Конспект урока русского языка "Перенос слов"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)
Возможно использовать данный конспект как 1, так и во 2 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_russkogo_yazyka_perenos_slov.doc | 79.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по теме
«Перенос слов».
Цель: знакомство с правилами переноса слов.
Задачи:
1. Повторение правила переноса слов, закрепление умения делить слова на слоги.
2. Развитие умения слышать и видеть в словах «опасные» места (орфограмму).
3.Воспитывать положительную мотивацию в обучении.
Планируемый результат | ||
Личностные умения | Метапредметные умения | Предметные умения |
• Проявлять интерес к изучению нового материала.
| Познавательные умения:
Регулятивные умения:
Коммуникативные умения:
|
|
Ход урока.
1. Организационный этап.
2. Актуализация знаний.
Звуковой файл «Звуки леса»
"Шагай!" - поманила
Лесная дорожка.
И вот зашагал
По дорожке Алёшка!...
Ведь летом в лесу
Интересно, как в сказке:
Кусты и деревья,
Цветы и лягушки,
И травка зелёная
Мягче подушки!...
И мы с вами получили сегодня приглашение в сказочный лес. Во время путешествия нам предстоит открыть много тайн и ответить на трудные вопросы. А поможет нам в этом наш гость: старичок – лесовичок. Он много знает и нам расскажет. Старичок – лесовичок предлагает нам сделать гимнастику для глаз, но не простую. Сейчас наш волшебный круг будет вам показывать буквы, а вы должны их отгадать. Составьте из этих букв слово. (лесок)
В этом слове есть любимая буква нашего гостя. Звук, который она обозначает - согласный, звонкий, непарный мягкий. Какая это буква?
Верно это буква л. Посмотрите на экран. Давайте вспомним правила её написания. А какой еще звук может обозначать буква л?
О каком слове мы с вами говорили? А какая орфограмма спряталась в этом слове? Как проверить безударный гласный в корне слова?
Если в слове гласный звук
Вызовет сомнение,
То немедленно его
Ставь под ударение
Давайте запишем слово лесок и подберем проверочное:
Лесок - лес.
3. Выявление затруднений и постановка проблемы.
Ребята, посмотрите: старичок – лесовичок хотел записать предложение со словом лес (Бегут первые ручейки по лесу). Но места на строке не хватило. Что делать? (Необходимо перенести слово с одной строки на другую).
-Ребята, кто догадался, какова тема сегодняшнего урока? (Перенос слов).
- Как вы думаете, переносить слово нужно по правилам или так, как захочет пишущий? ( по слогам. Верно, но кроме этого существуют еще определенные правила)
- Итак, что мы сегодня узнаем на уроке ? Чему мы сегодня на уроке будем учиться?
Цель урока: знакомство с правилами переноса слов.
4. Построение проекта выхода из затруднения.
- Как необходимо перенести: по лесу?
- Что для этого нужно сначала сделать? (прочитать это слово) СЛАЙД (прочитай слово)
- Прочитали. Что дальше будем делать? (разделим на слоги) СЛАЙД (раздели на слоги )
- Переносим. Один слог оставляем на строчке, второй переносим.
- Каким знаком обозначается перенос? (черточка). А если мы не поставим черточку, то что получится? (два разных слова).
Давайте придумаем слова с корнем лес: лесок, лесочек, лес, лесной, лесник.
Назовите слова, в которых 1 слог. Как узнали? Назовите двусложные, трехсложные слова.
Мы с вами должны разделить эти слова для переноса. Записываем в тетрадь, разделяя черточками для переноса (хором) ЛЕ – СОК (на доске), ЛЕ – СОЧЕК, ЛЕСО - ЧЕК.
-А может вам что-то хочется сказать об это слове? ( можно перенести по – разному)
- Как перенесем слово ЛЕС? (никак) Почему? 1 слог. СЛАЙД (запишите в тетрадь)
- Как перенесем слово ЛЕСНОЙ? СЛАЙД
Алгоритм (как перенести слово)
- Прочитай слово.
- Раздели его на слоги.
- Помни:
- Слова переносим по слогам.
- Если в слове больше 2 слогов – у него несколько вариантов переноса.
- Слова, состоящие из 1 слога переносить нельзя.
- 1 букву нельзя оставлять на строке и переносить.
- Запиши слово.
- Итак, подведем итог: Что мы должны знать при переносе слов с одной строчки на другую?
Физминутка.
Дети хором произносят слова и выполняют соответствующие движения:
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше потянитесь.
Ну-ка плечи распрямите.
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернулись,
Руками коленей коснулись.
Сели - встали, сели - встали
И на месте побежали.
4. Реализация проекта, структурирование полученных знаний.
Весной и летом в лесу кипит жизнь. Там можно встретить много различных насекомых. Ребята, посмотрите, старичок – лесовичок придумал для нас сложное задание: среди букв спрятались названия насекомых, которые можно встретить в его лесу. (Для детей в таблице все буквы должны быть одного цвета и размера).
- Найдите этих насекомых.
л | п | ч | е | л | а | ш | к |
к | х | ъ | к | м | и | с | а |
ш | м | е | л | ь | о | р | г |
х | ф | п | п | х | п | я | м |
ш | е | ё | ё | о | я | ж | у |
б | а | б | о | ч | к | а | х |
о | и | о | с | о | а | р | а |
ф | и | а | а | к | а | а | ь |
Итак, у нас получились слова: муха, пчела, шмель, бабочка, оса (СЛАЙД с картинками).
5. Первичное закрепление. (С комментированием у доски)
Записываем слова, показываем перенос. ОСА – действуем по алгоритму (алгоритм на доске).
- Чем интересно это слово? Слога 2 , но перенести нельзя, т.к. 1 букву нельзя оставлять на строчке и переносить. ( в алгоритм правило!!!)
Каждый лесной житель занят своим делом: кто – то строит дом, ищет пищу, заботится о детенышах. Прочитайте текст. О каких животных в нем говорится.
Много интересного можно увидеть весной в лесу. Вот рыжая белка выглянула из своего дупла. Она заметила рядом с пеньком колючего ёжика. Пробежал мимо заяц. Услышал хруст ветки и спрятался в кустах. Видно, почуял запах лисы. Выползла погреться на полянку серая змея. А рядом с ней щипал травку олень.
Белка, заяц, лиса, олень, лиса, змея, ёжик.
А какие из этих слов нельзя переносить. Почему?
Физминутка («Арам – зам – зам»).
5. Закрепление полученных знаний.
Закончи предложение (по алгоритму).
- Слова переносим …
- Если в слове больше 2 слогов …
- Слово, состоящее из 1 слога …
- 1 букву нельзя …
Сейчас наш гость предлагает вам испытать свои знания: посмотрите на карточки помощники. Прочитайте задание. Постарайтесь выполнить без ошибок.
1 уровень (жёлтая карточка).
Раздели слова для переноса:
Лейка, угольки, осень, речка, лист, белочка (хором).
2 уровень (голубая карточка).
Найди слова, которые разделили слова для переноса неправильно, раздели их верно:
Лес – ок, по – лянка, шляп - ка, и – юль, ле – то, ёж – ик, лужа – йка, окунь – ки, де – ньки (1 человек называет).
3 уровень (розовая карточка).
Найди в тексте слова, которые нельзя переносить:
Стояла тёплая осень. Алёша пошёл в лес за грибами. Вот пень. Там рос большой гриб. Это был опёнок.
(1 человек называет) Какие слова пропущены?
Проверка заданий, выполненных учащимися (по экрану).
Ребята, посмотрите – старичок - лесовичок хотел рассказать вам про одно животное, вот только запутался. Помогите ему определить границы предложения.
Тёплые лучи разбудили лес. С пенька спрыгнул серый зайка. Он услышал хруст ветки. (карточки слабым детям)
Разделите текст на предложения. Сколько предложений в тексте. Назовите 1 предложение, 2 предложение, 3 предложение. Запишите второе предложение, разделив слова по слогам (взаимопроверка).
6. Итог урока.
А для чего нужно уметь правильно делить слова на слоги? Какие правила переноса запомнили?
- Рефлексия.
Ребята, посмотрите, перед вами лежат грибочки. Вы их сейчас раскрасите:
зелёным – если все было понятно на уроке и вы легко выполнили все задания.
жёлтым - если необходимо ещё поработать над данной темой.
красным – если вам необходима помощь учителя и одноклассников.
Задания, если останется время.
2. Из слогов составьте названия грибов:
Под, сы, лс, ган, ро, о, еж, си, но, сич, ки, вик, ки, по, ки.
(Поганки, сыроежки, лисички, подосиновик)
С какими грибами надо быть очень осторожными?
3. Кроссворд.
4. Рубрика «Это интересно!»
5. «Что обозначает этот знак?»
6. Приметы о грибах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка "Слова, отвечающие на вопросы Кто? Что?"
На этом уроке дети познакомятся со словами, отвечающими на вопросы Кто? и Что? В неформальной обстановке сделают для себя новое открытие. На уроке используются парные и групповые методы работы....
Конспект урока русского языка "Слова признаки"
Конспект урока русского языка во 2 классе.УМК "Школа 2100"...
Конспект урока русского языка «Слова, в которых нет непроизносимого согласного звука»
Конспект урока русского языка «Слова, в которых нет непроизносимого согласного звука»...
Конспект урока русского языка "Слова -названия предметов, у которых нет окончаний"
Урок русского языка по УМК "Перспективная начальная школа" 2 класс. "Слова - иностранцы"...
Конспект урока русского языка "Слова - помощники" 1 класс ПНШ
Урок русского языка по УМК "Перспективная начальная школа" ФГОС НОО...
Конспект урока русского языка "Слова-омонимы"
Конспект урока с презентацией и приложениями по теме "Слова-омонимы. 2 класс. 21 век....