Знакомство с учебником. Какая бывает речь
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Данный материал составлен по учебнику 2 класса В.П. Канакиной, В. Г. Горецкого.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znakomstvo_s_uchebnikom._kakaya_byvaet_rech.docx | 21.77 КБ |
Предварительный просмотр:
04.09.2023
Урок №1
Знакомство с учебником. Какая бывает речь?
Цель: формирование знаний о видах речи и ее отличии, ….
Задачи:
Образовательные:
Изучить содержание учебника, условные знаки;
Совершенствовать знания о видах речи, умения отличать устную, письменную и речь про себя.
Развивающие:
Развивать фонематический слух и устную связную речь;
Развивать память, логическое мышление, внимание, мелкую моторику в ходе выполнения заданий;
Развивать умение слушать и слушать других.
Воспитательные:
Воспитывать любовь к родной стране и русскому языку, посредством изучения высказываний о русском языке известными личностями.
Оборудование: учебник, тетрадь в узкую косую линию, пенал.
Ход урока
I. Организационный момент.
Итак, друзья, внимание –
Ведь прозвенел звонок,
Садитесь поудобнее, –
Начнём скорей урок!
Проверьте готовность к уроку. На партах лежат – учебник, тетрадь, пенал, дневник.
Сядьте правильно, спина прямая, ноги стоят на полу вместе, руки на парте.
II. Словарно-орфографическая работа.
Подготовим руки к письму, выполним пальчиковую гимнастику.
Раз, два, три, четыре, пять, (Сжимают и разжимают кулачки.)
Мы пошли в лесок гулять.
Этот пальчик по дорожке, (Загибают пальчики, начиная с большого.)
Этот пальчик по тропинке,
Этот пальчик за грибами,
Этот пальчик за малиной,
Этот пальчик заблудился,
Очень поздно возвратился.
Откройте тетради, положите их под наклоном. Записываем дату – 4 сентября. Классная работа. (Объясняю, где записываем дату и кл. работу)
- Чистописание.
Вспомним виды соединений, выполнив минутку чистописания. Пишем с новой строки. Приложив два пальца к левому краю отступаем от начала строки, ставим точку откуда начнем писать. Сначала посмотрите, как будем писать. *показываю оформление записи на доске
Кто внимательно смотрел, справится с этим заданием без затруднений. Приступайте к выполнению: оро, оло (чередуются). Обведите самое красивое, похожее на образец буквосочетание.
Эти буквосочетания мы писали не просто так, они пригодятся нам на уроке.
В 1 классе нам встречались словарные слова. Проверим, как вы помните их написание. Записываем слова под диктовку в следующей строке (отступают от левого края два пальца). Слова записываем через запятую в строчку.
Словарная работа. Один ученик пишет у доски:
Ворона, молоко, воробей, сорока, корова (оро/оло)
Рассмотрите слова, которые вы записали. Что вы заметили особенного в них?
(вспомогательный вопрос) Что вы заметили в их написании? (Общая часть оро/оло).
Где она вам уже встречалась? (На минутке чистописания).
Кто воспользовался минуткой чистописания, чтобы правильно написать слова? (Ответы детей).
Молодцы! Подчеркните в словах буквосочетания оро/оло, чтобы навсегда запомнить их написание.
Итог: для чего нужны минутки чистописания? (Для правильного, аккуратного письма). В чем они могут помочь? (В правильном написании слов.)
III. Работа по теме урока
- Знакомство с учебником.
Отложите тетрадки в сторону. Возьмите в руки новый учебник русского языка. Назовите авторов учебника. Знакомы нам эти авторы? (Да.) Где мы с ними уже встречались? (В 1 классе.)
Откройте учебник на стр. 3, прочитайте высказывание писателя-натуралиста Константина Паустовского «Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку.». Как вы его понимаете? (Невозможно любить свою страну, не полюбив ее язык. Тот, кто любит русский язык, любит и Россию.)
Давайте прочитаем обращение авторов учебника.
Как вы думаете, почему авторы называют русский язык одним из самых красивых, богатых и благозвучных языков в мире? (Я думаю, что русский язык очень красочный, мелодичный. В русском языке большое количество слов – это делает его богатым. Писатели показали красоту нашей страны с помощью рассказов на русском языке.)
Какие открытия поможет нам сделать учебник? (Мы узнаем новые правила правописания, новые понятия и определения, станем более грамотными людьми.)
Для чего нужно знать законы культуры речи? (Для того, чтобы находить общий язык с окружающими.)
Чему мы будем учиться на уроках русского языка? (Грамотно писать, изучать законы культуры речи, учиться пользоваться языком)
Перелистните страницу учебника и посмотрите на условные обозначения. Прочитайте шепотом статью и скажите, для чего они нужны? (Помогут сориентироваться и обратить внимание на некоторые типы заданий)
Прочитайте, какие виды заданий мы будем выполнять? (Высказывать свое мнение, развивать речь, сочинять текст, работать со словарем, работать в парах)
Физкультминутка
Мы читали, мы писали,
Наши плечики устали.
Чтобы плечики размять,
Надо ручками махать. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком руки меняются.)
А теперь давайте, братцы,
За учёбу приниматься! (Дети садятся за парты.)
- Целеполагание
Прочитайте название раздела, который мы сегодня начнем изучать.
Давайте вспомним, что такое речь? (Речь – это способность говорить, общаться.)
Какая бывает речь? (Речь бывает устная и письменная.)
Что такое устная речь? (Устная речь – это говорение, слушание.)
Что такое письменная речь? (Письменная речь – это письмо и чтение.)
А когда мы думаем, это какая речь? (Речь про себя.)
3. Работа по учебнику.
Проверим ваши ответы, перелистнув страницу учебника на стр. 6. Рассмотрите схему в упр. 1. Все ли верно вы назвали?
Как вы думаете, какая речь возникла раньше – устная или письменная? (Раньше возникла устная речь.)
Итог: Сначала люди научились говорить, а только потом изобрели письмо.
Упр. 3, стр. 7 письменно
Прочитайте задание и скажите, что нужно сделать в упражнении.
Кто изображен? На каком языке происходит общение между людьми? (На устном и письменном языке.) Значит, какие виды речи показаны на иллюстрациях? (Устная: говорение и слушание, и письменная: чтение.)
Назовите основную (главную) мысль предложения. Докажите ее, используя рисунки. (Речь окружает нас повсюду. Мама говорит с малышом, а он ее слушает. Друзья разговаривают и слушают друг друга. Мальчик читает книгу.)
Спишите предложение. Что вам поможет правильно его списать? (Памятка на стр. 132)
Откройте и прочитайте памятку.
Объясните значение выражения «до глубокой старости» (очень старый), «неразрывно» (очень прочно, крепко).
Какие знакомые орфограммы встретились в предложении? (Жи-ши в слове «жизнь», удвоенная согласная в слове «раннего».)
Прочитайте предложение в учебнике. На что нужно обратить внимание? (На выделенные буквы в словах)
Какие буквы выделены в этом предложении? (Называют выделенные буквы.)
Спишите, диктуя себе по слогам. Простым карандашом подчеркните выделенные буквы.
Какими видами речи мы пользовались сегодня на уроке?
(Письменной – записывали предложение, устной – отвечали на вопросы, речью про себя – размышляли)
- Рефлексия
Подведение итогов урока
Какие виды речи существуют? (Речь бывает устная и письменная.)
Какой речью чаще пользуетесь вы? (Ответы детей.)
Домашнее задание
Упр.2, стр.6 читать. Повторить виды речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Какая бывает речь? 2 класс. Русский язык. "Школа России"
Конспект урока сопровождается презентацией. Урок построен по УМК "Школа России", "Русский язык.2 класс", В.П.Канакина, В.Г.Горецкий...
Знакомство с учебником.Какая бавает речь?
Знакомство с учебником русского языка и правила работы с ним. Повторение видов речи....
Конспект урока по обучению грамоте по теме «Какой бывает речь?» для 1 класса.
Начальное понятие о видах речи - устная, письменная....
Технологическая карта урока 1 класс Урок русского языка КАКОЙ БЫВАЕТ РЕЧЬ?
Технологическая карта урока урок русского языкаКакой бывает речь?...
Технологическая карта урока 2 КАКОЙ БЫВАЕТ РЕЧЬ?
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями):научатся: различать устную и письменную речь; высказываться о значении языка и речи в жизни людей;получат возможность научиться: работать с...
Знакомство с учебником. Какая бывает речь.
Конспект первого урока во втором классе по русскому языку. Ребята занкомятся с учебником, вспоминают виды речи....
Технологическая карта урока русского языка в 1 классе " КАКОЙ БЫВАЕТ РЕЧЬ?"
Технологическая карта урока...