Статья "Методы и приемы работы со словарными словами в начальной школе по ФГОС."
статья по русскому языку

В статье автор показывает  методы и приёмы работы  со словарными словами  на уроках русского языка..Из опыта своей работы подобраны наиболее интересные формы  для изучения словарных слов в начальной школе..

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6 города Шебекино Белгородской области»

Методы и приемы работы со словарными

словами в начальной школе по ФГОС.

работу выполнила

учитель начальных классов

Понкратова Ирина Владимировна

Цель: поделиться с коллегами личным опытом формирования орфографической грамотности учащихся при работе со словарными словами из опыта работы.

Словарные слова — это слова,

пpaвoпиcaниe кoтopыx нельзя проверить ни oдним пpaвилом pyccкoгo языкa.
Единственный способ писать их правильно — заучить.

Исходя из опыта своей работы могу сказать, что определить орфограмму у ребят не вызывает затруднений при достаточном внимании на уроках русского языка и литературного чтения. Работая в начальных классах долгое время я выработала систему работы , которая помогает детем к концу обучения в начальной школе преодолеть трудности в правописании словарных слов. Постараюсь в своей статье раскрыть самые интересные подходы в работе над словарными словами.

В начальной школе программой предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. Одной из главных задач, стоящих передо мной, как учителем, является задача научить ребёнка писать эти слова без ошибок. Сделать задачу усвоения трудных слов более успешным – скажу без лукавства задача сложная, требующая от учителя большой творческой работы.На своих уроках считаю обязательным этапом урока словарные слова. ни зависимо от года обучения.

Итак начнем по порядку , а именно с первого класса, так как наиболее актуальна в настоящее время проблема словарной работы на уроках русского языка. Показателем умственного и речевого развития школьников служит богатство их словарного запаса, который необходим языку как строительный материал в его обучении. Зачастую на уроках ученику отводится, как правило, пассивная роль. Но ведь дети любознательны, находчивы, изобретательны и хотят включаться в разные виды деятельности на уроке.Так как словарная работа проходит обычно в начале урока , считаю необходим настрой учеников на урок.Обязательным условием на своих уроках отвожу эмоциональному настрою ученика на урок..Фраза с каким настроением ты пришел ко мне на урок всегда в моей работе .

Предлагаю примерный маршрутный лист начала урока:

#1057; каким настроением ты пришел на урок русского языка?

#1050;аким ты видишь урок русского языка

#1050;акими качествами необходимо обладать, чтобы урок принес желаемые результаты

трудолюбие взаимопомощь старание внимательность активность

При знакомстве со "cловарными" словами ребенку отводится, как правило, пассивная роль. Зачастую этот этап урока проводят в форме знакомства со словами, прописыванием и затем систематическим повторением.Но ведь дети любознательны, находчивы, изобретательны – это и нужно использовать.

Первые уроки чтения и письма наполнены для первоклассника большим объемом информации: беседуем по картинкам , знакомимся с буквами, рассказываем сказки .И здесь предлагаю организовать копилку полезных слов ,которые нам пригодятся.

Детям, которые могут писать предлагается напечатать эти слова на листочках Так постепенно в копилк а наполняется словарными словами..Так словарные слова (молоко, собака, пенал , пальто ) становятся объектом работы на следующих уроках.Дежурный по классу выбирает слово для работы на орфографической минутке каждый день, которая включает в себя ; составление предложения с данным словом , игра “Гласные и согласные “ , поставь ударение , посчитай сколько букв и звуков Начиная печатать мы уже работаем с колокольчиками выделяя ударные слоги и выделяя опасное место првописании данного слова. Игра “Эхо “ при котором учитель произнося слово , в искажении дает ребенку четко слышать допущенную ошибку в слове и поправить наше эхо.. Игровой материал на уроках способствует активности при работе со словарными словами.Работу в группах и парах считаю наиболее эффективной на уроках русского языка.

При переходе во второй класс формы работ со словарными словами расширяются. Предлагаю некоторые интересные формы работы .

Способы и приёмы, способствующие запоминанию словарных слов

Фонетические упражнения

Основной смысл фонетических упражнений состоит в том, чтобы дети научились легко слышать звучащее слово, каждый звук в отдельности и позицию этого звука, умели производить анализ звуковой формы слов при внутреннем их проговаривании. Всё это способствует формированию фонематического слуха и речедвигательных навыков.

Особую важность приобретает использование разнообразных методов, приемов, способов, которые являются более эффектными для прочного запоминания грамотного написания словарных слов.

Упражнения для формирования фонетических понятий.

1. Выпишите слова, в которых есть мягкие согласные: я.. года, в..кзал, з..мл..ника, ж…л..зо, г..рох, уч..ник, пл..ток, с..рень, к…пуста.

2. Выпишите слова в два столбика: в первый столбик – с глухими согласными на конце слова, во второй – со звонкими согласными на конце слова: завтрак, гараж, адрес, рисунок, морковь, портрет, багаж, карандаш, салют, овес, билет, язык.

3. Запишите слова, начинающиеся на букву р, т, м, о, и,д.

4. Запишите слова, располагая их в алфавитном порядке. Вставьте пропущенные буквы, поставьте знак ударения: г…рой, адр…с, ур..жай, р..кета, ябл..к.., п..нал, т..пор, п..суда, б..лот.. .

5. Запишите слова с мягким знаком в середине слова, на конце слова.

6. Приведите примеры слов, имеющих ударение на первом, втором, третьем слоге.

7. Игра «Из каких слов выпали гласные?»

Д..р..вня п..ртр..т

М..л..т..к с..л..м..

К..ньк.. т..л..ф..н

8. Игра «Догадайся, что за слово»

Учитель показывает карточки, на которых написан первый слог нужного слова

о

о

ворона

о

о

сорока

о

о

молоко

о

о

корова

о

о

солома

о

овёс

овощи

огород

8. Работа в группах

Каждая группа получает лист, памятку, словарь.

1 гр. «Морфология».

2 гр. «Фонетика». Делают звуко-буквенный разбор.

3 гр. «Словообразование» Подбирают однокоренные слова, выделяют части слов(морфемы).

4 гр. «Орфография» Изучает правило правописания по словарю. Подсчитывают количество трудностей, определяют правила проверки.

Проверка работы групп.

Подводя итоги своей статьи,считаю работу со словарными словами одной из важных на уроке.Данная система даёт большой процент запоминания учащимися слов с непроверяемыми написаниями, причём без специального заучивания; предоставляет широкие возможности для творческого применения. Высокий результат достигается за счёт использования педагогических приёмов, облегчающих запоминание слов с непроверяемыми написаниями. Применение, которых способствует развитию орфографической зоркости, обогащению словарного запаса, развитию мыслительных способностей, кругозора учащихся.Я хочу закончить словами «Учитель - это ученик, навсегда вызванный к доске».

Список литературы

#1040;гашкова, Н.Г. Основа речевого развития школьника. - М: Дрофа, 2007.

#1040;занова Г.И. Организация словарной работы.-/Русский язык в школе.- № 2003/.

#1040;номович, Е.А. Русский язык в младших классах классах. - М.: Просвещение, 2005

#1041;авыкина Г. Н. Формирование словаря у детей младшего и среднего дошкольного возраста: Автореф. дис. канд. пед. наук. Л., 1977.

5.Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Львов М. Р., Ипполитова Н. А., Ивченков П. Ф. Методика преподавания русского языка / Под ред. Баранова М. Т. М.: Просвещение, 1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы методического объединения учителей начальной школы при переходе на ФГОС

Описание системы работы методического объединения учителей начальной школы при переходе на ФГОС...

Приемы работы с текстом в начальной школе

В статье рассказывается о приемах работы продуктивного и смыслового чтения, сравниваются эти две методики....

Приемы активизации познавательной деятельности учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС

Приемы активизации познавательной деятельности учащихся начальной школы на разных уроках: русский язык, математика, литературное чтение, окружающий мир...

Дидактическая разработка "Приемы развития умений связной письменной речи при работе над изложением в начальной школе"

Главным фактором для развития связной речи обучающихся является сформированность у младших школьников умений и навыков грамотного построения самостоятельного связного письменного высказывания, опираяс...

Современные приемы формирования функциональной грамотности в начальной школе в соответствии с обновлёнными ФГОС

В статье раскрываются основные понятия и виды функциональной грамотности, описываются приемы, используемые для развития функциональной грамотности учащихся начальных классов....

Методическое пособие "Приемы формирования функциональной грамотности в начальной школе" (из опыта работы)

Современные требования времени таковы, что нашим детям необходимо не только решать огромное количество задач, но и находить рациональные и неординарные решения. Им необходимы навыки, которые помогут о...