Знакомство с учебником. Какая бывает речь
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Данный материал составлен по учебнику 2 класса В.П. Канакиной, В. Г. Горецкого.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomstvo_s_uchebnikom._kakaya_byvaet_rech.docx21.77 КБ

Предварительный просмотр:

04.09.2023

Урок №1

Знакомство с учебником. Какая бывает речь?

Цель: формирование знаний о видах речи и ее отличии, ….

Задачи:

Образовательные: 

Изучить содержание учебника, условные знаки;

Совершенствовать знания о видах речи, умения отличать устную, письменную и речь про себя. 

Развивающие: 

Развивать фонематический слух и устную связную речь;

Развивать память, логическое мышление, внимание, мелкую моторику в ходе выполнения заданий;

Развивать умение слушать и слушать других.

Воспитательные:

Воспитывать любовь к родной стране и русскому языку, посредством изучения высказываний о русском языке известными личностями.

 

Оборудование: учебник, тетрадь в узкую косую линию, пенал.

Ход урока

I. Организационный момент.

Итак, друзья, внимание –

Ведь прозвенел звонок,

Садитесь поудобнее, –

Начнём скорей урок!

Проверьте готовность к уроку. На партах лежат – учебник, тетрадь, пенал, дневник.

Сядьте правильно, спина прямая, ноги стоят на полу вместе, руки на парте.

II. Словарно-орфографическая работа.

Подготовим руки к письму, выполним пальчиковую гимнастику.

Раз, два, три, четыре, пять, (Сжимают и разжимают кулачки.)

Мы пошли в лесок гулять.

Этот пальчик по дорожке, (Загибают пальчики, начиная с большого.)

Этот пальчик по тропинке,

Этот пальчик за грибами,

Этот пальчик за малиной,

Этот пальчик заблудился,

Очень поздно возвратился.

Откройте тетради, положите их под наклоном. Записываем дату – 4 сентября. Классная работа. (Объясняю, где записываем дату и кл. работу)

  1. Чистописание. 

Вспомним виды соединений, выполнив минутку чистописания. Пишем с новой строки. Приложив два пальца к левому краю отступаем от начала строки, ставим точку откуда начнем писать. Сначала посмотрите, как будем писать. *показываю оформление записи на доске

Кто внимательно смотрел, справится с этим заданием без затруднений. Приступайте к выполнению: оро, оло (чередуются). Обведите самое красивое, похожее на образец буквосочетание.

Эти буквосочетания мы писали не просто так, они пригодятся нам на уроке.

В 1 классе нам встречались словарные слова. Проверим, как вы помните их написание. Записываем слова под диктовку в следующей строке (отступают от левого края два пальца). Слова записываем через запятую в строчку.

Словарная работа. Один ученик пишет у доски:

Ворона, молоко, воробей, сорока, корова (оро/оло)

Рассмотрите слова, которые вы записали. Что вы заметили особенного в них?

(вспомогательный вопрос) Что вы заметили в их написании? (Общая часть оро/оло).

Где она вам уже встречалась? (На минутке чистописания).

Кто воспользовался минуткой чистописания, чтобы правильно написать слова? (Ответы детей).

Молодцы! Подчеркните в словах буквосочетания оро/оло, чтобы навсегда запомнить их написание.

Итог: для чего нужны минутки чистописания? (Для правильного, аккуратного письма). В чем они могут помочь? (В правильном написании слов.)

III. Работа по теме урока

  1. Знакомство с учебником.

Отложите тетрадки в сторону. Возьмите в руки новый учебник русского языка. Назовите авторов учебника. Знакомы нам эти авторы? (Да.) Где мы с ними уже встречались? (В 1 классе.)

Откройте учебник на стр. 3, прочитайте высказывание писателя-натуралиста Константина Паустовского «Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку.». Как вы его понимаете? (Невозможно любить свою страну, не полюбив ее язык. Тот, кто любит русский язык, любит и Россию.)

Давайте прочитаем обращение авторов учебника.

Как вы думаете, почему авторы называют русский язык одним из самых красивых, богатых и благозвучных языков в мире? (Я думаю, что русский язык очень красочный, мелодичный. В русском языке большое количество слов – это делает его богатым. Писатели показали красоту нашей страны с помощью рассказов на русском языке.) 

Какие открытия поможет нам сделать учебник? (Мы узнаем новые правила правописания, новые понятия и определения, станем более грамотными людьми.)

Для чего нужно знать законы культуры речи?  (Для того, чтобы находить общий язык с окружающими.)

Чему мы будем учиться на уроках русского языка? (Грамотно писать, изучать законы культуры речи, учиться пользоваться языком)

Перелистните страницу учебника и посмотрите на условные обозначения. Прочитайте шепотом статью и скажите, для чего они нужны? (Помогут сориентироваться и обратить внимание на некоторые типы заданий)

Прочитайте, какие виды заданий мы будем выполнять? (Высказывать свое мнение, развивать речь, сочинять текст, работать со словарем, работать в парах)

Физкультминутка

Мы читали, мы писали,

Наши плечики устали.

Чтобы плечики размять,

Надо ручками махать. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком руки меняются.)

А теперь давайте, братцы,

За учёбу приниматься! (Дети садятся за парты.)

  1. Целеполагание

Прочитайте название раздела, который мы сегодня начнем изучать.

Давайте вспомним, что такое речь? (Речь – это способность говорить, общаться.)

Какая бывает речь? (Речь бывает устная и письменная.)

Что такое устная речь? (Устная речь – это говорение, слушание.)

Что такое письменная речь? (Письменная речь – это письмо и чтение.)

А когда мы думаем, это какая речь? (Речь про себя.)

3. Работа по учебнику.

Проверим ваши ответы, перелистнув страницу учебника на стр. 6. Рассмотрите схему в упр. 1. Все ли верно вы назвали?

Как вы думаете, какая речь возникла раньше – устная или письменная? (Раньше возникла устная речь.)

Итог: Сначала люди научились говорить, а только потом изобрели письмо.

Упр. 3, стр. 7 письменно

Прочитайте задание и скажите, что нужно сделать в упражнении.

Кто изображен? На каком языке происходит общение между людьми? (На устном и письменном языке.) Значит, какие виды речи показаны на иллюстрациях? (Устная: говорение и слушание, и письменная: чтение.) 

Назовите основную (главную) мысль предложения. Докажите ее, используя рисунки. (Речь окружает нас повсюду. Мама говорит с малышом, а он ее слушает. Друзья разговаривают и слушают друг друга. Мальчик читает книгу.)

Спишите предложение. Что вам поможет правильно его списать?  (Памятка на стр. 132)

Откройте и прочитайте памятку.

Объясните значение выражения «до глубокой старости» (очень старый), «неразрывно» (очень прочно, крепко).

Какие знакомые орфограммы встретились в предложении? (Жи-ши в слове «жизнь», удвоенная согласная в слове «раннего».)

Прочитайте предложение в учебнике. На что нужно обратить внимание? (На выделенные буквы в словах)

Какие буквы выделены в этом предложении? (Называют выделенные буквы.)

Спишите, диктуя себе по слогам. Простым карандашом подчеркните выделенные буквы.

Какими видами речи мы пользовались сегодня на уроке?

(Письменной – записывали предложение, устной – отвечали на вопросы, речью про себя – размышляли)

  1. Рефлексия

Подведение итогов урока

Какие виды речи существуют? (Речь бывает устная и письменная.)

Какой речью чаще пользуетесь вы? (Ответы детей.)

Домашнее задание

Упр.2, стр.6 читать. Повторить виды речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Какая бывает речь? 2 класс. Русский язык. "Школа России"

Конспект урока сопровождается презентацией. Урок построен по УМК "Школа России", "Русский язык.2 класс", В.П.Канакина, В.Г.Горецкий...

Знакомство с учебником.Какая бавает речь?

Знакомство с учебником русского языка и правила работы с ним. Повторение видов речи....

Конспект урока по обучению грамоте по теме «Какой бывает речь?» для 1 класса.

Начальное понятие о видах речи - устная, письменная....

Технологическая карта урока 1 класс Урок русского языка КАКОЙ БЫВАЕТ РЕЧЬ?

Технологическая карта урока урок русского языкаКакой бывает речь?...

Технологическая карта урока 2 КАКОЙ БЫВАЕТ РЕЧЬ?

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями):научатся: различать устную и письменную речь; высказываться о значении языка и речи в жизни людей;получат возможность научиться: работать с...

Знакомство с учебником. Какая бывает речь.

Конспект первого урока во втором классе по русскому языку. Ребята занкомятся с учебником, вспоминают виды речи....