Конспект урока по русскому языку тема "Простые и сложные предложения"
план-конспект занятия по русскому языку (4 класс)

Анастасия  Борисовна Косицина

Конспект урока по русскому языку тема "Простые и сложные предложения"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Русский язык 4 класс

Тема: Простые и сложные предложения

Цель урока: познакомить обучающихся  с понятиями "простые и сложные предложения".Отличие простого предложения от сложного.

Задачи урока:

образовательные:

совершенствовать знания о предложении, учить выделять в письменной речи простые и сложные предложения, развивать умения отличать сложное предложение от простого; учить ставить знаки препинания в сложном предложении;

развивающие:

учить выделять существенные признаки в изученном материале, способствовать развитию речи, памяти, внимания учащихся;

воспитательные – воспитывать любовь к русскому языку, расширять коммуникативные способности детей, закреплять способы развития работоспособности и профилактики утомления.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный момент

- Начнём наш урок. Хочу пожелать, чтобы каждый из вас смог в полной мере поучаствовать в работе,  не боялся доказывать свое мнение. Хочется верить, что наш урок будет вам интересен и  полезен!

 - Об этом мы узнаем в конце урока.

- Надеюсь, что вы будете внимательны и доброжелательны друг к другу.  

- Садитесь.

 

 

II. Постановка учебной задачи:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Актуализация знаний.

Минутка чистописания

- Запишите число, классная работа. Пропишите показ(еи  оа).

Орфографическая работа:

(1 ученик у доски)

Пут…укладчик, рыб…лов,  дров…сек,  леж…бока,

животн…вод, нефт…добытчик

- По какому признаку слова  объединены в одну группу? 

- Запишите только первые буквы слов.

-Составьте из этих букв слово, добавив гласные (предложение)

--Молодцы, вы правильно составили слово предложение.

 - Это слово связано с темой нашего урока русского языка

На доске схема

- Что обозначает эта схема?    

  - =

- Расскажите, что вы знаете о    грамматической основе предложения.

2. Создание проблемной ситуации. Побуждающий диалог от проблемной ситуации.

- Выделите грамматические основы в предложениях:

 1) Дети играли на берегу озера.

 2)Мальчики строили из песка крепость, а девочки из этого же песка пекла пироги.

 (Работа в паре.)

– Что заметили?

 - Чем отличаются эти предложения друг от друга?

- Сколько грамматических основ в первом из них?

- А во втором?

-Какие две части, похожие по своему грамматическому значению на предложение, могут  быть выделены  во втором предложении?

 -С помощью чего они соединены между собой?

 

-Урок начнём с орфографической работы

-_Оцените  работу вашего одноклассника (обратная связь)

  -Сложные слова.

- Это схема грамматической основы предложения.

- Грамматическая основа предложения - это главные члены предложения. Подлежащее и сказуемое.

 

 

 

 

 

3 Формулирование проблемы.

- Что можете сказать о втором  предложении?

-Сформулируйте тему урока, исходя  из наших рассуждений.

- Сформулируйте  цель нашего урока, опираясь на тему.

-Используйте опорные  слова на доске:

 1) познакомиться с …и …;

 2) учиться различать …и …;

 3) учиться ставить…

- Познакомиться с предложениями, у которых несколько  грамматических основ.

- «Простые и сложные предложения»

   

 Цель: 

 1)познакомиться с простыми и сложными предложениями;  

2)учиться различать простые и сложные предложения;

3)учиться ставить знаки препинания в сложных предложениях.

II.Открытие новых знаний.

 

 

 

-Давайте обсудим  план работы на уроке.

План:

 1.Научиться составлять схему сложного предложения.

 2. Запомнить, что такое сложное и простое предложение.

3.  Научиться отличать сложное предложение от простого.

4. Понаблюдать за знаками препинания в сложном предложении.

- Верно ли составлен план? Нужно ли поменять порядок изучения?

 

  Предложения детей.

 1. Запомнить, что такое сложное и простое предложение.

 2. Научиться отличать сложное предложение от простого.

3. Понаблюдать за знаками препинания в сложном предложении.

4. Научиться составлять схему сложного предложения.

III. Первичное закрепление.

- Приступаем к выполнению первой задачи. Работаем в паре. Расскажите друг другу,  какими бывают предложения.

 - Приступаем к работе над второй и третьей  задачами.  Будем учиться отличать простое предложение от сложного.

Учебник с. 37 упр.51  ( у доски)

 -Записать предложения, выделяя грамматические основы. В скобках указать, каким является предложение – простым или сложным.

 - Как соединяются простые предложения в составе сложного?

- Что можете сказать о расстановке знаков препинания в сложном предложении?

 Работа в группах.

Я предлагаю вам взять задания, записанные на листах (белые).  Прочитайте предложения, определите, являются они  простыми или сложными. Составьте схему предложения.

1. День был прекрасный, с моря дул свежий ветер, но к вечеру погода изменилась.

2. Погода была отличная, и утка со всей семьёй отправилась к ближайшей канаве.

3. Весной медленно съедут по склонам оврагов глыбы седого снега, пробьются первые подснежники, зажурчат ручьи.

4. Зелень освежилась после дождя, и на небе засияла радуга.

   

 

  Работают в паре.

 

 

 

 Выполняют работу у доски (проверка – обратная связь)

 

 

С помощью союза  или без союза

 

 

 

 

 

  Выступление представителей групп.

- Между простыми предложениями в составе сложного ставятся запятые.

 Сложные предложения содержат 2 или больше грамматических основ.

Простые предложения в составе сложного соединяются без союзов или с помощью союзов и,а, но.

Между простыми предложениями в составе сложного ставится запятая

IV. Домашнее задание.

Разноуровневые карточки

Карточка № 1

1. Спиши, в простых предложениях найди и подчеркни  грамматическую основу.

 Синей дымкой покрыты луга. На берегу горел костёр, около костра сидели туристы.  Ранним утром мы отправились за грибами.

2. Спиши предложения (в скобках укажи, каким оно является  - простым или сложным).

Наступил сентябрь. Стоят ясные деньки. На берёзах красуются жёлтые листья, на полянах краснеет рябина. Листья клёна разрумянились, ели стоят зелёными. А сколько разных грибов появилось в лесу!

Карточка №2

1. Составьте из простых предложений сложные с союзами  И, А, НО.

Наступила весна. На пригорках показались подснежники.   С утра шёл дождь. К вечеру погода улучшилась. Ребята собирались в лес. Им помешал дождь.    

2. Прочитайте. Поставьте, где нужно, запятые.

Ветер согнул тонкую берёзку и она наклонилась к земле. Когда пошёл дождь мы зашли в дом. На небе сияло солнце но на полях лежал снег.

 

V. Рефлексия

- Какую цель поставили перед собой в начале урока?

- Достигли мы её?

- Оцените свои знания, полученные на уроке в листе самооценки.

Предметные результаты

+

-

Проверяю орфограммы

Могу отличить сложное предложение от простого

Умею ставить знаки препинания в сложном предложении

Метапредметные результаты

Нахожу в своей работе ошибки

Работаю по алгоритму

- Какие задачи поставим перед собой на следующий урок?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку по теме: «Сложные предложения, их роль в нашей речи» (4 класс)

Урокпо русскому языку по теме:«Сложные предложения, их роль в нашей речи»  (4 класс)...

Открытый урок по русскому языку "Простые и сложные предложения"

Тема: «Простые и сложные предложения»Цель: дать понятие о сложном предложении и о значении союзов в сложном предложении.Задачи:Познакомить учащихся с понятиями “простые и сложные пре...

Конспект урока по русскому языку "Как отличить сложное предложение от простого с однородными членами?",4 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя:  знакомство с отличительными признаками сложного предложения и предложения с однородными членами.Планируемые результатыПредметные знать: понятия «предложение...

Конспект урока по русскому языку 4 класс "Сложные предложения"

Цель: актуализировать знания о простом и сложном предложениях, о способах соединения простых предложений в сложное предложение, о постановке запятой в сложном предложении.Формируемые УУД: предметные ...