Технологическая карта урока русского языка
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс)
Технологическая карта урока и презентация по русскому языку. Тема "Фразеологизмы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkij1_01.10.18.doc | 86 КБ |
frazeologizmy.pptx | 1.12 МБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе. УМК «Школа России»
Тема:Лексическое значение слова. Фразеологизмы. | Тип: Изучение нового материала. | ||
Задачи:
| |||
Основное содержание темы, термины и понятия: фразеологизм (устойчивое сочетание слов), фразеологический словарь, лексическое значение ,синоним, антоним. | |||
Планируемые результаты: | |||
Предметные: • определять значение слова по тексту или уточнять с помощью словаря; • работать с рубрикой «Странички для любознательных»: «О фразеологизмах бить баклуши, спустя рукава»; • находить в тексте и в предложении фразеологизмы, объяснять их значение; • работать с лингвистическим словарём фразеологизмов, находить в нём нужную информацию о слове; • составлять предложение по рисунку и данному фразеологизму | Метапредметные: • понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока; • находить информацию в словаре; • вести диалог в процессе решения поставленных задач; • оценивать результаты своей деятельности | Личностные: • осознавать богатство и образность русского языка; • осознавать важность различных форм учебного сотрудничества | |
Организация пространства | |||
Межпредметные связи | Формы работы | Ресурсы | |
Чтение (обогащение словарного запаса) | Фронтальная, в малых группах (парах), индивидуальная. | Учебник Русский язык. 3 класс. Ч. 1./Канакина В. П., Горецкий В. Г.- М: Просвещение, 2014; Слайды презентации с фразеологизмами для оценки своей деятельности на уроке ,проектор, ноутбук. |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1. Мотивация (самоопределение к деятельности) | Приветствует детей. Прозвенел уже звонок, Начинается урок! Встаньте прямо, улыбнитесь! И за парты тихонько садитесь! - Откройте тетради и запишите число и классная работа. Сегодня Первое октября (учитель пишет на доске). | Приветствуют учителя. Садятся за парты. - Пишут в тетради число и классная работа. | Регулятивные: Использовать речь для регу-ляции своего действия. |
2. Выявление места и причины затруднения | - (Слайд 2) Ребята, посмотрите на экран и прочитайте слова: Синонимы Омонимы Фразеологизмы Антонимы - Какое слово лишнее? - Почему? - А что такое синонимы? - Что такое антонимы? | - Читают слова. - Фразеологизмы. - Потомучто мы его не знаем. - Синонимы – это слова, кото-рые звучат и пишутся по-разному, а по смыслу одинако-вы и очень близки (метель, вьюга, пурга…). - Антонимы – это слова, проти-воположные по смыслу (холод-но – жарко, добрый – злой). | Регулятивные: формировать и удерживать учебную задачу; использовать речь для регу-ляции своего действия. Познавательные: Применять правила и пользоваться инструкциями; Решать проблемы; Передавать информацию устным и письменным спо-собом; Развивать следующие мыс-лительные процессы: срав-нение, обобщение, анализ. |
3. Построение проекта выхода из затруднения (Сообщение темы и цели урока) | - Скажите, как вы думаете, какая тема урока? - Верно - Какую цель урока мы поставим? | - Фразеологизмы. - Мы должны изучить, что такое фразеологизмы и нау-читься находить их в тексте. | Регулятивные: формировать и удерживать учебную задачу; использовать речь для регу-ляции своего действия; Познавательные: Передавать информацию устным и письменным спо-собом. |
4. Реализация построенного проекта. | - Откройте учебники на странице 49-ойи посмотрим упражнение 83. Прочитайте. - Кто из вас знает, кого называют словом Тапир? – Тапир это млекопитающее с вытянутыми в хобот губами и носом. Этим он чем-то напоминает слона. Длина его тела может достигать 2х метров.(Слайд 4) - Скажите, а что обозначает выражение «Повесил нос»? - Верно. Это выражение имеет переносное значение «Расстроился». - Оно употреблено в прямом или в переносном значении? - Почему? - Такие сочетания слов, как «Повесил нос», «Ни свет не заря» и так далее, называются устойчивыми выражениями или фразеологизмами . Их очень много. А теперь найдите оранжевую рамочку и прочитайте про себя, что же такое фразеологизмы. - Что такое фразеологизмы?(Спрашивает одного ученика). Работа со словарём: (Слайд 3 ) - Как вы думаете, что обозначает фразеологизм «Брать на буксир»? - А что обозначает фразеологизм «Висеть на телефоне»? - А вот давайте откроем фразеологический словарь на стр. 157-ой и найдём толкование этихвыражений и посмотрим, правильно ли вы сказали), слова на экране: Брать на буксир, Висеть на телефоне. - Найдите их и прочитайте про себя. Кто прочитает, сядьте правильно, чтобы я видела, что вы готовы ответить. - Что значит «Брать на буксир»? - Что значит «Висеть на телефоне»? . Выпишите эти фразеологизмы и их значения в тетрадь. - Молодцы. ФИЗМИНУТКА. | .Читает один ученик: Тапир навек повесил нос, Грустит он об одном: Он собирался стать слоном. Да так и не дорос… Высказывают предположения. - Расстроился, приуныл… - В переносном. - Потому что это фразеологизм. читают определение. Читает один ученик: - …Это устойчивые сочетания слов, в которых нельзя заме-нить или пропустить какое либо слово, иначе изменится весь смысл. Например «ни свет ни заря означает - рано, до рассвета». Высказывают предположения. Высказывают предположения. Открывают словарь в конце учебника и ищут толкование фразеологизмовЧитают про себя. - …Это означает – помогать отстающему. - …Это означает – Часто и долго говорить по телефону. Пишут в тетради. | Регулятивные: формировать и удерживать учебную задачу; использовать речь для регу-ляции своего действия; выбирать действия в соот-ветствии с поставленной задачей и способами её реализации. Познавательные: Применять правила и пользоваться инструкциями; ставить, формулировать и решать проблемы; передавать информацию устным и письменным спо-собом; развивать следующие мыс-лительные процессы: срав-нение, обобщение, анализ. Коммуникативные: Обращаться за помощью, формулировать свои затруд-нения; Адекватно оценивать собст-венное поведение. |
5. Первичное закрепление | - Переверните страницу и найдите упр. 86-ое. Нужно прочитать и объяснить значение выделенных устойчивых сочетаний слов. А как по-другому называют эти сочетания? - Прочитайте предложение под номером 1. - Что значит «Во весь дух»? - Второе предложение. - Что значит «Душа в пятки»? - Следующее предложение. - Что значит «Вверх тормашками»? - И последнее предложение. - Что значит «Куда глаза глядят»? - Выпишите любые два предложения в тетрадь. | - Фразеологизмы. Читает вслух ученик. - Быстро. Читает вслух ученик. - Сильно испугался, испугался до смерти. Читает вслух ученик. - Вверх ногами. Читает вслух ученик. - Идти, куда видишь, идти впе-ред. Пишут 2 предложения на выбор в тетрадь. | Регулятивные: Использовать речь для регу-ляции своего действия; Выбирать действия в соот-ветствии с поставленной задачей и способами её реализации. Познавательные: Применять правила и пользоваться инструкция-ми; ставить, формулировать и решать проблемы; развивать следующие мыс-лительные процессы: срав-нение, обобщение, анализ. Коммуникативные: адекватно оценивать собст-венное поведение. |
6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону | - Найдите упр. 85-ое. Прочитайте фразеологизмы про себя. Гладить по голове унывать Падать духом быстро Надуть губы хвалить Во все лопатки мало Ломать голову думать Рукой подать обидеться Капля в море близко - Как вы думаете, какое слово из правого столбика объясняет фразеологизм «Гладить по голове»? - Верно. Выберите из правого столбика слова, которые объясняют эти фразеологизмы и выпишите их парами, как на образце. Нашли образец? - Выражение «Падать духом» писать не нужно. Оно уже разобрано в учебнике. Приступайте. Проверка по эталону: - Посмотрите на доску (Слайд 5) – у вас получилось так же как у меня? - Посмотрите на рисунок рядом со столбиками. Что там изображено? - Что делает мальчик? - Какому фразеологизму соответствует рисунок? - Верно, она подходит к нескольким выражениям. Кажется, что мальчик думает, но может он обиделся на кого-то, или, возможно, он расстроился. - А теперь самостоятельно в тетради составьте любое предложение с одним из этих фразеологизмов. Самостоятельная работа на оценку: - Сейчас мы выполним небольшую самостоятельную работу. На столах у вас карточки с заданием. Подпишите свою фамилию вверху карточки. Вам нужно среди этих фраз найти фразеологизмы и подчеркнуть их одной линией. Всем понятно? Приступайте. Собирает карточки для проверки. | Читают фразеологизмы. - Хвалить. - Нашли. Выполняют упр. в тетради. Сравнивают свою работу. Смотрят на рисунок. - Мальчик изображен. - Думает, грустит… - «Ломать голову», «Надуть губы», «Падать духом». Составляют предложение самостоятельно в тетради. . Несколько учеников читают свои предложения. Слушают задание. - Да.(Выполняют см. работу.) | Регулятивные: Выбирать действия в соот-ветствии с поставленной задачей и способами её реализации. Познавательные: Применять правила и пользоваться инструкция-ми; Развивать следующие мыс-лительные процессы: срав-нение, обобщение, анализ. |
7. Подведение итогов. Рефлексия | - Скажите, какая была тема урока? - Что такое фразеологизмы? - Как вы думаете, какое значение имеют фразеологизмы – прямое или переносное? - Почему? - Например? - На столах у вас сигнальные карточки. - 1. Поднимите зелёную карточку, если вам было всё понятно и вы теперь самостоятельно можете разбираться с фразеологизмами; 2. Поднимите жёлтую карточку, если вы не до конца поняли, и нуждаетесь в помощи; 3. Поднимите красную карточку, если вам было ничего не понятно. | - Фразеологизмы. - Устойчивые сочетания слов. - Переносное. - Потому что иногда фразеоло-гизмы не понятные, а их прямое значение простое и понятное. - Ломать голову – думать. Поднимают сигнальные карточ-ки. | Регулятивные: формировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: Применять правила и пользоваться инструкция-ми; Развивать следующие мыс-лительные процессы: срав-нение, обобщение, анализ. Коммуникативные: адекватно оценивать собст-венное поведение. |
8. Домашнее задание | - Ребята, открываем дневники и записываем домашнее задание.. Стр. 50, упр. 87-ое. Вам нужно будет вставить пропущенные буквы в слова и найди и подчеркнуть устойчивые словосочетания – что такое устойчивые словосочетания? - Верно. Спасибо за урок. | - Фразеологизмы. | Регулятивные: Выбирать действия в соот-ветствии с поставленной задачей и способами её реализации. |
\
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Брать на буксир. Висеть на телефоне.
Брать на буксир – помогать отстающему. Висеть на телефоне – часто и долго говорить по телефону.
Тапир
Гладить по голове – хвалить; Падать духом – унывать; Надуть губы – обидеться; Во все лопатки – быстро; Ломать голову – думать; Рукой подать – близко; Капля в море – мало.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка по теме "Буквы русского языка. Алфавит"
Технологическая карта урока русского языка в 1 классе по теме "Буквы русского языка. Алфавит". УМК "Школа России....
Технологическая карта урока русского языка. Урок - игра "Знатоки русского языка" (VIII вид)
Урок - игра "Знатоки русского языка" проводился в рамках методической недели Русского языка в 3Г классе для детей с лёгкими интеллектуальными нарушениями,в ГБОУ школа 487 Выборгского ра...
Технологическая карта урока "Русский язык" на тему "Закрепление изученного. Составление рассказа по серии картинок" (УМК "Школа России", 4 класс)
Тип урока: «Рефлексии» Цель урока: формирование умения составлять рассказ с опорой на серию сюжетных картинок Задачи урока Дидактические: Формировать умения составлять расск...
Технологическая карта урока русского языка "Составление текста по сюжетным картинкам" (3 класс), УМК "Школа России"
Тип урока: рефлексияЦель урока: создание условий для закрепления умений составлять текст с опорой на сюжетные рисунки.Задачи урокаДидактические:Повторить типы текстов, и их основные части;Совершенство...
Технологическая карта урока русского языка «Сравнение как одно из выразительных средств русского языка» (УМК "Школа России", 2 класс)
Цель урока: формирования представлений о сравнении, как о средстве выразительности речи.Задачи урока Дидактические:1.Дать представление о средствах сравнения в речи;2.Научить составлять пред...
Технологическая карта урока русского языка «Делу время, потехе час» (Родной русский язык, 2 класс).
Цель урока: создание условий для формирования знаний обучающихся о игрушках прошлого.Задачи урокаДидактические:1. Актуализировать знания о связи между предложениями в тексте посредством индивидуальной...
Технологическая карта урока русского языка по теме «Корень слова. Однокоренные слова.» Предмет: Русский язык Класс: 3 , УМК «Школа России». В.П. Канакина, В.Г. Горецкий
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе УМК "Школа России" по теме "Корень слова. Однокоренные слова"...