Конспект урока русского языка "Слова -названия предметов, у которых нет окончаний"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Горгадзе Любовь Григорьевна

Урок русского языка по УМК "Перспективная начальная школа" 2 класс. "Слова - иностранцы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_kl._slova-nazvaniya-predmetov_u_kotoryh_net_okonchaniy.docx19.21 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: СЛОВА-НАЗВАНИЯ ПРЕДМЕТОВ, У КОТОРЫХ НЕТ ОКОНЧАНИЙ

Цели деятельности учителя: рассмотреть слова, которые не имеют окончаний; учить противопоставлять слова, имеющие окончания, словам без окончаний; формировать умение выделять основу слов, которые не имеют окончания.

Планируемые результаты (предметные): научатся дифференцировать слова, имеющие окончания, и слова без окончаний; находить информацию (текстовую, графическую, изобразительную) в учебнике, анализировать ее содержание.

Критерии сформированности (оценки) компонентов УУД (метапредметных): регулятивные - принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные - используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; коммуникативные - умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, принимать другое мнение и позицию; личностные - способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Сценарий урока

  1. Работа над каллиграфией.

ЗАПИСЬ В ТЕТРАДЬ ПОД ДИКТОВКУ – МОЖНО 1  ребенка К ДОСКЕ НА ОЦЕНКУ

 Лопата, сорока, воробей, завод, ворона, работа, пошел.

  1. Постановка и формулирование цели, учебной задачи.
  • Рассмотрите картинку в учебнике НА СТР. 41
  • . Что вы интересного заметили в словах-названиях животных в зоопарке, рядом с которыми находятся Маша и Миша?
  • Слова такие разные, но кое-что в них есть общее. (На конце слов - буква «у».)
  • Все эти слова-названия животных пришли к нам из других языков. У этих слов нет окончаний. Это слова-иностранцы, на конце которых могут быть буквы «у», «о», «е»: кино, пальто, метро, эскимо, кофе, кафе.
  • Что же такое окончание?
  • ПРАВИЛО УЧИЛИ
  •  Это не просто буква на конце слов. (Окончание - часть слова, которая изменяется.)
  1. Изучение нового материала. (Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге, обмениваются мнениями, строят понятные речевые высказывания, формулируют ответы и выводы; регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, осуществляют пошаговый контроль своих действий; познавательные: осуществляют аналитический разбор слов без окончаний.)
  • Давайте проверим, изменится ли что-нибудь у слов-иностранцев на конце или нет.
  • ЭТИ ЖЕ ВОПРОСЫ В УЧЕБНИКЕ НА СТР. 42
  •  Прочитайте предложения про кенгуру. Где слово «кенгуру» стоит в единственном числе? (В первом предложении.) Почему вы так думаете? (Число подсказывает слово- название действия «завтракал», то есть один.) Где слово «кенгуру» стоит во множественном числе? (В третьем предложении.) Можете это доказать? (На множественное число указывает окончание слова-названия признака «маленьк I их I».)

-Изменилось ли слово «кенгуру» во множественном числе? (Не изменилось.) В каком предложении нельзя определить число слова «кенгуру»? (Во втором предложении.) Изменится ли внешний вид слова при изменении числа? А при смене вопросов? Можно ли сказать, что во всех трех предложениях у слова «кенгуру» нет окончания?

  • Запишите это слово и выделите у него основу: кенгуру.
  • ЧТО НАЗЫВАЮТ ОСНОВОЙ? –ДОМАШНЕЕ ПРАВИЛО
  • Можем сказать, что слово «кенгуру» стоит во всех предложениях в одной и той же форме? (Формы слова разные.) Докажите это.

(1. Слово «кенгуру» в каждом предложении подчеркнуто по- разному.(ГЛАВНОЕ И НЕГЛАВНОЕ СЛОВО)

  1. Слово отвечает на разные вопросы.
  • Прочитайте стихотворение М. Яснова «Как понять?»
  • Что обсуждает с нами поэт? Что же смущает поэта? (Поэта смущает то, что слово «пони» выглядит так, как будто животных несколько, а означает оно всего лишь одну лошадку.)
  • Именно в данном случае слово означает, что лошадка одна, но это слово может означать, что лошадок несколько.
  • Докажите, что слово «пони» стоит в единственном числе. (Слова «он», «того».) Изменится ли внешний вид слова «пони», если мы будем изменять это слово по числам? (Один пони, много пони.) 
  • Придумайте предложения, чтобы было понятно, что пони несколько.

Гуля| ют| маленьк[йё] пони. Пони пил [и] воду.

  • Придумайте предложения, чтобы было видно, что здесь пони- мальчик и пони-девочка.

Пони щипал травку. Пони щипал[а] травку.

  • Что изменится, если задавать к слову «пони» разные вопросы?
  •  Я вижу (кого?) пони.
  • В зоопарке живет (кто?) пони.
  • Я угощу (кого?) пони.
  • Я любуюсь (кем?) пони.
  • Можно ли сказать, что у слова «пони» вовсе нет окончания? (Можно.) Запишите это слово и выделите основу: пони.
  1. Повторение и обобщение знаний.

Запись ПОД ДИКТОВКУ: Жила собачка.

ПОДЧЕРКНУТЬ ГРАММАТИЧЕСКУЮ ОСНОВУ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

  1. Итог УРОКА –ЧТО УЗНАЛИ?

ДОМА СТР.44 УПР 18.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка во 2 классе на тему: « Слова – названия предметов, у которых нет окончаний »

Урок русского языка во 2 классена тему:« Слова – названия предметов,у которых нет окончаний »...

Конспект урока по русскому языку "Слова - названия предметов, у которых нет окончаний".

Данный урок помогает детям самим понять, что в русском языке есть слова - предметы, которые не имеют окончаний. Прводя анализ слов, учащиеся сталкиваются с данной проблемой, решение которой находят во...

Конспект урока по русскому языку "Слова - названия предметов, у которых нет окончаний".

Конспект урока по русскому языку "Слова - названия предметов, у которых нет окончаний" по программе "Перспективная начальная школа"...

ТВОРЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА "Системно - деятельностный подход на уроке русского языка "Слова-названия предметов, у которых нет окончаний". УМК ПНШ, 2 класс.

В творческую разработку включено: введение ( обоснование необходимости использования деятельностного подхода на уроках в услосвия работы по ФГОС), прект урока по теме " Слова - названия предметов, у к...

Конспект урока русского языка «Слова с буквой э, которые пришли в наш язык из других языков» (УМК «Школа России», 1 класс)

Цели деятельности учителя: формирование общих представлений о словах с буквой э; наблюдение над образованием звуков речи на основе проведения лингвистического опыта; развитие речевого слуха.Планируемы...