«Можно ли об одном и том же сказать по-разному» родной язык 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Цель: 1.Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.
2.Изучить особенность синонимичного ряда слов, углубить и расширить знания и представления детей о синонимах, учить правильно употреблять слова - синонимы в речи.
Регулятивные УУД: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Познавательные УУД: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе применения алгоритмов построения словосочетаний и предложений, выполнения творческой работы.
Коммуникативные УУД: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_rodnogo_russkogo_yazyka_mozhno_li_ob_odnom_i_tom_zhe_skazat_po-raznomu_.docx | 25.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока родного русского языка 4 класс
Можно ли об одном и том же сказать по-разному?
Цель: 1.Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.
2.Изучить особенность синонимичного ряда слов, углубить и расширить знания и представления детей о синонимах, учить правильно употреблять слова - синонимы в речи.
Регулятивные УУД: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Познавательные УУД: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе применения алгоритмов построения словосочетаний и предложений, выполнения творческой работы.
Коммуникативные УУД: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Ход занятия.
- Сообщение темы занятия.
- Сегодня мы подробнее остановимся на очень интересном явлении в русском языке. А о каком, вы скажите сами.
- Вот определение из толкового словаря С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой: « В языкознании: слово или выражение, совпадающее или близкое по значению с другим словом, выражением, например, путь и дорога, повесить голову и понурить голову. – Конечно, это синонимы. Слово «синоним» пришло к нам из греческого языка, что означает одноименный.
- Основная часть. а) Из истории синонимов. Ещё древние греки обратили внимание на свойства различных слов выражать одну и ту же мысль. Римляне продвинулись дальше. Они увидели в синонимах не только средство заменять одно слово другим без ущерба для смысла, но и осознали различие между ними.
б) Знакомство со словарём синонимов русского языка З.Е. Александровой.
в) Значение синонимов в речи.
- Какую роль играют синонимы в речи? (они делают нашу речь богатой, гибкой, красочной, выразительной, разнообразной и точной. Каких тут нет слов: и высоких, и острых, и ехидных, и ироничных, и шутливых.) Например: лицо ( нейтральное значение), лик ( книжное старославянское), физиономия (французское слово, устаревшее, шутливое), рожа ( слово просторечное, грубое).
- Прочитайте рассказ-шутку о важности синонимов в речи. (Учитель предлагает прочитать ученикам по ролям или читает сам)
Сотрудник института Синонимов
(рассказ-шутка)
В кабинет начальника (назовем его по старинке) ЖЭКа вошел мужчина средних лет.
– Моя фамилия Михайлов, – отрекомендовался посетитель.
– А моя – Сидорчук, – сказал начальник ЖЭКа.
– Я работаю старшим научным сотрудником в институте Синонимов. Синонимы – это слова, близкие по смыслу, значению…
– Ну и что?
– Сейчас я изложу суть, сущность, существо, содержание дела… Не надо меня торопить, погонять, понукать, подхлёстывать, подстёгивать…
– Товарищ Михайлов, я всё-таки хотел бы…
– Хотеть делать, желать, стремиться – это еще не значит сделать, совершить, произвести, сотворить…
– Но что я должен сотворить? Что? – взорвался Сидорчук.
– Не надо на меня кричать, орать, гаркать! Сейчас я все объясню, разъясню, растолкую. Я прошу Вас дать, вручить, выдать, предоставить мне справку, что я действительно, в самом деле, взаправду проживаю по улице Моторной, 10.
– Наконец-то вы сказал, в чём дело. Только… вот такой справки я выдать не могу. Их выдает паспортистка Марья Ивановна Кукушкина.
– Но ведь вы тоже не ноль, не мелочь, не пешка, не пустое место, не пятая спица в колеснице…
– Но есть же субординация, – начал было Сидорчук, но увидев, что Михайлов собирается выдать очередной залп синонимов, выбежал из кабинета.
– Вот возьмите, – сказал он, вновь войдя в кабинет. – Только, пожалуйста, уходите, выйдите, удалитесь, ретируйтесь, скройтесь, исчезните…
Выйдя из кабинета со справкой, Михайлов прочитал объявление на двери: «В связи с болезнью паспортистки справки временно не выдаются». Михайлов улыбнулся и вполголоса пробормотал:
– Кто бы мог подумать, что мои знания синонимов могут в быту пригодиться, сгодиться, найти себе применение.
А в это время начальник ЖЭКа, сидя в своем кабинете, тоже улыбался: «А печать-то я ему не поставил. Так что придется ему всё-таки к Кукушкиной прийти, зайти, подскочить, пришлёпать, притопать…»
(по Л. Лайнеру)
3. Практические упражнения с синонимами
1) В стихотворении В. Берестова спрятались синонимы. Назовите их.
« Бураны, вьюги и метели -
Как много с ними канители,
Как много шуму, толкотни.
Как надоели мне они!» -
Так проворчал Мороз угрюмый
И речку льдом сковал без шума.
Деревья скрыла седина,
И наступила тишина.
2) Загадки в стихах о синонимах.
- Я – синоним осьминога, А без С - в метле нас много. (Спрут)
- Я то же, что и ураган,
Но только гость восточных стран.
На море я гроза для шхун,
А называюсь я …..(тайфун).
- Простое слово «промежуток»: В театре несколько минуток, Пока начнётся новый акт, Мы называем все ….(антракт).
- На время что – то прекратив, Мы объявляем …(перерыв).
- В борьбе, в труде устали слишком - Дают уставшим ……(передышку)
- После урока непременно Нужна ребятам …..(перемена)
3) А теперь мы будем подбирать синонимы к словам. Это не совсем простое дело. Часто надо смотреть слово в контексте, то есть в конкретном предложении. Подберите слова - синонимы к слову ЖИТЬ.
- Человек не может жить без пищи. (Существовать, обходиться).
- Так и остался он бобылём жить. (Вековать).
- Старик и доныне живёт. (Здравствует).
- Лесник жил только тем, что добывал охотой. (Кормился).
- Лоси живут в лесах Европы, Азии и Северной Америки. (Обитают).
- Мы с приятелем вдвоём замечательно живём. (Проводим время).
4. Работа с учебником. Закрепление.
а) стр. 64 Разбор задания под ?. Интересный вопрос устно. Затем переходим к заданию 1. Устно разбираем примеры в таблице и приходим к выводу, что есть не только слова синонимы, но синонимические словосочетания и предложения. Несколько раз прочитывается правило для запоминания в красной рамочке.
Б) стр. 64 упр. 2 Разобрать задание и образец выполнения. Затем дети выполняют в тетрадях. По одному ученику вызываем к доске для самостоятельной работы. Записи оформляем так, как в образце.
В) стр. 65 работа с материалом из истории языка и культуры. Детям предлагается вспомнить, как называются устойчивые выражения. Так как эта тема уже изучена. оОни должны ответить, что это фразеологизмы. И далее разобрать значение данных фразеологизмов по материалам учебника устно.
Г) стр. 65, упр. 3 Детям предлагается сначала самостоятельно прочитать задание и спросить кто понял, что нужно сделать. Из числа этих учеников спросить кого-то или разобрать коллективно задание, если никто не сможет сделать этого самостоятельно. Разобрать образец и далее работать в тетрадях и на доске по аналогии упр.2. Рекомендую дополнительно каждого ученика у доски спросить изученное правило.
Д) стр. 66, упр 5. Проработать устно. Если будет время.
Дополнительно, если будет время. Выполнять не обязательно.
б) Подобрать как можно больше синонимов к словам.
1-я группа - врач ( лекарь, доктор, знахарь, эскулап)
2-я группа – пища ( еда, яства, жратва, корм)
3-я группа - старый ( ветхий, устаревший, дряхлый, древний, престарелый)
4 –я группа - разговаривать ( болтать, беседовать, молвить, трепаться).
5. Заключительная часть (рефлексия).
- Чему научились на сегодняшнем занятии?
- Что было самым интересным?
- Почему надо знать, что такое синонимы и синонимические выражения и зачем они нужны в речи?
6. Оценки. Д/з. стр.64 правило, упр 4, стр. 66 (записать на доске)
Сотрудник института Синонимов
(рассказ-шутка)
Действующие лица: автор, посетитель, начальник ЖЭКа.
В кабинет начальника (назовем его по старинке) ЖЭКа вошел мужчина средних лет.
– Моя фамилия Михайлов, – отрекомендовался посетитель.
– А моя – Сидорчук, – сказал начальник ЖЭКа.
– Я работаю старшим научным сотрудником в институте Синонимов. Синонимы – это слова, близкие по смыслу, значению…
– Ну и что?
– Сейчас я изложу суть, сущность, существо, содержание дела… Не надо меня торопить, погонять, понукать, подхлёстывать, подстёгивать…
– Товарищ Михайлов, я всё-таки хотел бы…
– Хотеть делать, желать, стремиться – это еще не значит сделать, совершить, произвести, сотворить…
– Но что я должен сотворить? Что? – взорвался Сидорчук.
– Не надо на меня кричать, орать, гаркать! Сейчас я все объясню, разъясню, растолкую. Я прошу Вас дать, вручить, выдать, предоставить мне справку, что я действительно, в самом деле, взаправду проживаю по улице Моторной, 10.
– Наконец-то вы сказал, в чём дело. Только… вот такой справки я выдать не могу. Их выдает паспортистка Марья Ивановна Кукушкина.
– Но ведь вы тоже не ноль, не мелочь, не пешка, не пустое место, не пятая спица в колеснице…
– Но есть же субординация, – начал было Сидорчук, но увидев, что Михайлов собирается выдать очередной залп синонимов, выбежал из кабинета.
– Вот возьмите, – сказал он, вновь войдя в кабинет. – Только, пожалуйста, уходите, выйдите, удалитесь, ретируйтесь, скройтесь, исчезните…
Выйдя из кабинета со справкой, Михайлов прочитал объявление на двери: «В связи с болезнью паспортистки справки временно не выдаются». Михайлов улыбнулся и вполголоса пробормотал:
– Кто бы мог подумать, что мои знания синонимов могут в быту пригодиться, сгодиться, найти себе применение.
А в это время начальник ЖЭКа, сидя в своем кабинете, тоже улыбался: «А печать-то я ему не поставил. Так что придется ему всё-таки к Кукушкиной прийти, зайти, подскочить, пришлёпать, притопать…»
(по Л. Лайнеру)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по теме «Употребление одного и того же глагола в разных значениях» Предмет: русский язык Класс: 3, УМК «Школа России» (учебник Т.Г. Рамзаева)
Технологическая карта урока. Технология: Проблемное обучение...
Урок по родному языку (русскому) 3класс ( на основе рабочей программы по учебному курсу «Родной язык» для 1-4 классов, «Школа России»).
Цели: закрепить понятие о местоимении, о роли местоимений в речи.Планируемые результаты:предметные:распознавать местоимения среди других частей речи;определять лицо и число местоименийметапредметные:п...
План самообразования "Технология преподавания бурятского языка для детей с разным уровнем знаний родного языка в условиях активной билингвальной среды"
План самообразования "Технология преподавания бурятского языка для детей с разным уровнем знаний родного языка в условиях активной билингвальной среды"...
3 класс Русский язык (родной). (Русский родной язык. 3 класс : учебное пособие для общеобразовательных организаций / О.М.Александрова и др.)
Рабочая программа...
Употребление одного и того же глагола в разных значениях»
Употребление одного и того же глагола в разных значениях»...
Международный день родного языка К Международному дню родного языка открытое мероприятие «Квест-игра «Путешествие в мир родного языка»»
Приложение 1. Презентация "Международный день родного языка"....
Технологическая карта урока русского языка "Может ли одна и та же буква обозначать разные звуки" 2 класс, УМК: системы Эльконина - Давыдова
Тип урока: "Открытие" нового знанияЦель урока: формирование знаний о чередовании гласных звуков и умений записывать слова с помощью транскрипции.Задачи урока:Дидактические:1. Формировать уме...