Спряжение глагола. Спряжение глаголов в настоящем и будущем времени.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Нефедова Майя Михайловна

Русский язык 4 класс Школа России

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока26.93 КБ
Файл презентация1.76 МБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ТЕМА: Спряжение глагола. 

Спряжение глаголов в настоящем и будущем времени.

(4 КЛАСС   ФГОС)

(Образовательная система «Школа России»,

автор учебника В.П.Канакина, В.Г. Горецкий)

выполнила учитель начальных классов

Нефедова Майя Михайловна

г. Нижневартовск

         Тема: Спряжение глагола. Спряжение глаголов в настоящем и будущем времени.

Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок по теме.

Тип урока: изучение нового материала.

          Цель: Цель:

- создать условия для формирования понятия «спряжение глагола».

Задачи:

Обучающие:

- формировать умение определять спряжение у глаголов с ударным окончанием;  

- закрепить знания о глаголе.

Развивающие:

- развивать познавательную активность, самооценку, интерес к предмету; умение анализировать, сравнивать, обобщать.

Воспитывающие:

- воспитывать коммуникативную культуру учащихся при работе в парах;

- воспитывать волевые качества;

- прививать любовь к русской литературе на образцах произведений А.С. Пушкина и И.А. Крылова.

Планируемые результаты:

        Предметные: уметь определять грамматические признаки глаголов, уметь определять спряжение глаголов с ударными личными окончаниями.

        Личностные: уметь проводить самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности.

        Метапредметные:

  • Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; осуществлять контроль под руководством учителя и самостоятельно; вносит необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; принимать участие при работе в парах; выполнять учебные действия в устной и письменной форме. 
  • Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке; кодировать и перекодировать информацию в знаково-символической или графической форме; делать выводы о результатах совместной работы, самостоятельно строить выводы на основе сравнения.
  • Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; принимать участие в работе парами, используя речевые коммуникативные средства; контролировать свои действия в коллективной работе.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Ι. Организационный момент.

Цель: включение и мотивирование обучающихся в учебную деятельность.

Прозвенел звонок для нас,

Все зашли спокойно в класс,

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво,

Тихо сели, спинки прямо.

Все с улыбочкой вздохнем

И урок начнем.

Все тихонечко садимся по своим местам.

Хоровое проговаривание стихотворения, эмоциональный настрой на урок.

Присаживаются на свои места.

ΙΙ. Минутка чистописания.

Цель: вспомнить написание и их соединение строчной и заглавной буквы П-п; Н-н; Б-б.

- Как Вы думаете, какую букву мы будем сегодня писать на минутке чистописания?

- А чтобы это узнать давайте вспомним что мы проходили на предыдущих уроках.

- Какие первые буквы в этих словах?

Записываем в строчку заглавную букву «П» с соединением со строчной буквой «п», букву «Н» с соединением со строчной буквой «н», букву «Б» со строчной «б».

- Попробуйте сформулировать цель минутки чистописания.

- При написании будьте внимательны.

- Откройте свои тетради, запишите число «02 апреля», «Классная работа».

- Сели правильно, приступайте к написанию. Пишите аккуратно, выводите каждую букву правильно! Не торопитесь!

- А сейчас возьмите красный цветной карандаш, посмотрите внимательно на свою работу, обведите наиболее правильные, красивые буквы.

- Я предлагаю Вам дома потренироваться еще в написании этих букв и соединений, чтобы они все были у Вас похожи на те, которые вы обвели.

- На прошлых уроках мы проходили время глаголов: настоящие, прошедшее, будущее.

- Буквы П, Н, Б.

Вспомнить нижнее соединение букв Пп, Нн, Бб

Записывают число.

Прописывают минуту чистописания.

Оценивание своей работы.

ΙΙΙ. Словарно-орфографическая работа.

Цель: познакомить с новыми словарными словами их орфографическим написанием.

- Сегодня мы с вами повторим словарные слова, изученные на прошлых уроках.

На доске написаны слова, где пропущены буквы, которые надо запомнить: свитЕр, вЕзде.

  - Рассмотрите слова и запишите в тетрадь, ставя ударение и подчёркивая безударную гласную букву, которую нужно запомнить.

 Записываем слова с красной строки, первое слово пишем с большой буквы, слова пишем через запятую, после последнего слова ставим точку.

- Проверим.

- Составьте предложение с понравившимся вам словом. Какое предложение у вас получилось?

- Запишите предложение с комментированием.
- Подчеркните главные члены предложения.

Записывают слово, подчеркивают орфограмму, ставят ударение.

Записывают слова.

Запись предложения с комментированием.

Подчеркивают главные члены предложения.

IV. Формирование новых знаний

-Догадайтесь, о какой части речи это стихотворение?

- Что без меня предметы?
Лишь названья.
А я приду-
Всё в действие придёт.

Летят снежинки,
Засыпают здания,
Метель метёт.

-Сегодня мы будем говорить о глаголе, правописании глаголов, закрепим применение изученных алгоритмов их правописания, а о чем конкретно мы будем говорить вы узнаете, если прочитаете эту запись на доске:

САПЬРЗЯЦЖГЕХНЯИНЕ

ГПЛЙАОГУОТЛБОЯВ

Вычеркните каждую вторую букву и тогда сможете прочитать тему нашего урока

спряжение глаголов.

-Сегодня на уроке вы познакомитесь со спряжением глаголов.

- Определим цель урока.

-А как мы можем об этом узнать?

- А хотите провести собственное исследование и узнать, что такое спряжение?

«Одна голова хорошо, а две…»

- Как будем работать?

- Правила работы в парах. (Слайд)

 

- И вот вам первое задание.

Восстановите таблицу. (вставить местоимения)

Проверка:

- Но вы же сказали, что будем говорить о глаголе, а сами начали с местоимения. Почему?

- Давайте изменим глаголы по лицам. Дополните таблицу глаголами.

- Что изменялось у глагола, когда менялось лицо и число?

- Можно ли предположить, что глагол тоже имеет форму лица?

- Определите лицо глагола.

- Как вы это сделали?

- Какой вывод сделаем?

 

 - Поверим наш вывод по учебнику. С. 80

О глаголе

О спряжение глаголов


Устанавливают взаимосвязь   между словом и понятием.

? затруднение

Высказывают предположения

Узнать, что такое спряжение глагола.

- В словаре, в учебнике, спросить у учителя…

да

…лучше!

В парах

Определяют место личных местоимений в таблице.

1-я пара: готовые местоимения.

2-я пара: часть мест. готовые, часть - надо дописать самим.

3-я пара: записывают мест. сам-но

 

Каждая пара показывает свою работу через документ камеру.

Высказывания детей: глагол связан с местоимениями, он изменяется по лицам. Важно знать местоимения, чтобы не ошибиться в определении лица глагола.  

Вывод: Глаголы наст. буд. вр. имеют форму лица. Глагол каждого лица имеет свое личное окончание. При изменении по лицам изменяется личное окончание.

Читают вывод

Работа в паре

V. Физкультминутка

В понедельник я купался, (изображаем плавание)
А во вторник – рисовал. 
(Изображаем рисование) 
В среду долго умывался, 
(«умываемся») 
А в четверг в футбол играл. 
(бег на месте)
В пятницу я прыгал, бегал, 
(прыгаем)
Очень долго танцевал. 
(Кружимся на месте) 
А в субботу, воскресенье
 (хлопки в ладоши)
Целый день я отдыхал. 
(дети садятся на корточки, руки под щеку—засыпают)

Выполнение физминутки.

VΙ. Первичное закрепление нового материала. Работа по учебнику.

Так что же такое спряжение?

Давайте перевернём страничку упр. 164

- Проверка. Что узнали?

- Что же такое спряжение?

- упр.165

Выполнение упражнения.

VΙΙ. Первичное закрепление нового материала. Фронтальная работа.

- упр. 166 (заполнить таблицу)

- Прочитайте задание. Сможете ли самостоятельно выполнить это задание?

– Если возникнут затруднения, что будете делать?

- Проверка.

- Можно посмотреть таблицу на с. 81

Самостоятельная работа

Взаимооценка.

ΙΧ. Самостоятельная работа.

- упр. 167

Проверка:

Выполнение задания. Проверяют, при необходимости исправляют ошибки.

Χ. Рефлексия.

Окончен урок, и выполнен план.

Спасибо, ребята, огромное вам.

За то, что упорно и дружно трудились,

И знания точно уж вам пригодились

- Что нового на уроке мы узнали?

- Какую цель ставили пред собой на урок?

- Мы достигли её?

Давайте ответим на несколько вопросов:

 1. Весь урок у вас было … настроение

 - бодрое             - тревожное

 - светлое            - сонное

 - загадочное      - печальное

 - уютное             - мечтательное

 2. Задания на уроке были:

 -интересными

- необычными

 - скучными

 3. Я думаю, что учебная задача выполнена мною:

 - на высоком уровне

- на необходимом уровне

 - мне ещё надо поработать

- мне нужна помощь

 4. Мне приятно было работать с … .

 5. Мне больше всего понравилось на уроке: …

Молодцы ребята. Вы хорошо поработали на уроке. На следующих уроках мы будем продолжать работать по данной теме. И я прошу не расстраиваться ребят, которые сегодня испытывали трудности, на следующих уроках у вас все получится.

Домашнее задание: Упр. по выбору № 168

Всем спасибо! Урок окончен!

- Узнать, что такое спряжение. Узнали.

- Научиться спрягать глаголы. Пока получилось не у всех хорошо. Надо еще потренироваться.

Высказывания детей.

Записывают домашнее задание.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Спряжение глагола. Спряжение глаголов в настоящем и будущем времени . 4 класс Выполнила учитель начальных классов Нефедова Майя Михайловна

Слайд 2

Прозвенел звонок для нас, Все зашли спокойно в класс, Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво, Тихо сели, спинки прямо. Все с улыбочкой вздохнем И урок начнем.

Слайд 4

Свит…р В… зде

Слайд 5

САПЬРЗЯЦЖГЕХНЯИНЕ ГПЛЙАОГУОТЛБОЯВ

Слайд 6

С А П Ь Р З Я Ц Ж Г Е Х Н Я И Н Е Г П Л Й А О Г У О Т Л Б О Я В

Слайд 7

Спряжение глаголов. Спряжение глаголов в настоящем и будущем времени.

Слайд 8

Памятка «Как работать на уроке в паре ». Внимательно прочитайте задание. Старайтесь разделить всю работу поровну. Помогайте друг другу в случае затруднений, тактично исправляйте ошибки друг друга. Называй товарища по имени, внимательно слушай ответ, потому что потом будешь исправлять его, дополнять, оценивать. Если твой товарищ справляется лучше тебя, не стесняйся обратиться к нему за помощью, попросить что-то объяснить. Но не злоупотребляй этим. ... Запомни главное правило: в любом коллек - тивном деле нужна согласованность действий и готовность помочь своему товарищу. Ты в ответе за него. Он – за тебя.

Слайд 9

местоимение местоимение

Слайд 10

местоимение местоимение Я Мы Ты Вы Он, она, оно Они

Слайд 11

Рисовать, нарисовать местоимение глаголы местоимение глаголы Я Мы Ты Вы Он, она, оно Они

Слайд 12

местоимение глаголы местоимение глаголы Я рисую Мы рисуем нарисую нарисуем Ты рисуешь Вы рисуете нарисуешь нарисуете Он, она, оно рисует Они рисуют нарисует нарисуют

Слайд 13

Глаголы настоящего и будущего времени , как и личные местоимения, имеют форму лица . Глагол Каждого лица имеет, своё личное окончание . При изменении глагола по лицам изменяется и его личное окончание.

Слайд 15

Изменение глаголов по лицам и числам в форме настоящего и будущего времени называется СПРЯЖЕНИЕМ глагола

Слайд 16

Давайте ответим на несколько вопросов: 1. Весь урок у вас было … настроение - бодрое - тревожное - светлое - сонное - загадочное - печальное - уютное - мечтательное 2. Задания на уроке были: -интересными - необычными - скучными 3. Я думаю, что учебная задача выполнена мною: - на высоком уровне - на необходимом уровне - мне ещё надо поработать - мне нужна помощь 4. Мне приятно было работать с … . 5. Мне больше всего понравилось на уроке: …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 4 классе по теме "Правописание личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени"

Урок закрепления знаний учащихся 4 класса по теме "Правописание личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени" по УМК "Школа России"....

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме:Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени

На уроке упражнения принимают занимательный характер, этому способствуют сказочные герои. Закрепление и проверка знаний проходит через написание сказки....

Конспект урока русского языка в 4 классе на тему "Спряжение глаголов в настоящем и будущем времени"

Урок русского языка разработан для детей 4-х классов с применением обучающих структур 21 века. Для того, чтобы наши ученики действительно работали самостоятельно, надо обучать их навыкам коммуникации,...

Конспект урока "Правописание глаголов в настоящем и будущем времени. Морфологический разбор глаголов." 4 класс (Школа России)

Вашему вниманию предоставляю конспект урока по русскому языку на тему: "Правописание глаголов в настоящем и будущемвремени. Морфологический разбор глаголов. ". Данный конспект...

Технологическая карта урока русского языка "I и II спряжения глаголов. Спряжение глаголов в будущем времени" (УМК "Школа России", 4 класс)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА  Дата: 27.04.2022ФИО студента: Закирова Эльвира РахимовнаШкола: МАОУ СОШ  № 74Группа: 45Класс: 4ФИО учителя: Новикова Анна АлександровнаКабинет: 21...