Обобщение знаний по теме «Глагол». Морфологический разбор глагола.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Гасанова Милана Янушевна

Обобщение знаний по теме «Глагол». Морфологический разбор глагола.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 04.05_rus_yaz.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования и науки Брянской области

ГБПОУ «Трубчевский профессионально-педагогический колледж»

Конспект пробного урока

русского языка в 3  классе

Специальность 44.02.02

Преподавание в начальных классах

Курс IV, группа 41Н

Гасанова Милана Янушевна

  Руководитель: Николаева А.А.

Дата: 04.05.2021   

Оценка_________

Подпись учителя______________                        

Трубчевск, 2022г.


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Тема: Обобщение знаний по теме «Глагол». Морфологический разбор глагола.

Тип урока: открытие новых знаний

Цели:

Содержательная:  создать условия для закрепления и повторения знаний по теме «Глагол» .

Деятельностная: формировать умение выполнять письменный разбор глагола по алгоритму.

Задачи:

Образовательные: 

1. Повторить и закрепить изученные правила о глаголе.

2. Закрепить умения определять время, число глаголов.

3. Развивать умение выполнять устный и письменный разборы глаголов.

Развивающие: 

1. Развивать умение ориентироваться в учебнике и находить нужную информацию.

2. Совершенствовать умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Умение принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения.

4. Развивать умение планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

5. Развивать умение слушать собеседника и понимать речь других, участвовать в диалоге, выполняя правила речевого поведения.

6. Совершенствовать умение отвечать полными предложениями на поставленный вопрос.

Воспитательные: 

1. Воспитывать положительное отношение к языковой деятельности.

2. Развивать интерес к урокам русского языка.

Планируемые результаты:

Предметные:

Пр1. Знание изученных правил о глаголе и умение ими пользоваться.

Пр2. Умения определять время, число глаголов.

Пр3. Умение выполнять устный и письменный разборы глаголов.

Личностные:

Л1. Положительное отношение к языковой деятельности.

Л2. Интерес к урокам русского языка.

Метапредметные:

Познавательные:

П1. Умение ориентироваться в учебнике и находить нужную информацию.

П2. Умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Регулятивные:

Р1. Умение принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения.

Р2. Умение планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Коммуникативные:

К1. Умение слушать собеседника и понимать речь других, участвовать в диалоге, выполняя правила речевого поведения.

К2. Умение отвечать полными предложениями на поставленный вопрос.

Оборудование: учебник, пенал, рабочая тетрадь, презентационные материалы, конспект.  

Образовательные ресурсы: Учебник: Русский язык. 3 класс. Учеб.для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч.2/В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2019. – 160с.: ил. – (Школа России).  с. 126-128.

План урока:

1.Этап мотивации

1.1. Проверка готовности

1.3. Эмоциональный настрой

2.Этап актуализации и пробного учебного действия

2.1. Беседа по вопросам

2.2 Минутка чистописания

2.3. Работа с глаголами из стихотворения

3.Этап выявления места и причины затруднения

4.Этап построения проекта выхода из затруднения

4.1. Формулирование темы урока

4.2  Формулирование цели урока

4.3. Формулирование задач урока

5.Этап реализация построенного проекта

5.1. Наблюдение за языковым материалом

5.2. Работа с правилом

6.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

7.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

8. Этап включения в систему знаний и повторения

9. Этап рефлексии учебной деятельности

Сценарий урока

Этапы урока, их задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

1. Этап мотивации

Задача: включение у-ся в деят-ть на личностно-значимом уровне «Хочу, потому что могу»

1.1.Проверка готовности.

1.2. Эмоциональный настрой.

- Наш урок сегодня пройдет под девизом:

“Учись, смекай, активным будь! И к знаниям откроешь путь!”

Приветствуют учителя

Садятся

Л1

Р1

К1

2. Этап актуализации и пробного учебного действия

Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

ИЛИ: подготовка мышления учащихся, организация

2.1. Минутка чистописания

- Прежде чем писать, что нам нужно сделать?

- СОЕДИНЕНИЕ  Вв

- СОЕДИНЕНИЕ вл

2.3. Работа с глаголами из стихотворения

- Сегодня у нас необычный урок. Я приглашаю вас в своё детективное агентство. А чем занимаются в детективных агентствах? Почему в наше время они достаточно распространены?(ответы учеников).

-Подводим итоги: детективные агентства помогают людям. Вот и мы с вами будем вести сегодня детективное расследование. Так как утром, в наше детективное агентство поступило срочное сообщение: все слова какой-то части речи куда-то пропали! Угадайте, слова какой части речи?

Мыслительная деятельность

Отвечают на вопросы учителя

Пр1

Л1, Л2

Р1

К1, К2

3. Этап выявления места и причины затруднения.

Задача: организация анализа учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

- Молодцы! Я сразу решила, что помочь мне найти глаголы можете только вы, ребята. Ведь на предыдущих уроках мы изучали эту часть речи.

- А для чего в речи существуют глаголы?

- Почему, как вы думаете, надо найти глаголы?

- Может и не такое это нужное расследование?

Мыслительная деятельность

Отвечают на вопросы учителя

Л1, Л2

П1, П2

Р1

Пр1,2

К1, К2

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

Задача: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

4.1. Формулирование темы урока

Обобщение знаний о глаголе.

4.2. Формулирование цели и задач урока

- Вспомнить и повторить все изученные признаки глагола

4.3. Планирование деятельности

- Должна вас предупредить , ребята, в моём агентстве работают только профессионалы! Скажите мне, какими качествами должны обладать детективы, чтобы в короткие сроки, а у нас урок идёт 45 минут, найти пропажу?

Возможные ответы учащихся:

  1. Быть очень внимательным
  2. Должен уметь все слышать и видеть
  3. Иметь зоркий глаз
  4. Быть умным, смелым.
  5. Уметь работать в команде.

Делаю вывод, ребята, вы мне подходите! За работу! Перед вами карта нашего урока, что бы вы хотели поменять или оставить?

1. Игра "Расскажи о глаголе"

2. Игра "Составь фоторобот"

3. Физминутка "Внимательный детектив"

4. Игра «Я узнаю его из тысячи»

5. Вещественные доказательства.

6. Игра "Следствие вели знатоки"

Формулируют тему, цели и задачи урока

Мыслительная деятельность

Отвечают на вопросы учителя

Л1, Л2

Р1, Р2

К1, К2

5. Этап реализации построенного проекта

Задача: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

5.1. Игра « Расскажи о глаголе"

- Для того, чтобы найти пропажу мы должны составить понять, что мы о нем знаем, чтобы было от чего отталкиваться. Для этого ответим на вопросы.

1. Что обозначает глагол? На какой вопрос отвечает?

2. Как глаголы изменяются?

3. Как узнать, когда на конце глаголов пишется тся, а когда ться?

4. Каким членом в предложении глагол является?

5. Глагол в неопределённой форме, который отвечает на вопрос «что делать?», сколько имеет форм времени?

6. Глагол в неопределённой форме, который отвечает на вопрос «что сделать?», сколько имеет форм времени?

5.2. Знакомство с письменным порядком разбора глагола

- Ребята, чтобы расследование было продуктивным, мы должны научиться составлять фотороботы. Кто знает, что такое фоторобот?

- Поможет нам в этом учебник. Откройте с.127. Ознакомьтесь с упр.232. - Что нужно сделать? Прочитать.

- Давайте прочитаем. Найдите в тексте глаголы. Как вы думаете, как нужно составить фоторобот? Составить фоторобот, значит выполнить морфологический разбор глагола.

- Вы уже знаете, как он выполняется устно. Пришло время узнать, как выполнить письменный разбор. Где мы можем это узнать?

- Давайте познакомимся с памяткой №3 на с.146. Итак, разберем образец письменного разбора.

- Давайте применим полученные знания и составим несколько фотороботов глаголов, которые есть в упражнении. Из каждого предложения возьмем по одному.

Плыли – гл. (что делали?). Н.ф. – плыть. В п.в., во мн.ч., сказ.

Отцвела – гл. (что сделала?). Н.ф. – отцвести. В п.в., в ед.ч., ж.р., сказ.

Зацвела – гл. (что сделала?). Н.ф. – зацвести. В п.в., в ед.ч., ж.р., сказ.

Зеленеет – гл. (что делает?). Н.ф. – зеленеть. В наст.в., в ед.ч., сказ.

Запестреют – гл. (что сделают?). Н.ф. – запестреть. В буд.в., во мн.ч., сказ.

Выплыло – гл. (что сделало?). Н.ф. – выплыть. В п.в., в ед.ч., ср.р., сказ.

Растаял – гл. (что сделал?). Н.ф. – растаять. В п.в., в ед.ч., м.р., сказ.

Физминутка
«Внимательный детектив» 

(запутываю движения)

на 1 - развести руки в стороны

на 2 - поднять руки вверх

на 3 - руки на пояс

на 4 - хлопнуть в ладоши

Мыслительная деятельность

Отвечают на вопросы учителя

Пр2, Пр1,2

Л1, Л2

Р1, Р2

П1, П2

К1,К2

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Задача: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.

Игра "Я узнаю его из тысячи"

Детям предлагается найти и выписать все глаголы из текста. 

Выпишите все глаголы из текста. Подпишите времена глаголов. Выделите окончание. В глаголах прошедшего времени укажите род.

Жарко веет ветер душный,

Со..нце руки обожгло,

Надо мною свод в..здушный,

Словно син..е ст..кло.

Пруд л..ниво сер..брится,

Жизнь по-новому л..гла…

Кто сегодня мне приснится

В ле.. кой сетке гамака?

Мыслительная деятельность

Отвечают на вопросы учителя

Л1, Л2

Пр1,2

Р1, Р2

К1, К2

П1, П2

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Задача: интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях.

- Много мы сегодня накопили материала о глаголе. Пришло время применить "вещественные доказательства". 

Внимательно прочитайте предложения, найдите и выпишите глаголы на изученные правила. Вставьте где необходимо в глаголы ь.
1.Ещё в раннем детстве впервые раскрывает…ся перед нами обширный светлый мир.(С .– М.)
2.Нужно родит …ся и долго жить в горах, чтобы полюбить и навсегда привыкнуть к дикой горной природе. (С.-М.)
3.Луга так душисты, что с непривычки туманит…..ся и тяжелеет голова.(Паустовский).
4. На километры тянут….ся густые, высокие заросли разных трав.(Паустовский).
5. Голубое небо отражает…..ся в чёрных скалах.(Сладков).
6.Северная весна! Глаз не хватает налюбоват…ся! (Н. Колпакова)

Мыслительная деятельность

Отвечают на вопросы учителя

Л1, Л2

Р1, Р2

К1, К2

Пр1,2

П2

8. Этап включения в систему знаний и повторения

Задача: повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний.

Игра «"Следствие вели знатоки"

- Уважаемые детективы, эти хитрые глаголы решили на последок поиграть с вами в прятки. Поэтому последнее ваша задача такова: нужно заменить каждый фразеологический оборот одним глаголом, близким по смыслу, например, была такова - убежала. Обсуждение проводится устно, от команды выступает с объяснением 1 человек.

Бежать со всех ног - (торопиться)

Водить за нос - (обманывать)

Распускать руки – (драться)

Зарубить себе на носу - (запомнить)

Витать в облаках - (мечтать)

Надуть губы - (обидеться)

Мыслительная деятельность

Отвечают на вопросы учителя

Л1, Л2

Р1, Р2

К1, К2

Пр1,2

П1, П2

9. Этап рефлексии учебной деятельности

Задача: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

- Чем занимались на уроке?

- Что нужно было сделать? Какие глаголы мы нашли?

- Какое задание для вас было самым сложным? Самым интересным?

- Урок окончен.

Саморефлексия.

Мыслительная деятельность

Отвечают на вопросы учителя

Л1, Л2

Р1, Р2

К1, К2

Пр3

П2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 3 классе Тема: Значение и употребление глаголов в речи. Глаголы –синонимы и глаголы-антонимы.

Данную  разработку  можно  использовать  на  уроке  русского  языка  в  3  классе....

Памятка по русскому языку, 4 класс. Спряжение глагола. Морфологический разбор глагола.

Памятка по русскому языку, 4 класс. Спряжение глагола. Морфологический разбор глагола....

Обобщение по теме «Глагол». Морфологический разбор глагола. Анализ и работа над ошибками

Технологическая карта. Обобщение знаний по теме глагол. Формирование умений правильно писать безударные глагольные окончания. ...

Технологическая карта урока русского языка 3 класс " Обобщение знаний о глаголе. Морфологический разбор глагола."

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе  ТемаОбобщение знаний о глаголе. Морфологический разбор глагола. Цели Образовательные: закрепить знания о глаголе; закрепить умения опре...

Конспект урока по теме: «Обобщение знаний об имени прилагательном. Морфологический разбор имени прилагательного.» (2 класс).УМК Школа России

Цели деятельности учителя: понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;  работать с Памяткой 2 «Порядок разбора имени прилагательного»; разбирать имя прилагательное как часть р...

Конспект урока русского языка 3 класс на тему «Обобщение знаний о глаголе.Морфологический разбор»

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Тема: «Обобщение знаний о глаголе.Морфологический разбор» Цели деятельности учителя: закрепление навыков разбора глаголов как части речи, правопи...