«Можно ли об одном и том же сказать по-разному» родной язык 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Зарубина Анастасия Михайловна

Цель: 1.Развивать  познавательный  интерес  к  изучению  русского  языка.

            2.Изучить  особенность  синонимичного  ряда  слов, углубить и  расширить  знания  и    представления  детей  о  синонимах,  учить  правильно  употреблять  слова -  синонимы  в  речи.

 

Регулятивные УУД: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные УУД: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе применения алгоритмов построения словосочетаний и предложений, выполнения творческой работы.

Коммуникативные УУД: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими  нормами родного языка.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока родного русского языка 4 класс

Можно ли об одном и том же сказать по-разному?

Цель: 1.Развивать  познавательный  интерес  к  изучению  русского  языка.

            2.Изучить  особенность  синонимичного  ряда  слов, углубить и  расширить  знания  и    представления  детей  о  синонимах,  учить  правильно  употреблять  слова -  синонимы  в  речи. 

Регулятивные УУД: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные УУД: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе применения алгоритмов построения словосочетаний и предложений, выполнения творческой работы.

Коммуникативные УУД: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими  нормами родного языка.

                                                                          Ход  занятия.

  1. Сообщение  темы  занятия.

- Сегодня  мы  подробнее  остановимся  на  очень  интересном  явлении  в  русском  языке.  А  о  каком,  вы  скажите  сами.

- Вот определение  из  толкового  словаря  С.И. Ожегова  и  Н.Ю. Шведовой: « В языкознании:  слово или  выражение, совпадающее  или  близкое  по  значению  с  другим  словом, выражением,  например,  путь  и  дорога,  повесить  голову  и  понурить  голову.                                                            – Конечно, это  синонимы. Слово  «синоним»  пришло  к  нам  из  греческого  языка, что  означает  одноименный.        

                                                                                                                   

  1. Основная  часть.                                                                                                                                а)  Из  истории  синонимов.                                                                                                                                              Ещё  древние  греки  обратили  внимание  на  свойства  различных  слов  выражать  одну  и  ту  же   мысль. Римляне  продвинулись  дальше. Они  увидели  в  синонимах  не  только  средство  заменять  одно слово  другим  без  ущерба  для  смысла, но и осознали  различие  между  ними.

б) Знакомство  со  словарём  синонимов  русского  языка  З.Е. Александровой.

в)  Значение  синонимов  в  речи.

- Какую  роль  играют  синонимы  в  речи?  (они  делают  нашу  речь  богатой, гибкой,  красочной, выразительной, разнообразной  и  точной.  Каких  тут  нет  слов: и  высоких,  и  острых, и  ехидных,  и  ироничных,  и  шутливых.)  Например:  лицо ( нейтральное  значение),  лик ( книжное  старославянское),  физиономия (французское  слово, устаревшее, шутливое),  рожа ( слово  просторечное, грубое).

- Прочитайте рассказ-шутку о важности синонимов в речи. (Учитель предлагает прочитать ученикам по ролям или читает сам)

Сотрудник института Синонимов

(рассказ-шутка)

В кабинет начальника (назовем его по старинке) ЖЭКа вошел мужчина средних лет.

– Моя фамилия Михайлов, – отрекомендовался посетитель.

– А моя – Сидорчук, – сказал начальник ЖЭКа.

– Я работаю старшим научным сотрудником в институте Синонимов. Синонимы – это слова, близкие по смыслу, значению…

– Ну и что?

– Сейчас я изложу суть, сущность, существо, содержание дела… Не надо меня торопить, погонять, понукать, подхлёстывать, подстёгивать…

– Товарищ Михайлов, я всё-таки хотел бы…

– Хотеть делать, желать, стремиться – это еще не значит сделать, совершить, произвести, сотворить…

– Но что я должен сотворить? Что? – взорвался Сидорчук.

– Не надо на меня кричать, орать, гаркать! Сейчас я все объясню, разъясню, растолкую. Я прошу Вас дать, вручить, выдать, предоставить мне справку, что я действительно, в самом деле, взаправду проживаю по улице Моторной, 10.

– Наконец-то вы сказал, в чём дело. Только… вот такой справки я выдать не могу. Их выдает паспортистка Марья Ивановна Кукушкина.

– Но ведь вы тоже не ноль, не мелочь, не пешка, не пустое место, не пятая спица в колеснице…

– Но есть же субординация, – начал было Сидорчук, но увидев, что Михайлов собирается выдать очередной залп синонимов, выбежал из кабинета.

– Вот возьмите, – сказал он, вновь войдя в кабинет. – Только, пожалуйста, уходите, выйдите, удалитесь, ретируйтесь, скройтесь, исчезните…

Выйдя из кабинета со справкой, Михайлов прочитал объявление на двери: «В связи с болезнью паспортистки справки временно не выдаются». Михайлов улыбнулся и вполголоса пробормотал:

– Кто бы мог подумать, что мои знания синонимов могут в быту пригодиться, сгодиться, найти себе применение.

А в это время начальник ЖЭКа, сидя в своем кабинете, тоже улыбался: «А печать-то я ему не поставил. Так что придется ему всё-таки к Кукушкиной прийти, зайти, подскочить, пришлёпать, притопать…»

(по Л. Лайнеру)

3. Практические упражнения с синонимами

1)  В  стихотворении  В. Берестова  спрятались  синонимы.  Назовите  их.

« Бураны,  вьюги  и  метели  -

Как  много  с  ними  канители,

Как  много  шуму, толкотни.

Как  надоели  мне  они!» -

Так  проворчал  Мороз  угрюмый

И  речку  льдом  сковал  без  шума.

Деревья  скрыла  седина,

И  наступила  тишина.  

2)   Загадки  в  стихах  о  синонимах.

  1. Я – синоним  осьминога,                                                                                                                      А  без  С -  в  метле  нас  много.  (Спрут)
  2. Я  то  же,  что  и  ураган,

Но  только  гость  восточных  стран.

На  море  я  гроза  для  шхун,

 А  называюсь  я   …..(тайфун).

  1. Простое  слово  «промежуток»:                                                                                                        В  театре  несколько  минуток,                                                                                                                                                                   Пока  начнётся  новый  акт,                                                                                                                             Мы  называем  все ….(антракт).
  2. На  время  что – то  прекратив,                                                                                                                                     Мы  объявляем …(перерыв).
  3. В  борьбе, в  труде  устали  слишком -                                                                                Дают  уставшим  ……(передышку)
  4. После  урока  непременно                                                                                                                                     Нужна  ребятам  …..(перемена)                                                                                                                          

3)   А  теперь  мы  будем  подбирать  синонимы  к  словам.  Это  не  совсем  простое  дело.  Часто  надо  смотреть  слово  в  контексте,  то  есть  в  конкретном  предложении.  Подберите  слова -  синонимы  к  слову   ЖИТЬ.

  1. Человек  не  может   жить  без  пищи. (Существовать,  обходиться).
  2.  Так и остался  он  бобылём  жить. (Вековать).
  3. Старик  и  доныне  живёт. (Здравствует).
  4. Лесник  жил  только  тем,  что  добывал  охотой.  (Кормился).
  5. Лоси  живут  в  лесах  Европы,  Азии  и  Северной  Америки.  (Обитают).
  6. Мы  с  приятелем  вдвоём  замечательно  живём. (Проводим  время).

4. Работа  с учебником. Закрепление.

а)  стр. 64 Разбор задания под ?. Интересный вопрос устно. Затем переходим к заданию 1. Устно разбираем примеры в таблице и приходим к выводу, что есть не только слова синонимы, но синонимические словосочетания и предложения. Несколько раз прочитывается правило для запоминания в красной рамочке.

Б) стр. 64 упр. 2 Разобрать задание и образец выполнения. Затем дети выполняют в тетрадях. По одному ученику вызываем к доске для самостоятельной работы. Записи оформляем так, как в образце.

В) стр. 65 работа с материалом из истории языка и культуры. Детям предлагается вспомнить, как называются устойчивые выражения. Так как эта тема уже изучена. оОни должны ответить, что это фразеологизмы. И далее разобрать значение данных фразеологизмов по материалам учебника устно.

Г) стр. 65, упр. 3 Детям предлагается сначала самостоятельно прочитать задание и спросить кто понял, что нужно сделать. Из числа этих учеников спросить кого-то  или разобрать коллективно задание, если никто не сможет сделать этого самостоятельно. Разобрать образец и далее работать в тетрадях и на доске по аналогии упр.2. Рекомендую дополнительно каждого ученика у доски спросить изученное правило.

Д) стр. 66, упр 5. Проработать устно. Если будет время.

Дополнительно, если будет время. Выполнять не обязательно.

б) Подобрать  как  можно  больше  синонимов  к  словам.

1-я  группа  -  врач  ( лекарь, доктор,  знахарь,  эскулап)

2-я группа – пища ( еда, яства, жратва,  корм)

3-я  группа -  старый  ( ветхий, устаревший, дряхлый, древний, престарелый)

4 –я  группа -  разговаривать  ( болтать,  беседовать,  молвить,  трепаться).

5.  Заключительная  часть  (рефлексия).

- Чему  научились  на  сегодняшнем  занятии?

- Что  было  самым  интересным?

-  Почему  надо  знать,  что  такое  синонимы и синонимические выражения  и  зачем они  нужны  в  речи?  

6. Оценки. Д/з. стр.64 правило, упр 4, стр. 66 (записать на доске)                                            

Сотрудник института Синонимов

(рассказ-шутка)

Действующие лица: автор, посетитель, начальник ЖЭКа.

В кабинет начальника (назовем его по старинке) ЖЭКа вошел мужчина средних лет.

– Моя фамилия Михайлов, – отрекомендовался посетитель.

– А моя – Сидорчук, – сказал начальник ЖЭКа.

– Я работаю старшим научным сотрудником в институте Синонимов. Синонимы – это слова, близкие по смыслу, значению…

– Ну и что?

– Сейчас я изложу суть, сущность, существо, содержание дела… Не надо меня торопить, погонять, понукать, подхлёстывать, подстёгивать…

– Товарищ Михайлов, я всё-таки хотел бы…

– Хотеть делать, желать, стремиться – это еще не значит сделать, совершить, произвести, сотворить…

– Но что я должен сотворить? Что? – взорвался Сидорчук.

– Не надо на меня кричать, орать, гаркать! Сейчас я все объясню, разъясню, растолкую. Я прошу Вас дать, вручить, выдать, предоставить мне справку, что я действительно, в самом деле, взаправду проживаю по улице Моторной, 10.

– Наконец-то вы сказал, в чём дело. Только… вот такой справки я выдать не могу. Их выдает паспортистка Марья Ивановна Кукушкина.

– Но ведь вы тоже не ноль, не мелочь, не пешка, не пустое место, не пятая спица в колеснице…

– Но есть же субординация, – начал было Сидорчук, но увидев, что Михайлов собирается выдать очередной залп синонимов, выбежал из кабинета.

– Вот возьмите, – сказал он, вновь войдя в кабинет. – Только, пожалуйста, уходите, выйдите, удалитесь, ретируйтесь, скройтесь, исчезните…

Выйдя из кабинета со справкой, Михайлов прочитал объявление на двери: «В связи с болезнью паспортистки справки временно не выдаются». Михайлов улыбнулся и вполголоса пробормотал:

– Кто бы мог подумать, что мои знания синонимов могут в быту пригодиться, сгодиться, найти себе применение.

А в это время начальник ЖЭКа, сидя в своем кабинете, тоже улыбался: «А печать-то я ему не поставил. Так что придется ему всё-таки к Кукушкиной прийти, зайти, подскочить, пришлёпать, притопать…»

(по Л. Лайнеру)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по родному языку (русскому) 3класс ( на основе рабочей программы по учебному курсу «Родной язык» для 1-4 классов, «Школа России»).

Цели: закрепить понятие о местоимении, о роли местоимений в речи.Планируемые результаты:предметные:распознавать местоимения среди других частей речи;определять лицо и число местоименийметапредметные:п...

План самообразования "Технология преподавания бурятского языка для детей с разным уровнем знаний родного языка в условиях активной билингвальной среды"

План самообразования "Технология преподавания бурятского языка для детей с разным уровнем знаний родного языка в условиях активной билингвальной среды"...

Употребление одного и того же глагола в разных значениях»

Употребление одного и того же глагола в разных значениях»...

Технологическая карта урока русского языка "Может ли одна и та же буква обозначать разные звуки" 2 класс, УМК: системы Эльконина - Давыдова

Тип урока: "Открытие" нового знанияЦель урока: формирование знаний о чередовании гласных звуков и умений записывать слова с помощью транскрипции.Задачи урока:Дидактические:1. Формировать уме...