Турнир "Знатоки русского языка" (3 класс)
методическая разработка по русскому языку (3 класс)
Предварительный просмотр:
Положение о турнире
«Знатоки русского языка»
для учащихся 3-х классов
Положение о турнире «Знатоки русского языка»
для учащихся 3-х классов
- Общие положения. Турнир «Знатоки русского языка» для учащихся 3-х классов. Для организации, проведения и судейства турнира привлекаются учащиеся 4-х классов.
- Задачи конкурса:
1. Выявление одаренных детей.
2. Повышение уровня обученности по русскому языку среди учащихся начальной школы.
3. Формирование навыка работы в команде, умения самостоятельно действовать по инструкции.
4. Приобщение детей к внеклассной деятельности по предмету.
- Организация конкурса:
1. Турнир проводится один раз в год по плану работы начальной школы.
2. Турнир организуется в виде следования команд по станциям, где участники должны выполнить определенное задание. Время пребывания на станции ограничено временными рамками.
3. Команда состоит из 6 человек. Участники должны придумать для своей команды название, девиз, приветствие, эмблему. Каждую команду сопровождает «хранитель времени», следящий за сроком пребывания участников на станции.
4. Во время открытия турнира командам вручается индивидуальный маршрутный лист, план первого этажа с указанием кабинетов.
5. На каждой станции присутствует дежурный по станции (ученик 4-го класса), который выдает команде задание, оказывает необходимую консультативную помощь, следит за правилами проведения турнира.
6. В состав жюри входят учителя начальной школы, зам. директора по УВР, члены Совета «Солнечный город».
IV. Задания для проведения турнира и критерии их оценки.
Станция №1 «Рифмоплеты»[1]
Задание: В предлагаемом ниже тексте «переплелись» два отдельных стихотворения, которые авторы назвали «Грустная песенка» и «Кошкина считалка». Восстанови каждое из стихотворений: разрежь предложенное стихотворение по строчкам и наклей на отдельные листы с их названиями.
Найдите и подчеркните в тексте слова, в которых количество звуков и букв не совпадает.
Время выполнения задания – 5 минут.
Раз, два, три, четыре, пять,
Целый месяц под дождем
Кошка учится считать.
Мокнет кошка, мокнет дом,
Мокнут лужи и поля,
Потихоньку, понемножку
Мокнет мокрая земля.
Прибавляет к мышке кошку.
И далеко от земли
Получается ответ:
Мокнут в море корабли.
Кошка есть, а мышки нет!
Оценивание: За каждое правильно восстановленное стихотворение команда получает по 1 баллу; за каждое правильно указанное слово по 1 баллу.
Станция №2 «Штукатуры»
«Заштукатурьте» дыры в словах (вставьте пропущенные буквы) там, где это необходимо.
Время выполнения задания – 5 минут.
Нам п…д…рили в Новый го..
Чудес…ные п…дарки:
К…нфеты, кни…ки, п…рово…
И мяч, и шарфик яркий,
М…ш…нки, ябл…ки, цв…ты,
И лыж… и т…тра…ки,
И п…роходы, и шары,
И обруч, мя…кий, гла…кий.
Сп…сиб…, Деду…ка М…ро…,
Что ты п…дарки нам пр…нё…!
Оценивание: за каждую правильно вставленную букву – 1 балл.
Станция №3 «Ювелиры»
Используя все буквы данных слов, составьте русскую пословицу о труде и развлечении.
Время выполнения задания – 5 минут.
ПЛЕЧО, СМЕХ, ВЕЕР, АУТ, ЯД
(Делу – время, потехе – час.)
Оценивание: за каждое правильно составленное слово – 1 балл
Станция №4 «Мудрецы»
Сравните китайские и русские пословицы. Соедини линиями русские и китайские пословицы, выражающие одну и ту же мысль.
Время выполнения задания – 5 минут.
Китайские пословицы | Русские пословицы |
1. Торопливым людям не хватает мудрости. | 1.На безрыбье и рак рыба. |
2. Лекарь лекаря не прочит. | 2. Поспешишь – людей насмешишь. |
3. Хочешь узнать человека – узнай, кто его друг. | 3. Ворон ворону глаз не выклюет. |
4. Слабого обижает, а сильного боится. | 4. Молодец против овец, а против молодца сама овца. |
5. Написанное на бумаге и боги не сотрут. | 5. За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь. |
6. Зонт готовь, когда ясная погода. | 6. Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты. |
7. Двумя руками трудно схватить двух угрей. | 7. Что написано пером - не вырубишь топором. |
8. Где нет деревьев, и полынь считается деревом. | 8. Готовь сани летом, а телегу зимой. |
Оценивание: за каждую правильно составленную пару – 1 балл.
Станция №5 «Редакторы»
Прочитайте текст, используя подходящие по смыслу глаголы. Вычеркните глаголы, которые вам не понадобились. Озаглавьте текст.
Время выполнения задания – 5 минут.
С таким чудом я (встретился/столкнулся) первый раз в жизни. Мы с приятелем ехали на машине. Вдруг на дорогу из лесу (выбежал/выскочил) лисенок. Шофер остановил машину. Мы (позвали/поманили) лисенка. Он (подбежал/подскочил/подошел) к машине. Зверек был рыжий, на грудке светлый галстук, а лапки – в черных чулочках. Он сел перед машиной. Мы стали с ним (беседовать/разговаривать). Лисенок внимательно слушал. Вот любопытный малыш! На опушке леса (загудела/зашумела) колонна машин. Зверек (бросился/кинулся/метнулся) в лес. Вот так встреча!
Определите тип текста:
-повествование;
-описание;
-рассуждение;
-рассуждение с элементами описания;
-повествование с элементами описания;
-описание с элементами рассуждения.
Оценивание: за каждый правильно подобранный глагол – 1 балл, за правильно определенный тип текста – 1 балл, за правильно подобранное название – 1 балл.
Станция №6 «Пазлы»
Из букв данного слова составьте новые слова. Все слова должны быть именами существительными, нарицательными, в именительной форме (отвечать на вопрос кто? или что?), единственного числа.
Время выполнения задания – 5 минут.
ГАСТРОНОМ
Оценивание: за каждое составленное слово – 1 балл.
Станция №7 «Внимание, ошибка!»
Исправьте ошибки, допущенные при составлении предложений.
Время выполнения задания – 5 минут.
Если у вас останется свободное время, вы можете записать исправленные предложения.
- Вдали показалась стая уток и зайцев.
- У щенка Байкала на макушке весело торчат ушки и пушистый хвостик.
- Он стоял и лязгал глазами.
- Зимой многие животные бросаются в спячку.
- Тяжёлая рука легла на плечо и сказала.
Оценивание: за каждую исправленную ошибку – 1 балл.
Станция №8 «5 Х 5»
Сверху вниз впишите пятибуквенные слова, используя уже вписанные буквы. Слова должны быть именами существительными в именительном падеже (отвечать на вопросы кто? или что?) в единственном числе.
Время выполнения задания – 5 минут.
В | Е | Л | И | К | Л | И | В | А | Ш | С | Л | О | В | А | Р | Н | Ы | Й | З | А | П | А | С | ||||
Оценивание: за каждое вписанное слово – 1 балл.
V. Награждение победителей конкурса. Команда-победитель, набравшая наибольшее количество баллов, награждается грамотой. Остальные команды награждаются дипломами участников.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Ключи к заданиям
Станция №1 «Рифмоплеты»
Задание: В предлагаемом ниже тексте «переплелись» два отдельных стихотворения, которые авторы назвали «Грустная песенка» и «Кошкина считалка». Восстанови каждое из стихотворений: разрежь предложенное стихотворение по строчкам и наклей на отдельные листы с их названиями.
Найдите и подчеркните в тексте слова, в которых количество звуков и букв не совпадает.
«Кошкина считалка»
Раз, два, три, четыре, пять,
Кошка учится считать.
Потихоньку, понемножку
Прибавляет к мышке кошку.
Получается ответ:
Кошка есть, а мышки нет!
«Грустная песенка»
Целый месяц под дождем
Мокнет кошка, мокнет дом,
Мокнут лужи и поля,
Мокнет мокрая земля.
И далеко от земли
Мокнут в море корабли.
Оценивание: За каждое правильно восстановленное стихотворение команда получает по 1 баллу; за каждое правильно указанное слово по 1 баллу.
Станция №2 «Штукатуры»
«Заштукатурьте» дыры в словах (вставьте пропущенные буквы) там, где это необходимо.
Время выполнения задания – 5 минут.
Нам подарили в Новый год
Чудесные подарки:
Конфеты, книжки, паровоз
И мяч, и шарфик яркий,
Машинки, яблоки, цветы,
И лыжи и тетрадки,
И пароходы, и шары,
И обруч, мягкий, гладкий.
Спасибо, Дедушка Мороз,
Что ты подарки нам принёс!
Оценивание: за каждую правильно вставленную букву – 1 балл.
Станция №3 «Ювелиры»
Используя все буквы данных слов, составьте русскую пословицу о труде и развлечении.
Время выполнения задания – 5 минут.
ПЛЕЧО, СМЕХ, ВЕЕР, АУТ, ЯД
(Делу – время, потехе – час.)
Оценивание: за каждое правильно составленное слово – 1 балл
Станция №4 «Мудрецы»
Сравните китайские и русские пословицы. Соедини линиями русские и китайские пословицы, выражающие одну и ту же мысль.
Время выполнения задания – 5 минут.
Китайские пословицы | Русские пословицы |
1. Торопливым людям не хватает мудрости. | 1.На безрыбье и рак рыба. |
2. Лекарь лекаря не прочит. | 2. Поспешишь – людей насмешишь. |
3. Хочешь узнать человека – узнай, кто его друг. | 3. Ворон ворону глаз не выклюет. |
4. Слабого обижает, а сильного боится. | 4. Молодец против овец, а против молодца сама овца. |
5. Написанное на бумаге и боги не сотрут. | 5. За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь. |
6. Зонт готовь, когда ясная погода. | 6. Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты. |
7. Двумя руками трудно схватить двух угрей. | 7. Что написано пером - не вырубишь топором. |
8. Где нет деревьев, и полынь считается деревом. | 8. Готовь сани летом, а телегу зимой. |
Оценивание: за каждую правильно составленную пару – 1 балл.
Станция №5 «Редакторы»
Прочитайте текст, используя подходящие по смыслу глаголы. Вычеркните глаголы, которые вам не понадобились. Озаглавьте текст.
Время выполнения задания – 5 минут.
С таким чудом я (встретился/столкнулся) первый раз в жизни. Мы с приятелем ехали на машине. Вдруг на дорогу из лесу (выбежал/выскочил) лисенок. Шофер остановил машину. Мы (позвали/поманили) лисенка. Он (подбежал/подскочил/подошел) к машине. Зверек был рыжий, на грудке светлый галстук, а лапки – в черных чулочках. Он сел перед машиной. Мы стали с ним (беседовать/разговаривать). Лисенок внимательно слушал. Вот любопытный малыш! На опушке леса (загудела/зашумела) колонна машин. Зверек (бросился/кинулся/метнулся) в лес. Вот так встреча!
Определите тип текста:
-повествование;
-описание;
-рассуждение;
-рассуждение с элементами описания;
-повествование с элементами описания;
-описание с элементами рассуждения.
Оценивание: за каждый правильно подобранный глагол – 1 балл, за правильно определенный тип текста – 1 балл, за правильно подобранное название – 1 балл.
Станция №6 «Пазлы»
Из букв данного слова составьте новые слова. Все слова должны быть именами существительными, нарицательными, в именительной форме (отвечать на вопрос кто? или что?), единственного числа.
Время выполнения задания – 5 минут.
ГАСТРОНОМ
Оценивание: за каждое составленное слово – 1 балл.
Станция №7 «Внимание, ошибка!»
Исправьте ошибки, допущенные при составлении предложений.
Время выполнения задания – 5 минут.
Если у вас останется свободное время, вы можете записать исправленные предложения.
- Вдали показалась стая уток и зайцев.
- У щенка Байкала на макушке весело торчат ушки и пушистый хвостик.
- Он стоял и лязгал глазами. зубами.
- Зимой многие животные бросаются впадают в спячку.
- Тяжёлая рука легла на плечо и сказала.
Оценивание: за каждую исправленную ошибку – 1 балл.
Станция №8 «5 Х 5»
Сверху вниз впишите пятибуквенные слова, используя уже вписанные буквы. Слова должны быть именами существительными в именительном падеже (отвечать на вопросы кто? или что?) в единственном числе.
В | Е | Л | И | К | Л | И | В | А | Ш | С | Л | О | В | А | Р | Н | Ы | Й | З | А | П | А | С | ||||
Оценивание: за каждое вписанное слово – 1 балл.
[1] Автор заданий Ф.В.Трохина, г. Реж (газета «Педагогическое творчество», №1, 2006 год)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка (план-конспект) урока. Предмет: русский язык. Класс: 1 Тема урока: Письмо слов со строчными буквами б, д.
Разработка (план-конспект) урока. Предмет:русский язык.Класс:1Учитель:Цветкова И.Ю.Тема урока:Письмо слов со строчными буквами б, д....
РАЗРАБОТКА УРОКА Предмет: русский язык Класс: 2 Тема: Корень слова. Однокоренные слова.
РАЗРАБОТКА УРОКАучителя начальных классов МОУ гимназии № 35 г. о. Тольятти Цветковой Ирины Юрьевны.Предмет: русский языкКласс: 2Тема: Корень слова. Однокоренные слова. ...
Окружная олимпиада младших школьников по русскому языку класс
Окружная олимпиада младших школьников по русскому языку 3 класс. Задания и ключ для проверки олимпиадных заданий...
Дистанционный урок по русскому языку класс
Задание к уроку...
Предмет: Русский язык. Класс: 2-й класс. Тип урока: урок развития умений и навыков.
Образовательные: формировать представления о лексическом значении слова как об обязательном значении любого слова в языке; о том, что слова могут сочетаться или не сочетаться друг с другом.Формировать...
Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».
Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока: Закреплять зн...
Предмет: Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: Падежные окончания имён существительных 2-го склонения.
Цель урока: отрабатывать умение распознавать имена существительные 1 -го и 2-го склонения, познакомить с системой окончаний имён существительных 2-го склонения....