"Фразеологизмы".Презентация к уроку. 4 класс. УМК "Школа России"
презентация к уроку по русскому языку (4 класс)

Алия Касимовна Зябирова

Эта презентация создана для помощи учителям в подготовке к уроку по теме "Фразеологизмы".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл frazeologizmy.pptx1.8 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«…неистощим язык в соединении слов». А. С. Пушкин

Слайд 2

Тема занятия: «Фразеология. Фразеологизмы в речи»

Слайд 3

Фразеология - это раздел науки о языке, которая занимается изучением фразеологизмов. Фразеологизмы - это устойчивые несвободные сочетания слов, обладающие целостным значением, используемые для называния отдельных предметов, признаков, чувств, свойств и черт характера, явлений, ситуаций и действий.

Слайд 4

Фразеологизмы

Слайд 5

Обычное Фразеологизм словосочетание Открытая степь С открытой душой

Слайд 6

Свободные (обычные) словосочетания : открытая степь, открытая сцена. Во всех словосочетаниях слово «открытый» сохраняет своё значение: свободный для доступа.

Слайд 7

В обычном словосочетании каждое слово можно заменить. Открытая степь – бескрайняя степь, бескрайнее пространство . Слова в обычном словосочетании сохраняют свою смысловую самостоятельность, свое лексическое значение.

Слайд 8

Во фразеологизмах нельзя произвольно заменять слова. с открытой душой искренне, доверчиво

Слайд 9

Слова во фразеологизмах теряют свою смысловую самостоятельность. В составе фразеологизмов смысл имеют не отдельные слова, а выражение в целом.

Слайд 10

Фразеологизмы используются в речи готовыми, их нужно помнить. Вставлять палки в колеса. Намеренно мешать кому-либо в каком-либо деле, в осуществлении чего-либо.

Слайд 11

Задание 1. Выписать номера, соответствующие свободным словосочетаниям 1) лизать пятки, 2) делать большие глаза, 3) выразительные глаза, 4) пруд пруди, 5) серый от пыли, 6) по горячим следам, 7) верящий в победу, 8) от корки до корки, 9) как гром среди ясного неба, 10) возвратиться из похода, 11) черствая корка, 12) превосходный результат, 13) сломя голову, 14) призадуматься над задачей.

Слайд 12

Проверка (свободные словосочетания) 3) выразительные глаза, 5) серый от пыли, 7) верящий в победу, 10) возвратиться из похода, 11) черствая корка, 12) превосходный результат, 14) призадуматься над задачей.

Слайд 13

Фразеологизмы 1) лизать пятки, 2) делать большие глаза, 4) пруд пруди, 6) по горячим следам, 8) от корки до корки, 9) как гром среди ясного неба, 13) сломя голову.

Слайд 14

Основные свойства фразеологизмов Всегда состоят из двух или более слов. 2. Неделимы. 3. В составе фразеологизма нельзя заменить слово. 4. Во фразеологизмы нельзя включать другие слова.

Слайд 15

Источники фразеологизмов 1) Возникли из фольклора : за тридевять земель – очень далеко, ума палата - очень умный человек , Лиса Патрикеевна – очень хитрый человек, художественных произведений : мёртвые души - люди, фиктивно числящиеся где-либо (Н.В.Гоголь «Мёртвые души»), без руля и без ветрил - без ясной цели в жизни, без определённых планов (М.Ю.Лермонтов «Демон»).

Слайд 16

Источники фразеологизмов 2) Связаны с историей нашей Родины , с работой наших предков , с их обычаями : как Мамай прошёл – беспорядок, коломенская верста - высокий человек, древние обычаи наказания преступников, например: укоротить язык - заставить кого-либо поменьше болтать, бить баклуши – бездельничать.

Слайд 17

Источники фразеологизмов 3) Фразеологические обороты из мифологии : авгиевы конюшни – беспорядок, Прометеев огонь - употребляется в значении: священный огонь, горящий в душе человека, неугасимое стремление к достижению высоких целей в науке, искусстве, общественной работе.

Слайд 18

Источники фразеологизмов 4) Фразеологизмы библейского происхождения : манна небесная – неожиданная удача, святая святых - что-нибудь особенно дорогое, вавилонское столпотворение - суматоха, беспорядок.

Слайд 19

Задание 2. Определить группы фразеологизмов . 1. Фольклор 2. Мифология древнего мир 3. История страны 4. Библия При царе Горохе Казанская сирота У разбитого корыта Яблоко раздора Троянский конь По щучьему веленью Коломен ская верста Вавилонское столпотворение На всю Ивановскую Святая святых Всякой твари по паре Камень преткнове ния

Слайд 20

Проверка 1. Фольклор 2. Мифология древнего мир 3. История страны 4. Библия При царе Горохе По щучьему веленью У разбитого корыта Яблоко раздора Троянский конь Вавилонское столпо - творение Коломенская верста Казанская сирота На всю Ивановскую Святая святых Всякой твари по паре Камень преткнов е ния

Слайд 21

Однозначные и многозначные фразеологизмы Фразеологизм: Что есть силы 1. Алексей бежал за ней что есть силы , видя перед собой только пестрое пятно ее легкого цветастого платья. (означает « быстро») 2. Малыш заревел что есть силы. (означает « громко»)

Слайд 22

Фразеологизмы-омонимы Фальшиво воспроизвести мелодию, пропеть не тот звук Пустить Петуха «Поджечь»

Слайд 23

Фразеологизмы-синонимы Тертый калач Стреляный воробей ( опытный человек) Тьма кромешная Хоть глаз выколи (темно, не видно). От корки до корки От доски до доски (все, дословно)

Слайд 24

Фразеологизмы - антонимы С версту коломенскую ( очень высокий ) – от земли не видать (очень низкий ) кровь с молоком (здоровый вид) - краше в гроб кладут - (болезненный, плохой вид)

Слайд 25

Задание 3. Найдите фразеологические синонимы 1. Витать в облаках А) Связывать по рукам и ногам 2. Вставлять палки в колеса Б) Из другого теста 3. Небо и земля В) Строить воздушные замки 4. В тот же миг Г) Сию минуту

Слайд 26

Задание 4. Найдите фразеологические антонимы 1. Душа в душу А) Как звезд на небе 2. С гулькин нос Б) Последняя спица в колесе 3. Играть первую скрипку В) Как кошка с собакой 4. Рукой подать Г) За тридевять земель

Слайд 27

Сфера употребления фразеологизмов Стили речи: Художественный Публицистический Разговорный

Слайд 28

Задание 5. Тест 1. Укажите предложение с фразеологизмом. а) Не уследила я за ним, барыня, а он кота в лужу посадил. б) Сел поросенок в лужу и довольно улыбается. в) С такой подготовкой как бы нам не сесть в лужу. г) В луже сидеть — любимое занятие свиней . 2. Укажите предложение с фразеологизмом. а) Мишка сел на шею папе и смог увидеть арену. б) Комар сел мне на шею. в) Только дай слабину — мигом на шею сядут! г) Отец сидел в седле, а сын — почти на шее коня.

Слайд 29

Задание 5. Тест 3. Какое значение имеет фразеологизм «обрасти мхом»? а) сильно разбогатеть; б) нравственно опуститься, одичать; в) терпеливо ждать; г) возмужать, повзрослеть . 4. Укажите неверное утверждение а) фразеологизмы - свободные сочетания слов; б) существуют фразеологизмы-синонимы; в) фразеологизмы придают речи живость и образность; г) в предложении фразеологизмы являются одним членом предложения

Слайд 30

«…неистощим язык в соединении слов». А. С. Пушкин

Слайд 31

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку окружающего мира "Россия - наша Родина" 2 класс

Презентация к уроку окружающего мира "Россия - наша Родина" 2 класс...

Учебно-методический комплект (конспект урока+презентация) для 2 класса. Школа России. Тема: Квадрат

Предмет: математикаКласс: 2 «А»Тема урока: КвадратЦели урока: познакомить со свойствами квадрата, с решением задач на нахождение суммы длин сторон квадрата; закреплять вычислительные навыки, развивать...

Учебно-методический комплект (конспект урока+презентация) для 2 класса. Школа России. Тема: Квадрат

Предмет: математикаКласс: 2 «А»Тема урока: КвадратЦели урока: закреплять геометрические умения в построении фигур, нахождении известных; совершенствовать вычислительные навыки и умения решать текстовы...

Учебно-методический комплект (конспект урока+презентация) для 2 класса. Школа России. Тема: Проект Оригами

Предмет: математикаКласс: 2 «А»Тема урока: Проект «Оригами»Цели урока: уточнить и обобщить знания учащихся об изученных геометрических фигурах, учить применять полученные знания на практике; подготови...

Учебно-методический комплект (конспект урока+презентация) для 2 класса. Школа России. Тема: Проверочная работа

Предмет: математикаКласс: 2 «А»Тема урока: Проверочная работа.Цели урока: проверить знания, умения, навыки учащихся по изученной теме; развивать логическое мышление и внимание.Планируемые результаты:П...

Учебно-методический комплект (конспект урока+презентация) для 3 класса. Школа России. Тема урока: В. В.Бианки « Мышонок Пик»

Тема урока:  В. В.Бианки « Мышонок Пик»Цели урока:  знакомство с творчеством Виталия Бианки, раскрыть содержание сказки « Мышонок Пик», на примере прочитанной сказки показать, что в своих пр...

Презентация к уроку окружающего мира "Россия на карте" Программа "Школа России" 2 класс

Презентация разработана к уроку окружающего мира по теме : "Россия на карте" .Программа "Школра России" 2 класс Презентация составлена по всем требованиям ФГОС. Материал презентаци...