Предмет: русский язык Класс: 2 Тема: Правописание слов с безударным гласным в корне слова
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Предмет: русский язык
Класс: 2
Тема: Правописание слов с безударным гласным в корне слова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk._pravopisanie_slov_s_bezudarnym_glassnym_v_korne_slova.docx | 419.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет: русский язык
Класс: 2
Тема: Правописание слов с безударным гласным в корне слова
Тип урока: урок отработки умений и рефлексии
ОС: «Школа России»
Цель:
Содержательная: закрепление знаний о способах проверки безударного гласного звука в корне;
Деятельностная: формирование умения различать слова с безударными гласными в корне.
Задачи:
Дидактические:
- Учиться подбирать проверочные слова для проверки безударного гласного звука в корне с помощью подбора однокоренных слов или изменения формы слова;
- Учиться находить место орфограммы в слове и между словами на изученные правила;
- Учиться правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и предложения, тексты объёмом не более 50 слов;
- Учиться находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки;
- Учиться объяснять своими словами значение изученных понятий; использовать изученные понятия в процессе решения учебных задач.
Развивающие:
- Учиться устанавливать причинноследственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы;
- Учиться с помощью учителя формулировать цель, планировать свою деятельность;
- Учиться строить устное монологическое высказывание на определённую тему, на основе наблюдения с соблюдением орфоэпических норм, правильной интонации;
- Учиться проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога;
- Учиться планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
- Учиться устанавливать причины успеха/неудач при выполнении заданий по русскому языку;
- Учиться сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям
Воспитательные:
- Проявлять познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.
Планируемые результаты:
Предметные:
- Умеет подбирать проверочные слова для проверки безударного гласного звука в корне с помощью подбора однокоренных слов или изменения формы слова;
- Находит место орфограммы в слове и между словами на изученные правила;
- Правильно списывает (без пропусков и искажений букв) слова и предложения, тексты объёмом не более 50 слов;
- Находит и исправляет ошибки на изученные правила, описки;
- Объясняет своими словами значение изученных понятий; использует изученные понятия в процессе решения учебных задач.
Познавательные:
- Устанавливает причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делает выводы;
- С помощью учителя формулирует цель, планирует свою деятельность.
Коммуникативные:
- Строит устное монологическое высказывание на определённую тему, на основе наблюдения с соблюдением орфоэпических норм, правильной интонации;
- Проявляет уважительное отношение к собеседнику, соблюдает правила ведения диалога.
Регулятивные:
- 1. Планирует действия по решению учебной задачи для получения результата;
- 2. Устанавливает причины успеха/неудач учебной деятельности;
- 3. Сравнивает результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивает их по предложенным критериям.
Личностные:
- Проявляет познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.
Образовательный ресурс: учебник Канакиной В.П. Русский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1. / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – М, ; Просвещение. С. 98-99.
План урока:
1. Мотивация к учебной деятельности
1.1. Приветствие
1.2. Проверка готовности
1.3. Работа с пословицей
2. Актуализация и пробное учебное действие
Орфографическая минутка
3. Выявление места и причины затруднений
Формулирование проблемы урока
4. Построение проекта выхода из затруднения
4.1. Формулирование темы
4.2. Формулирование цели
4.3. Планирование деятельности
5. Реализация построенного проекта
5.1. Работа по учебнику (упр. 150)
5.2.Физминутка
5.3. Работа по учебнику (упр. 151)
6.Этап обобщение затруднений во внешней речи
Работа по учебнику (упр. 153)
7.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
Работа по карточкам
8. Этап включения в систему знаний и повторения
Работа по учебнику (упр. 152)
9.Этап рефлексии учебной деятельности
9.1. Подведение итогов
9.2. Оценка и самооценка
9.3. Домашнее задание
Сценарий урока
Этапы урока, их задачи | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы контроля | Планируемые результаты |
1. Этап мотивации Задача: включение у-ся в деят-ть на личностно-значимом уровне «Хочу, потому что могу». | 1.1. Приветствие - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анастасия Валерьевна, сегодня урок русского языка проведу у вас я. 1.2. Проверка готовности - Проверьте готовность к уроку. У вас на столах должна лежать рабочая тетрадь, учебник, письменные принадлежности и мой раздаточный материал. 1.3. Работа с пословицей - Дети, на слайде представлено какое – то выражение - Что это такое? (слайд) «Терпение и труд все перетрут» - …пожалуйста прочти ее классу - Как вы понимаете ее? - Правильно, сегодня мы узнаем, как вы будите выполнять задания, которые предстоит сделать сегодня на уроке. Поэтому будьте внимательными, активными и ведите себя как прилежные ученики. Я вам желаю на этом уроке многому научиться и многое познать. | Приветствуют учителя Проверяют готовность к уроку - Пословица - Чтобы добиться какого- то результата нужно приложить к этому много усилий и быть более терпеливыми. | Фронтальная | Л1. |
2. Этап актуализации и пробного учебного действия Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. | Орфографическая минутка - Ребята, посмотрите на экран. Из слов каждой строки я предлагаю вам составить предложения и записать их в тетради. Отступите две строки от ранее написанного текста, запишите число, сегодня 26 октября, классная работа. Лес, зимой, русский, хорош. Берёз, инея, стволы, согнулись, от, молодых. Зелёные, покрыты, ветви, елей, шапками, снега, белыми. - Прочитайте предложения, которые у вас получились. - Подчеркните безударные гласные в предложениях. - Почему мы подчеркнули безударные гласные? - Что нужно сделать, чтобы не ошибиться? - В каких словах есть безударная гласная? - Измените слова так, чтобы безударная стала ударной - Как меняли слова? - Какие словарные слова здесь встретились? - Можем ли мы проверить орфограммы в словарных словах? - Почему? - Подчеркните основу во втором и третьем предложении. - Оцените свою работу с помощью критериев на слайде. «!» — все безударные гласные написал правильно. «+» — ошибся 1 или 2 раза. «—» — много ошибок. - Поднимете руку те, кто выполнил это задание без ошибок. -Молодцы! | Записывают предложения - Хорош русский лес зимой. Стволы молодых берёз согнулись от инея. Зелёные ветви елей покрыты белыми шапками снега. Подчёркивают безударные гласные - Это опасные места. Можно сделать ошибку. - Изменить слово, чтобы безударная буква стала ударной. - Зимой, стволы, согнулись, молодых, зелёные. – Зимой-зимы; стволы-ствол; согнулись-согнутый, молодых-молод, моложе; зелёные-зелень. - Хорош, русский, берёз, иней. - Нет. - Эти слова нужно запомнить. | Фронтальная Фронтальная | Л1 К1 П3 Пр 3 Пр6 |
3. Этап выявления места и причины затруднения Задача: организация анализа учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. | Формулирование проблемы урока - Я хочу рассказать вам одну историю. Саша написал своему другу Коле записку: «Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем». Старшая сестра Саши передала записку Коле. Коля записку прочитал и пообещал прийти. Собрались ребята вечером. - «Мяч будет», — сказал товарищам Саша. «Колька принесет». Пришел Коля, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч. Ребята расстроились, что не придется поиграть в футбол - Почему так получилось? - Какое правило не знал Саша? - Что же нужно уметь, чтобы не повторять ошибки Саши? - Какие способы подбора проверочных слов мы используем для проверки безударной гласной в корне? - Как правильно записать это слово? - Что мы посоветуем Саше? | Слушают рассказ учителя, отвечают на вопросы - Мальчик не знал правило и написал неправильно слово «мячом». - Правило о правописании безударных гласных в корне слова. - Ставить ударение и подбирать проверочные слова. - Есть два способа. Мы можем изменить форму числа так, чтобы безударный гласный стал ударным, или подобрать однокоренное слово с ударным гласным в корне.) С м.._чом — мяч — мячом - Выучить правило о правописании безударной гласной в корне слова. | Фронтальная
| Пр3 Пр 6 Л1 К1 Р2 |
4. Этап построения проекта выхода из затруднения Задача: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации. | 4.1. Формулирование темы -Ребята, предположите, какова же тема нашего сегодняшнего урока? 4.2. Определение цели урока -Какую цель мы поставим на урок? 4.3. Планирование деятельности -Что мы для этого должны сделать? | - «Правописание слов с безударным глассным в корне слова.» - Научиться различать слова с безударными гласными в корне слова. -Работать над упражнениями, отвечать на вопросы, составлять предложения . | Фронтальная | |
5. Этап реализации построенного проекта Задача: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. | 5.1. Работа по учебнику (упр. 150) - Ребята, скажите, какой источник информации нас всегда выручает на уроках? Из него мы узнаём много нового и работаем с ним практически всегда. Он есть у каждого из вас. - Верно, и сейчас я предлагаю поработать с учебником. Найдите упр.150-ое на странице 98-ой. - Прочитайте, что нам нужно сделать? - Давайте рассмотрим образец. Прочитайте первую пару слов. - Что вы заметили? - Прочитайте первую пару слов. - Что вы заметили? - Сколько групп слов нам дано? Они пронумерованы. - Какой вывод мы сделаем? В какую форму нужно поставить слова? - Первый вариант запишет пары слов под цифрой 1, а второй под цифрой 2. Соедините линией буквы, которыми обозначены ударный и безударный гласные звуки в корне форм одного и того же слова, как показано в примере. - Обменяйтесь тетрадями и сверьте работу товарища с эталоном на слайде. - Поднимите руки, кто выполнил это задание без ошибок. - Молодцы! 5.2. Физминутка - Предлагаю вам немного отдохнуть Вот мы руки развели, Наклонились, выпрямились, 5.3. Работа по учебнику (упр. 151) - Мы с вами отдохнули и снова можем приступать к работе. Давайте выполним очень интересное задание, в котором нам даны загадки. Найдите упражнение 151-ое на странице 98-ой. - Прочитайте, что нам нужно сделать? - Как правильно написать пропущенные буквы? - Давайте выполним это задание устно, с комментированием подбирая проверочные слова. 1. На горе́ (го́ры) шумит, под горо́й молчит. (Лес) - Найдите четвёртое предложение, запишите его в тетради и подчеркните в нем главные члены. - Что мы с вами повторяли, выполняя это упражнение? - Молодцы! | - Учебник. - Прочитать и подобрать к каждому слову с пропущенной буквой проверочное слово по образцу. Ответить на вопрос: чем различается подбор проверочных слов? -Воды – вода. - Первое слово записано в множественном числе, а второе в единственном. - Двор – дворы. - Первое слово записано в единственном числе, а второе в множественном. - Две. - В первой случае даны слова в единственном числе, нужно поставить их в форму множественного числа. Во втором наоборот. - Вставить пропущенные буквы. - Надо подобрать проверочное слово, чтобы безударный звук стал ударным. | Фронтальная
| П1 П2 П3 К1 Р1 Р2 Пр2 |
6.Этап обобщения затруднений во внешней речи Цель: закрепление способов действий, вызвавших затруднения. | Работа по учебнику (упр. 153) - Давайте выполним упражнение 153 на странице 99-ой. Прочтите его. - Что нам нужно сделать? - Как бы вы озаглавили это стихотворение? - Ребята, как мы будем выбирать букву из скобок, чтобы правильно написать каждое слово? - Давайте подберём к каждому из них проверочное слово. - Запишем с вами только то слова, в которых пропущена буква. Не забудьте подчеркнуть орфограммы. - Какие слова вы выписали? - Сравните свою работу с эталоном на слайде. - Поднимите руки, кто выполнил это задание без ошибок. - Молодцы! | - Прочитать, озаглавить стихотворение. Объяснить, как мы будем выбирать букву из скобок, чтобы правильно написать каждое слово. - Мы будем подбирать проверочные слова. Проверка безударных гласных: - Стено́й, в лесу́, лесно́й, сиди́т, сова́, трава́, слова́. | Фронтальная Индивидуальная | Пр3 Пр2 Пр4 Пр5 Л3 П2 П3 |
7.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону Цель: интериоризация способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения, индивидуальная рефлексия достижения цели и создание (по возможности) ситуации успеха. | Работа по карточкам - Ребята, а теперь давайте вместе с вами попробуем применить изученные знания. У вас на столе лежат карточки. Возьмите их и прочитайте задание. - Это задание вы выполните в парах. На его выполнение я даю вам 3 минуты. Приступайте. - Сверьте свою работу с эталоном на слайде. - Поднимите руки домиком, кто выполнил это задание без ошибок. - Молодцы! | - Прочитайте. Подберите к каждому слову однокоренное проверочное. Вставьте пропущенные буквы. | Фронтальная Парная | Пр1 Пр2 Пр3 Пр4 Пр5 Л 1 П1 |
8.Этап включения в систему знаний и повторения Цель: применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса | Работа по учебнику (упр. 152) - Теперь предлагаю открыть учебник на странице 99-ой и прочитать упражнение под номером 152. - Ребята, что мы должны сделать? - Подумайте минутку, разберите эти слова и устно объясните, почему слова каждой строчки являются однокоренными. - …, прочитай вслух слова первой строчки. - Какая буква здесь пропущена? - Докажи, что слова в этой строчке однокоренные. - …, прочитай вслух слова второй строчки. - Какая буква здесь пропущена? - Докажи, что слова в этой строчке однокоренные. - …, прочитай вслух слова третьей строчки. - Какая буква здесь пропущена? - Докажи, что слова в этой строчке однокоренные. - …, прочитай вслух слова четвёртой строчки. - Какая буква здесь пропущена? - Докажи, что слова в этой строчке однокоренные. - …, прочитай вслух слова пятой строчки. - Какая буква здесь пропущена? - Докажи, что слова в этой строчке однокоренные. - …, прочитай вслух слова шестой строчки. - Какая буква здесь пропущена? - Докажи, что слова в этой строчке однокоренные. - Выпишите любую понравившуюся вам группу слов, вставляя и подчёркивая пропущенные буквы. Не забудьте выделить корень. - …, какую группу слов выписал ты? - Давайте сделаем вывод: одинаково или по-разному пишется корень в однокоренных словах? | - Доказать, что слова каждой строчки однокоренные. Определить, какая буква пропущена в каждом из однокоренных слов, списать вставляя пропущенные буквы и сделать вывод: одинаково или по-разному пишется корень в однокоренных словах? - 1. Боль, б..лит, б..льница. - Буква о. - Слова в строчке являются однокоренными, потому что: у них есть общая часть боль; слова, близкие по значению. Их значение можно объяснить словом боль. Болит – есть какая-то боль. Больница – место, где лечат от боли. 2. Свист, св..сток, св..стеть. - Буква и. - Слова в строчке являются однокоренными, потому что: у них есть общая часть свист; слова, близкие по значению. Их значение можно объяснить словом свист. Свисток – предмет для создания свиста. Свистеть – издавать свист. 3. Старый, ст..рик, ст..руха. - Слова в строчке являются однокоренными, потому что: у них есть общая часть стар; слова, близкие по значению. Их значение можно объяснить словом старый. Старик – старый мужчина. Старуха – старая женщина. 4. Ночь, н..чной, н..чевать. - Буква о. - Слова в строчке являются однокоренными, потому что: у них есть общая часть ночь; слова, близкие по значению. Их значение можно объяснить словом ночь. Ночной – происходящий ночью. Ночевать – провести ночь. 5. Зелень, з..лёный, з..ленеть. - Буква е. - Слова в строчке являются однокоренными, потому что: у них есть общая часть зелень; слова, близкие по значению. Их значение можно объяснить словом зелёный. Зелень – зелёная листва. Зеленеть – становиться зелёным. 6. Звон, зв..нить, зв..нок. - Буква о. - Слова в строчке являются однокоренными, потому что: у них есть общая часть звон; слова, близкие по значению. Их значение можно объяснить словом звон. Звонить – создавать звон. Звонок – предмет для создания звона. - Корень в однокоренных словах пишется одинаково. | Фронтальная
| Р1 П2 К1 ПР6 Л1 |
9.Этап рефлексии учебной деятельности Цель: осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной (а в случае, если ошибок не было, самостоятельной) деятельности. | 9.1. Подведение итогов - Какова была тема урока? - Какие цели и задачи мы ставили перед собой? - Поднимите руку те, кто считает, что он достиг цели и задач урока. 9.2. Оценка и самооценка - На слайде представлены незаконченные предложения, продолжите их. - Я узнал… - Я научился… - Мне было трудно… 9.3. Домашнее задание - Посмотрите на слайд, на нем представлено ваше домашнее задание. Откройте дневники и запишите его. Также, я запишу его на доске. | - «Правописание слов с безударным глассным в корне слова». - Научиться различать слова с безударными гласными в корне слова.
| Фронтальная | Л1 П2 К1 ПР6 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русский язык. 2 класс. Обобщение знаний по темам: « Безударная гласная в корне слова», «Парная согласная в корне слова», «Разделительный ъ и ь знаки», «Большая буква в именах собственных», «Правописание ча-ща, чу-щу, жи-ши».
Русский язык. 2 класс. Обобщение знаний по темам: « Безударная гласн...
Урок русского языка 2 класс по теме: "Упражнение в правописании слов с безударными гласными в корне слова" Безударная гласная в корне слова"
Урок проведён по программе " Начальная школа 21 века" . Тип урока- закрепление и повторение знаний по изученной теме....
Презентация к уроку русского языка по теме: "Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова.
Презентация к уроку русского языка по теме: "Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова". УМК школа России....
Конспект урока по русскому языку 2 кл УМК "Школа России" "Безударная гласная в корне слова. Обобщение"
урок -обобщение по теме. Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Урок разработан с применением здоровьесберегающей технологии....
Технологическая карта урока русского языка по теме "Произношение и написание безударных гласных в корне слова" 1 класс
Данный конспект урока разработан в виде технологической карты, в которой четко прослеживается наличие вызова (мотивация), осмысление учебной задачи, погружение в деятельность, открытие новог...
Урок русского языка "Безударные гласные в корне слова. Способы проверки гласных в корне слова"
Методическая разработка урока по теме "Безударные гласные в корне слова. Способы проверки гласных в корне слова" (первый урок по теме)...
Технологическая карта урока русского языка по теме «Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова» (2 класс, УМК «Начальная школа XXI в.»)
Цель урока: формирование представлений о правописании безударных гласных и, е, я в корне слова.Планируемые результаты:Предметные:1. Знать о правописании безударной гласной в корне слова. 2. Умет...