«Применение современных педагогических технологий в начальной школе. Методическая находка - кейс-технология».
статья (2 класс) на тему
Применение современных педагогических технологий в начальной школе. Использование кейс-технологии на уроках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
keys-urok.docx | 26.13 КБ |
Предварительный просмотр:
«Применение современных педагогических технологий в начальной школе. Методическая находка - кейс-технология».
Харитонова Т.В.
МБОУ «Чамзинская СОШ№2» (п. Чамзинка)
Сегодня школа нацелена на достижение нового, современного качества образования, на решение жизненно важных задач и проблем. Чем же должен овладеть ученик, выходя из стен начальной школы? Конечно же - умением учиться. Прежде всего, у ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия (УУД). Об этом нам говорят федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения. Чтобы их реализовывать, у меня возникла необходимость изучить и использовать в своей педагогической деятельности современные образовательные технологии. Но прежде выясним, что такое технология.
Как пишет В. А. Сластенин, технология – это совокупность и последовательность методов и процессов преобразования исходных материалов, позволяющих получить продукцию с заданными параметрами.
П. И. Пидкасистый характеризует технологию обучения (педагогическая технология) как направление в дидактике, область научных исследований по выявлению принципов и разработке оптимальных систем, по конструированию воспроизводимых дидактических процессов с заранее заданными характеристиками.
Г. М. Коджаспирова дает понятие образовательной технологии – это система способов, приемов, шагов, последовательность выполнения которых обеспечивает решение задач воспитания, обучения и развития личности воспитанника, а сама деятельность представлена процедурно, т. е. как определенная система действий; разработка и процедурное воплощение компонентов педагогического процесса в виде системы действий, обеспечивающих гарантированный результат.
Общая идеология стандарта, нацеленность учебного процесса на достижение основных ожидаемых результатов образования налагает особые требования и на отбор образовательных технологий. Образование, полученное в начальной школе, служит базой, фундаментом для последующего освоения знаний. Основная задача ФГОС состоит в том, чтобы обеспечить ребенка качественным образованием на первой ступени обучения. В современной начальной школе ребенка недостаточно обучить только чтению, счету и письму. Его необходимо обеспечить новыми умениями.
УУД составляют основу умения учиться, а также сформировать сознательную мотивацию к обучению, самоорганизации и саморазвитию. Необходимо создать такие условия, которые позволят повысить у детей интерес к учебе, научить осознавать, что осталось непонятным, а в конечном итоге научить учиться. И тогда ученик начнет получать радость от процесса самостоятельного познания и от результата своего учебного труда.
Задача учителя – постараться построить изучение учебного материала на уроках так, чтобы большая часть его была освоена школьниками самостоятельно
«Ничему тому, что важно знать, научить нельзя, — все, что может сделать учитель, это указать дорожки» Р. Олдингтон.
В условиях реализации требований ФГОС наиболее актуальными становятся технологии:
- Информационно – коммуникационная технология
- Технология развития критического мышления
- Проектная технология
- Технология развивающего обучения
- Здоровьесберегающие технологии
- Технология проблемного обучения
- Игровые технологии
- Модульная технология
- Технология мастерских
- Кейс – технология
- Технология интегрированного обучения
- Педагогика сотрудничества.
- Технологии уровневой дифференциации
- Групповые технологии.
- Традиционные технологии (классно-урочная система)
Реализация системно-деятельностного подхода, как основного в ФГОС, а также других требований новых образовательных стандартов, на мой взгляд, возможна с помощью кейс-метода.
Кейс-технологии объединяют в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ.
Кейс технологии противопоставлены таким видам работы, как повторение за учителем, ответы на вопросы учителя, пересказ текста и т.п. Кейсы отличаются от обычных образовательных задач (задачи имеют, как правило, одно решение и один правильный путь, приводящий к этому решению, кейсы имеют несколько решений и множество альтернативных путей, приводящих к нему).
В кейс-технологии производится анализ реальной ситуации (каких-то вводных данных) описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы
Кейс-технологии – это не повторение за учителем, не пересказ параграфа или статьи, не ответ на вопрос преподавателя, это анализ конкретной ситуации, который заставляет поднять пласт полученных знаний и применить их на практике.
Принцип технологии состоит в том, что в начале обучения, составляется индивидуальный план, каждый обучающийся или группа получает так называемый кейс, содержащий пакет учебных карт, правил, рекомендаций по изучению учебного материала, контрольные вопросы для самопроверки, тесты, творческие и практические задания. Изучая материал, обучающийся может запрашивать помощь у учителя.
На своих уроках я чаще использую работу в малых группах по 4-6 человек. Это можно объяснить возрастными особенностями учащихся начальной школы. Работая в малых группах ребята чувствуют себя более уверенными и она позволяет развивать такие личностные качества младшего школьника как способность к сотрудничеству, чувство лидерства и ответственности за решение группы, и даже можно говорить о начальных стадиях формирования основ деловой этики.
Работает кейс-технология на разных уроках, только каждый предмет имеет свои особенности применения.
Технология включает в себя следующие этапы:
На подготовительном этапе для каждой группы готовится свой кейс с заданием в соответствии с темой урока, источники информации (это может быть: статьи Интернет-ресурса, статьи научно-популярного блога, учебник статьи газет, детских журналов, научно-популярной литературы, цитаты из книг, высказывания великих людей, ученых и др.). Главное, чтобы этот материал позволил учащимся представить ситуацию, найти проблему и пути ее решения. Кейсы для урока могут быть представлены в самых различных видах: печатном, видео, аудио, мультимедиа.
На основном этапе данного урока начинается работа. Форма проведения урока может быть разной: индивидуальной или групповой. Каждая группа (ученик), получает свое задание, пояснение к выполнению, форму презентации выполненного задания и критерии оценки.
На заключительном этапе учащиеся представляют результаты своих исследований в виде иллюстрированных рассказов, в качестве материала могут быть предложены ребятам плакаты и слайды мультимедийной презентации с яркими иллюстрациями и др.
Данные технологии помогают повысить интерес учащихся к изучаемому предмету, развивает у школьников такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли.
При использовании кейс –технологий в начальной школе у детей происходит
· Развитие навыков анализа и критического мышления
· Соединение теории и практики
· Представление примеров принимаемых решений
· Демонстрация различных позиций и точек зрения
· Формирование навыков оценки альтернативных вариантов в условиях неопределенности
Перед учителем стоит задача – научить детей как индивидуально, так и в составе группы:
· анализировать информацию,
· сортировать ее для решения заданной задачи,
· выявлять ключевые проблемы,
· генерировать альтернативные пути решения и оценивать их,
· выбирать оптимальное решение и формировать программы действий и т.п.
Кроме того, дети:
· Получают коммуникативные навыки
· Развивают презентационные умения
· Формируют интерактивные умения, позволяющие эффективно взаимодействовать и принимать коллективные решения
· Приобретают экспертные умения и навыки
· Учатся учиться, самостоятельно отыскивая необходимые знания для решения ситуационной проблемы
· Изменяют мотивацию к обучению
При активном ситуационном обучении участникам анализа предъявляются факты (события), связанные с некоторой ситуацией по ее состоянию на определенный момент времени. Задачей учащихся является принятие рационального решения, действуя в рамках коллективного обсуждения возможных решений, т.е. игрового взаимодействия.
Итак, кейс-технология – это интерактивная технология обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у учащихся новых качеств и умений.
Для начальной школы составление заданий для кейсов вызывает определённую трудность для учителей. Самыми сложными для использования кейс-технологий являются уроки литературного чтения, поскольку именно на этих уроках при работе с текстом мы подводим детей к той или иной мысли. При составлении заданий на уроках литературного чтения используются несколько уровней сложности:
– Первая степень сложности: есть практическая ситуация, есть решение. Школьники определяют, подходит ли решение для данной ситуации. Возможно ли иное решение, другой ответ?
Согласны ли вы с утверждением Драгунского о том «что всё тайное становится явным»?
– Вторая степень сложности: есть практическая ситуация – найди её решение
Например, есть художественный текст и реальная информация о писателе, герое как личности. Сравнить, найти точки соприкосновения и различия.
– Третья степень сложности: есть практическая ситуация – определи проблему и найди пути решении.
Решить кейс предлагается учащимся после самостоятельного прочтения произведения, работы с дополнительной литературой. Решений может быть множество и все варианты имеют право на существование, доказательство и обсуждение.
Ситуативные задачи (кейсы)на уроках литературы могут быть связаны:
- с проблемами и перспективами взаимоотношений между главными героями произведения
- с составления маршрута передвижения героем произведения
- составлением хронологических таблиц произошедших событий
Среди критериев оценки выделяют следующие:
- Активность ребенка при обсуждении кейса.
- Понимание темы обсуждения.
- Оригинальность высказываний.
Этот метод можно применять регулярно практически по любой теме обучения на разных предметах. Однако эффективность занятия с помощью кейс-технологии во многом зависит от умения учителя организовать работу, направлять беседу в нужное русло, контролировать время, вовлекать в дискуссию всех участников образовательного процесса.
Таким образом, одним из эффективных технологий обучения деятельностного типа является проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов.
Подготовить урок с использованием той или иной технологии не всегда просто для учителя. Зачастую это требует много времени, подготовки большого количества материала. Не всегда такой урок проходит гладко, особенно в процессе апробирования, когда ищешь оптимальные варианты использования технологий в учебном процессе, подбираешь их в соответствии с возрастными особенностями учащихся, темой урока, имеющимся материалом. Но, как правило, урок, проведенный с применением технологии, оправдывает себя, так как позволяет максимально включить учащихся в процесс урока, мотивирует их на самостоятельную работу и, что, наверное, самое главное, позволяет достигнуть качественного усвоения учебного материала.
Мои наблюдения за учащимися показывают, что грамотно построенные уроки не вызывают у детей нервных перегрузок. Наоборот, положительный настрой, интерес к познанию, к мыслям друг друга – все это сводит до минимума неизбежную усталость от работы и не вызывает негативного отношения к учебе. Спокойное и уверенное самочувствие ребенка в классе является основным показателем здоровьесберегающего характера обучения. Что, в свою очередь, приведет каждого учителя к реализации главной цели – повышения качества образования ученика, и соответственно, будет способствовать реализации задач стандартов нового поколения. И, давайте будем помнить, что без преодоления трудностей нельзя воспитать думающего, самостоятельного человека!
Литература
- Деркач А.М. Кейс-метод в обучении /А.М. Деркач // Специалист. – 2010. - №4. –С.22 -23.
- Дичковская И.М. Инновационные педагогические технологии. – К., 2004.
- И. В.Никишина. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе. Издательство «Учитель», Волгоград, 2008.
- Прутченков, А.С. Технология "кейс-стади" в воспитании школьников. // Школьные технологии . - 2009. - №1.
- Пидкасистый И.И. Педагогика: Учебное пособие / И.И. Пидкасистый. – Москва: Российское педагогическое агентство, 1995 – С. 49-54.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на педсовете «Применение современных педагогических технологий в начальной школе».
Становление личности школьников, прежде всего, происходит на уроке. Моя главная цель – вызвать у детей эмоциональный интерес, создать ситуацию проблемы, выбора и поиска решения, что помогает максималь...
Применение современных педагогических технологий в начальной школе
В своей деятельности постоянно ищу пути для того, чтобы воспитать и развить в ребёнке активную, смелую, решительную личность. Личность, которая умеет сама добывать знания и применять их в нестандартны...
Применение современных педагогических технологий в начальной школе. Технология проектов.
Отличительная черта любой проектной деятельности - поиск информации, которая затем обрабатывается, осмысливается и представляется участниками проектной группы, всем важно донести что-то свое или...
Применение современных педагогических технологий в начальной школе.
В данной статье описываются педагогические технологии, применяемые мной в работе...
«Применение современных педагогических технологий в начальной школе. Кейс-технология».
МАОУ СОШ № 64, г. Улан-Удэ Сегодня школа нацелена на достижение нового, современного качества образования, на решение жизненно важных ...
Современные педагогические технологии в начальной школе. ( УМК « Начальная школа 21века»)
МОДЕЛИРУЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ-СИСТЕМА РАБОТЫ СО ЗНАКОВО-СИМВОЛИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ: ФИШКАМИ, «МАШИНАМИ», ГРАФАМИ, ПРОСТРАНСТВЕННЫМИ МОДЕЛЯМИ, ПОСТРОЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ МОДЕЛЕЙ...
Применение современных педагогических технологий в начальной школе.
С вС внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе учителя должны научить ребенка не только читать, считать и писать, чему и сейчас учат вполне успешно, но и должны привить две группы новых умен...