ПРАВОПИСАНИЕ ОКОНЧАНИЙ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Жирякова Надежда Вячеславовна

ПРАВОПИСАНИЕ ОКОНЧАНИЙ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Учитель: Жирякова Надежда

Тема урока: ПРАВОПИСАНИЕ ОКОНЧАНИЙ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
В ДАТЕЛЬНОМ И ТВОРИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖАХ

Класс: 4

Цель  урока: создание условий для ознакомления с правилами написания окончания имен прилагательных в дательном и творительном падежах.

Задачи  урока:

Дидактические: создать условия для ознакомления с правилами написания окончания имен прилагательных в дательном и творительном падежах; совершенствовать умения ставить имена прилагательные из скобок в форму нужного падежа, определять падеж имен прилагательных, выделять их окончания.

Развивающие: совершенствовать умения указывать падеж имен прилагательных, выделять их окончания, подбирать название к тексту; способствовать развитию навыка письма под диктовку; развивать познавательный интерес учащихся, внимание, орфографическую зоркость.

Воспитательные: воспитывать интерес к предмету; воспитывать аккуратность; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке.

Формы контроля: контроль, самоконтроль

Планируемые результаты:

Предметные

Метапредметные

(П-познават.,Р - регулятивные, К коммуникатив.)

Личностные

Познакомятся с правилом написания окончаний имен прилагательных в дательном и творительном падежах; научатся указывать падеж имен прилагательных, выделять их окончания; писать под диктовку, подбирать название к тексту; записывать словосочетания с именами прилагательными в данных формах; находить в тексте имена прилагательные – эпитеты; объяснять, почему имена прилагательные в одном и том же падеже имеют разные окончания

Познавательные: целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку); регулятивные: принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определенному этапу урока), с помощью учителя; понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника – памятках) при работе с учебным материалом;

коммуникативные: читать вслух и про себя тексты учебника, понимать прочитанное; отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений

Осуществлять ориентацию на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей; проявлять уважение; осознанно
готовиться к урокам русского языка, выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников.

Проект учебного  занятия

Этап урока

Содержание деятельности учителя и обучающихся

Методы, приемы работы

Дидактические средства, оборудование

1. Мотивационный этап

– Здравствуйте ребята.

Открываем тетрадь, записываем число, классная работа.

Минутка чистописания. Учитель на доске, дети в тетр.

во, ву, ве, ви

– Прочитайте предложения, вставляя пропущенные буквы.

– Какое предложение показалось вам более красивым? Что в нем привлекло ваше внимание?

– Укажите падеж имен прилагательных, выделите их окончания. СЛАЙД 1. 

Звезды, как вербочки, распухают в прозрачн 
(П. п.) облаках. На воде дрожит золот
 (И. п.) сеть солнечн (Р. п.) зайчиков. Из-под ног
с треском вылетают кузнечики-трескунчики – на красн
 (П. п.) и голуб (П. п.) крылышках.

Словарная работа. Орфографическая зоркость: https://learningapps.org/view6630929

  • Критерии оценивания: СЛАЙД 2. Проверка по эталону.
  • 1 - "5"
    2 - "4"
    4 - "3"
    от 5 - "2"
  • Объясните написание выделенных букв.

– Сегодня на уроке мы научимся правильно писать окончания имен прилагательных в дательном и предложном падеже.

Словесный

Наглядный

Практический

Беседа

Презентация

2. Учебное действие.

– Отгадайте загадки:

Всюду, всюду мы вдвоем неразлучные идем.

Мы гуляем по лугам, по зеленым берегам;

Вниз по лестнице сбегаем, вдоль по улице

шагаем.

Но чуть вечер на порог – остаемся мы без ног.

А безногим – вот беда – ни туда и ни сюда.

Что ж, полезем под кровать, будем там

тихонько спать.

А когда вернутся ноги – вновь поскачем

по дороге.                                               (Ботинки.)

Что за чудо-башмаки?

Не низки, не высоки,

Змейкой длинною шнурки,

Странной формы каблуки, От носков до пяток – сталь.

Это что за невидаль?

И рисуют завитки 

На льду фигурные … (коньки).

– Запишите словарные слова в индивидуальные словарики, используя прием ассоциаций

Рассмотрите схемы. Сделайте вывод: какие окончания могут иметь имена прилагательные в форме дательного и творительного падежа множественного числа? СЛАЙД 3.

Вывод: Имена прилагательные во множественном числе в форме дательного падежа
имеют окончания
 -ым, -им, в форме творительного падежа – окончания -ыми, -ими.

ФИЗМИНУТКА

– Прочитайте. Озаглавьте текст. СЛАЙД 4.

– Объясните написание выделенных окончаний.

ВЕСНА

Весна наступила в этом году (какая?) ранняя,
(какая?) дружная. Побежали по (каким?) деревен-ским улицам (какие?) бурливые, (какие?) коричневые ручейки. В (каких?) огромных лужах воды отразилось (какое?) голубое небо с плывущими
по нему (какими?) белыми облаками. С крыш посыпались (какие?) звонкие капли.

Выполняют синтаксический разбор предложения.

С крыш посыпались звонкие капли. (Повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное.)

– Прочитайте. Назовите птицу.

– Какие имена прилагательные – эпитеты использует автор в этом описании? Как он говорит
об окраске птицы?

– Спишите, вставляя пропущенные окончания. Укажите падеж имен прилагательных. СЛАЙД 5.

– Объясните, почему имена прилагательные в творительном падеже имеют разные окончания

Белый (И. п.), как снег, с блестящими (Т. п.,
мн. ч.), прозрачными (Т. п., мн. ч.) небольшими
(Т. п., мн. ч.) глазами, с черным (Т. п., м. р.) носом и черными (Т. п., мн. ч.) лапами, с длинною (Т. п., ж. р.), гибкою (Т. п., ж. р.) и красивою (Т. п.,
ж. р.) шеей, он невыразимо прекрасен, когда спокойно плывет между зеленых (Р. п.) камышей
по темно-синей (Д. п.) гладкой (Д. п.) поверхности воды.

Словесный

Наглядный

Практический

Беседа

Презентация

3. Самостоятельная работа.

Самостоятельно в парах на карточках – Прочитайте отрывок из стихотворения
А. С. Пушкина. Вставьте пропущенные буквы.

– Укажите падеж имен прилагательных, выделите их окончания.

– Выпишите словосочетания с именами прилагательными во множественном числе в творительном падеже в тетради.

Гонимы вешн (Т. п.) лучами,

С окрестн (Р. п.) гор уже снега

Сбежали мутн (Т. п.) ручьями

На потопленн (В. п.) луга.

Лучами (какими?) вешними, ручьями (какими?) мутными.

Практический

Наглядный

Словесный

Карточки

4. Подведение итогов. Рефлексия.

– Что особенно заинтересовало вас во время
урока?

– Что нового узнали на уроке?

– Назовите окончания имен прилагательных в дательном и творительном падежах. Оцените себя СЛАЙД 6.

Домашнее задание:  повторить все окончания имен прилагательных во мн.числе в И,Р,Д,В,Т,П падежах.

Словесный

Беседа

Презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падеже.

             Тема:  Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падеже....

Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падеже

Формирование умений распознавать Т. и П. падежи, правильно писать безударные окончания; развивать орфографическую зоркость, логическое мышление, речь учащихся; воспитывать интерес к языку. ...

Открытый урок "Правописание окончаний имен прилагательных"

Открытый урок создан для того, чтобы: закрепить навык правописания окончаний им. прилагательных; развивать орфографическую зоркость учащихся; совершенствовать знания уч-ся об имени прилагательном как ...

Урок русского языка в 3 классе "Правописание окончаний имен прилагательных" (УМК "Начальная школа XXI века")

Цель урока: познакомить с правилом о правописании О/Е в окончаниях прилагательных после шипящих....

Технологическая карта урока по русскому языку "Правописание окончаний имен прилагательных" 3 класс

Тема«Правописание  окончаний имен прилагательных»Класс3ЦельОтработка умений и навыков грамотного написания   окончаний имен прилагательных .Задачи Актуализировать знания об имени п...

Урок русского языка 4 класс Тема: "Правописание окончаний имен прилагательных в единственном числе"

Урок обобщения и систематизации знанийЦель:Усовершенствование знаний об имени прилагательном как части речи: обобщенном лексическом значении прилагательных, их изменении по родам и числам, зависимости...