Урок русского языка в 4 классе "Наречие"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Калугина Марина Юрьевна

Урок разработан в соответствии с ФГОС НОО. УМК "Школа России"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Наречие как часть речи.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель: дать общую характеристику о наречии как части речи, показать отличие наречия от других частей речи.

Задачи: 1. Предметные: организовать деятельность учащихся по выявлению и усвоению способа определения наречия как части речи.

2. Метапредметные:

Познавательные: создать содержательные и организационные условия для развития умения анализа, сравнения, классификации морфологических и грамматических признаков наречия, выделения главного;

содействовать развитию умения наблюдать, исследовать наречия как часть речи;

формировать умения структурировать информацию.

Регулятивные: обеспечить формирование умения ставить цели, планировать свою учебную деятельность; содействовать развитию умения осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию.

Коммуникативные: содействовать развитию умения общаться, создать условия для реализации диалогической и монологической речи.

Личностные: помочь осознать социальную практическую и личностную значимость учебного материала, помочь осознать ценность совместной деятельности.

Предполагаемый результат: овладение способом определения наречий среди других частей речи на основе их морфологических и грамматических признаков; сформировать предпосылки к овладению учебной деятельностью, навыками сотрудничества.

Оборудование, наглядность: мультимедийное оборудование, учебник, раздаточный материал, презентация к уроку.

Формы работы:

  • фронтальная
  • самостоятельная
  • групповая

Методы работы:

  • наглядный
  • диалог

Ход урока.

I. Самоопределение к деятельности. (Организационный момент)

- Сегодня на уроке мы получим новые знания, а чтоб урок был результативным надо быть внимательными.

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в действии.

- Сели правильно. Открыли тетради. Записали число и классная работа.

СЛАЙД 2

- Прочитайте слова на экране.

Мир, весёлый, интерес, чисто, веселить, мирный, весело, чистить, интересный, мирить, интересовать, чистота, мирно, веселье, чистый, интересно.

- На какие группы можно разделить слова.

- Распределите данные слова на группы по частям речи и запишите их в тетрадь. Каждую группу подпишите.

- Проверяем.

- Прочитаете только существительные (мир, интерес, чистота, веселье).

- Докажите (это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет, отвечает на вопрос кто? или что? Изменяется по числам, падежам. В предложении может быть главным членом (подлежащим) или второстепенным (дополнением, обстоятельством)).

- Прочитайте прилагательные (весёлый, интересный, мирный, чистый).

- Докажите (это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета, отвечает на вопрос какой? какая? какое? какие? Изменяется по числам, родам и падежам. В предложении бывает второстепенным членом (определением)).

- Прочитайте глаголы (веселить, интересовать, мирить, чистить).

- Докажите (это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета, отвечает на вопросы что делал? что делает? что будет делать? Изменяются по временам, числам, в настоящем и будущем времени по лицам, а в прошедшем времени - по родам. В предложении- главный член (сказуемое)).

- Какие слова не записали? (чисто, весело, интересно, мирно).

- На какой вопрос отвечают эти слова? (как?)

- Почему вы их не выписали? (это слова-ловушки, они не относятся к частям речи, которые мы уже прошли)

Если кто-то записал слова к сущ. или прилаг., пусть докажет по эталону.

- Может кто-то знает, какая это часть речи? Мы о ней уже упоминали на уроках (наречие).

- Можете вы это доказать? (нет, мы не знаем правила, по которому мы можем определить, какая это часть речи)

#1054;пределение темы урока. Постановка учебной задачи.

- Как вы думаете, какая тема нашего урока? (Наречие).

- Вы что-либо знаете про эту часть речи?

- Определим цель урока. (Узнать, что такое наречие. На какие вопросы отвечает наречие, что обозначает, как изменяется, каким членом предложения является, учиться находить и использовать наречия в речи.)

В результате нашей работы на уроке мы составим интеллект - карту по новой части речи. Табличка на доске.

- Предлагаю выполнить задание, из утверждений выберите и отметьте верные:

1. Слова чисто, мирно, весело, интересно - это наречия.

2. Наречие - это служебная часть речи.

3. Наречие отвечает на вопросы где?, когда?, почему?, как?, зачем?.

4. Наречие изменяется по родам и числам.

5. В предложении наречия обычно являются второстепенными членами.

6. Наречие - неизменяемая часть речи.

Проверим позже.

IV. Открытие новых знаний. Работа над решение поставленных проблем.

- Итак, начнем работу. Работать будем в группах. Но сначала вспомним правила работы в группах.

СЛАЙД 3

  1. В группе должен быть ответственный.
  2. Работать должен каждый на общий результат.
  3. Один говорит, другие слушают.
  4. Если не понял, переспроси.
  5. Свое несогласие высказывай вежливо.

1. Работа в группах.

- У каждой группы на столе лежит карточка с заданием. Внимательно прочитайте задание и приступайте к работе.

Задание для 1 группы. СЛАЙД 7

- Из данных слов составьте предложение и сделайте полный синтаксический разбор.

Трава, и, облетели, давно, деревья, увяла. (Давно увяла трава и облетели деревья).

(Предложение повествовательное, невосклицательное, распространенное (есть второст. члены), сложное, т.к. две грамматических основы).

- Назовите наречие? (давно)

- На какой вопрос отвечает? (когда?)

- С какой частью речи связано? (с глаголом)

- Что обозначает наречие? (признак действия)

- Каким же членом предложения является наречие? (В предложении наречие является второстепенным членом (обстоятельством)).

- Проверяем задание 2 группы.

Задание для 2 группы. СЛАЙД 8

-Распределите наречия на группы по вопросам.

Везде, весело, сверху, завтра, сзади, мрачно, вниз, направо, сейчас, вблизи, быстро, теперь, вчера, тихо, налево.

- Укажите наречия, которые указывают на время действия, на место действия.

- Молодцы, справились с заданием.

- Как же запомнить столько вопросов? (высказывания детей)

- Я вам предлагаю запомнить такое стихотворение (читает вместе с детьми)

СЛАЙД 9

Ты наречия запомни

И не путай никогда:

Где, когда, куда, откуда,

Почему, зачем и как.

Этот стих запомни друг.

И тверди почаще вслух.

- Проверяем задание 3 группы.

Задание для 3 группы.

- Понаблюдайте: изменяется ли форма наречия по родам, числам, временам, лицам и падежам.

СЛАЙД 10.

1. Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного числа?

ед.ч. мн.ч.

Образец: прилетел (когда?) рано прилетели (когда?) рано;

запел ( ?) - запели (______?) ________; проснулся(__________?)__________- проснулись ( ________?) ___________.

Сделайте вывод!

Наречия по числам ____________________________________

Задание для 4группы.

СЛАЙД 11

2. Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного рода?

м.р.

Образец: пришел ( когда ?) рано;

пришла (_______?) _________;

пришло (_______?) _________;

Сделайте вывод!

Наречия по родам _______________________________________________________.

СЛАЙД 12

Задание для 5 группы.

3. Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного времени?

Образец: появились ( когда ? ) рано;

разольются (________?) ___________;

цветут (________?) ___________;

Сделайте вывод!

Наречия по временам _________________________________

СЛАЙД 13

4. Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного лица единственного числа?

Образец: 1 л: я встаю ( когда ? ) рано;

2 л: ты встаёшь (_______?) _________;

3 л: он встаёт (_______?) _________;

Сделайте вывод!

Наречия по лицам ____________________________

Задание для 6 группы.

СЛАЙД 14

Понаблюдайте! Обсудите в группе!

Можно ли изменить форму наречий рано, вперед, назад, быстро, снизу так, чтобы они отвечали на один из падежных вопросов:

Что? ___________________________

Чего? ________________________

Чему? ______________________

Чем?_______________________

О чем? ____________________

Сделайте вывод!

Наречия по падежам ______________________

- А теперь сделайте общий вывод. (Наречие – неизменяемая часть речи)

- Обратите внимание! Наречие неизменяемая часть речи, поэтому у неё не может быть окончания.

-Ребята, оцените, как отработала ваша группа. (Самооценка и взаимооценка).

СЛАЙД 15

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Влево наклонись, вправо наклонись,

Вниз опустись, вверх поднимись,

А теперь чуть-чуть попрыгай.

Влево, вправо повернись

И тихонечко садись!

- Кто из вас был внимательным, какие наречия вы услышали в стихотворении?

- А теперь давайте попробуем сделать вывод, что мы узнали о наречии.

Наречие – это неизменяемая часть речи, которая обозначает признак действия. Отвечает на вопросы где? куда? откуда? как? когда? В предложении является обстоятельством.

-А теперь давайте посмотрим, верно ли мы сделали вывод.

СЛАЙД 16

НАРЕЧИЕ
- обозначает признак действия
- отвечает на вопросы: где? куда? откуда? как? когда?
- неизменяемая часть речи
- в предложении: обстоятельство.

- Где мы об этом можем прочитать? (в учебнике). Откройте учебники на стр. 74 и прочитайте правило.

- Наречие - это уникальная и одна из самых интересных для изучения частей речи. Наречия появились в русском языке позже других частей речи. Это очень старое слово, оно встречается в древнерусском языке. Древние римляне называли эту часть речи приглаголием.

- Как вы думаете, почему? (потому что это слово стоит при глаголе и поясняет его).

V. Включение в систему знаний. Учимся использовать наречия в речи.

СЛАЙД 17-18

- Давайте теперь проверим задание, которое выполняла 6 группа.

Задание 6 группы.

Подберите и запишите к наречиям антонимы и синонимы.

а) подобрать антонимы (вспомнить, что такое антонимы)

завтра –

быстро –

справа –

тихо –

мало –

впереди –

хорошо –

б) подобрать синонимы (вспомнить, что такое синонимы)

красиво – прекрасно

интересно – увлекательно

печально – грустно

тихо – бесшумно

гладко – ровно

-Как вы думаете, зачем нужны наречия?

-Найдите в учебнике упр.126. Прочитайте предложения сначала без наречий, а потом с ними.

-Сделайте вывод: какую роль выполняют наречия в предложениях? ( Наречия нужны для того, чтобы сделать нашу речь яркой. Наречия поясняют, уточняют, определяют, дополняют другие части речи.)

- А вот как сказал о наречии писатель М. Горький: «Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной».

СЛАЙД 20

VI. Итог урока.

- Подведём итог работы.

- Что нового вы сегодня узнали? (Узнали на какие вопросы отвечает наречие, что обозначает, неизменяемая часть речи, в предложении является второстепенным членом.

VI. Рефлексия.

- А теперь вернёмся к высказываниям. Назовите верные.

СЛАЙД 21

Домашнее задание.

Составить и записать 5 предложений с наречиями.

Оценки за урок.

СЛАЙД 22

Всем большое спасибо за работу.

Урок окончен.



Предварительный просмотр:

Отметьте верные утверждения:

1. Слова чисто, мирно, весело, интересно - это наречия.

2. Наречие - это служебная часть речи.

3. Наречие отвечает на вопросы где?, когда?, почему?, как?, зачем?.

4. Наречие изменяется по родам и числам.

5. В предложении наречия обычно являются второстепенными членами.

6. Наречие - неизменяемая часть речи.

Отметьте верные утверждения:

1. Слова чисто, мирно, весело, интересно - это наречия.

2. Наречие - это служебная часть речи.

3. Наречие отвечает на вопросы где?, когда?, почему?, как?, зачем?.

4. Наречие изменяется по родам и числам.

5. В предложении наречия обычно являются второстепенными членами.

6. Наречие - неизменяемая часть речи.

Отметьте верные утверждения:

1. Слова чисто, мирно, весело, интересно - это наречия.

2. Наречие - это служебная часть речи.

3. Наречие отвечает на вопросы где?, когда?, почему?, как?, зачем?.

4. Наречие изменяется по родам и числам.

5. В предложении наречия обычно являются второстепенными членами.

6. Наречие - неизменяемая часть речи.

Отметьте верные утверждения:

1. Слова чисто, мирно, весело, интересно - это наречия.

2. Наречие - это служебная часть речи.

3. Наречие отвечает на вопросы где?, когда?, почему?, как?, зачем?.

4. Наречие изменяется по родам и числам.

5. В предложении наречия обычно являются второстепенными членами.

6. Наречие - неизменяемая часть речи.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Русский язык 4 класс Наречие

Слайд 2

Мир, весёлый, интерес, чисто, веселить, мирный, весело, чистить, интересный, мирить, интересовать, чистота, мирно, веселье, чистый, интересно.

Слайд 3

Правила работы в группах В группе должен быть ответственный. Работать должен каждый на общий результат. Один говорит, другие слушают. Если не понял, переспроси. Своё несогласие высказывай вежливо.

Слайд 4

Задание для 1 группы. Из данных слов составьте предложение и разберите его по членам предложения. Трава, и, облетела, давно, листва, увяла . нар. гл . сущ . с. гл. сущ. Д авно увяла трава , и облетела листва . _ . _ . _ ._ . _ . _ _________ _______________

Слайд 5

Задание для 2 группы. Распределите наречия на группы по вопросам . Везде, весело, сверху, завтра, сзади, мрачно, вниз, направо, сейчас, вблизи, быстро, теперь, вчера, тихо, налево. где? везде сверху сзади вблизи куда? вниз направо налево как? весело мрачно быстро тихо когда? завтра сейчас теперь вчера

Слайд 6

Ты наречия запомни И не путай никогда: Где, когда, куда, откуда, Почему, зачем и как. Этот стих запомни друг. И тверди почаще вслух.

Слайд 7

Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного числа? ед.ч. мн.ч. Образец : прилетел (когда?) рано – прилетели (когда?) рано; запел (_____?)______ - запели (_____?)_____; проснулся (_____?)______ - проснулись (_____?)_____. Наречие по числам _____________________. Понаблюдайте! Обсудите в группе! Сделайте вывод! когда рано когда рано когда рано когда рано не изменяется

Слайд 8

Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного рода? м.р. Образец : пришел (когда?) рано пришла (_____?)______ пришло (_____?)______ Наречие по родам _____________________. Понаблюдайте! Обсудите в группе! Сделайте вывод! когда рано когда рано не изменяется

Слайд 9

Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного времени? м.р. Образец : появились (когда?) рано разольются ( _____?)______ цветут (_____?)______ Наречие по временам ___________________. Понаблюдайте! Обсудите в группе! Сделайте вывод! когда рано когда рано не изменяется

Слайд 10

Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного лица? Образец : 1 л.: я встаю (когда?) рано 2 л .: ты встаешь ( _____?)______ 3 л.: они встают (_____?)______ Наречие по лицам ___________________________. Понаблюдайте! Обсудите в группе! Сделайте вывод! когда рано когда рано не изменяется

Слайд 11

Можно ли изменить форму наречий рано, вперед,назад , быстро, снизу так, чтобы они отвечали на один из падежных вопросов: Что ?_____________ Чего ?____________ Чему ?____________ Чем ?_____________ О чём?___________ Наречие по падежам ____________________. Понаблюдайте! Обсудите в группе! Сделайте вывод! не изменяется

Слайд 12

Наречие – это …………………………. часть речи Обозначает ……………… ………..……. И отвечает на ??? В предложении является …. .... неизменяемая признак действия Как? Где? Куда? Когда? Откуда? второстепенным членом

Слайд 13

«Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной». М.Горький



Предварительный просмотр:

Наречие

Значение Признаки

___________ Где? Куда? __________

___________ Когда? Как? __________

___________ Откуда? __________

Наречие

Значение Признаки

___________ Где? Куда? __________

___________ Когда? Как? __________

___________ Откуда? __________

Наречие

Значение Признаки

___________ Где? Куда? __________

___________ Когда? Как? __________

___________ Откуда? __________

Наречие

Значение Признаки

___________ Где? Куда? __________

___________ Когда? Как? __________

___________ Откуда? __________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл

Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...

Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"

С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....