Урок по русскому языку: "Родительный падеж имён существительного множественного числа"
план-конспект урока по русскому языку на тему
Урок по русскому языку
на тему: "Родительный падеж имён существительных множественного числа"
Цели:
- познакомить с особенностями окончаний имен существительных в родительном падеже множественного числа, развивать умение правильно употреблять их в речи;
- развивать умение определять род имен существительных во множественном числе; память, речь, внимание, мышление, умение правильно писать существительные в родительном падеже множественного числа;
- воспитывать интерес к предмету, аккуратность, любовь к малой родине.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
detskiy_do1.docx | 23.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Детский дом
г. Красного Сулина
Конспект открытого урока
по русскому языку по теме:
«Родительный падеж имён существительных
множественного числа»
Подготовила и провела:
учитель русского языка – И.А. Метелёва
2012 – 2013 уч. год.
Открытый урок по русскому языку (6 класс)
Дата: 05.02.2013 г.
Тема: «Родительный падеж имен существительных множественного числа».
Цели:
- познакомить с особенностями окончаний имен существительных в родительном падеже множественного числа, развивать умение правильно употреблять их в речи;
- развивать умение определять род имен существительных во множественном числе; память, речь, внимание, мышление, умение правильно писать существительные в родительном падеже множественного числа;
- воспитывать интерес к предмету, аккуратность, любовь к малой родине.
Ход урока.
1. Объявление темы и цели урока.
(Тема записана на доске и закрыта.)
- Мы начинаем урок. Но сначала я предлагаю вам посмотреть друг на друга, улыбнуться друг другу и пожелать хорошего урока.
- На столах у вас лежат карты самоконтроля. В первом кружочке нарисуйте своё настроение.
Карта самоконтроля
Моё настроение в начале урока | |
Вставил окончания существительных в родительном падеже множественного числа | |
Применение правила на письме | |
Применение правила на письме (закрепление) | |
Моё настроение в конце урока |
- Теперь с хорошим настроением мы начинаем урок.
На доске написано предложение, у существительных во множественном числе пропущено окончание.
На поливных землях колхозники выращивают богатый урожай огурц……, помидор……, капуст… .
- Что можете сказать о существительных с пропущенными окончаниями?
(Существительные стоят в родительном падеже множественного числа)
- Какие окончания надо писать у существительных в родительном падеже множественного числа? (Учащиеся затрудняются ответить)
- Сегодня нам предстоит ответить на этот вопрос.
- Сформулируйте тему урока. «Родительный падеж имен существительных множественного числа».
- Цели урока:
1) познакомиться с особенностями…;
3) развивать умение правильно употреблять … .
Ответы детей:
(Познакомиться с особенностями окончаний имен существительных в родительном падеже множественного числа; развивать умение правильно употреблять эти существительные в речи.)
2. Подготовка к письму.
- А сейчас…
Я тетрадь свою открою (открывают тетради)
И наклонно положу (кладут).
Я, друзья, от вас не скрою -
Ручку я вот так держу (берут ручки в руки, ставят руку на локоть).
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь. (Опускают руку на тетрадь)
- Запишите в тетрадях число, классная работа.
3. Чистописание.
- Сегодня на чистописании мы напишем сочетания ро, на, ди (пишут)
Ро ди на ро ди на ро ди на
- Какое слово можно сложить из этих сочетаний? (Родина)
- Как пишется слово «Родина»? (С большой буквы)
- А когда слово «Родина» мы пишем с маленькой буквы? (Когда это слово обозначает место, где мы родились и живем)
- Как называется ваша малая родина? (п. Горный) - Запишите в тетрадях: родина поселок Горный - Что бы вы рассказали приезжему человеку о своём поселке? (Ответы детей) |
3.Работа по теме урока
- А сейчас нам пора вернуться к теме урока. Что мы должны узнать на уроке?
(Какие окончания нужно писать у существительных в родительном падеже множественного числа)
- На какие вопросы отвечают существительные в родительном падеже?
а) Упражнение «Впиши окончание».
Даны группы предложений. Возьмите ручки и вставьте пропущенные окончания существительных и выделите их. (Группы предложений записаны на листках)
1) Летом в лесу мы наблюдали жизнь птиц… . Около осин… мы увидели ежа. Мы насыпали корм для синиц… .
2) Птицы вывели птенц….. .Под ворохом листь….. обнаружили грибы. Вскоре набрали полную корзину подберезовик….. .
3) В этом году собрали богатый урожай яблок…. . В нашей квартире много окон… . Школьники посадили много молодых деревь…... .
- Поменяйтесь тетрадями и проверьте работу друг друга.
- Какие окончания у существительных первой группы? (Нулевое)
- Что объединяет эти существительные? (Они женского рода)
- Какие окончания у существительных второй группы? (- ов, - ев)
- Что объединяет эти существительные? (Они мужского рода)
- Назовите окончания в третьей группе? (Нулевое, - ев)
- Какого они рода? (Среднего рода)
- Попробуйте сделать вывод: существительные женского рода имеют нулевое окончание; существительные мужского и среднего рода в родительном падеже множественного числа имеют окончания – ОВ, - ЕВ или нулевое.
На доске появляется таблица.
Ж. р. | М. р. | Ср. р. |
, -ей | -ов, -ев, -ей | -ов, -ев, |
- Оцените свою работу. Если вы справились с заданием, правильно вставили все окончания, то закрасьте второй кружочек красным цветом; если вы допустили ошибку, то закрасьте кружочек зеленым цветом; если вы затруднялись правильно написать окончания существительных, вам необходимо повторить правило, то закрасьте кружочек синим цветом.
Карта самоконтроля
Моё настроение в начале урока | |
Вставил окончания существительных в родительном падеже множественного числа | |
Применение правила на письме | |
Применение правила на письме (закрепление) | |
Моё настроение в конце урока |
- все окончания вставил правильно, отлично
- неправильно вставил одно окончание, хорошо
- испытал затруднение, нужно повторить правило
4. Физминутка для глаз.
б) Работа с предложением.
- Вернемся к предложению в начале урока.
На поливных землях колхозники выращивают богатый урожай огурц……, помидор……, капуст… .
- Определите род существительных. Как определить род существительных множественного числа? (Ставим существительное множественного числа в именительный падеж единственного числа: огурец – м. р., помидор – м. р., капуста – ж. р.)
- Назовите их окончания. (- ОВ, - Ы)
- Почему у слова «капусты» окончание – Ы? (Это существ. употребляется только в единственном числе)
- Какие окончания имеют существительные в родительном падеже множественном числа? (- ов, -ев)
в) Работа по учебнику с.128
- Прочитайте вывод на странице 128.
- Что еще нового узнали? (Сущ. женского рода имеют окончание – ЕЙ: площадей. Сущ. мужского рода имеют окончание – ЕЙ: овощей.)
Упражнение 253 с.128
- Спишите текст. Выделите окончания имен существительных в родительном падеже множественного числа.
- Проверяем. Назовите, существительные в родительном падеже и их окончания.
На огородах – сущ, на чём? Где?
Н. ф. – огород
М. р. 2 скл.
В П.п., во мн.ч.
Вт. член.
- Оцените свои знания. Закрасьте на карте самоконтроля третий кружок.
5. Физминутка
- Отдохнём. Встаньте. Если я буду называть существительные единственного числа, вы поднимаете руки вверх, а если я назову существительные множественного числа вы приседаете.
Учебники, улица, ручки, школа, ученики, ребята, тетрадь.
6. Рефлексия.
- Какие окончания имеют существительные в родительном падеже множественного числа?
- У вас на карточке записан текст. Вставьте пропущенные буквы в словах и в окончания имен существительных.
Д…леко на сев…ре есть богатые зал…жи каменного угля. Тысячи шахтер…., крановщик….., в…дител….. работают на добыче угля.
- Оцените свой ответ. Закрасьте четвертый кружок на карте самоконтроля.
7. Итог урока.
- На какие вопросы отвечают имена существительные в родительном падеже?
- Какие окончания имеют существительные в родительном падеже множественного числа?
- Что вам понравилось на уроке?
- А сейчас нарисуйте своё настроение в конце урока.
8. Домашнее задание.
С. 129, упражнение 255, запомнить окончания сущ. в родит. падеже мн.ч.
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 4 классе .РОДИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА
Урок составлен в соответствии с требованиями стандартов второго поколения, использованы продуктивные виды деятельности....
Урок русского языка в 4 классе .РОДИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА
Урок составлен в соответствии с требованиями стандартов второго поколения, использованы продуктивные виды деятельности....
Родительный падеж имён существительных множественного числа. Лес.
Интегрированный урок русского языка и окружающего мира. 4 класс....
презентация к уроку русского языка Дательный, творительный, предложный падежи имён существительных множественного числа 4 класс УМК Школа России учебник В.П. Канакиной
презетация Дательный, творительный, предложный падежи имён существительных множественного числа 4 класс УМК "Школа России" к учебнику В.П. Канакиной и др. ...
Конспект урока по русскому языку; Дательный, творительный, предложный падежи имён существительных множественного числа.
конспект урока по русскому языку в 4 классе...
Конспект урока русского языка на тему: "Дательный, творительный, предложный падежи имён существительных множественного числа" (УМК "Школа России", 4 класс)
Цели деятельности учителя:· формирование знаний о правописании окончания имён существительных множественного числа в дательном, творительном и предложн...
Конспект урока по русскому языку "Именительный падеж имен существительных множественного числа
Цели: - познакомить с окончаниями имён существительных множественного числа в именительном падеже;- развивать умения распознавать именительный и винительный падежи имён существительных во множественно...