Конспект урока по русскому языку" Употребление большой буквы в именах собственных"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

В данном конспекте разработан урок получения новых знаний. Дети узнают, что заглавную букву кроме начала предложения, еще употребляют, когда используют имена собственные.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект  урока  русского языка в 1 «б» классе МБОУ «СОШ №7»,

 г.Реутов, Московская область

Учитель Костенко Е.Н.

Тема: « Употребление большой буквы в именах собственных».

Тип урока: урок изучения новых знаний.

Цели:

Познакомить детей с заглавной буквой в именах собственных.

Научить отличать имена собственные от нарицательных имён существительных.

        

Планируемые результаты:

предметные: учащиеся научатся распознавать имена собственные; писать имена собственные с заглавной буквы; применять полученные знания при выполнении нестандартных заданий; находить границы предложений; безошибочно списывать текст из учебника и с доски.

личностные: оценивают нравственное содержание поступков, ситуаций, участвуют в оценке работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешной учебной деятельности.

Метапредметные УУД:

познавательные: понимают заданный вопрос, в соответствии с ним строят ответ в устной форме; анализируют изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков;

коммуникативные: принимают участие в работе; приходят к общему решению; используют в общении правила вежливости;

регулятивные: ориентируются на возможное разнообразие способов решения задач; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.

Образовательные ресурсы: сайт  Учи.ру (https://uchi.ru/teachers/hometasks/new)

ресурс Интернет:  https://znaika.ru/catalog/1-klass/russian/Zaglavnaya-bukva-v-slovakh-i-predlozheniyakh.html

План урока:

1. Ориентировочно-мотивационный этап.

 2.  Актуализация знаний.

а) Число, классная работа.

б) Каллиграфическая минутка.

в) Работа с предложением.

3. Самоопределение к деятельности

а) Работа с доской

б) Прослушивание сказки

 в) Физкультминутка

г) Поддиктовка

4. Усвоение новых знаний.

а)  Введение в тему.

б) Работа с правилом.

Читаем правило.

5. Первичная проверка понимания.

а) Работа с учебником.

б) Физкультминутка

6. Закрепление новых знаний.

7. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Ход урока:

  1. Ориентировочно-мотивационный этап.

По звонку учитель приветствует детей и дает психологическую установку на работу.

- Ребята, для того, чтобы вы поверили в свои силы, и вам легко работалось на уроке, давайте повторим за мной следующие слова:

Я на уроке русского языка;

Я все знаю; я все умею.

- Повернитесь лицом к соседу, скажите ему:

Я желаю тебе добра;

Если тебе будет трудно, я помогу.

- Проверим готовность к уроку.

2. Актуализация знаний учащихся

1. Минутка чистописания

- Отгадайте загадку:

Он других не обижает.

Ест траву, в лесу гуляет,

Но ветвистыми рогами

Может справиться с волками!

(Олень)

- Сколько в этом слове слогов, букв, согласных и гласных звуков? (2 слога, 5 букв, 4 звука)

- Открыли тетради.

Тетрадь с наклоном положу,

Ручку правильно держу.

Сяду прямо не согнусь

За работу я возьмусь.

- Запишите число, классная работа.

- Какая первая буква в слове   ОЛЕНЬ ? (Буква О )

- На следующей рабочей строчке запишите:

О ос О ов О ок О ол О об О

Олень остановился около обрыва.

Почему это предложение?  Назовите признаки предложения.

•        Подчеркнуть основу предложения.

3. Самоопределение к деятельности

а) Работа с доской

(На доске слова.)

Утро, день, вечер, Мухина.

Диван, стол, шкаф, Олег.

Брюки, Инна, , пальто, шапка.

- Найдите лишнее слово в каждой строке. (Мухина, Олег, Инна)

- Почему они лишние? Что у них общего? (написаны с большой буквы)

- Кто назовет тему урока?

Просмотр видеосказки, про заглавные буквы

https://znaika.ru/catalog/1-klass/russian/Zaglavnaya-bukva-v-slovakh-i-predlozheniyakh.html

Сказка о том, что произошло однажды с буквами.

В одном сказочном лесу жили буквы русского алфавита. Они всегда были дружны, веселы. В солнечную погоду они играли, резвились на полянке. А в дождь они ходили друг к другу в гости. Все были равны. Но приключилась однажды беда!

Буква «А» вдруг решила, что она в их сказочном лесу главная!

- Я, - говорит буква «А» – первая буква алфавита, поэтому я должна быть среди вас за главного!

- Ну, уж нет, - поспорила с ней буква «Я», - я последняя буква алфавита, поэтому я тоже могу быть главной и должна быть выше и больше всех вас!

Тогда в спор вступила буква «О»:

- А вот я среди вас самая круглая, давайте я буду самой главной!

Тут все остальные буквы принялись расхваливать себя, чтобы быть главными среди своих подруг. Ох, что же там творилось! Так бы буквы и рассорились, если бы не появилась вдруг добрая волшебница Грамматика! Тогда все буквы обратились к ней за помощью.

- Рассуди нас, пожалуйста, - говорит «А», - иначе все мы тут поссоримся.

- Слышала, слышала, - говорит Грамматика, – о чем ваш спор. Я помогу вам, друзья мои. Вы все сможете стать главными, а точнее заглавными. Только вы должны знать, что быть большой буквой непросто! Вам необходимо будет запомнить несколько правил.

- Хорошо! – согласились буквы и стали внимательно слушать волшебницу.

А рассказала она им следующее:

Буквы в русском языке бывают заглавные и строчные. Заглавные буквы еще называют прописными.

Заглавная буква отличается от строчной высотой, а иногда и начертанием. Например, русские буквы "А", "Б", "Г".

С заглавной буквы пишется первое слово текста, первое слово после. … ? ! знаков, заканчивающих предложение.

б) Физкультминутка

для глаз

в) Работа со словами

- Сейчас я зачитаю вам слова. Если вы услышите слово, которое пишется с заглавной буквы не только в начале предложения, но и в середине, поднимайте руку.

Утро, весна, Оксана, книга, осень, Остап, диван, кресло, Орлов, брюки, обувь, Олегович, осина, дуб.

- Почему вы считаете, что эти слова в середине предложения пишутся с заглавной буквы?

4. Усвоение новых знаний

а) Работа по учебнику

  • Упр. 45 стр. 36.

- Прочитайте предложения.

- Найдите слова, которые написаны с большой буквы. Объясните их значение.

- Сделайте вывод: какие слова пишутся с заглавной буквы?

 б) Работа с правилом.

С.36 чтение и разбор правила.

Введение нового слова  ОРФОГРАММА. ( с.37)

5. Первичная проверка понимания.

а) Работа с учебником.

-Упр. 47 (сам. работа). Взаимопроверка.

б) Физкультминутка

Учитель называет слово, которое пишется с маленькой буквы, - дети ставят руки на пояс и делают наклоны вперед, если слово пишется с большой буквы – руки вверх и подпрыгивают.

Рекс, река, Москва, город, Максим, цветок, Иван, Волга, стол, муравей, Ольга.

6. Закрепление новых знаний

а) Работа по карточкам  Учи.ру (https://uchi.ru/teachers/hometasks/new )

7. Подведение итогов урока. Рефлексия

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я выполнял задания…

Все молодцы! Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку «Большая буква в написании имен собственных».

Учебный комплект (система учебников, автор учебника, стр 59,  в учебнике   Нечаева Н.В. Русский язык. Учебник для 2 кл) Тип урока        открытие...

Открытый урок русского языка "Большая буква в именах собственных" 2 класс.

Знакомство учащихся с новой орфограммой – заглавной буквой в именах, отчествах, фамилиях, кличках животных, названий улиц, деревень, городов. Учить распознавать имена собственные, прививать любовь к с...

Публичная презентация общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности. Урок по русскому языку "Большая буква в именах собственных"

Цели урока:·     систематизировать знания о собственных именах и оформлении их в предложениях на письме;·     формировать навык письма;·...

Конспект урока по русскому языку "Большая буква в именах собственных"

Конспект урока рассчитан на обучающихся 4 класса. Цель и задачи урока достигаются по средствам применения проектной технологии....