План-конспект урока. Правописание слов в словосочетаниях
план-конспект по русскому языку
Тема урока: Правописание слов в словосочетаниях
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-konspekt_uroka._pravopisanie_slov_v_slovosochetaniyah.docx | 25.95 КБ |
pravopisanie_slov_v_slovosochetaniyah.pptx | 1.97 МБ |
Предварительный просмотр:
Разрешаю:___________
Допускаю:___________
Оценка за урок:__________
План-конспект
урока русского языка,
проведенного в 4 «А» классе
обучающейся Шевцовой Каролины Евгеньевны
(Ф.И.О.)
Консультация методиста:__________
Консультация учителя:__________
Тема урока: «Правописание слов в словосочетаниях»
Тип урока: повторение пройденного материала
Цель урока: формирование представления о правописании слов в словосочетаниях
Задачи урока:
Образовательные: способствовать продуктивному осуществлению познавательной деятельности по формированию умения правописания слов в словосочетаниях.
Развивающие: содействовать развитию у детей умения правильного правописания мягкого знака в словах; развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-образного и логического мышления, умению определять слова с данной орфограммой и применять правило в ходе выполнения учебных заданий.
Воспитательные: воспитывать интерес к русскому языку в ходе беседы, позитивное отношение к предмету посредством создания благоприятного микроклимата, формирование положительной мотивации к учебной деятельности посредством наглядного материала; формирование необходимых качеств: усидчивости, аккуратности, самостоятельности, работоспособности, внимательности, уважения к другим, способности к сотрудничеству, ответственности за продукты собственной деятельности.
Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, гигиенических условий в кабинете, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, применение на уроке ТСО и ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами.
Планируемые результаты:
Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; формирование отношения к родному русскому языку как к духовной, культурно-исторической ценности, чувства сопричастности к сохранению его чистоты, выразительности, ёмкости, восприятия языка как средства и условия общения; понимать и принимать правила коммуникации; понимать важность общения как значимой составляющей жизни общества; соблюдать культуру письма, писать аккуратно и красиво.
Метапредметные:
Формирование познавательных универсальных учебных действий: умение ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; извлекать информацию, представленную в разных формах, находить закономерности используя ранее приобретенные знания; выстраивать логическую цепочку рассуждений; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Формирование регулятивных универсальных учебных действий: умение формулировать цель урока на основе соотнесения того, что уже известно с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; вносить коррективы в действия после их завершения на основе их оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать свои предложения по корректировке своих действий и действий одноклассников.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: умение слушать и понимать других, вступать в диалог; следовать инструкциям, отвечать на вопросы; умение адекватно реагировать на замечания учителя, участвовать в диалоге при обсуждении изучаемого материала, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; работа в парах.
Предметные: умение осознавать роль языка и речи в жизни людей; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; умение использовать правила орфографии и пунктуации в письменной речи.
Виды деятельности:
- решение проблемных ситуаций;
- выполнение индивидуальных заданий;
- словесные (беседа, объяснение, разъяснение);
- наглядные (демонстрация, презентация);
- практические (упражнения, работа у доски).
Организация пространства: фронтальная, индивидуальная
Основные образовательные ресурсы: учебник «Русский язык» Иванов С. В., Кузнецова М. И., Петленко Л. В. 4 кл. 2 ч. стр.122-124, проектор, интерактивная доска, компьютер, презентация к уроку, раздаточный материал.
Содержательный компонент урока:
I. Организация начала урока.
1. Приветствие.
У: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Каролина Евгеньвна, и сегодня урок русского языка проведу у вас я. Садитесь.
2. Проверка готовности к уроку.
У: Проверьте, всё ли у вас готово к уроку: учебник, тетрадь, пенал.
3. Мотивация к обучению и познанию. Эмоциональный настрой на учебную работу.
У: Ребята, продолжите фразу: «Если я буду хорошо знать русский язык, то смогу….
О.: Лучше понимать прочитанное, правильно говорить, писать без ошибок, лучше понимать друг друга, интересно рассказывать…
У.: Верно, человеку всегда надо умственно развиваться, для этого надо постоянно учиться, изучать новое. Это поможет человеку в жизни, в учебе, на работе. Учение лишним не бывает, оно расширяет кругозор и расширяет горизонты знаний.
II. Актуализация умений и знаний.
У: Запишите в тетради – число, классная работа.
У: Ребята, посмотрите на слайд, что на нём вы видите?
Яркие цветки; яркие и пестрые; предвидеть опасность; показывал чудеса;
чудесная погода; мастер на все руки; мастер и неумеха;
мастер сделал; хороший мастер.
О: Словосочетания.
У: Посмотрите внимательнее, все ли фразы слов являются словосочетаниями?
О: Нет.
У: Давайте проверим, являются ли остальные сочетания слов словосочетанием или нет? Как мы это можем сделать?
О: С помощью вопроса
У: Откроем тетради и запишем словосочетания, и докажем что данные сочетания слов являются словосочетаниями
У: Чем отличается предложение от словосочетания?
О: От предложения словосочетание отличается тем, что мы общаемся не словосочетаниями, а предложениями, а словосочетания являются для предложений «строительным материалом». Кроме того, предложение может состоять из одного слова (Светает), а словосочетание — нет. Существует и другое понимание словосочетания — как соединения слов, связанных любым типом связи.
У: Какие виды словосочетаний вы знаете?
О: Согласование, управление, примыкание.
У: Что вы знаете про согласование? Почему связь существительного с прилагательным назвается согласованием? В чем прилагательное согласуется с существительным?
О: Согласование – такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное. Например, «в новом доме» (главное и зависимое слово стоят в м.р., ед.ч., П.п.); «деревянного стола» (главное и зависимое слово стоят в м.р., ед.ч., Р.п.).
III. Открытие новой темы. Целеполагание.
У: Что такое словосочетание?
О: Словосочетанием называется только такое соединение слов, в котором слова связаны по смыслу подчинительной связью.
У: Что не является словосочетанием?
О: 1. Подлежащее и сказуемое: ветер дует
- Любые слова, стоящие рядом в предложении, но не связанные между собой по смыслу: сильный дует
- Слово с предлогом: у окна, возле дома
- Члены предложения, отвечающие на одинаковые вопросы (однородные члены предложения): (какой?) уставший и (какой?) сонный
- Устойчивые выражения (фразеологизмы): спустя рукава
- Сложные грамматические формы: будет играть, менее дорогой
- Обособленные члены в сочетании с определяемым словом: ветка, сломанная ветром
У: Слова каких частей речи могут быть связаны в словосочетании?
О: Сущ. + сущ., Сущ. + прил., гл. + сущ., гл. +гл., гл. + нареч.
У: Вспомните, сколько частей речи в русском языке? Назовите их
О: Сущ, гл, прил, наречие, числ, местоимение, причастие, деепричастие, предлог, союз, частица.
У: На какие группы их можно разделить?
О: Самостоятельные и служебные
У: Сколько самостоятельных частей речи? Назовите их.
О: 8. Сущ, гл, прил, числ, нареч, местим, прич, дееприч.
У: Сколько служебных частей речи?Назовите их.
О: 3. Предлог, союз, частица.
У: Сколько всего частей речи?
О: 11
У: Молодцы, все вспомнили!
У.: Попытайтесь сформулировать тему нашего урока
О.: Правописание слов в словосочетаниях.
У.: Запишите число, классная работа, тему нашего урока: «Правописание слов в словосочетаниях».
О.: Записывают число, классная работа, тему урока.
У.: Какую цель поставим перед собой?
О.: Повторить правописание слов в словосочетаниях
IV. Открытие новых умений, знаний.
У: Вспомните к какому роду относятся несколняемые имена существительные?
О: Манго - ср.р.
Кофе - м.р.
У: Откройте учебник на странице 123, просмотрите упражнение 1.
У: Что необходимо сделать?
О: Списать словосочетания, поставив слова в скобках в нужную форму.:
Горячее какао
Крепкий кофе
Модное ателье
Интересное кино
Новое кафе
Строгое жюри
Московское метро
Справочное бюро
Восточное меню
У: Как склоняются порядковые числительные?
О: Порядковые числительные обозначают порядок предметов при счёте и отвечают на вопрос который? Порядковые числительные очень близки к именам прилагательным. Как и имена прилагательные, они изменяются по родам и числам:
шестой дом, шестая квартира, шестое предложение, шестые классы;
Простые и сложные порядковые числительные склоняются как прилагательные.
У: Прочитайте упражнение 2. Что нужно сделать в этом задании?
О: Просклонять словосочетания, обозначив окончания.
У: 1 ряд - горячая печь; 2 ряд - прозрачное озеро; 3 ряд - четвертый ряд
О: И.п. горячая печь,четвертый ряд,прозрачное озеро.
Р.п. горячей печи,четвертого ряда,прозрачного озера.
Д.п. горячей печи,четвертому ряду,прозрачному озеру.
В.п. горячую печь,четвертый ряд,прозрачное озеро.
Т.п. горячей печью,четвертым рядом,прозрачным озером.
П.п. о горячей печи,о четвертом ряде,о прозрачном озере.
У: Откройте рабочие тетради на странице 34 и посмотрите упражнение 1. Что мы будем делать в этом задании?
О: Мы допишем окончания имён прилагательных.
Яблочное повидло, красивый тюль, летнее кафе, австралийский кенгуру, умный шимпанзе, скоростное метро, болезненная мозоль, вкусное какао, розовый фламинго, осеннее пальто, белый лебедь, питательная фасоль, настенное кашпо, почтовая бандероль,строгое жюри, черный кофе. красный георгин.
V. Физминутка
Упражнение для мобилизации внимания:
И.п. - стоя, руки вдоль туловища. 1 - правую руку на пояс, 2 - левую руку на пояс, 3 - правую руку на плечо, 4 - левую руку на плечо, 5 - правую руку вверх, 6 - левую руку вверх, 7 - 8 - хлопки руками над головой, 9 - опустить левую руку на плечо, 10 - правую руку на плечо, 11 - левую руку на пояс, 12 - правую руку на пояс, 13 - 14 - хлопки руками по бедрам. Повторить 4 - 6 раз. Темп - 1 раз медленный, 2 - 3 раза - средний, 4 - 5 - быстрый, 6 - медленный.
VI. Закрепление умений и знаний.
У: Откройте учебник на странице 124, упражение 4. Что необходимо сделать?
О: Выписать слова с пропущенными буквами, объяснив их написание.
Мой дед играет на баяне
Глаза туманятся его.
И мы на стареньком диване
Молчком сидим вокруг него.
Вздыхают бабушка и мама,
Сомкнулись брови у отца.
Полоска розового шрама
Видна вдоль дедова лица.
А дед играет и играет,
Звенят медали на груди,
И сладко сердце замирает:
А что-то будет впереди?
У: Вставьте пропущенные буквы в слова.
У моего окна висела кормушка. Чаще всего к ней прилетали воробьи. Перед тем как выходить на улицу, я обычно смотрела в окно. И вдруг стала замечать, что если воробьишки гладенькие, аккуратненькие, значит, на улице тепло, а если надутые, взъерошенные - значит, мороз, надо одеться потеплее. Ни разу не обманули.
Журнал «Юный натуралист»
VII. Итог урока. Рефлексия.
У: Чем мы занимались сегодня на уроке?
О: Сегодня на уроке мы повторяли правописание слов в словосочетаниях
У: Что было самое интересное для вас на уроке??
О: Работать с учебником, выполнять задания у доски.
У: Ребята, выберите любую фразу на доске и продолжите её.
Сегодня было трудно…; Я понял, что…; Я смог…; Было интересно узнать, что…; Меня удивило…; Мне захотелось…
У: Всем спасибо за работу! Урок окончен. До свидания.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Яркие цветки; яркие и пестрые; предвидеть опасность; показывал чудеса; чудесная погода; мастер и неумеха; мастер сделал; хороший мастер .
Имя с ущ ествительное, г л агол, имя прилагательное, н аречие , имя ч исл ительное, м естоимение , п р ичастие , д еепричасти е, п редлог , с оюз , ч астица .
Самостоятельные Служебные Имя существительное Предлог Имя прилагательное Союз Глагол Частица Наречие Имя числительное Местоимение Причастие Деепричастие
Правописание слов в словосочетаниях Цель ?
Мой дед игра ... т на баян ... Глаза туманятся его. И мы на стар ... ньк ... м диван ... Молчком сидим вокруг него. Вздыхают бабушка и мама, Сомкнулись брови у отца. П ... лоска розов ... г ... шрама Видна вдоль дедова лица. А дед игра ... т и игра ... т, Звенят медали на груди, И сла ... ко сер ... це замира ... т: А что-то буд ... т впереди?
Мой дед игра е т на баян е Глаза туманятся его. И мы на стар е ньк о м диван е Молчком сидим вокруг него. Вздыхают бабушка и мама, Сомкнулись брови у отца. П о лоска розов о г о шрама Видна вдоль дедова лица. А дед игра е т и игра е т, Звенят медали на груди, И сла д ко сер д це замира е т: А что-то буд е т впереди?
У мо ... го окна висела к ... рмушка. Чаще всего к ней прил ... тали в ... робьи. Перед тем как вых ... дить на ул ... цу, я обычн ... см ... трела в окно. И вдруг стала зам ... чать, что если вороб ... ишки гладеньк ... е, а ... уратненькие, знач ... т, на улиц ... т ... пло, а если надутые, взъерошенные - знач ... т, м ... роз, надо оде .... ся п ... теплее. Ни разу не обм ... нули. Журнал «Юный натуралист»
У мо е го окна висела к о рмушка. Чаще всего к ней прил е тали в о робьи. Перед тем как вых о дить на ул и цу, я обычн о см о трела в окно. И вдруг стала зам е чать, что если вороб ь ишки гладеньк и е, а кк уратненькие, знач и т, на улиц е т е пло, а если надутые, взъерошенные - знач и т, м о роз, надо оде ть ся п о теплее. Ни разу не обм а нули. Журнал «Юный натуралист»
« Вставь мягкий знак » Хорош… зимний день, когда снег трескуч…,скрипуч… и блестящ…, словно дорогая брош…, мороз жгуч…, а всем невтерпёж… развлеч…ся. Откроеш… дверь настеж…, покинеш… коттедж… и почувствуеш…, как воздух свеж… . Спряч… своё плохое настроение, как ненужную вещ…, и ты заметиш… блеск тысяч… крыш…, услышиш…, как звенит тишина рощ…, увидиш…, что небо похоже на синюю гуаш….
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка 4 класс Программа «Начальная школа 21 век» по теме "Правописание слов в словосочетании"
Конспект урока русского языка 4 класс Программа «Начальная школа 21 век» по теме "Правописание слов в словосочетании"...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА "Правописание слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу".
План-конспект урока с использованием ЭОР по русскому языку во 2 классе. "Правописание слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу"....
План-конспект урока "Правописание слов с 2 безударными гласными в корне"
Урок русского языка "Правописание слов с 2 безударными гласными в корне"...
"Правописание слов в словосочетаниях"
Русский язык 4 класс, УМК «Школа 21 века»....
Презентация для проведения урока русского языка, тема:" Правописание слов в словосочетаниях"
Данная презентация будет полезна на уроке русского языка. Представлена пословица,которая будет актуальна в начале и взята девизом урока. После чего представлена словарная работа. На следующем сл...
ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 4 КЛАСС ТЕМА УРОКА: «ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С БУКВАМИ Ь И Ъ»
Урок русского языка по теме:«Правописание слов с буквами Ь и Ъ».Цели:Обучающие . Повторить правила правописания слов с разделительными твердым и мягким знаками; учить различать части слова...
Технологическая карта урока русского языка «Правописание слов в словосочетаниях» (УМК «Начальная школа XXI века», 4 класс)
Цель урока: создание условий для закрепления знаний у обучающихся о правописании личных окончаний глаголов, мягкого знака у глаголов 2-го лица единственного числа и отработки умений изменять имена сущ...