Что такое имя существительное?
материал по русскому языку (2 класс)
Предварительный просмотр:
Тема урока: Что такое имя существительное?
Тип урока: Открытие Нового Знания.
Цели урока:
- формирование общего понятия об имени существительном;
- знакомство с именем существительным как частью речи;
Задачи:
- учить различать предмет и слово как часть речи;
- учить соотносить вопросы кто? и что?;
- показать различие между одушевленными и неодушевленными существительными;
- определить тематические группы, в которые могут входить одушевленные и неодушевленные существительные;
- развивать познавательный интерес, умение сравнивать, обобщать;
- развивать речь, память, мышление, орфографическую зоркость, наблюдательность, умение работать в сотрудничестве;
Регулятивные УУД :
осуществлять пошаговый контроль деятельности, планировать своё действие в соответствии с поставленной целью.
Познавательные УУД:
научить распознавать имена существительные, самостоятельно подбирать имена существительные по группам, находить одушевлённые и неодушевлённые имена существительные, использовать специальную терминологию при определении части речи.
Коммуникативные УУД:
вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.
Личностные УУД:
формирование познавательной потребности, умение оценивать свои действия, выполнять задания в соответствии с целью.
Планируемые результаты:
- обучающиеся научатся распознавать имена существительные, различать одушевленные и неодушевленные имена существительные,
- научатся различать предмет и слово как часть речи; учащихся осознают, что слово способно называть все в окружающем мире (слово – название предмета)
- научатся соотносить вопросы Кто? и Что?;
План урока:
- Организационный момент.
- Актуализация знаний.
- Целеполагание. Постановка учебной задачи.
- Открытие нового знания.
- Применение нового знания. Развитие умений.
- Работа в группах, по рядам. Самостоятельная работа.
- Рефлексия. Итог урока.
- Д/з.
Ход урока.
I. Орг. момент.
- Здравствуйте, садитесь. Настроились на урок русского языка. Я думаю, у нас сегодня все получится!
II. Актуализация знаний.
- Открыли тетради, проверили свою посадку.
- Посмотрите, какую букву мы будем писать сегодня на чистописании? (Мм – строчную и заглавную).
- Какие звуки может обозначать эта буква? (м) (м,).
- Что в русском языке пишется с заглавной М?
-А что с маленькой?
- На что вы будете обращать внимание, при написании этих букв? (Высота, наклон, соединение).
- Пропишите эти буквы, самые красивые – подчеркните. (ПИШУТ)
- Запишите число, классная работа.
III. Целеполагание. Постановка учебной задачи.
- Давайте, вспомним, из чего состоит наша речь? (Наша речь состоит из предложений).
- А, из чего состоят предложения? (Из слов).
- Все слова в русском языке объединяются в группы. Как называются такие группы? (ЧАСТИ РЕЧИ).
- Какие названия частей речи вы уже знаете? С ними мы познакомились на прошлом уроке. (сущ, прил, глаг).
- Что мы можем узнать про часть речи?
ПЛАН:
- Как называется?
- На какие вопросы отвечает?
- Что обозначает?
- Это и есть цель нашего урока. Сегодня мы узнаем:
- Что такое имя существительное?
- На какие вопросы отвечает?
- Что оно обозначает?
А также научимся распознавать ее среди других слов.
IV Открытие нового знания. (ОНЗ)
1. Запишите с красной строки, СЛОВАРЬ:
- Замените одним словом:
1). Единица времени, равная 1/12 части года или диск луны или его часть (МЕСЯЦ)
2). Первый месяц года – (ЯНВАРЬ)
3). Небольшая певчая птичка, сама серая, а грудка – красная. Прилетает к нам с севера, с наступлением зимы. (СНЕГИРЬ)
4). Синоним к слову стужа, холод – (МОРОЗ)
5). Движение воздуха – (ВЕТЕР)
6). Сильный ветер со снегом – (МЕТЕЛЬ)
7). Лесной зверек отряда грызунов, с длинными ушами, сильными задними лапами и пушистым мехом – (ЗАЯЦ)
8). Крупное дикое животное, которое зимой впадает в спячку. – (МЕДВЕДЬ)
- Прочитайте еще раз эти слова, Что вы можете о них сказать? (Это словарные слова, существительные)
- На какие 2 группы можно поделить эти слова? (слова, отвечающие на вопрос кто? И что?)
- Что обозначают эти слова? (предметы, явления, названия животных)
* Ученые после долгих споров условились считать, что главное значение подобных слов – значение предмета. Мы спрашиваем КТО? – о живых существах, ЧТО? – о вещах.
- Откройте стр. 47, прочитаем странички для любознательных.
А В. Даль говорил о существительных – «Все эти предметы существуют, они есть!»
Ф И З М И Н У Т К А
(НА глазки, на внимание)
- Так что же называется именем существительным? (правило, с. 45)
V. Применение нового знания. Развитие умения распознавать имена существительные.
- Группировка по лексическому значению.
С. 45, упр. 75. Прочитайте задание. (Работаем на доске 4 человека.)
Люди: (кто?)
Животные (Что?)
Растения (Что?)
Одежда (Что?)
- Проверка по образцу!
- Как мы сейчас учились группировать имена существительные?
(По их лексическому значению)
2. Развитие речи:
- Из данных слов выберите существительные, докажите:
1 ряд: Падают, тихо, снежинки,
2 ряд: в, дети, школа, спешат
3 ряд: встречает, учитель, их
- Составьте из данных слов предложения, запишите их самостоятельно.
Тихо падают снежинки. Дети спешат в школу. Их встречает учитель.
Подчеркните грамматическую основу.
VI. Рефлексия. Итог урока.
- Какую часть речи мы сегодня на уроке научились распознавать? ( имя существительное)
- Как мы это делали? (по плану.)
-Достигли мы цели урока? (Да)
- О чем мы не знали, а узнали на уроке?
- Для чего нам будут нужны эти знания?
VII. Домашнее задание.
С. 46, упр. 77, правило выучить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
классный час для 2 класса "Что такое хорошо, и что такое плохо"
формирование у учащихся ценностную ориентацию, способность формулировать нравственные суждения;Предполагаемый результат:-расширение понимания значения слова «хорошо» и «плохо», развитие умения отличат...
Нравственный классный час: «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?
Данный материал расширит понимание значения слов "хорошо" и "плохо", поможет развивить умение отличать плохое от хорошего....
Презентация к уроку окружающего мира "Кто такие птицы? Кто такие звери" Зоопарк"
Данная презентация предназначена для проведения урока окружающего мира в 1 классе по теме "Кто такие звери? Зоопарк"...
Классный час "Мы такие похожие и такие разные"
Классный час для проведения в начальной школе. Классный час направлен на формирование у детей умения общаться, понимать ценность каждого человека,воспитывать самоуважение и уважение к окружающим людям...
«Что такое «хорошо» и что такое «плохо» Разговор – импровизация
- В нашей жизни вокруг нас ходят два существа "Плохо" и "Хорошо".- Вот и сегодня мы с вами поведём наш разговор на тему: "Что такое хорошо?" и "Что такое плохо?"...
А что такое «хорошо», а что такое «плохо»? или основные принципы общения с ребенком!
Основные принципы общения с ребенком...
Сценарий классного часа в первом классе «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»
Сценарий классного часа в первом классе«Что такое «хорошо» и что такое «плохо»Классный час проходит в форме устного журнала. На доске «журнал» иллюстрированный картинками из книги В....