Урок русского языка «Упражнения и правописание слов с разделительным ь(мягким) и ъ(твердым) знаком»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Валерия Сергеевна Мельникова

Русский язык 3 класс

Школа России

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_3_kl.docx28.57 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет

Русский язык

Класс

3 класс

УМК

Образовательная система «Школа России», «Русский язык», автор Канакина В.П.

Тема урока

«Упражнения и правописание слов с разделительным ь(мягким) и ъ(твердым) знаком»

Целевая установка

Учебные задачи, направленные на достижение

- предметных результатов:

  • Закреплять знания учащихся о разделительных ь и ъ знаках
  • Развивать умение сравнивать и различать слова с ь и ъ знаками
  • Употреблять в речи слова с ь и ъ знаками
  • Обогащать словарный запас учащихся
  • Работать над развитием речи

- метапредметных результатов:

  • формировать умение проверять себя и оценивать результаты учебной деятельности;
  • развивать умение работать с разными источниками информации (с научным текстом, со словарём, с таблицей);

- личностных результатов:

  • формировать ценностное отношение к русскому языку;
  •  воспитывать доброжелательность, терпимость;
  • развивать навыки сотрудничества во время работы в статичных парах.

Оборудование

  • Учебник. «Русский язык. 3 класс». В.П.Канакина, В.Г.Горецкий
  • Электронное приложение к учебнику.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Актуализация знаний по теме «разделительный ь и ъ знаки».

Слайд 1.

- Над какой темой мы работали на прошлом уроке?

- Какие основные задачи стояли перед нами?

Фронтально отвечают на вопросы.

Работают со шмуцтитулом: вспоминают тему и основные задачи её изучения.

Познавательные УУД

Учатся осуществлять актуализацию изученного материала.

Регулятивные УУД

Учатся слушать поставленные вопросы и отвечать на них.

Коммуникативные УУД

Учатся строить ответы на вопросы, слушать собеседников.

Орфографическая минутка.

Слайд 2.

Показ образца написания после записи слов.

- ребята, А давайте начнем с минутки чистописания?

- Рассмотрите картинки.

- ребята, прочитайте слова, которые вы видите на слайде

-какая буква выделена в этих словах?

- сегодня мы с вами потренируемся писать букву я.

-ребята, обратите внимание, в первом элементе есть закругление, и верхняя часть с плавным закруглением. Первый элемент мы ведем наклонно вверх, затем безотрывно пишем полуовал, затем немного ведем вверх и опускаемся вниз немного по написанному. Посмотрите, как я напишу букву, в воздухе повторите за мной и затем вы сами напишите букву Я.

Теперь сами напишите букву, образец у вас есть на экране.

Ребята, запишите пословицу и объясните, как вы ее понимаете.

Яблоко от яблони недалеко падает

Рассматривают картинки на экране.

-яблоко, язык, ягоды, якорь, ягуар

самостоятельно проверяют правописание: сверяют с образцом на экране.

Познавательные УУД

Учатся находить и определять орфограммы.

Регулятивные УУД

Учатся осуществлять контроль, проверять и оценивать результаты своей деятельности.

Учатся принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные УУД

Учатся строить доказательство правильности выполнения задания, излагать мысль чётко и ясно.

Определение темы и образовательной задачи урока.

- ребята, над какой темой мы работали с вами на прошлом уроке?

-Давайте вспомним правило, когда же пишется ъ знак, а когда ь?

-Ребята, а что мы можем сказать о этих написаниях, как они называются в русском языке?

-после того, как мы изучаем какую-либо орфограмму, чему бывает посвящен следующий урок?

-как вы думаете, чем мы сегодня будем с вами заниматься на уроке? какая тема нашего урока?

-Верно, наша тема «упражнения и правописание разделительных ь и ъ знака.

-Какие задачи будут перед нами стоять?

-Правописание слов с разделительным твердым и мягким знаком

-Ъ знак пишется после приставок, оканчивающихся на согласный, перед гласными-е, ё, я, ю

-Ь знак пишется после согласных перед гласными е, и, ё, ю, я во всех остальных случаях, но только не после приставки

-такие написания называются орфограммой

-мы закрепляем то, что изучили. Выполняем упражнения

Определяют тему и задачи урока.

Работают со шмуцтитулом: определяют задачи урока.

Регулятивные УУД

Учатся принимать и сохранять учебную задачу.

Закрепление ранее изученного материала. Работа по учебнику

Слайд 3.

-Откройте учебник на странице 137. Давайте с вами устно выполним упражнение 277.

-что нам нужно сделать?

-давайте прочитаем.

-кто знает, какая это сказка

-Объехали почему пишем ъ знак?

-Житье почему пишем ь знак?

-Ребята, а теперь давайте подберем синонимы к выделенным словам

-Теперь запишем слово с ъ знаком и напишем к нему слова с другой приставкой. Назовите слова, которые мы можем написать

Ребята, давайте еще раз скажем, когда пишем ь знак, а когда ъ

-Ребята, теперь давайте выполним упражнение 272.

-Что нужно сделать?

Прочитайте. Какие буквы пропущены в словах?

Теперь давайте запишем и прокомментируем задание.

-Посмотрите на упражнение 273. Что нужно сделать?

-Все ли слова разделены черточкой для переноса?

Почему?

-Обратите внимание на то, остается ли у нас ь знак на строке или мы его можем перенести?

-Ребята, а теперь поработайте в парах и решите, как же нам перенести слова подъемный, печенье и объезд?

-Теперь давайте прочитаем правило, которое находится на странице 138

Прочитать и назвать сказку

- это сказка о царе Салтане

-потому что приставка заканчивается на согласный, перед буквой е пишется ъ знак

-потому что после согласного, перед гласной е пишем мягкий знак

-Свет- мир

Житье не худо- неплохое

Чудо- волшебство

-Объехали, подъехали, съехали,

-рассказывают правило

-прочитать. Сказать какие буквы пропущены в словах.

-Пропущены ь и ъ знаки

Маленькая обезьяна. Ь знак, как показатель мягкости и разделительный ь знак

Четыре подъезда. Приставка заканчивается на согласный, перед буквой е пишем ъ знак

Серьёзная девочка. Разделительный ь знак пишем после согласной перед гласной ё

Подъём в гору.  Приставка заканчивается на согласный, перед буквой ё пишем ъ знак

Необъятное поле.  Приставка заканчивается на согласный, перед буквой я пишем ъ знак

Взъерошенный воробей. Ъ знак пишем после приставки, перед гласной е

Съезд учителей.  Приставка заканчивается на согласный, перед буквой е пишем ъ знак

Охотничье ружьё.  Ь знак, как показатель мягкости и разделительный ь знак

Съежился на морозе. Приставка заканчивается на согласный, перед буквой е пишем ъ знак

Подъехать к шоссе. Приставка заканчивается на согласный, перед буквой е пишем ъ знак

Съемка фильма. Приставка заканчивается на согласный, перед буквой ё пишем ъ знак

- прочитать. Обратить внимание, как переносятся слова с разделительным ъ и ь знаком

-нет

- потому что слова льет, фильм, съесть и въезд состоят из одного слога, а мы переносим по слогам.

-мягкий знак остается на строчке, либо же мы его переносим с предыдущей буквой

-Подъ-емный

Пече-нье

Объ-езд

- при переносе слов с одной строки на другую букву твердый знак нельзя отделять от стоящей перед ней буквы

Познавательные УУД

Учатся правильно произносить слова с ь и ъ знаками.

Регулятивные УУД

Учатся принимать учебную задачу и следовать ей в познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД

Учатся взаимодействовать с учителем во время работы по наблюдению за звуками, отвечать на вопросы по материалу, формулировать несложные выводы, излагая свою мысль грамотно.

Познавательные УУД

Учатся различать буквы, обозначающие согласные звуки.

Закрепление изученного материала.

Слайд

- Ребята, а теперь давайте немного поиграем. Я буду называть вам слова, в которых есть разделительный ь и ъ знаки. А вы будете хлопать, когда услышите слова с ь знаком.

Внимательно слушаем. Стулья, семья, съемка, вьюнок, подъезд, бульон, вьёт, объехал, прутья, ночью, ружьё, объявление, Илья, разъяренный, перья, обезьяна, Демьян, объятия, съесть, вьюга

Выполняют задание

Познавательные УУД

Учатся наблюдать за смыслоразличительной ролью ь и ъ знаков

Коммуникативные УУД

учатся владеть диалогической формой речи.

Учатся формулировать собственное высказывание.

Личностные УУД

Учатся быть доброжелательными, терпимыми друг к другу.

Познавательные УУД

Учатся проводить классификацию слов по заданному критерию.

Регулятивные УУД

Учатся осуществлять совместный контроль, проверять и оценивать результаты деятельности в паре.

Учатся принимать и сохранять учебную задачу.

Итог урока.

Рефлексия.

Домашнее задание.

- Подведём итог урока: правописание слов с какими буквами мы повторили?

Когда пишется ь знак?

Когда пишется ъ знак?

Как переносятся слова с ь и ъ знаками?

-что было сложного на уроке?

-что вам понравилось больше всего?

-были ли вопросы на которые вы затруднялись ответить?

-ребята дома выполните упражнение 274 на странице 138.

Вам нужно списать и подчеркнуть одной чертой мягкий знак- показатель мягкости

Двумя чертами- разделительный мягкий знак

Тремя- разделительный твердый знак.

Вы сегодня все большие молодцы, все хорошо работали. На этом наш урок окончен, до свидания

Кто считает, что может ответить на главный вопрос урока, поднимает руку.

Регулятивные УУД

Учатся самостоятельно адекватно оценивать степень усвоения учебного материала, изученного на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка -«Упражнение в правописании слов с разделительными ъ и ь знаками»."

Продолжить работу над правописанием слов с разделительными ъ и ь знаками; формирование орфографической грамотности; развитие устной и письменной речи; активизация познавательной деятельности учащихся...

Урок русского языка по теме "Правописание слов с разделительным твердым знаком"

Тема: Правописание  слов с разделительным твёрдым знакомТип урока: ОНЗЦель: Формировать способность к написанию Ъ в словах. Развивать орфографическую зоркость. Воспитывать любовь к русскому языку...

Урок русского языка по теме: «Правописание слов с разделительным мягким знаком. Две роли мягкого знака в словах. » во 2 классе. УМК "Перспектива"

Тип урока:  урок повторения. Цели урока:Предметные:Закреплять умение обозначать мягкость согласных с помощью мягкого знака на конце и в середине слова;Закреплять умение  употреблять раз...

Презентация к уроку русского языка "Упражнения в правописании слов с разделительным Ъ и Ь знаком".

Красочная и яркая презентация поможет лучше усвоить материал учащимся....

Презентация к уроку русского языка по теме «Правописание слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком для обозначения мягкости согласных на письме»

Дополнене к уроку по теме  «Правописание слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком для обозначения мягкости согласных на письме»...

Урок русского языка по теме "Правописание слов с разделительным твердым знаком"

Тема: Правописание  слов с разделительным твёрдым знакомТип урока: ОНЗЦель: Формировать способность к написанию Ъ в словах. Развивать орфографическую зоркость. Воспитывать любовь к...