открытый урок русского языка по теме "Изменение глаголов по временам"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Открытый урок русского языка в 4 класса по теме "Изменение глаголов по временам"
Цель: актуализировать знания об изменении глаголов по временам; формировать умение образовывать формы времен глагола из глаголов в неопределенной форме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.doc | 386 КБ |
samostoyatelnaya_rabota.docx | 12.32 КБ |
po_etapam.docx | 26.22 КБ |
na_dosku.docx | 12.46 КБ |
izmenenie_glagolov_po_vremenam.docx | 12.1 КБ |
prezentatsiya_1.pptx | 1.23 МБ |
Предварительный просмотр:
Районная методическая неделя «Методическая мастерская»
МКОУ СОШ №5 г. Киренска
открытый урок русского языка в 4 «А» классе, учитель Буркова С.М.
Тема: Изменение глаголов по временам
Цель: актуализировать знания об изменении глаголов по временам; формировать умение образовывать формы времен глагола из глаголов в неопределенной форме.
Формируемые УУД:
Познавательные — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; выдвижение гипотез и их обоснование;
Коммуникативные - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
Регулятивные - постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала;
Личностные — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Тип урока: открытие нового знания
Оборудование: учебник «Русский язык», В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, часть 2, тетрадь, карточки-таблицы для парной и самостоятельной работы, презентация, выставка часов, карточки для оформление доски.
- Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.
-Вот наступила долгожданная весна. Все больше радует нас ласковое солнышко. Сегодня оно засияло и у нас в классе. Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне. Ведь добрая улыбка укрепляет здоровье, поднимает настроение, располагает к общению.
Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Поприветствуйте их.
- Запишите в тетрадях число. Классная работа.
-Прочитайте девиз нашего урока: СЛАЙД 1
Делу время – потехе час.
- Как вы понимаете это высказывание?
-запишите эту пословицу в тетрадь.
-Какие пословицы о времени вы знаете?
Время дороже золота. Время идёт, как птичка несёт. Упустишь минуту – потеряешь час.
- Вызов
ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ МИНУТКА :
Запишите в тетради слово время и на каждую букву этого слова напишите словарное слово
СЛАЙД 2
В – ветер, воробей
Р – работа, родина
Е – ещё, ежевика
М – молоко, металл
Я – яблоко, январь
-Что такое время? (Варианты детей) Владимир Иванович Даль так объясняет это слово: «Время – это когда идут дни за днями, последовательное течение суток за сутками».
- Где мы встречаемся с понятием время? (в быту, в математике)
- Может ли это понятие относится к русскому языку?
- Каким образом? (понятие Время глагола).
-Какая тема нашего урока?
-какие задачи мы выполним на уроке?
На уроке мы тоже следим за временем и ценим каждую минуту, поэтому работаем по плану.
(На каждый этап урока указывает, передвигаясь, часовая стрелка, прикрепленная на доску магнитом).
Актуализация знаний.
Мы выяснили, что понятие время в русском языке применяется при изучении темы «Глагол». Давайте вспомним, что мы знаем о глаголе.
- Игра «Да/нет» (У детей сигнальные карточки.)
Я читаю утверждение. Если вы согласны с ним, зелёная карточка, если нет - красная.
1.Глагол – это часть речи. ( )
2.Глагол обозначает признак предмета. ( )
3.Глаголы отвечают на вопросы что делать? что сделать? что делает? что сделает? что делал? что сделал? что будет делать? ( )
4.В предложении глагол чаще всего бывает второстепенным членом предложения. ( )
5. Глаголы изменяются по числам. (в единственном числе глагол обозначает действие одного предмета, во множественном числе глагол обозначает действие двух или нескольких предметов) ( )
6. Неопределенная форма - это начальная форма глагола. Она не указывает ни на время, ни на число. Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы что делать? что сделать? ()
7. Выделяют три времени глагола, которые отличаются вопросами и действиями6настоящее, прошедшее и будущее. ( )
8. Глаголы прошедшего времени обозначают действие предмета, которое уже произошло, до момента речи.
9. Глаголы будущего времени обозначают действие предмета, которое произойдет после момента речи, через какое-то время.
Постановка проблемы и задач урока:
10. Глаголы настоящего времени обозначают действие предмета происходящего в момент речи, прямо сейчас.
11. Не все глаголы могут иметь форму настоящего времени. (слайд )
ПРОБЛЕМА
- Почему в предложении появились разногласия?
Что нам необходимо выяснить?
Какие глаголы не имеют форму настоящего времени? (открывается вторая задача)
Выяснить какие глаголы не имеют форму настоящего времени
Решение проблемы, поиск выхода из затруднения:
- Осмысление:
ПОРАБОТАЙТЕ В ПАРАХ
Карточку с таблицей и познакомьтесь с планом работы.
План:
1.Измените глаголы по временам с помощью вопросов.
2.Заполните таблицу.
3.Сделайте вывод, какой глагол не имеет форму настоящего времени?
Неопределенная форма | Настоящее время | Прошедшее время | Будущее время |
Что делать? | Что делает? | Что делал? | Что будет делать? |
Решать | будет | ||
Думать | будет | ||
Искать | будет | ||
Отвечать | |||
Что сделать? | Что сделал? | Что сделает? | |
Решить | |||
Подумать | |||
Найти | |||
Ответить |
все ли глаголы изменяются по временам? (ВСЕ! Но глаголы, которые отвечают на вопрос что сделать, форму настоящего времени не имеют)
ФРОНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ПО ПАРАМ
какой глагол не имеет форму настоящего времени?
Подтвердите свои выводы по таблице учебника на стр. 76
ФИЗМИНУТКА
Я называть вам глаголы: если глагол отвечает что делать? вы хлопаете, что сделать – топаете!
Прыгать, запрыгнуть, свистеть, свистнуть, закричать, кричит, смеется, засмеяться, учить, научиться, знать, узнать, запомнить, запоминать.
ЗАКРЕПЕЛЕНИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ
Упр. 158 с. 76 в учебнике. Фронтально, все вместе.
Прочитайте. Поставьте вопрос к каждому глаголу. Какие формы времени можно образовать от каждого глагола? Образуйте эти формы и запишите. Обозначьте в словах ударение.
Звонить, позвонить, повторять, повторить.
Звонить – звонит(наст.вр), звонил (прош.вр), будет звонить(буд. вр.).
Позвонить – позвонил (прош. вр.), позвонит (буд. вр.).
Повторять – повторяет (наст. вр), повторял (прош.вр.),будет повторять (буд.вр.).
Повторить –повторил (прош.вр.), повторит (буд .вр. ).
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ВЗАИМОПРОВЕРКОЙ ПО ОБРАЗЦУ
Пришло время применить новую информацию. Попробуйте свои силы самостоятельно
Карточка или СЛАЙД
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА.
Выполните задание карточки. Образуйте эти формы глагола и запишите в строки.
Кричать – ( ______?) – наст.вр._______________ – пр.вр. ________________– буд.вр.
Прочитать – ( ______?) – наст.вр________________. – пр.вр. _____________________– буд.вр.
Покрасить – ( ______?) – наст.вр. ____________________– пр.вр. ___________________– буд.вр.
Сверьте с образцом на экране. Какие глаголы не имеют форму наст.времени. ПОСТАВЬТЕ ОЦЕНКУ СВОЕМУ СОСЕДУ ПО ПАРТЕ.
ОБРАЗЕЦ
- Рефлексия
МОЛОДЦЫ РЕБЯТА!
ДАВАЙТЕ СОСТАВИМ КЛАСТЕР(СХЕМУ) ПО ТЕМЕ СЕГОДНЯШНЕГО УРОКА
На доске карточки, дети составляют кластер и записывают его в тетрадь .
Ребята, давайте вернемся к нашему циферблату, который помогал нам контролировать время и работу на уроке. Посмотрите внимательно и прочитайте высказывание, которое подведет итог нашего урока. СЛАЙД
Любое время – это шанс свершить великое.
Как вы понимаете это высказывание? Что сегодня на уроке мы с вами свершили? КОМУ ПОНРАВИЛСЯ УРОК?
Время следует использовать творчески и всегда понимать, что любое время – это шанс свершить великое.
Мартин Лютер Кинг.
Всем спасибо за работу. Урок окончен.
ДЗ – упр. 160 с. 77
Предварительный просмотр:
Самостоятельная работа Ф.И.____________________________________ Задание: задай и запиши к глаголу вопрос. Образуйте формы глагола и запишите в строки. Кричать – ( _______________?) _______________– наст.вр._____________ – пр.вр. ______________– буд.вр. Прочитать – ( _____________?) ________________ – наст.вр_____________. – пр.вр. _____________– буд.вр. Покрасить – ( _____________?) _______________– наст.вр. ________________– пр.вр. ___________– буд.вр. |
Самостоятельная работа Ф.И.____________________________________ Задание: задай и запиши к глаголу вопрос. Образуйте формы глагола и запишите в строки. Кричать – ( _______________?) _______________– наст.вр._____________ – пр.вр. ______________– буд.вр. Прочитать – ( _____________?) ________________ – наст.вр_____________. – пр.вр. _____________– буд.вр. Покрасить – ( _____________?) _______________– наст.вр. ________________– пр.вр. ___________– буд.вр. |
Самостоятельная работа Ф.И.____________________________________ Задание: задай и запиши к глаголу вопрос. Образуйте формы глагола и запишите в строки. Кричать – ( _______________?) _______________– наст.вр._____________ – пр.вр. ______________– буд.вр. Прочитать – ( _____________?) ________________ – наст.вр_____________. – пр.вр. _____________– буд.вр. Покрасить – ( _____________?) _______________– наст.вр. ________________– пр.вр. ___________– буд.вр. |
Предварительный просмотр:
- Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.
-Вот наступила долгожданная весна. Все больше радует нас ласковое солнышко. Сегодня оно засияло и у нас в классе. Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне. Ведь добрая улыбка укрепляет здоровье, поднимает настроение, располагает к общению.
Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Поприветствуйте их.
- Запишите в тетрадях число. Классная работа.
-Прочитайте девиз нашего урока: СЛАЙД 1
Делу время – потехе час.
- Как вы понимаете это высказывание?
-запишите эту пословицу в тетрадь.
-Какие пословицы о времени вы знаете?
Время дороже золота. Время идёт, как птичка несёт. Упустишь минуту – потеряешь час.
- Вызов
ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ МИНУТКА :
Запишите в тетради слово время и на каждую букву этого слова напишите словарное слово
СЛАЙД 2
В – ветер, воробей
Р – работа, родина
Е – ещё, ежевика
М – молоко, металл
Я – яблоко, январь
-Что такое время? (Варианты детей) Владимир Иванович Даль так объясняет это слово: «Время – это когда идут дни за днями, последовательное течение суток за сутками».
- Где мы встречаемся с понятием время? (в быту, в математике)
- Может ли это понятие относится к русскому языку?
- Каким образом? (понятие Время глагола).
-Какая тема нашего урока?
-какие задачи мы выполним на уроке?
На уроке мы тоже следим за временем и ценим каждую минуту, поэтому работаем по плану.
(На каждый этап урока указывает, передвигаясь, часовая стрелка, прикрепленная на доску магнитом).
Актуализация знаний.
Мы выяснили, что понятие время в русском языке применяется при изучении темы «Глагол». Давайте вспомним, что мы знаем о глаголе.
- Игра «Да/нет» (У детей сигнальные карточки.)
Я читаю утверждение. Если вы согласны с ним, зелёная карточка, если нет - красная.
1.Глагол – это часть речи. ( )
2.Глагол обозначает признак предмета. ( )
3.Глаголы отвечают на вопросы что делать? что сделать? что делает? что сделает? что делал? что сделал? что будет делать? ( )
4.В предложении глагол чаще всего бывает второстепенным членом предложения. ( )
5. Глаголы изменяются по числам. (в единственном числе глагол обозначает действие одного предмета, во множественном числе глагол обозначает действие двух или нескольких предметов) ( )
6. Неопределенная форма - это начальная форма глагола. Она не указывает ни на время, ни на число. Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы что делать? что сделать? ()
7. Выделяют три времени глагола, которые отличаются вопросами и действиями6настоящее, прошедшее и будущее. ( )
8. Глаголы прошедшего времени обозначают действие предмета, которое уже произошло, до момента речи.
9. Глаголы будущего времени обозначают действие предмета, которое произойдет после момента речи, через какое-то время.
Постановка проблемы и задач урока:
10. Глаголы настоящего времени обозначают действие предмета происходящего в момент речи, прямо сейчас.
11. Не все глаголы могут иметь форму настоящего времени. (слайд )
ПРОБЛЕМА
- Почему в предложении появились разногласия?
Что нам необходимо выяснить?
Какие глаголы не имеют форму настоящего времени? (открывается вторая задача)
Выяснить какие глаголы не имеют форму настоящего времени
Решение проблемы, поиск выхода из затруднения:
- Осмысление:
ПОРАБОТАЙТЕ В ПАРАХ
ПОРАБОТАЙТЕ В ПАРАХ
Карточку с таблицей и познакомьтесь с планом работы.
План:
1.Измените глаголы по временам с помощью вопросов.
2.Заполните таблицу.
3.Сделайте вывод, какой глагол не имеет форму настоящего времени?
Неопределенная форма | Настоящее время | Прошедшее время | Будущее время |
Что делать? | Что делает? | Что делал? | Что будет делать? |
Решать | будет | ||
Думать | будет | ||
Искать | будет | ||
Отвечать | |||
Что сделать? | Что сделал? | Что сделает? | |
Решить | |||
Подумать | |||
Найти | |||
Ответить |
все ли глаголы изменяются по временам? (ВСЕ! Но глаголы, которые отвечают на вопрос что сделать, форму настоящего времени не имеют)
ФРОНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ПО ПАРАМ
какой глагол не имеет форму настоящего времени?
Подтвердите свои выводы по таблице учебника на стр. 76
ФИЗМИНУТКА
Я называть вам глаголы: если глагол отвечает что делать? вы хлопаете, что сделать – топаете!
Прыгать, запрыгнуть, свистеть, свистнуть, закричать, кричит, смеется, засмеяться, учить, научиться, знать, узнать, запомнить, запоминать.
ЗАКРЕПЕЛЕНИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ
Упр. 158 с. 76 в учебнике. Фронтально, все вместе.
Прочитайте. Поставьте вопрос к каждому глаголу. Какие формы времени можно образовать от каждого глагола? Образуйте эти формы и запишите. Обозначьте в словах ударение.
Звонить, позвонить, повторять, повторить.
Звонить – звонит(наст.вр), звонил (прош.вр), будет звонить(буд. вр.).
Позвонить – позвонил (прош. вр.), позвонит (буд. вр.).
Повторять – повторяет (наст. вр), повторял (прош.вр.),будет повторять (буд.вр.).
Повторить –повторил (прош.вр.), повторит (буд .вр. ).
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ВЗАИМОПРОВЕРКОЙ ПО ОБРАЗЦУ
Пришло время применить новую информацию. Попробуйте свои силы самостоятельно
Карточка или СЛАЙД
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА.
Выполните задание карточки. Образуйте эти формы глагола и запишите в строки.
Кричать – ( ______?) – наст.вр._______________ – пр.вр. ________________– буд.вр.
Прочитать – ( ______?) – наст.вр________________. – пр.вр. _____________________– буд.вр.
Покрасить – ( ______?) – наст.вр. ____________________– пр.вр. ___________________– буд.вр.
Сверьте с образцом на экране. Какие глаголы не имеют форму наст.времени. ПОСТАВЬТЕ ОЦЕНКУ СВОЕМУ СОСЕДУ ПО ПАРТЕ. ОБРАЗЕЦ НА СЛАЙДЕ
- Рефлексия
МОЛОДЦЫ РЕБЯТА!
ДАВАЙТЕ СОСТАВИМ КЛАСТЕР(СХЕМУ) ПО ТЕМЕ СЕГОДНЯШНЕГО УРОКА
На доске карточки, дети составляют кластер и записывают его в тетрадь .
Ребята, давайте вернемся к нашему циферблату, который помогал нам контролировать время и работу на уроке. Посмотрите внимательно и прочитайте высказывание, которое подведет итог нашего урока. СЛАЙД
Любое время – это шанс свершить великое.
Как вы понимаете это высказывание? Что сегодня на уроке мы с вами свершили? КОМУ ПОНРАВИЛСЯ УРОК?
Время следует использовать творчески и всегда понимать, что любое время – это шанс свершить великое.
Мартин Лютер Кинг.
Всем спасибо за работу. Урок окончен.
ДЗ – упр. 160 с. 77
Предварительный просмотр:
Любое время – |
это шанс |
свершить великое. |
ПОВТОРИ |
ПОДУМАЙ |
ОТДОХНИ |
ЗАКРЕПИ |
СДЕЛАЙ ВЫВОД |
ПРОВЕРЬ |
ПОДВЕДИ ИТОГИ |
КЛАСТЕР |
Н.Ф. ГЛАГОЛА |
ЧТО ДЕЛАТЬ? |
ЧТО СДЕЛАТЬ? |
НАСТ. ВР. |
ПРОШ.ВР. |
БУД.ВР. |
ПРОШ. ВР. |
БУД. ВР. |
ТЕМА УРОКА |
Изменение… |
Глаголов по временам |
Задачи урока: |
Вспомнить…. |
знания о глаголе, времена глагола |
Выяснить…. |
какие глаголы… |
не имеют форму настоящего времени |
Предварительный просмотр:
Изменение глаголов по временам
План:
1.Измените глаголы по временам с помощью вопросов.
2.Заполните таблицу.
3.Сделайте вывод, какой глагол не имеет форму настоящего времени?
Неопределенная форма | Настоящее время | Прошедшее время | Будущее время |
Что делать? | Что делает? | Что делал? | Что будет делать? |
Решать | будет | ||
Думать | будет | ||
Искать | будет | ||
Отвечать | |||
Что сделать? | Что сделал? | Что сделает? | |
Решить | |||
Подумать | |||
Найти | |||
Ответить |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Делу время – потехе час»
В - Р - Е - М - Я -
В –ветер, воробей Р – работа, родина Е – ещё,ежевика М – молоко, металл Я – яблоко, январь
ПОВТОРИ
ПОДУМАЙ
СДЕЛАЙ ВЫВОД
ОТДОХНИ
ЗАКРЕПИ
ПРОВЕРЬ
ПОДВЕДИ ИТОГИ
«Любое время – это шанс свершить великое»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
к уроку русского языка 4 класс "Глагол прошедшего времени"
презентация, игра-тест...
Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м
Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м Цели:повторять знания о существенных признаках глагола;подвести детей к выводу как изменяется глагол;продолжить работ...
урок русского языка "Родовые окончания глаголов прошедшего времени" 3 класс
Урок русского языка для 3 класса по теме: "Родовые окончания глаголов прошедшего времени" УМК "Планета знаний" МБОУ «Гимназия №152» г. КазаньУчитель - Ахметзянова Гульнур Закиевна высшей категори...
Открытый урок русского языка по теме "Понятие о временных формах глагола"
Сформировать понятие «время глагола»; развивать умение отличать одну временную форму глагола от другой; развивать грамотность учащихся.формировать универсальные учебные действия: интерес к новому учеб...
Урок русского языка 4 класс. Глаголы прошедшего времени
Формировать умение, различать глаголы прошедшего времени...
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА. Тема: «Изменение глаголов по временам».
Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с особенностями изменения глаголов по временам и с особенностями каждой временной формы глагола.Планируемые результатыПредметные:- знат...
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА. Тема: «Изменение глаголов по временам».
Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с особенностями изменения глаголов по временам и с особенностями каждой временной формы глагола.Планируемые результатыПредметные:- знат...