ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Студент: Коваленко Екатерина Максимовна
Дата: 21.09.2023
Тип урока: открытие новых знаний
Учебный предмет: Русский язык
ОС: Школа России
Класс: 1
Тема: Письмо строчной и заглавной буквы О,о
Цели:
Содержательная: формирование учиться определять строчную и заглавную букву О,о.
Деятельностная: формирование умения писать строчную и заглавную букву О,о.
Задачи:
Дидактические:
1. Определять вид предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске;
2. Правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и предложения, тексты объёмом не более 50 слов;
3. Формулировать простые выводы на основе прочитанного (услышанного) устно и письменно (1—2 предложения);
4. Составлять предложения из слов, устанавливая между ними смысловую связь по вопросам;
5. Составлять текст из разрозненных предложений, частей текста;
6. Объяснять своими словами значение изученных понятий, пословиц; использовать изученные понятия.
Развивающие:
1. Сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты), устанавливать основания для сравнения языковых единиц (частеречная принадлежность, грамматический признак, лексическое значение и др.); устанавливать аналогии языковых единиц;
2. Устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делает выводы;
3. С помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;
4. Планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
5. Устанавливать причины успеха/неудач при выполнении заданий по русскому языку;
6. Ответственно выполнять свою часть работы;
7. Сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям;
8. Проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога;
9. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.
Воспитательные:
1. Стремиться к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том числе в искусстве слова; осознавать важность русского языка как средства общения и самовыражения;
2. Проявлять познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.
Планируемые результаты:
Предметные:
1. Определяет вид предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске;
2. Правильно списывает (без пропусков и искажений букв) слова и предложения, тексты объёмом не более 50 слов;
3. Формулирует простые выводы на основе прочитанного (услышанного) устно и письменно (1—2 предложения);
4. Составляет предложения из слов, устанавливая между ними смысловую связь по вопросам;
5. Составляет текст из разрозненных предложений, частей текста;
6. Объясняет своими словами значение изученных понятий, пословиц; использует изученные понятия.
Личностные:
1. Стремится к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том числе в искусстве слова; осознаёт важность русского языка как средства общения и самовыражения;
2. Проявляет познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе
познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.
Познавательные:
1. Сравнивает различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты), устанавливает основания для сравнения языковых единиц (частеречная принадлежность, грамматический признак, лексическое значение и др.); устанавливает аналогии языковых единиц;
2. Устанавливает причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делает выводы;
3. С помощью учителя формулирует цель, планирует изменения языкового объекта, речевой ситуации;
Регулятивные:
1. Планирует действия по решению учебной задачи для получения результата;
2. Устанавливает причины успеха/неудач учебной деятельности;
3. Ответственно выполняет свою часть работы;
4. Сравнивает результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям.
Коммуникативные:
1. Проявляет уважительное отношение к собеседнику, соблюдает правила ведения диалога.
2. Строит речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
Оборудование: презентация
Образовательные ресурсы: Прописи по обучению грамоте. 1 класс. В 4 ч. Ч.2 / [В. Г. Горецкий, Н. А. Федосова.] – 9-е изд. – М. : Просвещение, 2018 – С. 5 : ил. – (Школа России).
План:
1. Этап мотивации (1-2 мин.)
- Приветствие
- Проверка готовности к уроку
- Работа с пословицей
2. Этап актуализации и пробного учебного действия (4 мин.)
2.1. Речевая разминка
2.2. Игра «Найди букву»
2.3. Игра «Третий лишний»
2.4. Проблемная ситуация
3. Этап выявления места и причины затруднения (4 мин.)
3.1. Формулирование темы
3.3. Формулирование цели, задач урока
3.4. Планирование деятельности
4. Этап построения проекта выхода из затруднения (3 мин.)
4.1. Отгадывание загадки
4.2. Работа с иллюстрацией
ФИЗМИНУТКА
5. Этап реализации построенного проекта (8 мин.)
5.1. Сравнение заглавной и страчной буквы О,о.
5.2. Работа над дикцией
5.3. Работа с иллюстрацией.
6. Этап анализа произведения (8-10 мин.)
6.1. Работа по схемам на 5 стр.
6.2. Самостоятельная работа в прописях.
7. Этап обобщения и интерпретации (8-10 мин.)
Игра « ответ – вопрос»
8. Этап рефлексии учебной деятельности (1-2 мин.)
8.1. Подведение итогов
8.2. Самооценка
Сценарий урока
Этапы урока, их задачи
| Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы контроля | Планируемые результаты |
1. Этап мотивации Задача: создание условий для возникновения у уч-ся потребности включения в УД | - Приветствие
- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Екатерина Максимовна, и сегодня урок письма у вас проведу я, присаживайтесь. 1.2. Проверка готовности к уроку - Проверьте свою готовность к уроку. У вас на столах должна лежать тетрадь по письму и школьные принадлежности. 1.3. Работа с пословицей - Дети, на слайде представлена пословица - … прочти вслух классу «Без терпенья нет ученья.» - Как вы думаете, что хотел сказать народ этой пословицей (учение требует времени и терпения.) - Как вы думаете, почему я начала урок именно с этой пословицы? (урок будет связан с ней или это тема) - Хорошо, позже мы ваше предположение проверим |
Приветствуют учителя
Проверяют готовность к уроку
Объясняют смысл пословицы |
Фронтальная
Фронтальная
| Л.1
|
2. Этап актуализации и пробного учебного действия Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», подготовка мышления уч-ся, организация осознания ими внутренней потребности к построению УД и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. | 2.1. Речевая разминка - Сейчас давайте проведем речевую разминку. -Прочитайте слоги, написанные на доске. Артикуляционная разминка( работа с чистоговоркой): Но-но-но светит солнышко в окно. Он-он-он вот такой купил батон. Ощ-ощ-ощ мы готовим вкусный борщ. 2.2. Игра «Найди букву» - С какой буквой вы познакомились на прошлом уроке? - Какой звук она обозначает? - Звук «а» гласный или согласный? - Почему гласный? - Найдите букву А а среди других букв и подчеркните её, или обведите. ( Ребенок выходит к доске и выполняет действие) Р М ш П О У а А ы ц к е О г С т ъ А л н Г Ж э а о П р 2.3. Игра «Третье лишнее» - Дети, посмотрите на слайд. На нем написано три слова. АНАНАС, КОРОЛЬ, ВАЗА - Посмотрите внимательно и найдите лишнее слово (король) - Почему? (в слове король, содержаться гласная буква «О», а в словах ананас и ваза, содержаться только гласная «А») 2.4. Проблемная ситуация -Мы сегодня отправимся в лес, чтобы посмотреть, как поработала волшебница-осень. Дорогу нам покажет одна волшебная буква. Отгадайте её: В этой букве нет угла, От того она кругла. До того она кругла, Покатиться бы могла. (Е.Тарлапан) Что это за буква? (О) |
Проговаривают слоги вслух
Определяют, какое слово лишнее, объясняют почему
Определяют, какое утверждение верное, а какое нет, объясняют почему
|
Фронтальная
| ПР.1 ПР.2 Л.1 П.1
|
3. Этап выявления места и причины затруднения Задача: организация анализа уч-ся возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. | 3.1. Формулирование темы урока -Какой звук обозначается этой буквой? - Звук гласный или согласный? Почему? - Сколько элементов в букве? (Один) -На что похожа буква «О»? -Попробуйте определить тему сегодняшнего урока. (Письмо строчной и заглавной буквы О,о) 3.2. Формулирование цели урока - Как вы думаете, какая будет цель нашего урока? (учиться писать буквы о,О,) -Какие задачи нам придётся решить? (Писать строчную и заглавную букву о.) 3.3. Планирование деятельности - Дети, а с чем мы будем делать, чтобы успешно достичь нашей цели (с прописью, выполнять упражнения) |
Формулирование темы урока
Формулирование цели урока
|
Фронтальная
Фронтальная
| ПР.2 Л.1 П.1 К.1 Р.2
|
4. Этап построения проекта выхода из затруднения Задача: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.
| 4.1. Отгадывание загадки - Ребята, буква О любит трудится, поэтому в названиях многих инструментов она единственная гласная. Угадайте:
- Сам худ, голова с пуд. (Молоток)
2) Кланяется, кланяется, Придет домой – растянется. (Топор)
3) Хожу с края на край, Режу черный каравай. (Нож)
- Постройте схемы одного из данных слов. 4.2. Работа с иллюстрацией - -Теперь пора отправляться в дорогу. Давайте проверим: все ли готовы? - Откройте прописи № 2 на (с. 5). -Посмотрите на иллюстрацию, кто на ней изображён? (гимнастка) - А что она держит в руках? (обруч) -На что он похож? -Правильно, на мяч. Вам нужно обвести по контуру мячи. - Разминка (пальчиковая гимнастика): Мы идём, а мимо летят птицы. -Покажите пальчиками, как они летят. -Как пьют водичку из ручья. -Как полетели к гнездышку. Итак, ребята, улетают птички в тёплые края, потому что за осенью придёт холодная зима. Но а мы дальше пойдём по лесной тропинке. И будем узнавать новое. -Обведите мячи на верхней строке. Физкультминутка Руки подняли и покачали – Это деревья в лесу. Руки согнули, кисти встряхнули, Ветер сбивает росу. В стороны руки, плавно помашем – Это к нам птицы летят. Как они сядут, тоже покажем, Крылья сложили назад. |
Дополняют и отгадывают загадку
Отвечают на вопросы учителя
Работают с иллюстрацией
|
Фронтальная
Фронтальная
| П.1 Р.1 Л.1 К.1
|
5. Этап реализации построенного проекта Задача: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. | 5.1. Сравнение заглавной и строчной буквы. - Сравните заглавную и строчную букву О, установите сходство и различие.
Знакомство с написанием строчной буквы о.
- Буквы О, о (строчная и заглавная) – это овал, то есть буква округленная и слегка вытянутая. Пишется с наклоном вправо. Для этого тетрадь должна быть наклонена. Букву о начинаем писать чуть ниже верхней строки, ведем вверх, чуть закругляем. Доводим до верхней линии рабочей строки, поднимаемся вверх вправо и доводим до начала письма. - Выполняем письмо в воздухе.
-Возьмите в руки ручки и повторяйте за мной движения в воздухе.
-Руку ведем вверх, закругляя линию чуть влево, затем ведем округлую линию вниз; закругляем вправо и ведем округлую линию до начала письма.
-Теперь, самостоятельно обведите образец и допишите заглавную букву О на второй строчке до конца строки.
Письмо заглавной буквы О - начинаем писать чуть ниже вспомогательной линии: руку ведём вверх, закругляя линию чуть влево; - ведём округлую линию вниз; - чуть не доходя до нижней линии РС, закругляем вправо и доводим до нижней линии РС; - закругляем вправо и ведём округлую линию до начала письма.
Письмо строчной буквы о. - начинаем писать чуть ниже верхней линии РС, введём вверх, чуть закругляем влево; - доводим до верхней линии РС; - ведём вниз округлую линию до нижней линии РС; - поднимаемся вверх вправо и доводим до начала письма. - Посмотрим образцы написания буквы о. - Самостоятельно обведите и допишите на 1-й и 3-й строчках. Помните правило: буквы надо писать на одинаковом расстоянии. - Не забываем следить за посадкой, кладём тетради под наклоном.
5.2. Работа над дикцией О. О. О. О! О! О! О? О? О? (На доске запись. Дети произносят за учителем с соответствующей интонацией.) — Прочитайте нараспев: ао, оа, аа, оо, аоа, оао. — Теперь прочитайте протяжно, но короче, чем нараспев: а — о, о — а, а — а, о — о.
5.3. Работа с иллюстрацией - Посмотрите мы с вами пришли на полянку на которой много зверей.
- Назовите животных у которых в названии содержится буква О. (олень, опоссумы, орёл, сова) - Все что вы назвали это названия животных, но с какой буквы они пишутся с заглавной или строчной? -Правильно с строчной. А если дать имя нашим животным, то с какой буквы мы напишем имя? ( с заглавной буквы) -Давайте придумаем имена животным. |
Дети составляют предложения по схемам
Работают с иллюстрацией
Работают с правилом |
Фронтальная
Фронтальная |
ПР.1
ПР.2
ПР.3
Л.1
|
6. Этап анализа произведения Задача: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач | 6.1. Работа по схемам на 5 стр. - В словах пропущена буква о. Впишите ее. - Почему третье слово начинается с заглавной буквы? (Это имя человека) - Рассмотрите схему слова осы. - Сколько слогов в слове? (два) - Какой слог ударный? (первый) - Сколько звуков в первом слоге? Во втором? Аналогичная работа выполняется с другими словами (сом, Осип) 6.2. Самостоятельная работа в прописях -Предлагаю вернуться к строке 5,6. -Ребята, вы умеете правильно писать эти буквы. Постарайтесь их написать красиво и аккуратно. -На строке 6 буквы подружились, поэтому их нужно соединить и написать слитно. -Буквы соединяются штрихом или соединением. -Помните, что мы держим спину прямо, ноги на ровно полу. |
Соотносят слова со схемами
Работа с учебником |
Фронтальная
Фронтальная
| ПР.3
|
7. Этап обобщения и интерпретации Задача: уточнение идеи произведения и помощь в осмыслении их читательской позиции | Игра «Ответ- вопрос» - Мы с вами были сегодня в лесу и узнали много нового. Я буду говорить вопрос, а вы будете отвечать. - Какие буквы подружились на странице в прописи?(О,о) -Чем ещё похожи? (Элементом-овалом) -Когда же будем писать в словах строчную, а когда заглавную букву? -Чем соединились буквы? (Штрихом-соединением) -Каким нижним или верхним? (Нижним) -Молодцы! Вы хорошо потрудились! |
Соотносят слова к схемам
|
Индивидуальная
Фронтальная
| Л.1 П.2 К.1 Р.2
ПР.1 ПР.2 ПР.3 Л.1
|
8. Этап рефлексии учебной деятельности Задача: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. | 9.1. Подведение итогов - Ребята, наш урок подходит к концу. - Вспомните, пожалуйста, какая была тема урока? (Письмо строчной и заглавной буквы О,о) -В начале урока мы поставили задачу научиться писать букву О? -Справились мы с этой задачей? -Возьмите карандаш и обведите те буквы, которые у вас лучше получились. -Над чем надо ещё поработать? 9.2. Самооценка - Я очень рада, что вы хорошо усвоили материал. Молодцы! - Если вы считаете, что сегодня хорошо поработали. - Если вам не понравился урок, что-то у вас не получалось, поднимите левую руку. - Спасибо за урок. До свидания! |
Отвечают на вопросы учителя
Оценивают свою работу |
Фронтальная | Л.1 П.2 К.1
|