Адаптированная рабочая программа для детей ОВЗ
рабочая программа по русскому языку (3 класс)

Азеева Манира Насибулловна

АОП ОВЗ русский язык

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon arp_russkiy_yazyk_3_kl.doc311 КБ

Предварительный просмотр:

                                        Приложение к АООП НОО ЗПР (2.2)

Рабочая программа

по русскому языку,

адаптированная на основе основной общеобразовательной программы

для обучающихся с задержкой психического развития

3 класс

        

Учитель Азеева М.Н.

д. Шапша,

2023 г.

 Рабочая программа по учебному предмету «РУССКИЙ ЯЗЫК»

для 3  класса (УМК «Школа России»)

Пояснительная записка

Программа,  адаптированная на основе основной общеобразовательной программы для лиц с задержкой психического развития, разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 06 октября 2009 г.) (далее – стандарт); Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России; Фундаментального ядра содержания общего образования; Примерной программы начального общего образования в 2 ч. Ч. 1. – М. : Просвещение, 2010 г.; Русский язык. Рабочие программы 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений. / В.П.Канакина, В.Г. Горецкий, М.В. Бойкина и др. - М. : Просвещение,   2011.; планируемых результатов начального общего образования; а также учебного плана МКОУ ХМР СОШ д. Шапша на 2023 - 2024 уч. г. и основной образовательной программы начального общего образования МКОУ ХМР СОШ д. Шапша, с учетом специальной (коррекционной) программы.

 

Рабочая программа разработана для лиц, имеющих задержку психического развития, ограниченные возможности здоровья, так как в данном классе обучаются дети с соответствующими рекомендациями ПМПК. Обучающиеся с особенностями психофизического развития (ОПФР) нуждаются в создании охранительного режима, ограничении учебной нагрузки, дозированных домашних заданий, использования методов, приемов, средств  и технологий  коррекционно-педагогического воздействия. своевременной  реализации  возможностей  умственного развития,

Программа сохраняет основное содержание учебного курса и предусматривает в образовательной деятельности дифференцированный подход. Учебный материал, который подлежит изучению, представляет собой обязательный минимум содержания, определенный стандартом  начального общего образования по русскому языку. В рамках дифференцированного подхода образовательный процесс на учебных занятиях осуществляется на основе уровневых заданий. Во избежание учебной перегрузки домашние задания даются  обучающимся с учетом возможности их выполнения (дозированно).  

Для оценивания образовательных результатов обучающихся применяется общепринятая пятибалльная система, но с учетом дифференцированного (уровневого) подхода. Выполнение стандарта (базовый уровень) оценивается отметкой «3» («удовлетворительно»), невыполнение заданий, которые отражают стандарт (базовый уровень), – отметкой «2»  («неудовлетворительно»). Превышение базового уровня и выполнение заданий творческого характера оценивается отметками «4» («хорошо») и «5» («отлично») соответственно.

Система педагогических мер, направленных на корректировку недостатков психофизического развития детей с ОПФР  в данной программе планируется  через  использование современных педагогических технологий:  игровую технологию, технологию сотрудничества, педагогической поддержки, деятельностного подхода, проектную технологию и приёмов коррекционно - развивающего обучения.

В реализации рабочей программы используется УМК "Школа России", построенный на единых концептуальных основах и имеющий  полное программно - методическое обеспечение. Учебно - методический комплекс реализует ФГОС НОО, охватывает все предметные области учебного плана, ориентирован на планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования и являются надежным инструментом их достижения.

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» адаптирована и предполагает внесение  следующих изменений:

- по количеству часов, отводимых на изучение элементов содержания программы («Текст», «Предложение», «Слова, слова, слова…»), учитывая особенности контингента обучающихся

- включение современных форм контрольно - измерительных материалов в соответствии с нормами их проведения и дифференцированного подхода к оцениванию образовательных результатов лиц с ОПФР;

- использование эффективных педагогических технологий.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Русский язык»

Личностные результаты освоения учебного предмета  русский  язык

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом сформированность универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования должна быть определена на этапе завершения обучения в начальной школе.

У третьеклассника будут сформированы:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
  • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно – познавательные и внешние мотивы;
  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
  • учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
  • способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
  • основы гражданской  идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучии, осознание своей этнической принадлежности;
  • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;
  • развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциации моральных и конвенционных норм, развитие морального как переходного от доконвенциональных к конвенциональному уровню;
  • установка на здоровый образ жизни;
  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;
  • эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживания им.

получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции школьника на основе положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно – познавательных мотивов и предпочтений социального способа оценки знаний;
  • выраженной устойчивой учебно – познавательной мотивации учения;
  • устойчивого учебно – познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
  • адекватного понимания дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
  • компетентности в реализации основ гражданской индентичности в поступках и деятельности;
  • морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиции партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
  • установка на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении и поступках;
  • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
  • эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающих в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Метапредметные результаты освоения учебного предмета  русский  язык

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом сформированность универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования должна быть определена на этапе завершения обучения в начальной школе.

Раздел «Регулятивные универсальные учебные действия»

научиться:

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • планировать свое действие с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • учитывать установленные  правила в планировании и контроле способа решения;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • адекватно воспринимать оценку товарищей и учителя;
  • различать способ и результат действия;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
  • выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

Получит возможность:

  • адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
  • выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определять качество и уровня усвоения;
  • устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;
  • соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;
  • активизация  сил и энергии, к волевому усилию в ситуации мотивационного конфликта;
  • концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
  • стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.

Раздел «Познавательные универсальные учебные действия»

научиться:

  • осуществлять поиск информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
  • использовать знаково – символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
  • строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
  • ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
  • основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей;
  • проводить сравнение, сериализацию и классификацию по заданным критериям;
  • устанавливать причинно – следственные связи;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
  • обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
  •   осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
  • устанавливать аналогии;
  • владеть общим приемом решения задач.

Получит возможность научиться:

  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
  • моделировать, т.е. выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач;
  • поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема);
  • сбор информации (извлечение необходимой информации из различных источников; дополнение таблиц новыми данными;
  • обработка информации (определение основной и второстепенной информации;
  • запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст;
  • анализ информации;
  • передача информации (устным, письменным, цифровым способами);
  • интерпретация информации (структурировать; переводить сплошной текст в таблицу, презентировать полученную информацию, в том числе с помощью  ИКТ);
  • оценка информации (критическая оценка, оценка достоверности);
  • подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков;
  • анализ;
  • синтез;
  • сравнение;
  • сериация;
  • классификация по заданным критериям;
  • установление аналогий;
  • установление причинно-следственных связей;
  • построение рассуждения;
  • обобщение.

Раздел «Коммуникативные универсальные учебные действия»

Содержание и способы общения и коммуникации обусловливают развитие способности ребёнка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира, определяют образ «Я» как систему представлений о себе, отношений к себе, использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге;     самовыражение: монологические высказывания разного типа.

научиться:

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, чв том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приводить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
  • задавать вопросы;
  • контролировать действия партнеров;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалоговой формой речи.

Получит возможность научиться:

  • слушать собеседника;
  • определять общую цель и пути ее достижения;
  • осуществлять взаимный контроль,
  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих,
  • оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;
  • аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности,
  • прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения
  • разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
  • координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Предметные результаты освоения учебного предмета  русский  язык

Раздел «Фонетика и графика»

научится:

- различать звуки и буквы;

- различать ударные и безударные слоги;

- выделять в слове звуки и характеризовать их (гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные твердые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие);

- знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для работы со словарем, упорядочивания слов и поиска нужной информации в справочной литературе.

Получит возможность научиться:

-проводить фонетико-графический (звуко-буквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения фонетико-графического (звуко-буквенного) разбора слов.

Раздел «Орфоэпия»

третьеклассник получит возможность научиться:

-соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала);

-находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) или обращаться за помощью (к учителю, родителям и др.).

Раздел «Состав слова (морфемика)»

научится:

-различать изменяемые и неизменяемые слова;

-различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;

-находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс.

Получит возможность научиться:

-разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом; оценивать правильность проведения разбора слова по составу.

Раздел «Лексика»

научится:

- выявлять слова, значение которых требует уточнения;

- употреблять слова в соответствии с их лексическим значением;

-определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.

Получит возможность научиться:

-подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;

-подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

-различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);

-оценивать уместность использования слов в тексте;

-выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.

Раздел «Морфология»

научится:

-квалифицировать слово как часть речи по вопросу и общему значению;

-правильно определять изученные грамматические признаки изученных частей речи;

-разбирать слово как часть речи.

Получит возможность научиться:

-проводить морфологический разбор имен существительных, имен прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора;

-находить в тексте такие части речи, как личные местоимения, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах.

Раздел «Синтаксис»

научится:

-различать предложение, словосочетание, слово;

-устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;

-классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;

-определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;

-находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;

-выделять предложения с однородными членами.

Получит возможность научиться:

-различать второстепенные члены предложения — определения, дополнения, обстоятельства;

-выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;

Содержательная линия «Орфография и пунктуация»

научится:

-применять изученные правила правописания (в объеме содержания курса);

-находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор и правильно писать слова с изученными орфограммами;

- правильно писать слова с непроверяемыми гласными и согласными, изученными во 2 классе;

-определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;

-каллиграфически правильно и безошибочно списывать слова предложения, текст объемом 55-60 слов;

-писать под диктовку тексты объемом 45-60 слов в соответствии с изученными правилами правописания;

-проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Получит возможность научиться:

-осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;

-подбирать примеры с определенной орфограммой;

-при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;

-при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах.

Содержательная линия «Развитие речи»

научится:

- правильн (уместность) выборать языковые и неязыковые средства устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;

-соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);

- выражать собственное мнение, аргументировать его с учетом ситуации общения;

- определять тему и основную мысль текста, тип текста;

- самостоятельно озаглавливать текст;

- составлять простой план текста;

-сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.

Получит возможность научиться:

-создавать тексты по предложенному заголовку;

-подробно или выборочно пересказывать текст;

-пересказывать текст от другого лица;

-составлять устный рассказ на определенную тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;

-анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;

-корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;

-анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов);

-соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms-сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).

 Содержание учебного предмета «Русский язык»

Виды речевой деятельности

Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.

Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.

Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учетом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).

Лексика, фонетика, грамматика, правописание и развитие речи (170ч.)

Наша  речь

Язык и речь, их значение в жизни.  Речь – главный способ общения людей. Язык – средство общения. Диалог и монолог. Воспроизведение и уточнение сведений о видах  речи (слушание, говорение, чтение, письмо, внутренняя речь).  Особенности  устной, письменной и внутренней речи.

Текст (5 ч).

Текст.  Сопоставление текста и отдельных предложений, не объединённых общей темой. Тема и главная мысль текста. Связь между предложениями в тексте. Заголовок. Общее представление о структуре текста и выражение  её в плане.  Красная строка в тексте.

Предложение

Предложение как единица речи.  Членение речи на предложения. Роль предложений в речи. Различение предложения, словосочетания, слова. Наблюдение над значением предложений, различных по цели высказывания и интонации (без терминологии), интонирование предложений. Логическое ударение. Оформление предложений в устной речи и на письме в прозаических и стихотворных текстах. Пунктуационное оформление диалогической речи и соответствующая ему интонационная окраска устного диалога. Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения. Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Способы определения подлежащего и сказуемого в предложении. Связь слов в предложении. Упражнение в распознавании  главных и второстепенных членов предложения.  Распространённые и нераспространённые предложения. Вычленение из предложения пар слов, связанных по смыслу. Распространение предложений второстепенными членами. Составление предложений по данному подлежащему (сказуемому), из набора слов, по опорным словам, схеме, рисунку, заданной теме и их запись.

Слова, слова, слова…

Слово и его лексическое значение. Общее представление о лексическом значении слова.

Слово – общее название многих однородных предметов. Тематические группы слов. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения  слов. Синонимы и антонимы. Наблюдение над употреблением в речи однозначных и многозначных  слов, антонимов, синонимов, выбор нужного и точного слова, соответствующего предмету мысли. Работа со словарями  учебника.

Родственные слова. Однокоренные слова.  Корень слова как значимая часть слова. Формирование умения распознавать однокоренные слова, отличать их от внешне сходных слов и форм слов. Упражнение в распознавании  корня в слове, подборе однокоренных  слов, в наблюдение над единообразным написанием корня в однокоренных словах.

Слово, слог, ударение.  Уточнение представлений  о слове и слоге как минимальной произносительной единице, о слогообразующей роли гласной. Ударение, смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение  над разноместностью  и подвижностью русского ударения. Использование свойств подвижности для проверки безударных гласных, проверяемых ударением. Совершенствование навыка определять в слове слоги, обозначать ударение, распознавать ударные и безударные слоги. Упражнение в правильном орфоэпическом произношении слов. Работа с орфоэпическим словарём.

Перенос слов. Правила переноса слов с одной строки на другую. Упражнение в переносе слов.

Звуки и буквы

Звуки и буквы. Уточнение представлений о звуках и буквах русского языка. Условное обозначение звуков речи.  Звуко-буквенный разбор слов. Алфавит, его значение. Уточнение представлений  об алфавите. Упражнение не запоминание названий букв и порядка букв в алфавите. Формирование умений располагать слова в алфавитном порядке. Алфавитное расположение слов  в словарях, справочниках, энциклопедиях.

Основные признаки гласных звуков?  Их смыслоразличительная роль в слов. Соотношение гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки. Определение роли гласных букв  в слове. Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах в корне однокоренных слов  и форм одного и того же слова. Особенности проверяемого и проверочного слов. Способы проверки написания гласной  в безударном слоге корня. Введение правила. Упражнение в обосновании способов проверки безударных гласных в корне слова, в правописании слов с безударными гласными, проверяемыми ударением. Слова с безударной гласной, непроверяемой ударением. Упражнение в написании слов с безударной гласной, проверяемой  и не проверяемой ударением. Общее представление об орфограмме. Работа с орфографическим словарём.

Правописание буквосочетаний с шипящими звуками

Основные  признаки согласных звуков, их смыслоразличительная роль  в слове. Буквы, обозначающие согласные звуки. Согласный звук  [й,] и буква «и краткое». Двойные согласные буквы. Произношение и написание слов с двойными согласными. Твёрдые и мягкие согласные звуки, способы обозначения их на письме гласными буквами и мягким знаком. Правописание слов с мягким знаком. Буквосочетания чк, чн, щн, нч, нщ, произношение и написание слов с этими буквосочетаниями. Шипящие согласные звуки, обозначение шипящих  звуков буквами. Правописание  слов с сочетаниями жи –ши, ча –ща, чу – щу, чк – чн.

Разделительный мягкий знак, его роль в слове. Разделительный мягкий знак, его роль в слове. Правописание слов с разделительным мягким знаком.

Глухие и звонкие согласные звуки. Обозначение буквами парных по глухости-звонкости согласных звуков в конце слова и перед согласным. Особенности проверяемого и проверочного слов. Способы проверки написания глухих и звонких согласных в конце слова и перед согласным в корне слова. Введение правила. Упражнение в написании слов с парным по глухости – звонкости согласным в корне слова.  Сопоставление правил обозначения буквами гласных в безударном слоге корня и парных по глухости – звонкости согласных в конце слова и перед согласным в корне слова. Упражнение в правописании гласных и согласных в корне  однокоренных слов и форм одного  и того же слова.

Упражнения в правописании слов с изученными орфограммами.

Части речи

Слова - названия предметов, признаков предметов, действий предметов, их отнесённость к определённой части речи.

Имя существительное как часть речи (ознакомление с лексическим значением имени существительного и  вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль имён существительных в речи. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные (общее представление), упражнение в их распознавании.  Собственные и нарицательные имена существительные (общее представление). Заглавная буква в именах собственных. Правописание собственных имён существительных. Число имён существительных. Изменение имён существительных по числам. Употребление имён существительных только в одном числе (ножницы, молоко). Формирование умения воспроизводить лексическое значение имён существительных, различать имена существительные в прямом и переносном значении, имена существительные близкие и противоположные по значению. Совершенствование навыка правописания имён существительных с изученными орфограммами. Упражнения в распознавании имён существительных (их признаков), в правильном употреблении их  в речи, в правописании имён существительных с изученными орфограммами.

Глагол как часть речи (ознакомление с лексическим значением глагола и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль глаголов в речи. Число глаголов. Изменение глаголов по числам. Правописание глаголов с частицей не. Упражнение в распознавании глаголов (их признаков), в правильном употреблении их  в речи и в правописании глаголов с изученными орфограммами. Формирование умений воспроизводить лексическое значение глаголов, распознавать глаголы в прямом и переносном значении, глаголы близкие и противоположные по значению. Текст-повествование (общее представление). Наблюдение над ролью глаголов в тексте-повествовании. Обучение составлению повествовательного текста.

Имя прилагательное как часть речи  (ознакомление с лексическим значением имени прилагательного и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль  имён прилагательных в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным в предложении и в словосочетании. Единственное и множественное число имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по числам. Упражнение в распознавании имён прилагательных (их признаков), в правильном употреблении их в речи, в правописании имён прилагательных с изученными орфограммами. Формирование умения воспроизводить лексическое значение имён прилагательных, распознавать имена прилагательные в прямом и переносном значении, имена прилагательные близкие и противоположные по значению. Текст – описание. Наблюдение над ролью имён прилагательных в описательном тексте. Обучение составлению описательного текста.

Местоимение как часть речи. Общее представление о личных местоимениях. Роль местоимений в речи. Упражнение в распознавании местоимений и правильном употреблении их в речи. Текст – рассуждение (общее представление). Обучение составлению текста- рассуждения.

Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи. Раздельное написание наиболее распространённых предлогов с именами существительными. Упражнение в распознавании предлогов, в правильном употреблении их с именами существительными, в правописании предлогов с именами существительными.

Повторение изученного за год

Речь устная и письменная. Текст. Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Части речи. Звуки и буквы. Алфавит. Способы обозначения буквами гласных и согласных звуков в слове. Правописание слов с изученными орфограммами. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Смысловой, звуковой, звукобуквенный анализ слов.

Слова с непроверяемыми написаниями

Алфавит, апрель, берёза, быстро, вдруг, ветер, город, декабрь, дорога, до свидания, жёлтый, завод, здравствуйте, земляника, извините, иней, капуста, картина, коньки, лопата, лягушка, магазин, малина, мебель, месяц, метро, молоток, морковь, мороз, народ, ноябрь, обед, обезьяна, облако, одежда, октябрь, осина, отец, платок, посуда, рисунок, родина, Россия, русский, сапоги, сахар, сентябрь, скоро, снегирь, спасибо, стакан, суббота, товарищ, топор, улица, урожай, фамилия, февраль, шёл, щавель, яблоня, ягода, январь.

Чистописание

Закрепление гигиенических навыков письма: правильная посадка, положение тетради, ручки и т.д. Работа над формами букв и их соединениями в словах. Письмо строчных и заглавных букв по группам в порядке усложнения их начертания: 1) и,ш,И,Ш,п,р,т,г; 2) л,м,Л,М,я.Я,А; 3)у,ц,щ,У,Ц,Щ,Ч,ч; 4) с,С,е,Е,о,О,а,д,б; 5) ь,ы,ъ и их варианты в соединениях; 6) н,ю,Н,Ю,к,К; 7) В,З,з,Э,э.Ж,ж,Х,х,ф; 8) Ф,У,Т,Р,Б,Д.

Упражнения по переводу детей на письмо в тетрадях с разлиновкой в одну линию. Связное, ритмичное письмо слов и предложений.

Учебно-тематический план

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Наша речь

2

2

Текст

2

3

Предложение

10

4

Словосочетание

2

5

Лексическое значение слова

3

6

Слово и словосочетание

3

7

Части речи

4

8

Однокоренные слова.

1

9

Слово и слог. Звуки и буквы

7

10

Состав слова

7

11

Приставка

6

12

Основа слова

10

13

Слова  с глухими и звонкими согласными

4

14

Слова с непроизносимыми согласными

4

15

Двойные согласные

3

16

Правописание суффиксов и приставок

4

17

Приставки и предлоги

9

18

Части речи. Имя существительное

31

19

Имя прилагательное

18

20

Местоимение

4

21

Глагол

18

22

Повторение

18

Итого:

136 часов

Часов

Название темы/урока

План

Дата

2

Наша речь и наш язык.

01.09

01.09

Знакомство с учебником «Русский язык» . Виды речи и их назначение.

02.09

02.09

Для чего нужен язык?

2

Текст

05.09

05.09

Текст как единица языка и речи. Типы текстов.

06.09

06.09

Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Работа с текстом.

10

Предложение

07.09

07.09

Предложение. Повторение и уточнение представлений о предложении и диалоге.

08.09

08.09

Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные.

09.09

09.09

Р/р. Составление рассказа по репродукции картины К. Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы».

12.09

12.09

Виды предложений по интонации: восклицательные и невосклицательные. Знаки препинания в конце предложений.

13.09

 

Обобщение знаний о видах предложений .

14.09

 

Обращение. Предложения с обращением.

15.09

 

Входной контрольный диктант.

16.09

 

Работа над ошибками. Главные и второстепенные члены предложения.

19.09

 

Простое и сложное предложения. Запятая между частями сложного предложения.

20.09

 

Сложное предложение. Союзы а, и, но в сложном предложении. Запятая между частями сложного предложения.

2

Словосочетание

21.09

 

Словосочетание.

22.09

 

Р/р. Составление рассказа по репродукции картины В. Д. Поленова «Золотая осень». Предложение и словосочетание.

3

Лексическое значение слова

23.09

 

Слово и его лексическое значение.

26.09

 

Распознавание лексических групп слов в речи: синонимы, антонимы, слова в прямом и переносном значении.

27.09

 

Омонимы. Значение, использование омонимов в речи.

3

Слово и словосочетание.

28.09

 

Слово и словосочетание. Представление о словосочетании как сложном названии предмета.

29.09

 

Фразеологизмы.    Первоначальное представление об устойчивых сочетаниях слов.

30.09

 

Р/р. Подробное изложение с языковым анализом текста.

4

Части речи

03.10

 

Работа   над   ошибками,   допущенными в изложении. Части речи.

04.10

 

Имя   существительное.   Местоимение.   Предлоги   с   именами существительными.

05.10

 

Имя прилагательное. Глагол.

06.10

 

Имя числительное.

1

Однокоренные слова.

07.10

 

Однокоренные слова.

7

Слово и слог. Звуки и буквы.

10.10

 

Слово и слог. Гласные звуки и буквы для их обозначения. Правописание слов с безударным гласным звуком в корне.

11.10

 

Согласные звуки и буквы для их обозначения. Правописание слов с буквосочетаниями чк, чн, чт, щн, нч, жи—ши, ча—ща, чу—щу. Звуко-буквенный разбор слова.

12.10

 

Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными звуками на конце слова и перед согласным в корне.

13.10

 

Разделительный мягкий знак (ь).

14.10

 

Р/р. Изложение повествовательного текста по вопросам или коллективно-составленному плану.

17.10

 

Работа над ошибками, допущенными в изложении.

18.10

 

Контрольный диктант за I четверть.

7

Состав  слова.

19.10

 

Корень слова. Однокоренные слова.

20.10

 

Правописание   корня   в   однокоренных словах.

21.10

 

Сложные   слова.   Соединительные гласные в сложных словах.

24.10

 

Формы слова. Окончание. Отличие однокоренных слов от форм одного и того же слова.

25.10

 

Нулевое   окончание.   Алгоритм определения окончания в слове.

26.10

 

Слова, которые не имеют окончания.

27.10

 

Контрольный диктант по теме: Корень слова.

6

Приставка.

28.10

 

Работа   над   ошибками. Приставка как значимая часть слова.

07.11

 

Значение приставки в слове.

08.11

 

Слова с двумя приставками.

09.11

 

Суффикс   как   значимая   часть слова.

10.11

 

Значение    суффикса    в    слове.

11.11

 

Употребление в речи слов с суффиксами.

10

Основа слова.

14.11

 

Р/р. Основа слова. Сочинение по репродукции картины А. А. Рылова «В голубом просторе».

15.11

 

Работа   над   ошибками. Обобщение   знаний   о   составе слова.

16.11

 

Изменяемые и неизменяемые слова, их употребление в речи.

17.11

 

Р/р. Подробное изложение повествовательного текста.

18.11

 

Работа   над   ошибками. Проверочная работа по теме: состав  слова.

21.11

 

Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова.

22.11

 

Правописание слов с безударными гласными в корне.

23.11

 

Правописание слов с проверяемыми и непроверяемыми орфограммами.

24.11

 

Р/р. Правописание слов с двумя безударными гласными в корне слова. Составление текста из деформированных предложений.

25.11

 

Правописание слов с безударными гласными в корне. Слова с буквосочетаниями -оро-, -оло-, -ере-.

4

Слова с глухими и звонкими согласными.

28.11

 

Правописание слов с глухими и звонкими согласными.

29.11

 

Правописание слов с парными по глухости-звонкости    согласными на конце слов и перед согласным в корне.

30.11

 

Сопоставление правил правописания безударных гласных в корне и парных по глухости-звонкости согласных.

01.12

 

Правописание слов с парными по глухости-звонкости    согласными на конце слов и перед согласным в корне.Р/р Составление текста по сюжетному рисунку.

4

Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне.

02.12

 

Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне.

05.12

 

Правописание слов, в которых нет непроизносимого согласного звука.

06.12

 

Правописание слов с непроиз-носимым согласным звуком в корне.

07.12

 

Правописание слов с проверяемыми и непроверяемыми орфограммами в корне.

3

Двойные согласные.

08.12

 

Правописание слов с удвоенными согласными.

09.12

 

Правописание слов с удвоенными согласными.

12.12

 

Р/р. Сочинение по репродукции картины В. М. Васнецова «Снегурочка».

4

Правописание суффиксов и приставок.

13.12

 

Правописание суффиксов и приставок. Суффиксы -ек, -ик в словах, их правописание.

14.12

 

Правописание суффиксов в словах.

15.12

 

Правописание приставок в словах.

16.12

 

Правописание значимых частей слова.

9

Приставки и предлоги в словах.

19.12

 

Правописание приставок и предлогов в словах.

20.12

 

Правописание приставок и предлогов в словах.

21.12

 

Контрольный диктант  по теме: правописание слов.

22.12

 

Работа   над  ошибками.  Место и  роль разделительного твёрдого знака  (ъ) в слове.

23.12

 

Правописание слов с раздели-тельным твёрдым знаком (ъ). Определение роли твёрдого (ъ) и мягкого (ь) знаков в слове.

09.01

 

Перенос слов с разделительным твёрдым знаком (ъ).

10.01

 

Р/р. Работа с деформированным текстом.

11.01

 

Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ) и другими орфограммами.

12.01

 

Обобщение   изученных   правил письма.   Рекомендации   к   осуществлению проектной деятельности «Составляем «Орфографический словарь».

2

Части речи.

13.01

 

Части речи. Повторение и уточнение   представлений   об   изученных частях речи.

16.01

 

Распознавание частей речи по изученным признакам.

6

Имя существительное.

17.01

 

Имя существительное. Повторение и уточнение представлений об имени существительном.

18.01

 

Значение и употребление имён существительных в речи. Начальная форма имени существительного.

19.01

 

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

20.01

 

Р/р. Подробное изложение по самостоятельно составленному плану.

23.01

 

Собственные и нарицательные имена существительные.

24.01

 

Собственные и нарицательные имена существительные. . Рекомендации к осуществлению проектной деятельности «Тайна имени».

2

Число   имён   существительных.

25.01

 

Число   имён   существительных, изменение имён существительных по числам.

26.01

 

Имена существительные, имеющие форму одного числа.

7

Род имён существительных.

27.01

 

Род имён существительных: мужской, женский, средний.

30.01

 

Определение рода имён существительных,  употреблённых  в начальной и других формах.

31.01

 

Имена существительные общего рода.

01.02

 

Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных женского рода.

02.02

 

Правописание имён существительных с шипящим звуком на конце слова.

03.02

 

Р/р. Подробное изложение повествовательного текста-образца.

06.02

 

Проверочный (объяснительный) диктант.

14

Падеж имен существительных.

07.02

 

Склонение имён  существительных.

08.02

 

Склонение  имён  существительных .

09.02

 

Склонение  имён  существительных . ). Неизменяемые имена существительные.

10.02

 

Именительный падеж имён существительных.

13.02

 

Родительный падеж имён существительных.

14.02

 

Дательный  падеж  имён  существительных.

15.02

 

Винительный   падеж  имён   существительных.

16.02

 

Именительный, родительный, винительный падежи.

17.02

 

Творительный падеж имён существительных.

20.02

 

Предложный падеж имён существительных.

21.02

 

Р/р. Сочинение по репродукции картины  К. Ф.  Юона «Конец зимы. Полдень».

22.02

 

Обобщение знаний об имени существительном.

25.02

 

Начальная и косвенные формы имён существительных.

24.02

 

Проверочный диктант по теме: имя существительное.

5

Имя прилагательное .

27.02

 

Работа над ошибками. Повторение и уточнение представлений  об  имени  прилагательном.

28.02

 

Связь имени прилагательного с именем существительным.

01.03

 

Роль имён прилагательных в тексте-описании.

02.03

 

Художественное и научное описание.Определение роли имён прилагательных в данных текстах.

03.03

 

Р/р. Сравнение текста И. Долгополова с репродукцией картины М. А. Врубеля «Царевна-Лебедь».

4

Формы имен прилагательных. Род.

06.03

 

Изменение   имён   прилагательных по родам.

07.03

 

Правописание родовых окончаний имён прилагательных.

11.03

 

Правописание родовых окончаний имён прилагательных.

09.03

 

Правописание родовых окончаний имён прилагательных.

2

Число имён прилагательных.

10.03

 

Число имён прилагательных. Изменение  имён   прилагательных по числам.

13.03

 

Число имён прилагательных. Сравнительное описание.

2

Падеж    имён    прилагательных

14.03

 

Падеж    имён    прилагательных .

15.03

 

Начальная форма  имени  прилагательного.

5

Обобщение знаний об имени прилагательном.

16.03

 

Обобщение знаний об имени прилагательном.

17.03

 

Обобщение   знаний   об   имени прилагательном   и   имени   существительном.

20.03

 

Составление сочинения-отзыва по репродукции картины В. А. Серова «Девочка с персиками».

21.03

 

Контрольный диктант  по теме: имя прилагательное.

22.03

 

Работа над ошибками. Рекомендации по осуществлению проектной деятельности «Имена прилагательные в загадках».

4

Местоимение.

23.03

 

Личные местоимения 1, 2, 3-го лица. Лицо и число личных местоимений.

24.03

 

Род    местоимений    3-го   лица единственного числа.

05.04

 

Употребление личных местоимений для замены повторяющихся в рядом стоящих предложениях имён существительных.

06.04

 

Склонение личных местоимений.

4

Глагол.

07.04

 

Глагол. Повторение и уточнение представлений о глаголе.

10.04

 

Значение и употребление глаголов в речи.

11.04

 

Распознавание глаголов среди однокоренных слов и форм слов.

12.04

 

Составление текста   по  сюжетным рисункам.

2

Форма глагола. Неопределенная форма глагола.

13.04

 

Начальная (неопределённая) форма глагола.

14.04

 

Неопределённая форма глагола.

2

Число глаголов.

17.04

 

Единственное и множественное число глаголов.

18.04

 

Изменение глаголов по числам.

6

Времена    глаголов.

19.04

 

Времена    глаголов:    настоящее, прошедшее и будущее.

20.04

 

Написание    окончаний     -ешь, -ишь в глаголах. Суффикс -л- в глаголах прошедшего времени.

21.04

 

Изменение глаголов по временам.

24.04

 

Время и число глаголов.

25.04

 

Выборочное подробное изложение  повествовательного  текста по опорным словам и самостоятельно составленному плану.

26.04

 

Правописание частицы не с глаголами. Произношение возвратных глаголов.

4

Обобщение знаний о глаголе.

27.04

 

Обобщение знаний о глаголе. Морфологический   разбор   глагола.

28.04

 

Обобщение знаний о глаголе.

01.05

 

Проверочная работа по теме: глагол.

02.05

 

Контрольный диктант по теме: глагол.

18

Повторение.

03.05

 

Части речи.

04.05

 

Части речи.

05.05

 

Подробное изложение повествовательного текста или сочинение на тему «У Вечного огня».

08.05

 

Предложения по цели высказывания и по интонации.

13.05

 

Правописание родовых окончаний имён прилагательных.

10.05

 

Имя  числительное.

11.05

 

Имя существительное.

12.05

 

Правописание слов с изученными орфограммами

15.05

 

Правописание слов с изученными орфограммами.

16.05

 

Письмо текста под диктовку.

17.05

 

Разбор предложения по членам предложения.

18.05

 

Правописание слов с изученными орфограммами.

19.05

 

Правописание слов с изученными орфограммами.

22.05

 

Письмо поэтических строк под диктовку.

23.05

 

Однокоренные слова.

24.05

 

Звуки речи и звуки природы. Правописание имён собственных.

25.05

 

Проверочная работа по теме: части речи.

26.05

 

Повторение изученного материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

адаптированные рабочие программы для детей с ОВЗ (ЗПР) 3 класс

Пояснительная записка Рабочая программа предмета «Русский язык» направлена на оказание комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР) в освоении основной образовательной пр...

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ (ЗПР) курса «Литературное чтение» 1 класс

Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе авторской учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы»...

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ (ЗПР) курса «Русский язык» 1 класс

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы»  под...

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ (умственная отсталость) курса «Математика» 2 класс

Рабочая программа по математике разработана для Марменкова Константина в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта общего образования обучающихся с ограничен...

Адаптированные рабочие программы для детей с задержкой психического развития по программе "Школа России". 1 класс 2017-2018 (август 2017)

Адаптированные рабочие программы по всем предметам 1-го класса по программе "Школа России" для детей с задержкой умственного развития....

Адаптированные рабочие программы для детей с умственной отсталостью (VIII вид) 3 класс. Домашнее обучение в общеобразовательной школе

Адаптированные рабочие программы (8 вид), домашнее обучение:по русскому языку (письму) - 2 часа в неделю, математике - 2 часа в неделю, чтению - 2 часа в неделю, развитию устной речи на основе предмет...

Адаптированные рабочие программы для детей с ЗПР на домашнем обучении

Помимо своей основной деятельности воспитателя ГПД, я провожу индивидуальное домашнее обучение с детьми с ОВЗ. Разрабатываю совместно с педагогами начальных классов и реализую адаптированные рабочие п...