Конспект урока русского языка "Перенос слов"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Левина Наталья Юрьевна

Возможно использовать данный конспект как 1, так и во 2 классе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_russkogo_yazyka_perenos_slov.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по теме

«Перенос слов».

Цель: знакомство с правилами переноса слов.

Задачи:

1. Повторение правила переноса слов, закрепление умения  делить  слова  на  слоги.

2. Развитие умения слышать и видеть в словах «опасные» места (орфограмму).
3.Воспитывать положительную мотивацию в обучении.

Планируемый результат

Личностные умения

Метапредметные умения

Предметные умения

• Проявлять интерес к изучению  нового материала.

  •  Проявлять инициативу и самостоятельность в обучении.
  • Оценивать результат учебного труда.

Познавательные умения:

  • Уметь находить   необходимую  информацию.
  • Использовать на доступном уровне логические приёмы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение) на языковом материале.

Регулятивные умения:

  • Применять правило переноса при письме.
  • Соотносить учебные действия с изученным правилом.
  • Выполнять учебное задание в соответствии с алгоритмом.
  • Выполнять самопроверку и взаимопроверку при выполнении учебного задания.

Коммуникативные умения:

  • Формулировать понятное для одноклассников высказывание и обосновывать своё мнение.
  • Взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога .
  • Согласовывать позиции и находить общее решение.
  • Адекватно использовать речевые средства для представления результата.
  • Знать и уметь  применять правила переноса.
  • Уметь  переносить слова с одной строки на другую по слогам.
  • Уметь называть несколько вариантов переноса слов.

Ход урока.

1. Организационный этап.

2. Актуализация знаний.

Звуковой файл «Звуки леса»

"Шагай!" - поманила
Лесная дорожка.
И вот зашагал
По дорожке Алёшка!...
Ведь летом в лесу
Интересно, как в сказке:
Кусты и деревья,
Цветы и лягушки,
И травка зелёная
Мягче подушки!...

И мы с вами получили сегодня приглашение в сказочный лес. Во время путешествия нам предстоит открыть много тайн и  ответить на трудные вопросы. А поможет нам в этом наш гость: старичок – лесовичок. Он много знает и нам расскажет. Старичок – лесовичок предлагает нам сделать гимнастику для глаз, но не простую.  Сейчас наш волшебный круг будет вам показывать буквы, а вы должны их отгадать. Составьте из этих букв слово.  (лесок)

В этом слове есть любимая буква нашего гостя. Звук, который она обозначает -  согласный, звонкий,  непарный мягкий. Какая это буква?

Верно это буква л. Посмотрите на экран. Давайте вспомним правила её написания. А какой еще звук может обозначать буква л?

О каком слове мы с вами говорили? А какая орфограмма спряталась в этом слове? Как проверить безударный гласный в корне слова?

Если в слове гласный звук

Вызовет сомнение,

То немедленно его

Ставь под ударение

Давайте запишем слово лесок и подберем проверочное:

Лесок - лес.

3. Выявление затруднений и постановка проблемы.

Ребята, посмотрите: старичок – лесовичок хотел записать предложение со словом лес (Бегут первые ручейки по лесу). Но места на строке не хватило. Что делать? (Необходимо перенести слово с одной строки на другую).

-Ребята, кто догадался, какова тема сегодняшнего урока? (Перенос слов).

- Как вы думаете, переносить слово нужно по правилам или так, как захочет пишущий? ( по слогам. Верно, но кроме этого существуют еще определенные правила)
- Итак, что мы сегодня узнаем на уроке ? Чему мы сегодня на уроке будем учиться?

Цель урока: знакомство с правилами переноса слов.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

- Как необходимо перенести: по  лесу?                    

- Что для этого нужно сначала сделать? (прочитать это слово) СЛАЙД (прочитай слово)
- Прочитали. Что дальше будем делать? (разделим на слоги)  СЛАЙД (раздели на слоги )
- Переносим. Один слог оставляем на строчке, второй переносим.

- Каким знаком обозначается перенос? (черточка). А если мы не поставим черточку, то что получится? (два разных слова).

Давайте придумаем  слова с корнем лес: лесок, лесочек, лес, лесной, лесник.

Назовите слова, в которых 1 слог. Как узнали? Назовите двусложные, трехсложные слова.

Мы с вами должны разделить эти слова для переноса. Записываем в тетрадь, разделяя черточками для переноса (хором) ЛЕ – СОК (на доске), ЛЕ – СОЧЕК, ЛЕСО - ЧЕК.

-А может вам что-то хочется сказать об это слове? ( можно перенести по – разному)

- Как перенесем слово  ЛЕС? (никак) Почему? 1 слог.  СЛАЙД  (запишите в тетрадь)

- Как перенесем слово ЛЕСНОЙ? СЛАЙД

Алгоритм (как перенести слово)

  1. Прочитай слово.
  2. Раздели его на слоги.
  3. Помни:
  • Слова переносим по слогам.
  • Если в слове больше 2 слогов – у него несколько вариантов переноса.
  • Слова, состоящие из 1 слога переносить нельзя.
  • 1 букву нельзя оставлять на строке и переносить.
  1. Запиши слово.

- Итак, подведем итог: Что мы должны  знать при переносе слов с одной строчки на другую?  

 Физминутка.

Дети хором произносят слова и выполняют соответствующие движения:

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше потянитесь.

Ну-ка плечи распрямите.

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернулись,

Руками коленей коснулись.

Сели - встали, сели - встали

И на месте побежали.

4. Реализация проекта, структурирование полученных знаний.

Весной и летом в лесу  кипит жизнь. Там можно встретить много различных насекомых. Ребята, посмотрите, старичок – лесовичок придумал для нас сложное задание: среди букв спрятались названия насекомых, которые можно встретить в его лесу. (Для детей в таблице все буквы должны быть одного цвета и размера).

- Найдите этих насекомых.

л

п

ч

е

л

а

ш

к

к

х

ъ

к

м

и

с

а

ш

м

е

л

ь

о

р

г

х

ф

п

п

х

п

я

м

ш

е

ё

ё

о

я

ж

у

б

а

б

о

ч

к

а

х

о

и

о

с

о

а

р

а

ф

и

а

а

к

а

а

ь

Итак, у нас получились слова: муха, пчела,  шмель, бабочка,  оса (СЛАЙД с картинками).

5. Первичное закрепление.  (С комментированием у доски)

Записываем слова, показываем перенос. ОСА – действуем по алгоритму (алгоритм на доске).

- Чем интересно это слово?  Слога 2 , но перенести нельзя, т.к. 1 букву нельзя оставлять на строчке и переносить. ( в алгоритм правило!!!)

        Каждый лесной житель занят своим делом: кто – то строит дом, ищет пищу, заботится о детенышах.  Прочитайте текст. О каких животных  в нем говорится.

Много интересного можно увидеть весной в лесу. Вот рыжая белка выглянула из своего дупла. Она заметила рядом с пеньком колючего ёжика. Пробежал мимо заяц. Услышал хруст ветки и спрятался в кустах. Видно, почуял запах лисы.  Выползла погреться на полянку серая змея. А рядом с ней щипал травку олень.

Белка, заяц, лиса, олень,  лиса, змея, ёжик.

А какие из этих слов нельзя переносить. Почему?

Физминутка («Арам – зам – зам»).

5. Закрепление полученных знаний.

Закончи предложение (по алгоритму).

  • Слова переносим  …
  • Если в слове больше 2 слогов …
  • Слово, состоящее из 1 слога …
  • 1 букву нельзя …

Сейчас наш гость предлагает вам испытать свои знания: посмотрите на карточки помощники.  Прочитайте задание. Постарайтесь выполнить без ошибок.

1 уровень (жёлтая карточка).

Раздели слова для переноса:

Лейка, угольки, осень, речка, лист,  белочка (хором).

2 уровень (голубая карточка).

Найди слова, которые разделили слова для переноса неправильно, раздели их верно:

Лес – ок, по – лянка, шляп - ка, и – юль, ле – то,   ёж – ик,  лужа – йка, окунь – ки, де – ньки (1 человек называет).

3 уровень (розовая карточка).

Найди в тексте слова, которые нельзя переносить:

Стояла тёплая осень. Алёша пошёл в лес за грибами. Вот пень. Там рос большой гриб.  Это был опёнок.

(1 человек называет) Какие слова пропущены?

Проверка заданий, выполненных учащимися (по экрану).

Ребята, посмотрите – старичок -  лесовичок хотел рассказать вам про одно животное, вот только запутался. Помогите ему определить границы предложения.

Тёплые лучи разбудили лес. С пенька спрыгнул серый зайка. Он услышал  хруст ветки. (карточки слабым детям)

Разделите текст на предложения.  Сколько предложений в тексте. Назовите 1 предложение, 2 предложение, 3 предложение. Запишите второе предложение, разделив слова по слогам (взаимопроверка).

 

6. Итог урока.

А для чего  нужно уметь правильно делить слова на слоги? Какие правила переноса запомнили?

  1. Рефлексия.

Ребята, посмотрите, перед вами лежат грибочки. Вы их сейчас раскрасите:

зелёным – если все было понятно на уроке и вы легко выполнили все задания.

жёлтым  - если необходимо ещё поработать над данной темой.

красным – если вам необходима помощь учителя и одноклассников.

Задания, если останется время.

2. Из слогов составьте названия грибов:

Под, сы,   лс, ган, ро,   о,  еж,  си, но,  сич, ки,  вик, ки,  по, ки.

(Поганки, сыроежки, лисички, подосиновик)

С какими грибами надо быть очень осторожными?

3. Кроссворд.

4. Рубрика «Это интересно!»

5. «Что обозначает этот знак?»

6. Приметы о грибах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка "Слова, отвечающие на вопросы Кто? Что?"

На этом уроке дети познакомятся со словами, отвечающими на вопросы Кто? и Что? В неформальной обстановке сделают для себя новое открытие. На уроке используются парные и групповые методы работы....

Конспект урока русского языка "Слова признаки"

Конспект урока русского языка во 2 классе.УМК "Школа 2100"...

Конспект урока русского языка «Слова, в которых нет непроизносимого согласного звука»

Конспект урока русского языка «Слова, в которых нет непроизносимого согласного звука»...

Конспект урока русского языка "Слова -названия предметов, у которых нет окончаний"

Урок русского языка по УМК "Перспективная начальная школа" 2 класс. "Слова - иностранцы"...

Конспект урока русского языка "Слова - помощники" 1 класс ПНШ

Урок русского языка по УМК "Перспективная начальная школа" ФГОС НОО...

Конспект урока русского языка "Слова-омонимы"

Конспект урока с презентацией и приложениями по теме "Слова-омонимы. 2 класс. 21 век....