Урок русского языка. 1 класс. Тема "Прописная буква в именах собственных: в именах и фамилиях людей, в кличках животных".
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Технологическая карта урока русского языка в 1 классе. Тема "Прописная буква в именах собственных: в именах и фамилиях людей, в кличках животных".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Русский язык 1 класс28.6 КБ

Предварительный просмотр:

                                        Технологическая карта урока русского языка в 1 классе.

1.

Предмет

Русский язык

2.

Класс

1 класс

   3.

Тема  урока

Прописная буква в именах собственных: в именах и фамилиях людей, в кличках животных

   4.

Цель и задачи урока:

– создать условия для овладения детьми первоначальными представлениями об именах собственных;
– подвести учащихся к самостоятельному формулированию правила о написании заглавных букв в именах собственных и использованию полученных знаний для решения практических задач;
 

   5.

Планируемые результаты:

Предметные:

- познакомить учащихся с понятием «имена собственные» и их написанием с заглавной буквы;

- формулировать выводы на основании сравнения, группировки слов;

-применять изученное правило правописания: прописная буква в именах собственных

Познавательные:

Базовые исследовательские действия:

- читать и извлекать необходимую информацию, соотносить её со своими наблюдениями;

- выделять новые сведения;

- формировать познавательный интерес;

-  определять то, что лучше всего получилось, а при необходимости вносить необходимые изменения в решение задания.

Работа с информацией:                                                                                                            -распознавать достоверную и недостоверную информацию на основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к учебнику);

Регулятивные:

Самоорганизация:

– создавать учебные ситуации, которые позволят овладевать способностью принимать и сохранять учебные задачи для получения результата;

— выстраивать последовательность выбранных действий.

Самоконтроль:

-оценивать правильность написания имен собственных;

- учить контролировать действия в соответствии с поставленной задачей;

- устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;

- сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям.

 – акцентировать внимание учащихся на контроле и самоконтроле;

Совместная деятельность:

- принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы

Коммуникативные:

 учиться слушать собеседника и вести диалог,

- побудить к изложению своего мнения, аргументации своей точки зрения, учиться четко выражать свои мысли.

- соблюдать основные правила участия в общении на уроке

Личностные: проявлять мотивацию к учебной деятельности; принимать и осваивать социальную роль обучающегося; овладевать начальными навыками адаптации в обществе.

  6.

Тип урока

Изучение нового материала.

7.

Краткое учебное содержание

1.Эмоциональный и психологический настрой учащихся на урок (игра на внимание). Подготовка к работе, включение в деловой ритм. Устное сообщение.

2. Актуализация первичного опыта, осуществляется   на понимании изученного материала ранее, анализируют значения слов, доказывают выбор слов, рассуждают (определяют группу слов, что обозначают, на какие вопросы отвечают). Учитель выявляет понимание учащимися значения и назначения слов, актуализирует первичный опыт учащихся об именах собственных (проводится игра «Третий лишний»).

3. Организация познавательной деятельности:  

Учитель способствует формированию умения разграничивать имена собственные и нарицательные, побуждает к высказыванию. Организует работу в тетрадях и учебнике, подводит к разграничению имен собственных и нарицательных.

Ученики сравнивают слова, выделяют имена собственные. Осуществляют самостоятельный выбор вопросов, слов (работа в паре по памятке).  Памятка используется для списывания слов по алгоритму.

4. Учитель подводит учащихся к самостоятельному формулированию правила о написании заглавных букв в именах собственных и использованию полученных знаний для решения практических задач.

5.  Используются полученные знания для решения практических задач, учатся аргументировать выбранный ответ. Тест по теме «Имена собственные» (синяя закладка – базовое задание, красная закладка - задание повышенной сложности). Учащиеся фиксируют ответы в таблице в виде «+», осуществляют проверку.                    

6. Закрепление полученных знаний для решения практических задач.                Игра «Кто больше» (подбор и запись имён собственных на заданную букву).

Осуществляют самоконтроль, устанавливает связь между целью деятельности и её результатом. Подтверждают, какой секрет русского языка сегодня открыли.

7. Анализируют урок с точки зрения приобретения новых сведений, обобщают их.

Анализируют работу учащихся и своей деятельности на уроке, дают самооценку по памятке, отмечают себя на ступеньке знаний.

Этапы урока

Решаемая задача

Учебные задания для разных этапов учебного занятия.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Виды организации учебной деятельности

I

Адаптационный этап

1

Мотивация к учебной деятельности

Эмоциональный и психологический настрой учащихся на урок.

Игра на внимание «Делай так!»

Включение в деловой ритм. Устное сообщение.

Проверка внимания

Подготовка к работе, эмоциональный настрой.

2

Актуализация необходимых знаний

Актуализация первичного опыта, осуществленная   на понимании изученного материала ранее,

побуждать к высказыванию.

 Игра «Третий лишний»  

Ответы на вопросы

- Что обозначают эти слова?

- На какой вопрос отвечают?

- Как эти слова пишем?  

- К какой группе слов относятся эти слова?  

- 

Уточняет понимание учащимися значения и назначения слов, актуализирует первичный опыт учащихся об именах собственных.

Анализируют значения слов, доказывают выбор слов, рассуждают.

Фронтальная работа

II

Основной этап

1

Организация познавательной деятельности.

Использовать имеющиеся знания об именах собственных

Способствовать формированию умения разграничивать имена собственные и нарицательные, содействовать развитию внимания, мышления, познавательного интереса.

Работа в тетрадях

-Прочитайте слова первого столбика. Рядом впишите вопрос: КТО?  или ЧТО?

-Найдите на странице слова, которые отделены друг от друга звездочкой.

-Прочитайте эти слова шепотом и определите, чем похожи их написания?

 

Работая в парах.

 Соедините по смыслу слова первого столбика со словами второго столбика.

Письмо по памятке.

Читать по слогам, сверять опасные места.

Взаимопроверка

Создаёт условия для использования детьми первоначальными представлениями об именах собственных, понимание поставленной цели, побуждает к высказыванию, организует работу в парах.

(проверка «цепочкой»)

Принимают учебную задачу.

Сравнивают слова, вычленяют имена собственные. Осуществляют самостоятельный выбор вопросов, слов, осуществляют запись, работая по памятке.  

Работают в паре. Учатся взаимопроверке.

Фронтальная работа

Работа в паре

2

Введение в тему урока через постановку мини-проблемы.

Мотивировать к поиску ответа на проблемный вопрос.

Ученики пробуют сформулировать тему и цель урока.

Будем знакомиться с понятием «имена собственные», их написанием с заглавной буквы.

Побуждает учащихся к высказыванию, подводит к раскрытию темы, формулированию цели урока.

Под руководством учителя учатся высказывать свои мысли, определяют тему, цель урока и прогнозируют свою деятельность на уроке.

Фронтальная

работа

        

Музыкальная физическая минутка

3

Открытие нового знания

Сформулировать правила написания заглавных букв.

Формировать умения работать в группе, осуществлять самоконтроль.

1)  Чтобы писать грамотно, нужно писать по правилу. Значит, мы должны это правило сформулировать

- Определим себе задачу. 

Сформулировать правило написания имён собственных, учиться писать их с большой буквы 

2)  Работа в группе

Вспомним правила работы в группе.

Задание для групп: попробуйте составить научное сообщение об именах собственных (по вашим наблюдениям)

Сверка с эталоном.

- Что в сообщении для тебя было новым?

- Почему учёные придумали словам такое название?

Подводит учащихся к самостоятельному формулированию правила о написании заглавных букв в именах собственных и использованию полученных знаний для решения практических задач

(правила работы в группе)

Под руководством учителя определяют себе задачу, следуют её выполнению.

Работают в группе, озвучивают своё сообщение, осуществляют пошагово самопроверку, соотносят свои наблюдения с информацией в книге (эталоном)

Фронтальная

работа

Работа в группе

Физическая минутка

4

Первичное закрепление

Использование полученных знаний для решения практических задач.

Формировать умения работать в группе, аргументировать выбранный ответ.

 

Тест по теме «Имена собственные»

Задания для 2-х групп, (синяя закладка)

Тест по теме «Имена собственные»

  (задания для 2-х групп, красная закладка, задание повышенной сложности)                    

                                                         

Проверка по эталону.

Организует деятельность по применению новых знаний. Способствует созданию условий для работы учащихся в  группах, способствует развитию речи и познавательного интереса.

 (ответы к заданиям теста «+»)

Удерживают учебную задачу урока, участвуют в её решении, оценивают правильность своих действий.

Работа в группе

5.

Самостоятельная работа

Закрепление полученных знаний для решения практических задач.

Игра «Кто больше»

(подбор и запись имён собственных на заданную букву).

Организует деятельность по применению новых знаний.

Подбор слов имён собственных, запись в тетрадь.

Осуществляет самоконтроль, устанавливает связь  между целью деятельности и её результатом.

Индивидуальная работа

III

Рефлексия деятельности

Подвести итог работы по теме урока, дать самооценку своей работе.

Беседа

-Какие учебные задачи вы поставили перед собой на уроке?

-Почему важны знания об именах собственных?

- Кто считает, что научился правильно писать имена собственные?

- Работа, какой группы вам больше всего понравилась?

Проанализируйте свою работу на уроке.

Лесенка знаний

- Покажите себя на ступеньке лесенки знаний.

Организует рефлексию

Анализируют урок с точки зрения приобретения новых сведений, обобщают их.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Анализирует  по памятке.

Фронтальная работа

                           Диагностические материалы для оценивания результатов обучения.

      Содержание заданий данного урока подобраны таким образом, чтобы развивать предметные и метапредметные УУД.

Для диагностики понимания учащимися данной темы проведен ТЕСТ (дифференцированный) -разный по уровню сложности. Работа проведена в группах, т.к.  это первый урок по теме.

На уроке важно создать такие условия, в которых ребёнок осознавал бы себя субъектом учебной деятельности, был заинтересован и способен самостоятельно находить оптимальные способы решения возникающих перед ним задач интеллектуального, эстетического, нравственного, социального характера.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 1 классе "Правописание заглавной буквы в именах, отчествах, фамилиях людей"

Урок "Правописание заглавной буквы в именах, отчествах, фамилиях людей" - урок исследование, позволяющий первоклассникам самостоятельно, в игровой форме усвоить учебный материал...

Урок русского языка. Тема:"Заглавная буква в именах собственных", 2 класс

УМК : самостоятельно составленный комплектПредмет: русский языкУчебник: Т.Г. Рамзаева "Русский язык", в 2 - ух частях. Москва ,"Дрофа" , 2008 г....

Урок русского языка в 1 классе. Правописание имен собственных . Путешествие в музей Имён.

Урок-пупешествие русского языка по теме :"Правописание имён собственных"...

Урок русского языка во 2 классе "Правописание имен собственных"

Урок отнесен к разделу "Преподавание в начальной школе". Разработка урока русского языка "Правописание имен собственных" для 2 класса по программе "Школа 2100", с использованием информационных техноло...

урок русского языка "Правописание большой буквы в именах собственных"

Предлагаю вниманию коллег урок русского во втором классе по программе «Школа -2100» по теме «Алфавит. Большая буква в именах собственных». Работаю по учебнику русского языка для 2-го класса (1-4) авто...

Конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме: "Большая буква в именах, фамилиях людей и кличках животных."

Конспект урока по русскому языку по теме: "Большая буква в именах, фамилиях людей и кличках животных". Данный урок предназначен для учащихся 2 класса государственного областного бюджетного о...

Конспект урока по русскому языку" Употребление большой буквы в именах собственных"

В данном конспекте разработан урок получения новых знаний. Дети узнают, что заглавную букву кроме начала предложения, еще употребляют, когда используют имена собственные....