Урок русского языка в 4 классе "Вид глагола"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Конспект урока русского языка 4 класс
Программа «Начальная школа 21 век»
по теме "«Вид глагола»"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_4_klasse_vid_glagola.docx | 26.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка 4 класс
Программа «Начальная школа 21 век»
по теме "«Вид глагола»"
Урок подготовила учитель Толстенкова С.В
МБОУ Монастырщинская средняя общеобразовательная школа имени А.И.Колдунова
Тема урока: «Вид глагола»
Тип урока: урок открытия нового знания
Цель урока: ознакомление с понятием “вид глаголов”.
Задачи: продолжить формирование определения вида глагола; образовать глаголы совершенного вида, используя различные способы словообразования; воспитывать ценностное отношение к слову.
Планируемые результаты:
предметные: научиться определять вид глагола, образовать видовые пары глаголов разными способами;
метапредметные:
коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и к самокоррекции.
познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе грамматического наблюдения.
Личностные: формирование навыков самодиагностики и самокоррекции в индивидуальной и коллективной деятельности при консультативной помощи учителя; формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности (анализу), конструированию. Форма организации деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Форма взаимодействия: учащийся-учащийся; учитель-учащийся.
Методические приемы: беседа по вопросам, комментарии учителя, выполнение заданий.
1. Оргмомент.
Мы приветствуем гостей – дорогих учителей, всех знакомых, незнакомых, и серьёзных, и весёлых.
А) Если у вас хорошее настроение – потопайте ногами.
Б) Если вы занете, какой сейчас урок- погладьте себя по голове.
В) Если вы любите шоколад, закройте глаза.
Г) Если вы любите свою школу – похлопайте в ладоши.
А теперь улыбнитесь и тихонечко садитесь.
- Какие действия вы выполняли? Это (глаголы)
Значит, мы сегодня будем говорить... (о глаголе) и обязательно узнаем новое.
И начнем наш урок с повторения изученного. Работаем по парам. Прочитайте вопросы. На вопросы под нечетными номерами отчечает первый вариант, на вопросы под четными номерами – второй. Если сосед ошибается, то исправляете. Будьте внимательны: не все вопросы изучены.
2. Актуализация знаний.
1. Глагол это _______________ часть речи.
А) самостоятельная; Б) служебная
2. Глагол отвечает на вопросы:
А) какой? какая? какой? Б) кто? Что? В) что делать? что сделать?
3. Глагол обозначает:
А) предмет Б) действие предмета В) признак предмета
4. В предложении чаще всего глагол бывает___________
5. Глаголы бывают __________ и___________ вида.
- Какой вопрос вызвал у вас затруднение? Почему? Давайте я пока обведу этот вопрос на слайде, мы к нему вернемся. Посмотрите на доску.
Рисует Нарисует
Крутился Наступил
Взлетало Сделал
Цветут Хлопнула
- Посмотрите и скажите, слова какой части речи записаны на листочках?
- Что вам помогло понять, что эти слова являются глаголами?
Выявление уровня знаний.
- Ребята, а вот некоторые слова решили с вами поиграть (фонетическая зарядка).
а) из слова цветут запишите букву, которая обозначает согласный, звонкий парный, мягкий парный звук. в
б) из слова наступил записать букву, обозначающую гласный ударный звук. и
в) из слова сделал записать букву, обозначающую согласный, звонкий парный, мягкий парный звук. д
- Ребята, какое же слово у вас получилось? ВИД
- Ничего не заметили? Для чего же я подобрала этот слово? И к нашему первому заданию обратимся опять. (Мы будем изучать вид)
3. Постановка целей урока.
Значит тема нашего урока...
Что мы должны узнать на уроке? На какие виды подразделяются глаголы.
Учиться различать виды глаголов по вопросам и по значению.
4. Работа над темой
А теперь на партах найдите карточки с глаголами. Берем их и идем в то место в классе, где висит карточка того же цвета и прикрепляем карточку в столбик. (Получаются 6 групп по вопросам что делать? Что сделать? Что делает? Что сделает? Что делал? Что сделал?)
Красная: играть, прыгать, варить, писать, звонить, рисовать, читать.
Синяя: сыграть, прыгнуть, сварить, написать, позвонить, нарисовать, прочитать.
Зеленая: играет, прыгает, варит, пишет, звонит, рисует, читает.
Белая: Сыграет, прыгнет, сварит, напишет, позвонит, нарисует, прочитает.
Желтая: играл, прыгал, варил, писал, рисовал, читал, звонил.
Оранжевая: сыграл, прыгнул, сварил, написал, прочитал, позвонил, нарисовал.
На доске вопросы что делать? что делает, что делал?
На двери вопросы: сто сделать? что сделает? что сделал? (вопросы написаны с обратной стороны, детям не видны.)
- А теперь каждой группе задание: решить, что объединяет ваши глаголы. Помним о том, что разговариваем негромко.
Выслушиваю ответы. Из каждой группы говорит тот, у кого рост выше.
- Итак, что общего у первой группы? Переверните карточку.
- У второй? Третьей? Четвертой? Пятой? Шестой?
- Хорошо, с этим разобрались. Садитесь.
- Глаголы у нас оказались в двух группах. А теперь попробуйте ответить на вопрос, что объединяет глаголы на доске и на двери? Обсудите в группах.
- Ребята, какое действие обозначает 1-я группа слов? Незавершённое, незаконченное; действие, которое ещё не завершилось.
- А какое действие обозначают глаголы 2-й группы? Завершенное.
Слайд 3. И вы еще правильно заметили: в вопросах глаголов одного вида есть приставка С-.
У меня есть две карточки с названиями видов глагола. Какая группа будет совершенный вид, какая – несовершенный вид? (прикрепляю к доске)
Совершенный вид
Несовершенный вид
-Молодцы. Вывод осталось проверить по учебнику. С. 87. Читаем правило. (В это время убрать карточки с доски)
5. Закрепление.
- А теперь свои знания проверим на практике. Запишите в два столбика несов.в. и сов.в.
- Я вам предлагаю фотографии, на которых действующие лица – вы, ученики нашего класса. Надо определить глагол, подходящий к фотографии, поместить в нужный столбик.
Слайд 4. -Что делают Карина и Артем? (рисуют) А Миша уже... (нарисовал)
-Поставьте в нач. форму и запишите рисовать, нарисовать.
- Что делаете на второй фотографии? (выступаем) А на этой уже... (выступили) Поставьте глаголы в начальную форму. Выступать – выступить.
- Что делаете на этой фотографии (заполняем) А здесь уже ... заполнили. Начальные формы глаголов? (заполнять – заполнить)
На этих двух фотографиях? (обсуждаем) (Обсуждать – обсудить).
Посмотрите, у нас образовались видовые пары глаголов. Дальше в первый столбик запишите еще 3 глагола, с соседом по парте посоветуйтесь и запишите видовую пару.
Учить
Решать
Читать
6. Физминутка.
-Так хорошо поработали, вижу улыбки на ваших лицах, поэтому теперь я предлагаю вам встать и спеть песенку “Улыбка”. Поем только один куплет.
Слайд 8. От улыбки хмурый день светлей,
От улыбки в небе радуга проснётся.
Поделись улыбкою своей-
И она к тебе не раз ещё вернётся.
И тогда, наверняка, вдруг запляшут облака
И кузнечик запиликает на скрипке.
С голубого ручейка начинается река,
Ну а дружба начинается с улыбки.
- Перед вами карточка со словами первого куплета и припева. Выпишите из текста только глаголы и определите вид.
Проснется (сов.в.), вернется (сов.в.), запляшут (сов.в.), запиликает (сов.в.), начинается (нес.в.)., поделись (сов.в.)
Легко ли определять вид? Как вы определяете вид глагола?
А я вам сообщу еще один лайфхак, одну хитрость. Посмотрите, как я это сделаю со следующими словами и попробуйте озвучить мои действия.
Написаны слова ходить, играть, выиграть, лежать, лечь.
Ставлю перед ними слово буду. Если подходит, пишу – несов.в., если нет, зачеркиваю и пишу сов. вид.
-Кто сможет озвучить мои действия?
Умение распознавать вид глагола нам нужно для правильной речи. В следующем упражнении вам необходимо выбрать один из глаголов и поставить его в нужную форму.
Выберите один из глаголов, данных в скобках, и поставьте его в нужную форму.
1. Мы (ремонтировали/отремонтировали) свою машину 2 часа.
2. Не надо (спорить/поспорить).
3. Он разучился (поиграть/играть) в шахматы.
4. Она успела (садиться/сесть) в поезд, который уже отходил.
5. Я отвыкла (вставать/встать) рано.
6. Вам вредно (есть/съесть) солёные продукты.
7. Как тебе удалось (выучить/учить) китайский язык за год?
8. Сегодня он сам (готовить/приготовить) завтрак.
7. Итог урока. Рефлексия.
Давайте подведем итог нашего урока.
-Какую тему мы изучили?
Дополните предложения. Кто с этим согласен, поднимите руки.
А кто еще не умеет определять вид глагола. Назовите алгоритм определения глагола.
Дом. работа. Легкое – упр. 2 с. 86
Сложное –с. 145 учебника литературного чтения,выписать глаголы и определить вид.
Выберите один из глаголов, данных в скобках, и поставьте его в нужную форму.
1. Мы (ремонтировали/отремонтировали) свою машину 2 часа.
2. Не надо (спорить/поспорить).
3. Он разучился (поиграть/играть) в шахматы.
4. Она успела (садиться/сесть) в поезд, который уже отходил.
5. Я отвыкла (вставать/встать) рано.
6. Вам вредно (есть/съесть) солёные продукты.
7. Как тебе удалось (выучить/учить) китайский язык за год?
8. Сегодня он сам (готовить/приготовить) завтрак.
Выберите один из глаголов, данных в скобках, и поставьте его в нужную форму.
1. Мы (ремонтировали/отремонтировали) свою машину 2 часа.
2. Не надо (спорить/поспорить).
3. Он разучился (поиграть/играть) в шахматы.
4. Она успела (садиться/сесть) в поезд, который уже отходил.
5. Я отвыкла (вставать/встать) рано.
6. Вам вредно (есть/съесть) солёные продукты.
7. Как тебе удалось (выучить/учить) китайский язык за год?
8. Сегодня он сам (готовить/приготовить) завтрак.
Выберите один из глаголов, данных в скобках, и поставьте его в нужную форму.
1. Мы (ремонтировали/отремонтировали) свою машину 2 часа.
2. Не надо (спорить/поспорить).
3. Он разучился (поиграть/играть) в шахматы.
4. Она успела (садиться/сесть) в поезд, который уже отходил.
5. Я отвыкла (вставать/встать) рано.
6. Вам вредно (есть/съесть) солёные продукты.
7. Как тебе удалось (выучить/учить) китайский язык за год?
8. Сегодня он сам (готовить/приготовить) завтрак.
Выберите один из глаголов, данных в скобках, и поставьте его в нужную форму.
1. Мы (ремонтировали/отремонтировали) свою машину 2 часа.
2. Не надо (спорить/поспорить).
3. Он разучился (поиграть/играть) в шахматы.
4. Она успела (садиться/сесть) в поезд, который уже отходил.
5. Я отвыкла (вставать/встать) рано.
6. Вам вредно (есть/съесть) солёные продукты.
7. Как тебе удалось (выучить/учить) китайский язык за год?
8. Сегодня он сам (готовить/приготовить) завтрак.
Выберите один из глаголов, данных в скобках, и поставьте его в нужную форму.
1. Мы (ремонтировали/отремонтировали) свою машину 2 часа.
2. Не надо (спорить/поспорить).
3. Он разучился (поиграть/играть) в шахматы.
4. Она успела (садиться/сесть) в поезд, который уже отходил.
5. Я отвыкла (вставать/встать) рано.
6. Вам вредно (есть/съесть) солёные продукты.
7. Как тебе удалось (выучить/учить) китайский язык за год?
8. Сегодня он сам (готовить/приготовить) завтрак.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме "Глагол. Форма глагола"
Урок русского языка во 2 класса по теме "Глагол, Форма глагола" по развивающей программе Л.В.Занкова. Конспект урока составлен в виде технологической карты в соответствии ФГОС....
Урок русского языка 2 кл. «Глагол. Признаки отличия глаголов от других частей речи».
Урок русского языка во 2 классе по теме: « Глагол. Признаки отличия глаголов от других частей речи». Тип урока: комбинированный.Методы работы: словесные (рассказ, беседа), ...
Презентация- тренажер к урокам русского языка по теме "Глагол. Спряжение глагола"
Презентация- тренажер включает задания на определение спряжения глагола по личному окончанию, по начальной форме, на определение глаголов-исключений. К урокам русского языка по теме "Глагол. Спря...
Урок русского языка по теме: "Глагол"Распознавание глагола по вопросам
Урок открыитя новых знаний. Урок с использованием презентации....
Технологическая карта урока русского языка Тема: «Формы глагола. Неопределенная форма глагола.».
Цели деятельности учителя: познакомить детей с изменением глаголов прошедшего времени единственного числа по родам. Планируемые результаты:Предметные: развивать умения самостоятельно формир...
Урок русского языка 3 класс Глагол. Время глагола.
Класс: 3УМК: система РО Л.В. Занкова.Предмет: русский языкТема: Глагол. Время глагола.Тип урока: урок открытия нового знания.Место и роль урока в изучаемой теме :урок изучается в разделе: «Измен...
Конспект урока русского языка, тема: «Число глаголов. Изменение глаголов по числам», 3 класс, УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование умения изменять глаголы по числам, определять число глагола.Планируемые результатыПредметные: - Уметь правильно ставить вопросы к глагол...
- Мне нравится (1)