Упражнения, направленные на работу над словом и словосочетанием
методическая разработка по русскому языку
учебно-методический материал по русскому языку на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uprazhneniya_napravlennye_na_rabotu_nad_slovom_i_slovosochetaniem.doc | 139.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Упражнения, направленные на работу над словом и словосочетанием:
1) выбор наиболее точного слова или словосочетания из числа данных;
2) анализ образцовых текстов, составление образных выражений по аналогии с помощью опорных слов, предметов, картинок;
3) упражнения, направленные на разъяснение лексического значения слова, словосочетания (употребление слова в прямом и переносном значении);
4) упражнения, рассчитанные на понимание детьми многозначности слова;
5) упражнения, направленные на уточнение оттенков синонимов и антонимов, на употребление их в речи, в коротких рассказах-миниатюрах;
6) работа с омонимами;
7) работа с эпитетами, метафорами, сравнениями, олицетворениями;
8) наблюдение над устойчивыми словосочетаниями и их употреблением в речи.
Упражнения, направленные на работу над предложением и текстом:
1) ответы на простые вопросы;
2) упражнения по озаглавливанию текста, определение темы текста;
3) составление предложений, объединенных одной темой по сюжетным картинкам, по опорным словам;
4) исправление деформированного плана текста;
5) работа с пословицами;
6) стилистический анализ (выбор текста заданного стиля; сравнение нескольких предложенных текстов по их стилистической принадлежности);
7) выбор подходящего вступления или заключения сочинения;
8)стилистическое редактирование текста (обнаружение, объяснение и исправление стилистических ошибок в тексте);
9) восстановление деформированных текстов (по началу, основной части, заключению);
10) лингвистический эксперимент;
11) различные виды сочинений:
Желательно, чтобы все виды упражнений в связной речи проходили в определённой последовательности и системе. Тогда можно добиться такого положения, когда один вид работы будет подготавливать учащихся к другому виду.
Упражнения, направленные на работу над словом и словосочетанием:
1. Употребление слова в прямом и переносном значении.
Как можно сказать иначе:
золотые руки (какие?) умелые
золотая голова (какая?) умная и т.д.
2. Упражнение, рассчитанное на понимание многозначности слова
человек
идет урок
время
3. Лексическое значение слова.
Как вы понимаете значение словосочетания «ясное утро»?
Приведите пример использования слова «ясный» в переносном значении.
Напишите характерные признаки указанных предметов.
Котенок (маленький, пушистый, смешной)
Лиса (рыжая, хитрая).
4. Объясни фразеологизмы.
После дождичка в четверг - Расхлебывать кашу -
Во все глаза - Махнуть рукой -
Собаку съел - На край света -
Остаться с носом - Надувать губы -
Съесть пуд соли - Ни с того ни с сего
С распростертыми объятиями — В поте лица -
В пух и прах — Вдоль и поперек —
5. Подбери антонимы.
Ясный - Близкий – Помогать -
Польза - Восток- Лентяй -
Новый - Большой – Делать -
Различие - Толстый - Надежда –
6. Подбери синонимы:
Распутица - Гореть - Душистый,—
Греметь - Родной - Забава,—
Дорога - Блестящий - Холодный,
Простор - Близкий - Родина,
Черный- Серый - Желтый -
7. Отредактируй. Замени повторяющиеся слова синонимами.
Медведь подошел к большому дубу. Медведь засунул лапу в дупло. Медведь зачерпнул пригоршню меда. Пчелы начали кусать медведя. Медведь побежал к речке.
У Пети сегодня было трудное домашнее задание. Сначала он решил трудную задачу. Потом мальчик написал трудное упражнение по русскому языку. Затем Петя выучил наизусть трудное стихотворение. Приятно отдохнуть после трудной работы!
Маша рассказала нам о своем летнем отдыхе. Сначала девочка рассказала о поездке на дачу. Потом она рассказала про путешествие на машине в Крым. Маша рассказала о Крымских горах и о Черном море. Она рассказывала целых полчаса.
Упражнения, направленные на работу над предложением и текстом:
1. Определи границы предложений.
Однажды бельчата стали спускаться вниз. По стволу яблони.
По морю плывут корабли. И пароходы.
Идет он по лесу. И разные звериные следы разбирает.
Когда деревья качали ветвями. Они тихо поскрипывали.
Небольшая это река, но глубокая.
От пригретых солнцем елей. Поднимается чуть заметный пар.
Петя подошел и услышал. Что собака громко залаяла.
В чулане жили мыши. Пушок ловко ловил мышей.
Он сидел за сосной и с любопытством наблюдал за мной.
Они бегали друг за дружкой, прыгали. И прятались.
Ежик испугался. И свернулся клубком
Весной паслись на пастбище козел. И маленький козленок.
Несколько часов назад Федот Иванович подъехал к крыльцу и позвал нас.
Тень от деревьев. Легла на поляну.
Надели ребятки шубки и варежки и бегут на речку.
2. Деление сплошного текста на отдельные предложения:
Зимой.
Пришла зима Митя катался на санках с горы румяный он вбежал в дом мальчику было весело.
Рыбаки.
Теплый день Коля и Дима идут на речку там брат ловит рыбу он поймал щуку и леща.
Закат.
Солнышко зашло потемнело поле из оврага расползается сумрак на вершине тополя вспыхнули золотистые искорки это солнышко послало свой золотой привет.
выпал первый снег как хорош лес пеньки нахлобучили
снежные шапки веточки берез стали ажурными ели и сосны
кажутся еще зеленее
У дома стоит высокий клён серая птица села на ветку рыжий кот спугнул птичку дети прогнали кота.
Грачи прилетели к больному приехал врач тает снег мальчик читает интересную книгу.
Долго горел костёр самолёт сделал круг над селом вчера в школе был праздник лодка отплыла от берега.
Хмурится осень зарядили холодные дожди налетел порывистый ветер, нет больше цветов только сухие стебли торчат покинули лес звонкие птицы.
Стояла глубокая осень лес выглядел хмурым каждый день шел дождь ползли низкие тучи журавли и аисты давно улетели на юг пусто и уныло в лесу
3. Отредактируй. Расставь слова в нужном порядке.
Я пришёл в школу и увидел Настю. Сидела за задней партой Настя.
Девочка сидела за столом. Книгу читала девочка.
Миша смотрел на Катю. На качелях раскачивалась Катя.
От забора в лес уходила тропинка. Тянулась далеко за деревья эта тропинка.
Моим соседом был мальчик Игорь. Большую коллекцию марок собрал он.
Летом я жил в деревне у бабушки. Давно жила в деревне
бабушка.
4. Составление связного текста из данных предложений.
Расположите предложения так, чтобы получился связный рассказ.
Анюта. №1 Два друга. №2
Ей семь лет. Мальчики вместе решили задачу.
Дедушка Петя стал старый. Юра решал задачу.
Аня читала деду газету. Пришел Слава.
Внучка любит деда. Так Слава помог другу.
Задача была трудная.
№3 №4
Я раскрасила эти цветы. Трещат лютые морозы.
Леша нарисовал астры и лилии. Дети надели теплые шубки.
Мы взяли кисти и краски. Выпало много снега.
Наташа нарисовала розу. Реки, пруды и озера замерзли.
Пришла зима.
№5 №6
Мы любили ходить в лес за ягодами. На тропинку выбежал колючий еж.
За деревней речка и еловый лес. Был теплый майский день.
Летом мы жили в деревне. Вдруг в кустах они услышали шорох.
Мальчики гуляли в лесу.
5. Составление связного текста из деформированных предложений.
Составьте и запишите связный текст из деформированных предложений. Озаглавьте.
Синица. №1 Книга. №2
у, рос, дома, клен Юра, у, живет, деда
на, клена, ветку, птичка, села дедушка, книгу, внуку, купил
это, синичка, маленькая Юра, стихи, громко, читает
Белка. №3 №4
на, белка, сучке, сидит стоит, памятник, парке, в
у, грибок, белки памятнику, часто, школьники, к, приходят
белка, на, грибы, зиму, сушит цветы, всегда, памятника, у
Дома. №5 №6
все, дома, были к, звери, готовятся, зиме
папа, газету, читал и, нагуливают, барсук, сало, медведь
мама, брюки, шила запасает, орехи, кедровые, бурундук
Юра, уроки, учил сушит, на, белка, сучках, грибы
Аня, играла, куклой, с
6. Составление связного текста из неполных предложений.
Дополните предложения так, чтобы получился связный рассказ.
№1 №2
_______ наступила, У ______ и _________
Высохли _______ Вьются стаями ______ .
И глядят уныло Под окошком ________
Голые __________. Красотой своей горды.
Слова: цветы, осень, кусты. Слова: дрозды, калины, рябины, георгины.
№3
Весной разольются ______ реки. Прилетят __________ скворцы. На березе появятся ________ листочки.
Слова: быстрые, первые, зеленые.
Горка. №4.
Взял Митя ______. Он идет на ______ . Там много _______ . Мальчик ______ Катюшу. Хорошо зимой!
Слова: санки, лыжи, коньки, горку, каток, детей, возит, катает.
Зимой. №5
Пришла _______ зима. Кругом много ______. Дети гуляют в теплых _____ и _______ . Не страшен им ________ .
Слова: холодная, снег, шубки, шапки, мороз.
Сад. №6
У нас ______ сад. Там растут _____ и _________ . Весной деревья красиво __________.
Будут осенью ________ .
Слова: большой, яблони, груши, цветут, вкусные.
Гроза. №7
Надвинулась _______ туча. Над лесом блеснула _______ молния. Глухо прокатился отдаленный ________ . Пронесся _____ ветер. Хлынул ______ дождь.
Слова: темная, яркая, гром, свежий, проливной.
Котенок. №8
Детям подарили _____ . Мальчики ______ с ним. У Мурзика ____ лапки и ____ хвостик. Он любит ____ и ______ .
Слова : котенок, играют, мягкие, пушистый, молоко, рыба.
Стройка. №9
Ребята _______ на стройку. Там возводят _____ . Рабочие кладут стены из ____.
Для окон готовы ______ . Во дворе _______ кран.
Слова: идут, дом, кирпича, рамы, подъемный.
7. Письменные ответы на вопросы.
Гуси. №1
На пруду были гуси. Гусь плывет к мосту. Саша кинул в воду корку хлеба.
Вопросы:
- Где были гуси?
- Куда плывет гусь?
- Что кинул в воду Саша?
Муравей. №2
Муравей нашел зерно. Оно было тяжелое. Муравей позвал товарищей. Дружно тащат муравьи зерно домой.
Вопросы:
- Какое зерно нашел муравей?
- Кого позвал муравей?
- Что делают муравьи вместе?
Зяблик. №3
У дома рос куст. На ветку сел зяблик. Кот Барсик сидел на крыльце. Он прыгнул на куст. Зяблик улетел.
Вопросы:
- Где рос куст?
- Кто сел на ветку?
- Где сидел кот Барсик?
- Куда кот прыгнул?
- Что сделал зяблик?
Галка. №4
Положила мама кольцо на стол. В окно заглянула галка. Вдруг прыг на стол! Юра закричал. Галка улетела. А кольцо пропало!
Вопросы:
- Куда положила мама кольцо?
- Кто заглянул в окно?
- Как сказано о краже кольца?
- Кто закричал?
- Что сделала галка?
- Где кольцо?
Дружная работа. №5
На даче идет работа. Папа кладет на тачку землю. Сын Витя возит ее на клумбу. Мама и Юля сажают цветы.
Вопросы:
- Где работает семья?
- Что делает папа?
- Чем занимается Витя?
- Что делают мама и Юля?
Елка в лесу. №6
Ребята нарядили елку. Петя развесил на ветках кусочки хлеба. Ваня принес морковку и кочан капусты. Лакомились гостинцами птицы и зайцы.
Вопросы:
- Что сделали ребята в лесу?
- Что развесил на ветках Петя?
- Что принес Ваня?
- Кто лакомился гостинцами?
Лисенок. №7
Охотник нашел в лесу лисенка. Он принес его домой. Ночью зверек бегал по комнате. К осени лисенок стал большим. Охотник отпустил его в лес.
Вопросы:
- Кто нашел лисенка в лесу?
- Куда охотник принес лисенка?
- Что делал зверек ночью?
- Каким стал лисенок к осени?
- Что сделал охотник?
8. Составление связного текста по опорным словам.
Составьте текст, используя данные слова.
Зима в лесу. №1
Холодно, белый наряд, серебристые ветки, спрятались в норки.
Котенок. №2
Маленький, серенький, мохнатенький, лапки, усики, играет, с хвостиком.
Дождик. №3
Набежала, темная, тучка, грянул, хлынул, дождик, гром, веселые, ручейки.
Ромашка. №4
Растет в поле, белые лепесточки, желтенькая серединка, длинный стебелек, лечебный цветок.
Репка. №5.
Опорные слова: посадил, тянут-потянут, мышка, внучка, бабка, дед, Жучка, кошка, репка, вытянули.
Радуга. №7
После дождя, яркое солнышко, появилась, разноцветная, долго любовались
9. Выборочное выписывание из текста по заданию.
Журавль. №1
Много в степи птиц. Но красивее всех журавль. У него серые перья, длинная шея, умные глаза.
Выпишите описание журавля.
В парке. №2
В зеленом парке большой пруд. В пруду плавают лебеди и уточки. Ребята и взрослые любуются красивыми птицами.
Выпишите, какие птицы плавают в пруду.
Сосновый бор. №3
Очень хорош и красив сосновый бор. Сказочными великанами стоят старые сосны. Тесно жмутся друг к другу молодые сосенки.
Сравните, как автор сказал о старых соснах и как о молодых. Выпишите эти предложения.
Одуванчик. №4
У больших дорог цветут одуванчики. Они похожи на солнышко с золотыми лучами. Созрели семена. И чудесный цветок стал пушистым шариком.
Выпишите предложение, где говорится, на что похож одуванчик.
Юрок №5
Юрок – это птичка. Она живет в таежном лесу. Сама яркая, оранжевая. Головка черная, так и блестит. Зимой юрок улетает на юг. Летом прилетает в родные места.
Выпишите предложения, в которых говорится какого цвета птичка.
10. Стилистическое редактирование текста.
Прочитать текст. В нем есть стилистические ошибки. Найдите их. Определите причину. Отредактируйте текст и запишите его.
Входишь в лес и гладишь ладонью древесные насаждения, будто старых друзей похлопываешь по спине. Стволы теплые, как тело живое. А лиственный покров лопочет зелеными язычками.
Текст какого стиля у вас получился? Как вы это определили?
11. Определите тип текста. Впишите подходящие слова.
… цветок.
Все знают этот … цветок. Он похож на … солнце. Все лето цветут одуванчики. Их семена собраны в … шарик. Дунешь на шарик – поплывут в воздухе … семена. Следом за солнцем поворачивается …головка одуванчика.
12. Работа с пословицами.
Расхвастался Олег, что ему ничего не стоит обыграть товарища в шахматы. Какой пословицей ответил ему, ухмыльнувшись, товарищ? (Не говори «гоп», пока не перепрыгнешь.)
13. Найди в тексте повторяющуюся мысль. Отредактируй текст, запиши в исправленном виде.
Полет самолета
Самолет поднялся в воздух и набрал большую высоту. Он летел с огромной скоростью. Внизу расстилалась пелена облаков. Самолет летел очень быстро. Через пять часов он был у цели.
Трудное плаванье.
Корабль плыл по бурному морю. Вокруг поднимались высокие гребни волн. Корабль рассекал их своим килем. На море было сильное волнение. Скоро мог начаться настоящий шторм.
Эту конструкцию самолета сконструировали сами ребята.
Вся дорога запылилась дорожной пылью.
Скоро капитан возвратится из заморских морей
14. Отредактируй. Вставь в сочинение предложения или слова-связки.
Летом мы с родителями ездили на Черное море. Поездка была очень интересной.
От санатория до пляжа было совсем близко. Путь пролегал по тенистой аллее.
Я купался вместе с папой и мамой, плавал, качался на волнах. Я сильно загорел.
Когда мы вернулись домой, на вокзале нас встречал папин друг.
В зимние каникулы мы с друзьями пошли в лес на лыжах. До леса мы добрались на автобусе.
Хорошо скользить по лыжне! Палки подбрасывают фонтанчики снега.
Заяц перебежал дорогу и быстро скрылся в лесу. Его хвостик мелькнул среди кустов.
Мы устало опустились на сиденья автобуса. Лыжная прогулка окончилась
15. Прочитай сочинение. Определи, раскрыта ли его тема. Если нет, то раскрой ее.
Поход в театр.
Наш класс ходил в театр. Мы добирались туда на метро. Потом ехали на автобусе. Мы хорошо вели себя по дороге. Нас за это похвалили.
Новый фильм.
Вчера я посмотрел новый фильм. Пока я смотрел, позвонил мой друг Витя. Я попросил его перезвонить попозже. Потом пришла мама и спросила, сделал ли я уроки. Скоро она позвала меня ужинать.
Ежик.
Вчера в лесу я видел ежа. Я шел по лесной тропинке и собирал землянику. Вокруг было много красных ягодок. Еще я нашел небольшой черничник. А для малины время пока не подошло.
16. Раздели текст на части по готовому плану.
Лиса.
- Кто живет в лисьей норе?
- Как лисица ухаживает за своими маленькими детенышами?
- Как мама учит лисят охотится?
В лесу живет лиса. Там под деревом у нее глубокая нора, а в норе —маленькие лисята. С малышами так много хлопот!
Нужно их накормить, согреть. Лисица старательно вылизывает мордочки своих детенышей, их хвостики, их животики, и пушистая шерстка лисят всегда чистая. А подросли лисята, тут у лисицы другие заботы появляются. Настало время их к охоте приучать. Вот и тащит лиса своим детям то мышку, то птицу, то зайца. Отдаст лисятам, сядет в сторону и следит, как они добычу ловить учатся.
(М. Нечаев)
17. Озаглавь текст. Составь план.
Жили когда-то в разных селениях две козы: одна белая, другая черная, и обе они были очень упрямые. Вот как-то раз отправились эти козы щипать траву: белая — на своем пастбище, черная — на своем. Вечером козы наелись досыта и пошли: белая — в свое селение, черная — в свое. Шли они, шли и сошлись на узкой доске. А доска эта была
перекинута через глубокий овраг. Не разойтись козам на доске! Или одной, или другой надо уступить дорогу.
У охотника жили два лисенка. Днем они спали под кроватью, а ночью просыпались и носились по всей комнате до самого утра. Эти лисята были настоящие ловкачи. Раз! — и по занавеске заберется лисенок прямо до самого верха. Два! — он уже на высоком шкафу. Как-то пришел охотник со службы, а лисят нет. Стал их искать. Заглянул на шкаф — на шкафу нету. И под стульями нет. И под кроватью нет. И тут мой приятель даже испугался. Видит — охотничий сапог поднялся и подпрыгивает. Что за чудо такое? Глядит
охотник — из сапога хвост высовывается. Схватил он лисенка за хвост и вытащил из сапога; встряхнул сапог — и другой выскочил. Вот такие ловкачи!
(Е. Чарушин]
18. Раздели текст на части. Обозначь абзацы. Составь план.
Однажды, нырнув особенно глубоко, я вдруг увидел на дне железную клетку, похожую на птичью! Я подплыл ближе: в клетке были рыбки! Я подхватил клетку и вынырнул из воды. На берегу разглядел находку. Клетка оказалась рыболовным садком, дверца садка закрыта на защелку. В садке пять ершей. Кто их запер и зачем опустил на дно? Ершей я выкинул в воду, а садок забрал в деревню. Там и нашелся его хозяин — дед Степан. Оказалось, что этот садок он потерял еще в прошлом году! Наловил живцов-ершей, посадил их в садок,
привязал садок на бечевку и опустил с лодки за борт. Но бечевка перетерлась, и садок вместе с ершами утонул. Так и просидели ерши в клетке под водой целый год! Как они жили взаперти и чем питались — неизвестно. Но значит,
питались, раз живы остались!
Однажды я видел дятла. Он летел, насадив себе на клюв большую еловую шишку. Он сел на березу, где у него была мастерская для шелушения шишек. Пробежав вверх по стволу с шишкой в клюве до знакомого места, он увидел, что в развалине торчала отработанная и не сброшенная шишка, и новую шишку ему некуда было девать. И нельзя было ему, нечем было сбросить старую: клюв был занят. Тогда дятел новую шишку зажал между грудью своей и деревом, а освобожденным клювом быстро выбросил старую шишку, потом
новую поместил в свою мастерскую и заработал. Такой он умный, всегда бодрый, оживленный и деловой.
19. Восстанови текст по плану, предложениям, заголовку.
Котята.
Котятки наедаются и засыпают. А кошка убегает искать своим малышам пищу.
У нашей кошки шесть котят. Они очень хорошенькие и пушистые. Малыши живут на кухне на печке.
Маленькие слепые котята пищат, ищут мать. Им есть хочется. Кошка ложится на бок. Котята подползают к ней. Они хоть и слепые, но умеют находить мать.
Они слышат ее голос и носом чуют ее запах. Кошка кормит котят своим молоком. Котята сосут и чмокают.
Кошка бегает худая, голодная ищет пищу. Хищница ловит мышей, птичек и ест их. Когда она сыта, у нее много молока. Тогда она бежит в кухню, прыгает на печку.
План:
- Сколько котят у кошки?
- Для чего кошка-мама много ест?
- Как слепые котята находят мать?
- Что делает кошка, когда котята наедятся?
20. Прочитай внимательно текст. Приготовься к выполнению заданий.
Рысь.
Под старой сосною вытянулась, греется на солнышке рысь. Тихо в глухом лесу. Слышит рысь, как перепорхнет с дерева на дерево рябчик, как пропищит, покачиваясь на ветке, синичка, прошелестит лесная мышь. Маленький пушистый рысенок взобрался на спину рыси. Потягивается, мурлычет старая рысь, играет с маленьким веселым рысенком.
Ночью уходит рысь за добычей. Неслышно крадется под деревьями, ловит птиц и неосторожных, робких зайчишек. Никто не увернутся от острых когтей разбойницы-рыси: ни
зазевавшийся зайчишка-беляк, ни старый тетерев и тяжелый глухарь, ни задремавший пугливый рябчик.
(И. Соколов-Микитов)
Задания.
- Синей ручкой подчеркни предложения, в которых показана ловкость рыси.
- Зеленой ручкой подчеркни предложения, которые показывают, что лес «глухой».
21. Сочинить сказку по содержанию данной.
Задача: будить фантазию и воображение детей, развивать их словарный запас. Например.
1. Рассказывание учителем сказки «Гусенок» по Н. Гернет:
«Жила-была девочка Аленка. У нее был гусенок Дорофей, которого она прилежно пасла каждое утро. Только гусенок направился в болото, как Аленка кричит: «Дорофей». Гусенок поворачивает назад. Устала Аленка прыгать по лугам и болотам, прилегла отдохнуть, а тут и Лиса. Хвать гусенка и потащила в лес».
2. Добавление нового героя.
- Давайте подумаем вместе, что же делать Аленке, как гусенка спасти. - Добавим в эту сказку новых героев – Старика – Лесовика и волшебный велосипед.
3. Совместное с учителем творчество детей по сочинению новой сказки о гусенке Дорофее.
4. Пересказ придуманной сказки одним (или несколькими) учеником.
5. Иллюстрирование понравившихся эпизодов сказки.
22. Закончи текст.
Испугались.
По двору важно ходил петух. Теплое солнышко согрело двор. С листочков скатывались капельки росы. Цветы подняли головки. На крыльцо вышел кот Васька. Вдруг петух за-ку-ка-ре-кал.
23. Напиши сочинение по плану.
Мои летние каникулы
- Вступление: учебный год позади (мы хорошо работали целый год и заслужили хороший летний отдых).
- Каким было лето (как менялась погода в течение лета).
- Где я провел лето.
- Что особенно понравилось и запомнилось.
- Заключение: снова за партой (лето – прекрасное время года, но пора вновь взяться за учебу; учиться - очень интересно; кроме того, мы рады встрече со
школьными товарищами).
Еж.
- Вступление - общие впечатления о животном.
- Главная часть - его признаки.
- Заключение.
Зимние каникулы.
- Новогодние каникулы (зимние каникулы начинаются с праздника).
- Школьный утренник.
- Как мы дома отмечали Новый год.
- Зимние забавы (санки, лыжи, коньки, игра в снежки).
- Что еще было интересного.
- Новая четверть - новые знания (пора снова приступать к учебе).
«Рыбаки».
- Ранним утром у реки.
- Вот и наши рыболовы.
- Выбор места для рыбалки.
- Удача.
- Вкусная уха.
24. Лингвистический эксперимент (Л.Д.Мали [3]) – упражнение проблемно-поискового характера, тесно связанное с редактированием. Суть его состоит в том, что учитель заменяет в готовом тексте стилистически окрашенные слова «инородными» или вводит такие слова дополнительно. Учащиеся сравнивают измененный текст с начальным (авторским) текстом и делают вывод о преимуществе одного из них.
Упражнения, направленные на развитие устной речи:
- Устная презентация.
Учащиеся предоставляют устный критический анализ книги или фильма. Учащиеся могут отчитаться классу о каком – либо событии или встрече, предоставить отчет о каком – либо проведенном исследовании. Возможно проведение «Пресс – конференции».
- «Взрывы слов».
Учащиеся записывают как можно больше слов или коротких фраз по данной теме и группируют их или «плетут» сеть, составляя цепочки слов. Учащиеся показывают свои «взрывы слов» одноклассникам, объясняя выбранную группу и последовательность.
- «Берем интервью у героя».
После прочтения книги учащиеся берут друг у друга интервью. Один партнер задает герою книги вопросы, а другой отвечает от имени героя, изображая его.
- «Думаем вместе»
Учащиеся работают в малых группах над одной и той же проблемой. Они вместе выдвигают или обсуждают идеи, формулируют собственные вопросы, с помощью графической схемы ведут протокол всего процесса рассуждений. Учитель и класс выслушивают каждую группу, учитель обобщает соображения и вопросы детей, используя это для постановки проблемы, мотивации введения нового материала.
- «История, рассказываемая по очереди».
Между детьми распределяется иллюстрированная книга без слов. Каждый ребенок берет себе одну из страниц. Класс делится на группы в порядке, совпадающем с выбранными страницами. После прочтения заголовка каждый ребенок по очереди рассказывает про свою страничку.
- Тихая прогулка «мы слушаем».
Во время прогулки дети только слушают. После прогулки совместно с учителем дети выявляют разнообразие звуков в окружающем мире и методом «мозгового штурма» составляют список звуков. Во время беседы создается банк слов, соотнесенных с тем или иным звуком. Этот ряд слов можно использовать при работе над сочинением.
- Круглый стол «Давайте обсудим».
Беседы на различные темы.
В данной работе представлены лишь некоторые варианты таких упражнений. Учитель, в зависимости от уровня развития учащихся, может применять подобранные самим упражнения.
Литература
1. Бескоровайная Л.С. Современные открытые уроки русского языка. – Р., 2002.
2. Бобровская Г.В. Активизация словаря младшего школьника. //Начальная школа. 2003. - №4.
3. Елисеева М.Т. Работа над изложением и сочинением. //Начальная школа.1991. №5 – с.26.
4. Есенина С. А. Как научить вашего ребенка писать сочинения: Пособие для начальных классов. - М.: Издательство «Грамотей», 2007.
5. Есенина С. А. Мини – сочинения. – М.: Издательство «Грамотей», 2005.
6. Жинкин Н. И. Развитие письменной речи учащихся. - М.: Просвещение, 2004.
7. Катонова Е.М. Развитие языковой и речевой способности младших школьников. // Начальная школа. – 2004. - №6. – с.20.
8. Крайнек В. М. Речевое развитие младших школьников. - М.: Просвещение, 2005.
9. Ладыженская Т. А. Речь. Речь. Речь. – М.: Педагогика, 1990.
10. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М.: Просвещение, 1969.
11. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников: пособие для учителей начальных классов. – 2 изд., перераб. – М.: Просвещение, 1985.
12. Лукьянчикова Л. Н. Уроки и сочинения в начальной школе. - М.: Просвещение, 2004.
13. Мали Л.Д. Уроки развития речи в первом классе: поурочное планирование и дидактические материалы – Тула: Родничок: М.: Астрель: АСТ, 2005.
14. Методика развития речи на уроках русского языка: Кн. Для учителя/ Н. Е. Богуславская, В. И. Капинос, А. Ю. Купалова и др.; Под ред. Т. А. Ладыженской.- 2 изд., исправ. и доп. – М.: Просвещение, 1991.
15. Политова Н. И. Работа над предложением и связной речью в первом и втором классах . -.- М.: Просвещение, 2005.
16. Романовская З.И. Развитие речи и мышления в системе обучения академика Л.В. Занкова. //Начальная школа. - 1994. - №8. - с.16.
17. 29. Тикунова Л. И. О взаимосвязи письменных изложений и сочинений в начальной школе. - М.: Просвещение, 1995.
18. Тикунова Л.И., Канакина В.П. Сборник диктантов и творческих работ: пособие для учителя нач. шк.- М.: Просвещение, 1992.
19. Ресурсы интернета.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Предмет: «Русский язык». Тема: «Словосочетание существительное + прилагательное. Главное и зависимое слово в словосочетании». Класс 4 Программа 2100
Тема: «Словосочетание существительное + прилагательное. Главное и зависимое слово в словосочетании».Цели:1) познакомить с понятиями «основное», «зависимое» слово в словосочетании, ут...
«Словосочетание сущ. +прил. Главное и зависимое слово в словосочетании».
ОТКРЫТЫЙ УРОКПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 4-ОМ КЛАССЕ.Тема урока: «Словосочетание сущ. +прил. Главное и зависимое слово в словосочетании»....
Открытый урок по русскому языку по теме : "Словосочетание. Способы связи слов в словосочетаниях." 4 класс
Урок - закрепление по теме : "Словосочетание. Способы слов в словосочетаниях"....
РАБОТУ СО СЛОВОМ И СЛОВОСОЧЕТАНИЕМ
РАБОТУ СО СЛОВОМ И СЛОВОСОЧЕТАНИЕМ...
Упражнения, направленные на выработку у учащихся навыков правописания безударных гласных в корне слова.
Кроме видов упражнений, документ содержит фрагмент урока....
Комплекс заданий и упражнений для автоматизации твердого звука Р в словах и словосочетаниях. Часть II
В презентацию включен материал по автоматизации твердого звука Р с вловах. Составлена на основе речевого материала авторов Богомоловой А.И. и учителя-логопеда Матыкиной И.А.. Подобраны яркие слайды. М...
Комплекс заданий и упражнений для автоматизации твердого звука Р в словах и словосочетаниях и предложениях. Часть III
В презентацию включен материал по автоматизации твердого звука Р с вловах. Составлена на основе речевого материала авторов Богомоловой А.И. и учителя-логопеда Матыкиной И.А.. Подобраны яркие слайды. М...