - запели (______?) ________; проснулся(__________?)__________- проснулись ( ________?) ___________.
Сделайте вывод!
Наречия по числам ____________________________________
Задание для 4группы.
СЛАЙД 11
2. Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного рода?
м.р.
Образец: пришел ( когда ?) рано;
пришла (_______?) _________;
пришло (_______?) _________;
Сделайте вывод!
Наречия по родам _______________________________________________________.
СЛАЙД 12
Задание для 5 группы.
3. Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного времени?
Образец: появились ( когда ? ) рано;
разольются (________?) ___________;
цветут (________?) ___________;
Сделайте вывод!
Наречия по временам _________________________________
СЛАЙД 13
4. Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного лица единственного числа?
Образец: 1 л: я встаю ( когда ? ) рано;
2 л: ты встаёшь (_______?) _________;
3 л: он встаёт (_______?) _________;
Сделайте вывод!
Наречия по лицам ____________________________
Задание для 6 группы.
СЛАЙД 14
Понаблюдайте! Обсудите в группе!
Можно ли изменить форму наречий рано, вперед, назад, быстро, снизу так, чтобы они отвечали на один из падежных вопросов:
Что? ___________________________
Чего? ________________________
Чему? ______________________
Чем?_______________________
О чем? ____________________
Сделайте вывод!
Наречия по падежам ______________________
- А теперь сделайте общий вывод. (Наречие – неизменяемая часть речи)
- Обратите внимание! Наречие неизменяемая часть речи, поэтому у неё не может быть окончания.
-Ребята, оцените, как отработала ваша группа. (Самооценка и взаимооценка).
СЛАЙД 15
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Влево наклонись, вправо наклонись,
Вниз опустись, вверх поднимись,
А теперь чуть-чуть попрыгай.
Влево, вправо повернись
И тихонечко садись!
- Кто из вас был внимательным, какие наречия вы услышали в стихотворении?
- А теперь давайте попробуем сделать вывод, что мы узнали о наречии.
Наречие – это неизменяемая часть речи, которая обозначает признак действия. Отвечает на вопросы где? куда? откуда? как? когда? В предложении является обстоятельством.
-А теперь давайте посмотрим, верно ли мы сделали вывод.
СЛАЙД 16
НАРЕЧИЕ
- обозначает признак действия
- отвечает на вопросы: где? куда? откуда? как? когда?
- неизменяемая часть речи
- в предложении: обстоятельство.
- Где мы об этом можем прочитать? (в учебнике). Откройте учебники на стр. 74 и прочитайте правило.
- Наречие - это уникальная и одна из самых интересных для изучения частей речи. Наречия появились в русском языке позже других частей речи. Это очень старое слово, оно встречается в древнерусском языке. Древние римляне называли эту часть речи приглаголием.
- Как вы думаете, почему? (потому что это слово стоит при глаголе и поясняет его).
V. Включение в систему знаний. Учимся использовать наречия в речи.
СЛАЙД 17-18
- Давайте теперь проверим задание, которое выполняла 6 группа.
Задание 6 группы.
Подберите и запишите к наречиям антонимы и синонимы.
а) подобрать антонимы (вспомнить, что такое антонимы)
завтра –
быстро –
справа –
тихо –
мало –
впереди –
хорошо –
б) подобрать синонимы (вспомнить, что такое синонимы)
красиво – прекрасно
интересно – увлекательно
печально – грустно
тихо – бесшумно
гладко – ровно
-Как вы думаете, зачем нужны наречия?
-Найдите в учебнике упр.126. Прочитайте предложения сначала без наречий, а потом с ними.
-Сделайте вывод: какую роль выполняют наречия в предложениях? ( Наречия нужны для того, чтобы сделать нашу речь яркой. Наречия поясняют, уточняют, определяют, дополняют другие части речи.)
- А вот как сказал о наречии писатель М. Горький: «Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной».
СЛАЙД 20
VI. Итог урока.
- Подведём итог работы.
- Что нового вы сегодня узнали? (Узнали на какие вопросы отвечает наречие, что обозначает, неизменяемая часть речи, в предложении является второстепенным членом.
VI. Рефлексия.
- А теперь вернёмся к высказываниям. Назовите верные.
СЛАЙД 21
Домашнее задание.
Составить и записать 5 предложений с наречиями.
Оценки за урок.
СЛАЙД 22
Всем большое спасибо за работу.
Урок окончен.
Предварительный просмотр:
Отметьте верные утверждения:
1. Слова чисто, мирно, весело, интересно - это наречия.
2. Наречие - это служебная часть речи.
3. Наречие отвечает на вопросы где?, когда?, почему?, как?, зачем?.
4. Наречие изменяется по родам и числам.
5. В предложении наречия обычно являются второстепенными членами.
6. Наречие - неизменяемая часть речи.
Отметьте верные утверждения:
1. Слова чисто, мирно, весело, интересно - это наречия.
2. Наречие - это служебная часть речи.
3. Наречие отвечает на вопросы где?, когда?, почему?, как?, зачем?.
4. Наречие изменяется по родам и числам.
5. В предложении наречия обычно являются второстепенными членами.
6. Наречие - неизменяемая часть речи.
Отметьте верные утверждения:
1. Слова чисто, мирно, весело, интересно - это наречия.
2. Наречие - это служебная часть речи.
3. Наречие отвечает на вопросы где?, когда?, почему?, как?, зачем?.
4. Наречие изменяется по родам и числам.
5. В предложении наречия обычно являются второстепенными членами.
6. Наречие - неизменяемая часть речи.
Отметьте верные утверждения:
1. Слова чисто, мирно, весело, интересно - это наречия.
2. Наречие - это служебная часть речи.
3. Наречие отвечает на вопросы где?, когда?, почему?, как?, зачем?.
4. Наречие изменяется по родам и числам.
5. В предложении наречия обычно являются второстепенными членами.
6. Наречие - неизменяемая часть речи.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мир, весёлый, интерес, чисто, веселить, мирный, весело, чистить, интересный, мирить, интересовать, чистота, мирно, веселье, чистый, интересно.
Правила работы в группах В группе должен быть ответственный. Работать должен каждый на общий результат. Один говорит, другие слушают. Если не понял, переспроси. Своё несогласие высказывай вежливо.
Задание для 1 группы. Из данных слов составьте предложение и разберите его по членам предложения. Трава, и, облетела, давно, листва, увяла . нар. гл . сущ . с. гл. сущ. Д авно увяла трава , и облетела листва . _ . _ . _ ._ . _ . _ _________ _______________
Задание для 2 группы. Распределите наречия на группы по вопросам . Везде, весело, сверху, завтра, сзади, мрачно, вниз, направо, сейчас, вблизи, быстро, теперь, вчера, тихо, налево. где? везде сверху сзади вблизи куда? вниз направо налево как? весело мрачно быстро тихо когда? завтра сейчас теперь вчера
Ты наречия запомни И не путай никогда: Где, когда, куда, откуда, Почему, зачем и как. Этот стих запомни друг. И тверди почаще вслух.
Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного числа? ед.ч. мн.ч. Образец : прилетел (когда?) рано – прилетели (когда?) рано; запел (_____?)______ - запели (_____?)_____; проснулся (_____?)______ - проснулись (_____?)_____. Наречие по числам _____________________. Понаблюдайте! Обсудите в группе! Сделайте вывод! когда рано когда рано когда рано когда рано не изменяется
Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного рода? м.р. Образец : пришел (когда?) рано пришла (_____?)______ пришло (_____?)______ Наречие по родам _____________________. Понаблюдайте! Обсудите в группе! Сделайте вывод! когда рано когда рано не изменяется
Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного времени? м.р. Образец : появились (когда?) рано разольются ( _____?)______ цветут (_____?)______ Наречие по временам ___________________. Понаблюдайте! Обсудите в группе! Сделайте вывод! когда рано когда рано не изменяется
Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного лица? Образец : 1 л.: я встаю (когда?) рано 2 л .: ты встаешь ( _____?)______ 3 л.: они встают (_____?)______ Наречие по лицам ___________________________. Понаблюдайте! Обсудите в группе! Сделайте вывод! когда рано когда рано не изменяется
Можно ли изменить форму наречий рано, вперед,назад , быстро, снизу так, чтобы они отвечали на один из падежных вопросов: Что ?_____________ Чего ?____________ Чему ?____________ Чем ?_____________ О чём?___________ Наречие по падежам ____________________. Понаблюдайте! Обсудите в группе! Сделайте вывод! не изменяется
Наречие – это …………………………. часть речи Обозначает ……………… ………..……. И отвечает на ??? В предложении является …. .... неизменяемая признак действия Как? Где? Куда? Когда? Откуда? второстепенным членом
«Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной». М.Горький
Предварительный просмотр:
Наречие
Значение Признаки
___________ Где? Куда? __________
___________ Когда? Как? __________
___________ Откуда? __________
Наречие
Значение Признаки
___________ Где? Куда? __________
___________ Когда? Как? __________
___________ Откуда? __________
Наречие
Значение Признаки
___________ Где? Куда? __________
___________ Когда? Как? __________
___________ Откуда? __________
Наречие
Значение Признаки
___________ Где? Куда? __________
___________ Когда? Как? __________
___________ Откуда? __________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка
Урок направлен на развитие устной и письменной речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....
организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл
Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...
Конспект урока по русскому языку. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка. «Сравниваем части речи: имя существительное и имя прилагательное»
Урок - закрепление и обобщение знаний об имени существительном и имении прилагательном....
Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"
С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...
"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.
На уроке учащиеся 1 класса обсуждают значение родного языка для русского народа....
Планируемые результаты в обучении русскому языку в соответствии с ФГОС. Технологическая карта урока на уроках русского языка.
Доклад о планируемых результатах в обучении русскому языку в соответствии с ФГОС....