Упражнения, направленные на выработку у учащихся навыков правописания безударных гласных в корне слова.
учебно-методический материал по русскому языку (2, 3, 4 класс) на тему

Овсянкина Ольга Владимировна

Кроме видов упражнений, документ содержит фрагмент урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Упражнения, направленные на выработку у учащихся навыков правописания безударных гласных в корне слова

1. Упражнения, направленные на нахождение слова, написание которого регулируется данным правилом.

1.1. Поставьте ударение, выпишите слова с ударной гласной в корне, суффиксе, окончании.

Кустик, уголек, в земле, кораблик, на коне, медок, беленький, колесо, ленивый.

Дети записывают слова столбиками: в корне        в суффиксе        в окончании

1.2. Картинный диктант.

Учащиеся в столбик записывают названия тех предметов, рисунки которых показывает учитель. Например: дом, шар, стол, мост.

- Измените слова так, чтобы первый слог был безударным. Напишите слова, поставьте ударение.

1.3. Измените слова так, чтобы безударные гласные стали ударными.

Слова – слово,

 поля – ___________,

 моря –_______,

 стада –______,

 дела – ______.

1.4. Поставьте знак ударения, подчеркните безударные гласные в словах.

Дрозды, луга, гаражи, шалаши, холодный, день, сорняк, садовник.

1.5. Поставьте в словах знак ударения, подчеркните слова с ударными е и и.

Лисица, море, реки, грибной, читать, перо, ворона, свеча, леса, девочка, поле.

1.6. Прочитайте слова. Поставьте ударение. Подчеркните ударный слог в родственных словах. Сколько безударных слогов в каждом слове?

Коза – 1 безуд. сл.

 Козочка – __безуд.сл.

 Козлик –____ безуд. сл.

 Козлята – ___ безуд.сл.

 Козлятушки – ___ безуд. сл.

2. Упражнения в практическом применении правила правописания безударных гласных в корне.

2.1. Спишите два столбика слов, поставьте ударение, подчеркните корень. В каком столбике слов гласная пишется так, произносится, а в каком ее нужно проверять?

Лес – лесник

 Корм – кормить

 Пять – пятачок

 Жалкий – жалел

2.2. Выпишите только слова с безударной гласной в корне, припишите проверочное слово, докажите, почему это слово можно считать проверочным.

Наливное (яблоко), подливать, ливень, залив, подливка, лить.

 Звери, зверинец, зверский, зверь.

 Заявить, объявить, явка, заявка, объявление.

2.3. Прочитайте слова. Из данных слов составьте пары, в которых одно слово было бы проверяемым, второе – проверочным. Вставьте пропущенные буквы. Орфограмму подчеркните.

Г…ра, росы, ст…на, травы, р…ка, стены, стр…на, зимы, з…ма, страны, реки, тр…ва, горы, р…са.

2.4. Прочитайте. Запишите в левый столбик слова с безударными гласными а,о. в правый – с безударными гласными е, и . какие слова не вошли в левый и правый столбики?

В…сло, цв…ты, с…ды, м…сты, сл…ды, з…ма, стр…на, пл…чо, р…ды, д…жди, д…ла, п…тно.

2.5. Спишите, выбирая нужную букву.

Г(о,а)ра, св(я,е,и)ча, сн(е,и)га, гр(е,и)бы, д(и,е)ревья.

2.6. Устный диктант с цифровыми карточками.

Учитель читает загадку, а учащиеся поднимают карточку с цифрой, указывающей на количество слов с безударной гласной в корне слова проверяемой ударением.

3. Упражнения в практическом применении правила в самостоятельных и творческих работах.

3.1. Составьте и запишите предложения.

Зайчик.

Весенняя, появилась, в саду, лужа, под окном. Вбежал, и, солнечный, в комнату, зайчик. В, лужа, снеговой, колыбели, дремала. Дрожал, на стене, зайчик.

- Назовите слова с безударной гласной, которые вы проверяли с помощью изменения слова, а потом те, к которым подбирали однокоренные слова.

3.2. Составьте предложения из слов, записанных в скобках, отвечая на данные вопросы.

Где жужжат тяжелые и мохнатые шмели? (тяжелые мохнатые шмели, в садах цветущих, жужжат).

 Кто деловито перелетает с цветка на цветок? (с цветка на цветок, деловито, пчелы, перелетают).

- Подчеркните в составленных предложениях слова с безударной гласной в корне, устно подберите к ним проверочные, укажите, однокоренное оно или изменение этого же слова.

3.3 Составьте словосочетания, включая в них слова с корнем ЗЕМЛ.

Кисель из земляники – …

 Вал, сооруженный из земли – …

3.4. К словам, обозначающим признак предмета, припишите подходящее по смыслу слово, обозначающее предмет. Во всех словах поставьте ударение, подчеркните безударную гласную.

Шелковистая, зеленая, мягкая (…)

 Речной, сыпучий, золотой (…)

 Густой, дремучий, сосновый (…)

3.5. Выборочный диктант. Выпишите слова с двумя безударными гласными в корне.

Родная сторона – мать, чужая – мачеха. Проголодаешься – и с печи слезешь. Мал золотник, да дорог. Разговор дорогу коротает.

Фрагмент урока по теме “ Правописание безударных гласных в корне слова”

Цели урока: формировать навыки грамотного письма, обобщить знания о правописании безударных гласных, способствовать развитию речи.

Ход урока

I. Организационный момент.

- Над какой темой мы работали на предыдущих уроках русского языка?

 - Что вы знаете о правописании безударных гласных в слове?

 - Сегодня вас ожидает встреча с нашими меньшими братьями. А вот с кем именно, вы узнаете, отгадав загадки.

Прилетает к нам с теплом,

 Путь проделав длинный.

 Лепит домик под окном

 Из травы и глины.

(Ласточка.)

Он прилетает каждый год

 Туда, где домик ждет.

 Чужие песни петь умеет

 А все же голос свой имеет.

(Скворец.)

В серой шубке перовой

 И в морозы он герой,

 Скачет, на лету резвится,

 Не орел, а все же птица.

(Воробей.)

II. Постановка темы урока.

- Сегодня мы завершаем работу над безударными гласными. Закрепляя полученные знания, мы поговорим о наших пернатых друзьях.

III. Чистописание.

- Упражняемся в написании первых двух букв из слова “птицы”.

 - Как называют детенышей птиц? (Птенец.)

(Записывают на следующей строке.)

- Поставьте ударение и подберите проверочное слово.

 - Придумайте предложение со словом “ птенец”.

(Одно из предложений записывается в тетради и на доске.)

- Что в работе над безударными гласными является самым важным?

 - Почему?

 - Используя веера с гласными, покажите буквы, с которыми надо писать слова:I столбик        II столбик

л…тят        кл…сты

с…дел        гр…чи

кр…чал        сн…гирь

кл…вал        ч…жи

к…рмил        жур…вли

л…вил        леб…ди

- Какое из двух утверждений верно?

1) Чтобы проверить написание безударного гласного звука, надо подобрать такое слово, чтобы на этот безударный звук падало ударение.

 2) Для проверки написания безударного звука подойдет любое проверочное слово.

- Докажите, что ваше утверждение верно.

(На доске три группы слов.)скв…рец        п…рнатые        л…тать

скворчиха        перо        перелетные

скворечник        перья        улетать

скворушка        перина        прилетать

скворчонок        перышко        взлет

- Придумайте предложение со словом “пернатые”.

 - Почему птиц называют друзьями?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока на тему: «Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »

Конспект урока на тему:«Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »...

Конспект урока на тему: «Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »

Конспект урока на тему:«Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »...

Методика работы над правилом правописания безударных гласных в корне слова Основные причины ошибок на правописание безударных гласных в корне слова.

Правописание безударных гласных в корне слова остается актуальной проблемой школьной педагогической практики в области обучения детей орфографии. В обучении правописанию безударных гласных в корне сло...

Методика работы над правилом правописания безударных гласных в корне слова Основные причины ошибок на правописание безударных гласных в корне слова.

Правописание безударных гласных в корне слова остается актуальной проблемой школьной педагогической практики в области обучения детей орфографии. В обучении правописанию безударных гласных в корне сло...

Формирование орфографической зоркости в процессе закрепления навыка правописания безударной гласной в корне слова

Открытое индивидуальное занятие с учеником 4 класса по коррекции дисорфографии...

система формирования навыка правописания безударной гласной в корне слова на логопедических занятиях с учащимися 2-3 классов с ТНР

В презентации представлены способы работы над формированием навыка нахождения слов с безударной гласной в корне слова. Показаны 11 способов подбора слов к слову с безударной глассной....

Статья на тему: «Формирование навыка правописания безударной гласной в корне слова»

     В данной статье описывается серия  заданий, игр, которые будут способствовать формированию навыка безошибочного  написания слов с проверяемой безударной гласной в ...