Орфографическая минутка.
Слайд 2.
Показ образца написания после записи слов.
| - ребята, А давайте начнем с минутки чистописания? - Рассмотрите картинки. - ребята, прочитайте слова, которые вы видите на слайде -какая буква выделена в этих словах? - сегодня мы с вами потренируемся писать букву я. -ребята, обратите внимание, в первом элементе есть закругление, и верхняя часть с плавным закруглением. Первый элемент мы ведем наклонно вверх, затем безотрывно пишем полуовал, затем немного ведем вверх и опускаемся вниз немного по написанному. Посмотрите, как я напишу букву, в воздухе повторите за мной и затем вы сами напишите букву Я. Теперь сами напишите букву, образец у вас есть на экране. Ребята, запишите пословицу и объясните, как вы ее понимаете. Яблоко от яблони недалеко падает
|
Рассматривают картинки на экране. -яблоко, язык, ягоды, якорь, ягуар
самостоятельно проверяют правописание: сверяют с образцом на экране.
| Познавательные УУД Учатся находить и определять орфограммы.
Регулятивные УУД Учатся осуществлять контроль, проверять и оценивать результаты своей деятельности. Учатся принимать и сохранять учебную задачу.
Коммуникативные УУД Учатся строить доказательство правильности выполнения задания, излагать мысль чётко и ясно. |
Определение темы и образовательной задачи урока. | - ребята, над какой темой мы работали с вами на прошлом уроке? -Давайте вспомним правило, когда же пишется ъ знак, а когда ь?
-Ребята, а что мы можем сказать о этих написаниях, как они называются в русском языке? -после того, как мы изучаем какую-либо орфограмму, чему бывает посвящен следующий урок? -как вы думаете, чем мы сегодня будем с вами заниматься на уроке? какая тема нашего урока? -Верно, наша тема «упражнения и правописание разделительных ь и ъ знака. -Какие задачи будут перед нами стоять?
| -Правописание слов с разделительным твердым и мягким знаком -Ъ знак пишется после приставок, оканчивающихся на согласный, перед гласными-е, ё, я, ю -Ь знак пишется после согласных перед гласными е, и, ё, ю, я во всех остальных случаях, но только не после приставки -такие написания называются орфограммой
-мы закрепляем то, что изучили. Выполняем упражнения
Определяют тему и задачи урока.
Работают со шмуцтитулом: определяют задачи урока.
| Регулятивные УУД Учатся принимать и сохранять учебную задачу. |
Закрепление ранее изученного материала. Работа по учебнику
Слайд 3.
| -Откройте учебник на странице 137. Давайте с вами устно выполним упражнение 277. -что нам нужно сделать? -давайте прочитаем. -кто знает, какая это сказка -Объехали почему пишем ъ знак?
-Житье почему пишем ь знак?
-Ребята, а теперь давайте подберем синонимы к выделенным словам
-Теперь запишем слово с ъ знаком и напишем к нему слова с другой приставкой. Назовите слова, которые мы можем написать Ребята, давайте еще раз скажем, когда пишем ь знак, а когда ъ -Ребята, теперь давайте выполним упражнение 272. -Что нужно сделать?
Прочитайте. Какие буквы пропущены в словах? Теперь давайте запишем и прокомментируем задание.
-Посмотрите на упражнение 273. Что нужно сделать?
-Все ли слова разделены черточкой для переноса? Почему?
-Обратите внимание на то, остается ли у нас ь знак на строке или мы его можем перенести? -Ребята, а теперь поработайте в парах и решите, как же нам перенести слова подъемный, печенье и объезд? -Теперь давайте прочитаем правило, которое находится на странице 138
|
Прочитать и назвать сказку
- это сказка о царе Салтане -потому что приставка заканчивается на согласный, перед буквой е пишется ъ знак
-потому что после согласного, перед гласной е пишем мягкий знак -Свет- мир Житье не худо- неплохое Чудо- волшебство
-Объехали, подъехали, съехали,
-рассказывают правило
-прочитать. Сказать какие буквы пропущены в словах. -Пропущены ь и ъ знаки
Маленькая обезьяна. Ь знак, как показатель мягкости и разделительный ь знак Четыре подъезда. Приставка заканчивается на согласный, перед буквой е пишем ъ знак Серьёзная девочка. Разделительный ь знак пишем после согласной перед гласной ё Подъём в гору. Приставка заканчивается на согласный, перед буквой ё пишем ъ знак Необъятное поле. Приставка заканчивается на согласный, перед буквой я пишем ъ знак Взъерошенный воробей. Ъ знак пишем после приставки, перед гласной е Съезд учителей. Приставка заканчивается на согласный, перед буквой е пишем ъ знак Охотничье ружьё. Ь знак, как показатель мягкости и разделительный ь знак Съежился на морозе. Приставка заканчивается на согласный, перед буквой е пишем ъ знак Подъехать к шоссе. Приставка заканчивается на согласный, перед буквой е пишем ъ знак Съемка фильма. Приставка заканчивается на согласный, перед буквой ё пишем ъ знак
- прочитать. Обратить внимание, как переносятся слова с разделительным ъ и ь знаком -нет
- потому что слова льет, фильм, съесть и въезд состоят из одного слога, а мы переносим по слогам. -мягкий знак остается на строчке, либо же мы его переносим с предыдущей буквой -Подъ-емный Пече-нье Объ-езд - при переносе слов с одной строки на другую букву твердый знак нельзя отделять от стоящей перед ней буквы
| Познавательные УУД Учатся правильно произносить слова с ь и ъ знаками.
Регулятивные УУД Учатся принимать учебную задачу и следовать ей в познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД Учатся взаимодействовать с учителем во время работы по наблюдению за звуками, отвечать на вопросы по материалу, формулировать несложные выводы, излагая свою мысль грамотно.
Познавательные УУД Учатся различать буквы, обозначающие согласные звуки. |
Закрепление изученного материала.
Слайд
| - Ребята, а теперь давайте немного поиграем. Я буду называть вам слова, в которых есть разделительный ь и ъ знаки. А вы будете хлопать, когда услышите слова с ь знаком. Внимательно слушаем. Стулья, семья, съемка, вьюнок, подъезд, бульон, вьёт, объехал, прутья, ночью, ружьё, объявление, Илья, разъяренный, перья, обезьяна, Демьян, объятия, съесть, вьюга
|
Выполняют задание
| Познавательные УУД Учатся наблюдать за смыслоразличительной ролью ь и ъ знаков
Коммуникативные УУД учатся владеть диалогической формой речи. Учатся формулировать собственное высказывание.
Личностные УУД Учатся быть доброжелательными, терпимыми друг к другу.
Познавательные УУД Учатся проводить классификацию слов по заданному критерию. Регулятивные УУД Учатся осуществлять совместный контроль, проверять и оценивать результаты деятельности в паре. Учатся принимать и сохранять учебную задачу. |
Итог урока. Рефлексия. Домашнее задание. | - Подведём итог урока: правописание слов с какими буквами мы повторили? Когда пишется ь знак? Когда пишется ъ знак? Как переносятся слова с ь и ъ знаками? -что было сложного на уроке? -что вам понравилось больше всего? -были ли вопросы на которые вы затруднялись ответить? -ребята дома выполните упражнение 274 на странице 138. Вам нужно списать и подчеркнуть одной чертой мягкий знак- показатель мягкости Двумя чертами- разделительный мягкий знак Тремя- разделительный твердый знак. Вы сегодня все большие молодцы, все хорошо работали. На этом наш урок окончен, до свидания
| Кто считает, что может ответить на главный вопрос урока, поднимает руку.
| Регулятивные УУД Учатся самостоятельно адекватно оценивать степень усвоения учебного материала, изученного на уроке. |