Конспект открытого урока по теме "Прямое и переносное значение слова"
план-конспект занятия по русскому языку (2 класс)
Данная тема «Что такое однозначные и многозначные слова» изучается в составе темы «Слова, слова, слова». После изучения темы «Что такое лексическое значение слова» Следующие уроки «Что такое прямое и переносное значение многозначных слов?»
Цель для обучающихся: Знакомство с понятиями однозначные и многозначные слова, умения находить и различать их.
Предметные УУД:
- уточнить представление об однозначных и многозначных словах,
- учить различать эти слова в речи,
- развивать умение правильно писать словарные слова, воспроизводить их значение.
Метапредметные УУД:
познавательные - содействовать овладению способностью понимать учебную задачу, соответствующую этапу урока и стремлению её выполнить; соотносить изученные понятия с реальной жизнью;
коммуникативные – развивать способности слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи;
регулятивные - содействовать формированию умения оценивать правильность своих действий и достижений на уроке.
Личностные УУД: -способствовать формированию уважительного отношения к иному мнению, воспитанию положительной мотивации к учению, интереса к урокам русского языка.
Цель для учителя:
• создание условия для формирования представлений детей о многозначных и однозначных словах, использование их в речи
• помощь обучающимся в осознании социальной, практической и личностной значимости материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_uroka_pryamoe_i_perenosnoe_znachenie_slova_2_klass.docx | 28.62 КБ |
samoanaliz_otkrytogo_uroka_2_klass_kurbatova_yu.v.docx | 19.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: "Прямое и переносное значение слова".
ХОД УРОКА
С русским языком можно творить чудеса!
К.Г. Паустовский
1. Организационный момент.
-Здравствуйте ребята. Проверили свою готовность на уроке.
-На парте лежит пенал со всеми нужными принадлежностями.
-Так же тетрадь и учебник.
2. Мотивация учебной деятельности
-Сегодня у нас урок для самых активных ребят. Чтобы удачно справиться со всеми заданиями, нужно быть сосредоточенными и внимательными..
- Чему мы учимся на уроке русского языка? (Изучаем буквы, звуки и их характеристики. Составляем предложения из слов. Списываем слова и тексты. Пишем по диктовку. Изучаем разные правила и словарные слова.)
- Правильно. Не забываем наше правило посадки. Спинки держим ровно и руки лежат красиво.
3. Актуализация знаний
Слайд 1
–К нашему уроку я подобрала изречение известного русского писателя Константина.Георгиевича.Паустовского.
– Как вы понимаете это высказывание? (ответы учащихся)
– Вот о чудесных свойствах русского языка, русского слова мы будем говорить на уроке. – Послушайте отрывок из исторической миниатюры Валентина Пикуля "Битва железных канцлеров".
– Я осмелюсь говорить на русском языке, – заявил Бисмарк, – когда освою значение вашего слова "ничего". Русские при встрече на вопрос о жизни отвечают, что "живут ничего". Сейчас, когда я ехал во дворец, ямщик на повороте Невского вывернул меня в сугроб, я стал ругаться, а он, отряхивал мою шубу от снега со словами:"Ничего, барин, ничего – это ... ничего, и только!
– В каком значении употреблено слово "ничего" в первом случае? (Нормально, хорошо)
– В каком значении употреблено слово "ничего" в втором случае? (Ничего страшного не случилось)
– Что такое лексическое значение слова? (Это то, что обозначает данное слово, называет; обозначение словом определенного предмета или явления действительности)
– А сейчас вам предстоит работа, которая предполагает проверку не только вашей грамотности, но и лексического запаса, эрудиции.
– Откройте рабочие тетради, запишите: число, классная работа..
Слайд 2
4. Орфографический диктант
Послушайте внимательно слова. Как только услышите слово с сочетанием ЧК,ЧН,НЧ,ЩН, ставьте на строчке крестик и постарайтесь это слово запомнить: МАСКА, БОЧКА, РЕЧНОЙ, КИСКА, МИСКА, РУЧКА, НОЧНОЙ, РЕЧКА, ПАЛКА, МОЩНЫЙ, ТРАВИНКА, СКУЧНЫЙ, ДЛИННЫЙ. Сколько слов с сочетаниями ЧК,ЧН,НЧ,ЩН прозвучало? (7)
А теперь постарайтесь вспомнить слова с этими сочетаниями и запишите их правильно в тетради.
Слайд 3
5. Объяснение нового материала
Слайд 4
– Послушайте отрывок из стихотворения " Снежная баба" известного детского поэта Саши Черного:
Воробьи в кустах дерутся,
Светит солнце, снег, как пух.
В васильковом небе вьются
Хороводы снежных мух…[2]
– Как вы понимаете выражение "васильковое" небо? "хороводы снежных мух"?
– Эти выражения употреблены в прямом или переносном значении?
– О чем мы будем говорить на уроке? Попробуйте сформулировать тему урока. Прямое и переносное значение слова.
Слайд 5
– Запишите тему урока.
Слайд 6
– Прочитайте строки из «Сказки о царе Салтане» А.С. Пушкина:
Белка песенки поет
Да орешки все грызет;
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра – чистый изумруд.[3]
– Объясните значение слова «золотые»? («Золотые скорлупки», то есть скорлупки из золота)
– Сравните употребление этого слова в "Сказке о рыбаке и рыбке"А.С.Пушкина:
В третий раз закинул он невод,
Пришел невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой, – золотою.
– Что значит «золотая рыбка»? (Жёлтая, похожая на цвет золота)
– На основе какого сходства поэт употребляет выражение "золотая рыбка"? (На основе сходства по цвету)
– Определите, в каком фрагменте слово употреблено в прямом значении? в переносном? (Слово «золотой» употребляется в прямом значении в «Сказке о царе Салтане», в переносном – в "Сказке о рыбаке и рыбке")
– Какие цели мы можем поставить перед собой на уроке? Научиться различать прямое и переносное значения слов, уметь определять лексическое значение слова (дети формулируют цели урока, учитель помогает).
– А также бережно относиться к слову, уважать родной язык.
Работа с рисунками
Слайды 7,8,9
– Рассмотрите эти занимательные рисунки.
– Подумайте, какое отношение они имеют к теме нашего урока.
Ученики рассуждают, анализируя изображения на рисунках, где слово употреблено в прямом значении, а где – в переносном значении.
6. Закрепление материала (работа у доски)
Слайд 10
– Запишите словосочетания, распределяя их в 2 столбика:
1) с прямым значением;
2) с переносным значением;
Высокое здание – высокие чувства, тяжелый чемодан– тяжёлый характер, серебряный браслет – серебряный иней, каменное здание – каменное сердце, зрелый возраст – зрелый
плод, строить планы – строить мост, музыкальный инструмент – музыкальная капель.
Слайд 11
– Составьте с данными словами словосочетание так, чтобы каждое слово употреблялось и в прямом, и в переносном значениях. (работа у доски)
1) стеклянный (стеклянный стакан – стеклянный дождь);
2) прыгал (ребенок прыгал – прыгал мячик);
3) одежда (зимняя одежда – одежда деревьев).
– Каким частями речи являются эти слова? (Прилагательное, глагол, существительное)
– Какой вывод можно сделать? (Переносное значение могут иметь слова разных частей речи)
Слайд 12
Физкультминуктка
8. Закрепление
1)Работа в парах.
- Ребята, я приготовила для вас интересное задание. У вас на столах лежат карточки с предложениями. Прочитайте эти предложения и со своим соседом по парте подчеркните слова, употребленные в прямом значении, а в переносном значении обведите в овал. Первый вариант берет на себя предложения со словами в прямом значении, а второй вариант – предложения со словами в переносном.
Предложения:
1. В камине горят дрова. Щёки на морозе горят.
#1051;иса бежит в лес. Ручей бежит по камням.
#1059; моего друга золотой характер. Археологи нашли золотой слиток.
- Давайте проверим, что у вас получилось. Посмотрите на экран Слайд 13
-Встаньте те, у кого были ошибки. Не расстраивайтесь, мы ещё много будем работать над прямым и переносном значением слова. У вас всё получится!
-Встаньте те, кто выполнил всё правильно. Молодцы! Вы работали в паре дружно и хорошо с правились с заданием. Видно, вам помогала крепкая дружба.
Работа с текстом индивидуальная и парная
Вставьте подходящие по смыслу слова в переносном значении: Силен и спокоен январский снег. Тяжелым холодным одеялом ___________ он поля. ____________________ к земле деревья. Солнце ________________ утром и высоко _______________________ в небо. Глянешь из окошка – что за чудесный день!
Слайд 14
Составьте из данных фраз стихотворение, подчеркните слова в переносном значении: От домашнего тепла, задышала, утром плакать, елка, плакала сначала, перестала, ожила.
Слайд 15
9. Проведение теста
Проверка тестового задания. Учитель называет правильные варианты ответов, ученики делают исправления в своих работах зелеными чернилами и сдают тесты.
10. Подведение итогов урока
Слайд 16
– Что нового вы узнали на уроке?
– Достигли цели, которую поставили в начале урока?
– Что показалось сложным?
– Как справились с тестом?
11. Домашнее задание
Учебник с 24 упр 32 (Объяснение)
12. Рефлексия. Теперь я вам предлагаю оценить свою работу на нашем уроке с помощью цветных карандашей.
Если уроком довольны - зелёный карандаш, если были небольшие трудности - жёлтый, если было много заданий, которые вы не поняли - красный.
Так же я оценю и вашу работу.
- На этом наш урок закончен. Спасибо за работу.
Предварительный просмотр:
Самоанализ урока русского языка во 2в классе,
проведенного учителем начальных классов МБОУ Жердевской СОШ Курбатовой Юлией Викторовной.
Место урока в структуре изучения предмета. Данная тема «Что такое однозначные и многозначные слова» изучается в составе темы «Слова, слова, слова». После изучения темы «Что такое лексическое значение слова»
Следующие уроки «Что такое прямое и переносное значение многозначных слов?»
Тип урока : урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Цель для обучающихся: Знакомство с понятиями однозначные и многозначные слова, умения находить и различать их.
Предметные УУД:
- уточнить представление об однозначных и многозначных словах,
- учить различать эти слова в речи,
- развивать умение правильно писать словарные слова, воспроизводить их значение.
Метапредметные УУД:
познавательные - содействовать овладению способностью понимать учебную задачу, соответствующую этапу урока и стремлению её выполнить;
соотносить изученные понятия с реальной жизнью;
коммуникативные – развивать способности слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи;
регулятивные - содействовать формированию умения оценивать правильность своих действий и достижений на уроке.
Личностные УУД:
-способствовать формированию уважительного отношения к иному мнению, воспитанию положительной мотивации к учению, интереса к урокам русского языка.
Цель для учителя:
• создание условия для формирования представлений детей о многозначных и однозначных словах, использование их в речи
• помощь обучающимся в осознании социальной, практической и личностной значимости материала.
Для реализации данных целей был подобран соответствующий
материал.
Структура урока. Структура построения урока логически соответствует типу урока изучения и первичного закрепления новых знаний
Урок состоит из 5 этапов, логически связанных между собой.
Организационный этап. Мотивация на успех деятельности.
Цель: создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Готовность к деятельности, положительная эмоциональная направленность, беседа
1. Актуализация опорных знаний и ведущих способов деятельности
Цель. Проверка знаний и умений учащихся, необходимых для плодотворной работы на последующих этапах урока
На данном этапе применялась фронтальная работа с привлечением компьютерной презентации.
Минутка чистописания и словарная работа с использованием игровых технологий, что позволило оперативно восстановить необходимые знания и умения. Повторили умение отличать твердые и мягкие согласные звуки
2. Самоопределение к деятельности. Постановка учебной цели
Цель. Побудить учащихся к познавательной деятельности, помочь им сформулировать тему и цель данного урока.
Мною предложена игровая ситуация. За основу взято путешествие в осенний лес, во время которого предполагалось выполнение заданий лесных жителей, которых дети встречали во время путешествия. Работа в парах, обучающиеся определяют лексические значения слов Выполнив задание дети делают вывод, а затем формулируют тему и цели урока с помощью учителя.
3. Работа по теме урока.
Цель. Закрепление умений находить и отличать однозначные и многозначные слова.
Этот этап является основным. На этом этапе отрабатывались умения различать однозначные и многозначные слова, уметь составлять с ними предложения, давая нужное лексическое значение слова. Соотносить многозначные слова по внешним признакам Использовались методические приё мы: работа по карточкам, самостоятельная работа с самопроверкой по ключу, игра найди пару.
4. Рефлексия и подведение итогов
Цель. Помочь учащимся оценить свой уровень усвоения материала подвести итоги, оценить достигли ли цели урока.
Проводится игра «Топаем-хлопаем» в ходе которой учащиеся показывают усвоение учебного материала.
Итог урока подводится с помощью схемы, ребята говорят, какую тайну русского языка они раскрыли.
Ребята выразили своё отношение к уроку с помощью кистей рябины, которые они разместили на дереве знаний.
5. Домашнее задание.
Цель. Получить необходимые пояснения к домашнему заданию
При формулировке домашнего задания были даны инструкции и указания по его выполнению.
Данный урок содержал в себе комплекс методических принципов обучения.
• Принцип развивающего и воспитывающего характера обучения. (направлен на всестороннее развитие личности учащегося).
• Принцип научности содержания и методов учебного процесса.
• Принцип систематичности и последовательности.
• Принцип наглядности.
• Принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности учащихся при руководящей роли учителя.
• Принцип доступности обучения.
• Принцип связи обучения с жизнью.
• Принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы.
Использовались объяснительно-иллюстративный, игровой репродуктивный; частично-поисковые методы обучения, которые применялись в комплексе.
Валеологические требования к уроку соблюдены. Проведена музыкальная физминутка, Утомляемость снималась сменой различных видов деятельности.
Вывод Урок представляет собой единую целостную композицию отдельных этапов, направленных на достижение цели. Считаю, что урок прошел достаточно плодотворно. Цель достигнута и задачи решены. Учащиеся проявили самостоятельность и высокую активность и работоспособность, сумели организовать свою деятельность в соответствии с целями и задачами урока. Учащиеся эффективно применили полученные ранее знания и умения для осознанного формирования новых знаний, правильно и четко спланировали работу, успешно осуществили самоконтроль.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по русскому языку «Понятие о словах, обозначающих действие предмета»
ознакомить учащихся со словами, отвечающими на вопрос что делает?; развивать умение сопоставлять вопрос, на который отвечает слово, и его значение....
Конспект открытого урока "Проверка безударных гласных в корне слова"
Урок русского языка в 3 классе...
Конспект открытого урока по теме "Орфограммы в корне слова. Итоговый урок" 2 класс. Для любого УМК
Урок отвечает всем требованиям ФГОС. Подходит для любого УМК. В урок включена словарная работа, фиксируются итоги плана урока....
Конспект открытого урока русского языка по теме "Корень слова"
Тема урока: Корень слова. Тип урока: урок развития умений. Цель: развитие умений анализировать однокоренные слова, выделять корень, определять лексическое значение корня и общее значение одн...
Конспект открытого урока русского языка на тему: «Перенос слов» (урок-путешествие), 2 класс
Тип урока: урок открытия новых знанийФорма урока: урок-путешествиеМетоды: словесный, наглядный, практическая работа, самостоятельная работа.Форма работы: групповая, индивидуальная.Технологии, использу...
План - конспект открытого урока по русскому языку "Повторяем корень слова" ("Школа 2100", 1 класс)
План - конспект урока русского языка по ФГОС...
Конспект открытого урока обучение грамоте по теме: «Чтение слов и предложений с буквами П п». В 1-а классе (24.10.18) Тип урока: урок закрепления изучаемого материала (развития умений и навыков).
В основу урока была заложена «тактика сотрудничества»: ученик-учитель-ученик. Также урок планировала и строила в форме, где за основу берется формирование универсальных учебных действий уч...