Закрепление правописания изученных орфограмм: жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Морозова Анастасия Николаевна

 

На уроке учащиеся отправляются в поход в лес. Материал урока способствует закреплению у учащихся правильного написания буквосочетаний: жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн.

На уроке, во время путешествия, дети выполняют задания, проходя станции по маршрутному листу. Задания – станции построены по принципу смены вида деятельности – «устное – письменное». Выполняя работу, учащиеся совершенствуют как индивидуальную работу, так и навыки работы в паре, в группе. Задания построены по принципу – от простого к сложному.

Здоровьесберегающие технологии на данном уроке интегрированы в ход урока, соответствуют тематике – поход в лес. При переходе между станциями, дети выполняют короткие физические минутки: пальчиковая гимнастика, двигательная активность.

Рефлексия урока комплексная, проводится после прохождения каждой станции. В заключении урока проводится анализ листа рефлексии.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_-_urok.doc631.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Тема урока:        «Закрепление правописания изученных орфограмм: жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн»

Цель: Содержательная: создание условий для закрепления правила правописания буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн и применения их в словах .

Деятельностная: формирования у учащихся способностей к рефлексии и реализации коррекционных норм.   

Задачи: 1. Обучающая:

- систематизировать знания о  правописание слов с сочетаниями  жи, ши, ча, ща, чу, щу , чк, чн;

-  формировать умения   распознавать слова с указанными сочетаниями и правильно их записывать.

 2. Развивающая:

- развивать речь детей;

- пробуждать интерес к родному языку.

     3. Воспитательная:

- формирование организации учебного труда;

- прививать любовь к родному языку;

- прививать любовь к природе;

- показать связь устного народного творчества с русским языком.

Планируемые результаты

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • бережное отношение к физическому здоровью;
  • бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;
  • неприятие действий, приносящих вред природе;
  • познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

  • сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты);
  • объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку;

базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

  • с помощью учителя формулировать цель;
  • формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования).

общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:

  • воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
  • проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии;
  • признавать возможность существования разных точек зрения;
  • корректно и аргументированно высказывать своё мнение.

Самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:

  • планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

Самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий:

  • устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;
  • корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок;
  • находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить орфографическую и пунктуационную ошибку;

У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности:

  • принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
  • оценивать свой вклад в общий результат;

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • различать согласные звуки: мягкие и твёрдые, звонкие и глухие (вне слова и в слове);
  • различать понятия «звук» и «буква»;
  • писать аккуратным разборчивым почерком без искажений прописные и строчные буквы, соединения букв, слова;
  • применять изученные правила правописания: гласные после шипящих в сочетаниях жи, ши (в положении под ударением), ча, ща, чу, щу;
  • находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки;
  • читать вслух и про себя (с пониманием) короткие тексты с соблюдением интонации и пауз в соответствии со знаками препинания в конце предложения.

Межпредметные связи:         Литературное чтение, окружающий мир

Оборудование:        Учебник, маршрутный лист, вспомогательные карточки, интерактивная доска, мультимедийная презентация.

Задачи  этапа урока

 (вида работ)

Деятельность

учителя

Задания для учащихся

Деятельность

учеников

                         I. Мотивация к деятельности: 1 мин

Создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу», «зачем?»)

Посмотрите, что необычного на моем рабочем столе вы видите? (на столе кузовок, корзинка, компас)

Где и зачем нам могут понадобиться эти предметы?

Мы в лес за наукой

Сегодня пойдем.

Смекалку, фантазию, нашу возьмём.

Дорогой с пути никуда не свернём,

Но чтобы лес нам скорее достичь,

Должны мы по тропке

Красиво пройтись!

Проверяют свою готовность к уроку, настраиваются на урок. Слушают учителя. Отвечают на поставленные вопросы.

II. Целеполагание: 3 мин

Определение темы, цели урока и задач

Сегодня мы с вами отправимся в лес. Наша дорога пройдет через чащу. По дороге мы встретим сказочных животных. Соберем чудесные шишки с ёлочки. Нас ждёт удачный день.

Посмотрите на слова на доске, прочитаем эти слова. Что общего у них?

Сделайте вывод, чему будет посвящен наш урок?

Как настоящим путешественникам нам нужна маршрутная карта.

На столе у каждого лежит маршрут (приложение 2)

Сколько остановок в нашем путешествии нас ждет?

Физминутка

Собираемся в поход. Что с собой возьмем? Плохое настроение? Хорошее. С ним поход будет интереснее.

Встаем. Начинаем путь, делай раз, делай два, делай раз, делай два.  Мы дошли до первой станции. Садимся, посмотрим, что интересное ждет нас на этой станции.

Выдвигают свое предположение о теме урока.

Отвечают на вопросы.

Знакомство с маршрутным листом.  

Физминутка

III. Закрепление: 30 мин

Закрепить ранее изученные орфограммы

1 станция - Первая остановка - «Пиши, да не спиши».

Поработаем в парах. Посмотрите, на парте лежат элементы букв. Вспомните, какая буква состоит из этих элементов, соберите букву.

Какая буква получилась?

Посмотрите на электронную доску, наш карандаш помощник напомнит вам как пишется буква Ж. Пропишите строчку в рабочей тетради. Не забывайте о правильной посадки при письме.

- Посмотрите, на какое животное похожа наша буква? Почему? (связь с окружающим миром)

Мы прошли 1 станцию, возьмите в руки маршрутный лист, цветные карандаши – красный, зеленый. Если вы довольны своей работой – закрасьте зелёным цветом круг, если было трудно, не все получилось – красным.  

Физминутка

Встаем. Продолжаем наш путь, делай раз, делай два, делай раз, делай два.  Присядем, соберем в наш кузовок ягоды.

Мы дошли до второй станции.

Садимся, посмотрим, что ждет нас на этой станции.

2 станция - Вторая остановка – «В дружбе сила».

Белка обратилась к нам за помощью. Она потеряла ключик от погреба, где хранит свои запасы.  

Перед вами предложения (на слайде), вам надо составить текст, выбрав правильный порядок предложений.

1.  Дети часто ходили гулять в рощу.

2.  Летом Петя и Оля жили у бабушки в деревне.

3. Там чудесная большая роща!

4. Берегите природу!

На доске вы видите 3 ключика. Только один из них подходит к дверце погреба. На нём номера правильного порядка предложений. Выберите нужный ключик.  Прочитайте получившийся текст. А как можно озаглавить этот текст? Обратите внимание на последнее предложение, прочитайте его с восклицательной интонацией.  

Что значит беречь природу? Что каждый из вас может сделать для природы?

Молодцы, вы помогли Белочке! Но дверь эта не откроется пока мы не найдем слова на наши главные правила урока. Найдите эти лова в тексте, прочитайте их.

- Белка очень рада, что дверь открылась. Она благодарит вас за помощь.

Мы прошли 2 станцию, возьмите в руки маршрутный лист, цветные карандаши – красный, зеленый, желтый. Если вы довольны своей работой – закрасьте зелёным цветом круг, если было трудности, с которыми вы справились – желтый, не все получилось – красным.  

Физминутка

Встаем. Продолжаем наш путь, делай раз, делай два, делай раз, делай два.  Потянулись высоко, соберем шишки.   Мы дошли до третьей станции.

Садимся, посмотрим, что ждет нас на этой станции.

3 станция - Третья остановка - «Я сам».

Перед вами на столе карточка. (приложение 1) Выполните задание по инструкции. Сверьте выполненное задание с доской. Исправьте ошибки, если они есть.

Мы прошли 3 станцию, возьмите в руки маршрутный лист, цветные карандаши – красный, зеленый, желтый. Если работа по инструкции выполнена без ошибок – закрасьте зелёным цветом круг, если 1-2 ошибки – желтым, если более 2 ошибок – красным.  

Физминутка

Мы немножко отдохнем,

Встанем, глубоко вздохнем.

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали.

Бабочки вокруг летали, крыльями махали.

Дружно хлопаем, ногами топаем.

Сели, встали, сели встали.

Наш поход мы продолжаем.

Мы дошли до четвертой станции.

Садимся, посмотрим, что ждет нас на этой станции.

4 станция - Четвертая остановка – «По грибы»

Ребята, отправляемся по грибы.

В наш кузовок мы будем собирать только съедобные грибы.

Перед вами слова с пропущенными орфограммами. Если эта орфограмма на сегодняшнюю тему – поднимаем подберезовик. Если слово не подходит к теме нашего урока – поднимаем мухомор.

Маш…на, гри…, дож…ь, в…рона, ч…до, ч…шка, снеж…нки, туч(?)ка, сроч(?)но, щ…ка, з…яц, бабоч(?)ка.

Назовите орфограмму в словах тучка, срочно, бабочка.

Какое сочетание встретилось в этих словах?

-Что мы знаем о этих сочетаниях? Почему можно допустить ошибку при написании этих слов? Что мы знаем о звуке ч? Почему не нужно писать мягкий знак после буквы ч?

Давайте вспомним правило написания слов с этими орфограммами.

Мы прошли 4 станцию, собрали грибы, возьмите в руки маршрутный лист, цветные карандаши – красный, зеленый. Если вы довольны своей работой – закрасьте зелёным цветом круг, если было трудно, не все получилось – красным.  

5 станция - Пятая станция – «Шифр»

На этой станции нас ждет самое трудное испытание. Мы должны пройти по кочкам через болото. Для этого прочитайте звуковые обозначения слов. Запишите транскрипцию и слова в тетрадь.

(4 человека работают у доски по очереди)

[ч’ижы]    [ч’ащ’а]    [шыпы]    [ч’укч’а]

Конструируют букву.

Отвечают на вопросы.

Записывают в тетради.

Оценивают свою работу.

Физминутка + пальчиковая разминка

Выполняют задание.

Вспоминают правила выразительного чтения.

Высказывают свое мнение.

Оценивают свою работу.

Физминутка

Выполняют задание по инструкции.

Проверяют, оценивают свою работу.

Физминутка

Выполняют задание.

Классифицируют слова с учетом поставленной задачи.

Отвечают на вопросы.  

Оценивают свою работу.

Выполняют работу в тетради.

Работают у доски.

IV. Подведение итогов: 2 мин

Обобщить полученные знания

Ребята, вот и закончился наш поход. Мы набрали целую корзину грибов, ягод, шишек.

А какие знания, правила нам помогли без проблем пройти маршрут? (Знание орфограммы ча-ща, чу-щу, жи-ши, чк, чн)

- Давайте повторим все правила, с которым работали на уроке.

Прочитаем стишки, которые вам помогут еще лучше запомнить правила.

В сочетаниях ЖИ-ШИ,

Только И всегда пиши.

В сочетаниях ЧА-ЩА

Пишем только букву А.

В сочетаниях ЧУ-ЩУ

Пишем только букву У.

Знаем мы наверняка,

Где ЧН, и где ЧК,

Мягкий знак не пишется,

Даже если слышится.

Отвечают на вопросы. Повторяют правила на изученные орфограммы.

V.Рефлексия: 4 мин

Мотивировать учащихся к оцениванию своей работы на уроке.

Организуют рефлексию и самооценку учебной деятельности.

Посмотрите каждый на свой маршрут.

У нас осталась не закрашен один круг.

Оцените свою работу на сегодняшнем уроке.

1 – было легко – зеленый

2 – было трудно, но я справился – желтый

3 - были непонятные задания, с которыми в этот раз я не справился – красный.

Давайте посмотрим на свой маршрутный лист, посмотрите на цвета кругов, какой цвет встречается чаще. Подумайте почему так? Чего не хватило, что можно сделать в следующий урок, чтобы улучшить свой результат?

Кто готов поделиться, что было трудно, с чем было тяжело справиться на сегодняшнем уроке?

И никогда не забывайте правило трех Н: НЕТ НИЧЕГО НЕВОЗМОЖНОГО!

Учащиеся высказывают свои мысли относительно содержания своей работы на уроке.

Приложение 1

Приложение 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка "Повторение правописания изученных орфограмм.Состав слова."

Комплексное повторение изученных правил правописания, актуализировать знания, приобретенные при изучении темы «Состав слова», орфографический тренинг в проверке изученных орфограмм....

урок русского языка "Повторение правописания изученных орфограмм.Состав слова."

Комплексное повторение изученных правил правописания, актуализировать знания, приобретенные при изучении темы «Состав слова», орфографический тренинг в проверке изученных орфограмм....

Тест по теме: «Правописание изученных орфограмм»

Предмет: русский язык (автор учебника С.В.Иванов, А.О.Евдокимова)Название материала: Тест по теме: «Правописание изученных орфограмм»Цель: Проверить усвоение орфограммы, применения правила...

Контрольный диктант по русскому языку «Правописание изученных орфограмм» (2 класс)

Цель работы: проверить  умение применять пройденные правила: правописание звонких и глухих согласных, безударных гласных, мягкого знака, слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, правописание ...

Карточки по русскому языку 1 класс для отработки правописания изученных орфограмм. ЧУ-ЩУ, ЧА-ЩА, ЖИ-ШИ.

Вставь подходящие буквосочетания. Запиши и подчеркни сочетания  ЧУ-ЩУ, ЧА-ЩА, ЖИ-ШИ. Маш...на, круж...ли, печ...ть, кувш...н, ч...чело,ж...раф, ч...сть, мыч...т, морж..., стуч..ть, жемч...ж....

Конспект по русскому языку . Тема: «Закрепление знаний. Правописание изученных орфограмм». 9 класс

Закрепление знаний, учащихся по теме: «Грамматические категорий глаголов»;выявление пробелов в знаниях учащихся по данной теме....