урок русского языка во 2 классе "Синонимы"
план-конспект занятия по русскому языку (2 класс)
Предварительный просмотр:
Открытый урок по теме «Синонимы» (2 класс)
- Повторение изученного.
На контрольной даст списать,
С ним всегда легко болтать.
Если надо, даст совет,
Знает мой любой секрет.
Радость делит он со мной,
За меня всегда горой.
Коль беда случится вдруг,
Мне поможет верный... (друг)
- Что вы можете сказать об этом слове? (Друг-имя сущ, нариц, одуш, м.р. ед. ч., орфограмма «Проверяемые согласные в корне слова»)
- Подберите и запишите родственные слова. (Дружок, дружный, дружить, подруга, дружеский, дружище).
- Докажите, что это родственные слова. (Родственные слова имеют один корень и одно лексическое значение).
- Что обозначает слово друг? (Это человек, с которым состоят в дружеских отношениях, близкий по духу, на которого можно во всем положиться.
- А как словарь поясняет слово друг? (Толковый словарь одному ученику)
- Какие пословицы о дружбе нам знакомы? (Скажи, кто твой друг и я скажу кто ты. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Друг познается в беде).
2. Постановка проблемы урока.
На доске пишу приятель, товарищ.
- Это словарные слова. Слово «товарищ» произошло от тюркского термина товар. Товарищами называли себя бродячие торговцы на Руси, которые торговали похожим товаром. С древне- русского товаръ, товарище — стан, военный лагерь. По некоторым данным товарищами называли, купцов, которые вместе ехали за (с) товаром.
- Нам встретились слова друг, приятель, товарищ. Как вы думаете, что объединяет эти слова? Запишите на листочках ваши мысли в наш сундучок «мудрых мыслей». (подвожу итог)
(Они отвечают на один вопрос и относятся к одной части речи, это слова с похожим значением).
- Как вы думаете, а о чем мы сегодня будем говорить на уроке?
Жил-был греческий корень «онима», что обозначало имя. Жил себе и жил, ходил по свету и давал всем имена. Увидел, что-то дует - пусть будет ветер, светит - будет солнце. А рядом жили три брата анти- наоборот, син- похожий и омо- одинаковый, обратным.
Подружились они. Пристроилось анти- к ониме и получилось слово антонимы. И стал антоним все слова переворачивать. Какое слово не возьмет у него все наоборот получается. Был приятель стал неприятель, маленький – большой, холодно – жарко, весело – грустно. Превращает слово наоборот.
У анти- был брат син- . Понравилась ему эта игра и он тоже захотел поиграть в неё и тоже пристроился к слову онима. Получилось синоним. Он стал подбирать похожие слова. Онима называет слово идти, а син- подбирает похожее слово, не такое же, шагать , по-другому называет. Этот говорит холодный, а другой говорит прохладный, мягкий – пушистый.
А омо- говорит: «Я тоже могу изменять слова. Вот если я пристроюсь к имени, я получу такое же похожее имя. Например, был ключ музыкальный, а я превращу его в ключ от замка, кисть для рисования, а я превращу кисть руки. Слова разные, но они омонимы - одинаковые.
Три термина, три новых слова получились, слова близкие, они все про имя, но эти три братца это имя изменяют. Один делает имя похожее, другой делает имя наоборот, а третий дает имя точно такое же.
А у нас какие слова. Каким термином можно назвать наши слова? Можно назвать их антонимами, т.е. это слова наоборот. Можно сказать, что это слова наоборот? Можно их назвать омонимами, т.е. они полностью одинаковые? Нет, они же разные. Значит это какие слова?
Друг, приятель и товарищ – это слова-синонимы. Мы сегодня знакомимся с новым термином - синонимы. Что бы вы хотели узнать? Запишите на листах что бы вы хотели узнать про синонимы. Для этого надо составить кластер. (работа по группам: у каждого ученика свой цвет; на листах составить кластер.) (что такое синонимы, как их узнать среди других слов, где они используются, зачем они нужны в речи)
3. Что мы уже узнали? (Это слова с похожим значением) . Давайте потренируемся подбирать к слову пару - синоним. Запишите на карточке подходящую пару.
А) На ИД записаны слова:
Варежки, рукавички, надеть, натянуть, спать, дремать, доктор, врач, собака, пес, согреть, холодно
Карточка.
варежки-
натянуть –
холодно -
дремать –
доктор –
собака –
согреть –
- Какими частями речи являются слова в каждой паре? (в паре слова одной части речи, отвечают на один и тот же вопрос). Берем каждую пару и сравниваем, какая часть речи, на какой вопрос отвечают и делаем вывод.
Вывод: значит, синонимы – это слова с похожим значением, одной части речи.
Почему согреть и холодно остались без пары? (по значению подходят , но они другой части речи.
Проверим как выполнили работу, поставьте себе оценку.
Б) Прочитайте стихотворение, найдите синонимы. Докажите (одна часть речи, один вопрос).
Каплет, брызжет,
Хлещет, льёт.
Дождь на улице идёт.
- Для чего в этом тексте автор использует так много синонимов? (более точно передает значение того что происходит; потому что если сильный дождь, то он не капает, а хлещет, льет т.е. синонимы показывают характер дождя. Они более точно передают информацию)
- Какую функцию они здесь выполняют? (Чтобы не было повторов, более точно передают значение того, что происходит с дождем).
- Как думаете зачем они нам нужны? (Чтобы сделать речь красивой, не было повторов, более точно передают значение, чтобы читать было интересно)
- Мы познакомились с синонимами, ответили на наши вопросы, а теперь потренируемся, будем их узнавать. На доске написаны группы слов. Выписать из каждой групп лишнее слово. Кто выпишет правильно, то получатся не просто слова, а …….
ребята – детский – школьный
создание – конструирование - лепили
вьюга – метель - снежную
защищать – крепость – охранять
- Что у вас получилось? Подчеркните главные члены предложения.
Г) работа по группам. Подобрать синонимы к словам: идти, кричать, петь. В тетрадях каждый записывает синонимы, потом написать на доске. Если затрудняются, раздать каждому слово – пусть дополнят свою группу.
шагать, орать, подпевать, поющий, крикун, двигаться, напевать, шуметь, ходить, шаг, певец, голосок, басить, реветь, ступать, мерзнет, звонкий, заливаться, голосить, брести, плестись, шептать, молчать, стоять, быстро.
Д) Это задание дополнительное – если останется время. Прочитайте текст на доске, что не нравится (много повторов).
Вася – ученик второго класса. Вася каждый день ходит в школу. После уроков Вася с товарищем ходит в шахматный кружок. Вася всегда помогает родителям. После выполнение задания учащиеся обмениваются тетрадями и ставят друг другу оценки карандашом.
Карточка. Раз Вася вам не понравился, я его убрала, а теперь все хорошо в тексте? Все равно как-то надо называть Васю. В каком предложении мы оставим это имя? Зачем? (чтобы было понятно о ком идет речь).
Теперь вы попробуйте по другому назвать Васю, используя разные синонимы. Постарайтесь вставить разные слова, чтобы текст стал красивым.
4. Рефлексия.
Кубик Блума. (Назови, почему, объясни, предложи, придумай, поделись)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка
Урок направлен на развитие устной и письменной речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....
организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл
Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...
Конспект открытого урока русского языка в 6 классе по теме: "Этот удивительный мир.... фразеологизмов" план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Өсөнсө класс. Миҙгелдәр. Сифат темаһын ҡабатлау....
Конспект урока по русскому языку. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка. «Сравниваем части речи: имя существительное и имя прилагательное»
Урок - закрепление и обобщение знаний об имени существительном и имении прилагательном....
Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"
С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...
"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.
На уроке учащиеся 1 класса обсуждают значение родного языка для русского народа....
Планируемые результаты в обучении русскому языку в соответствии с ФГОС. Технологическая карта урока на уроках русского языка.
Доклад о планируемых результатах в обучении русскому языку в соответствии с ФГОС....