Русский язык. 3 класс. Изменение существительных по падежам.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме: Изменение существительных по падежам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izmenenie_sushchestvitelnyh_po_padezham.docx | 27.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: русский язык.
Класс: 3
Учитель: Сабитова А.А.
Тема: Изменение существительных по падежам.
Цель урока: создать условия для формирования первоначальных представлений о склонении имён существительных, познакомить учащихся с названием падежей, способом определения их у имён существительных в предложении.
Тип урока: усвоения новых знаний.
Планируемые результаты:
Предметные УУД: подвести учащихся к открытию и осознанному пониманию понятия «падежи», «склонение имен существительных», формировать умения выделять имена существительные и определять их падеж
Метапредметные :
Регулятивные УУД: определять и формулировать задачу урока, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; учиться высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника, работать по предложенному плану.
Познавательные УУД: ориентироваться в учебнике, находить ответы на вопросы в тексте; делать выводы в результате совместной работы.
Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме; совершенствовать умения работать в паре, группе; развивать умение договариваться, распределять роли, осуществлять совместный поиск решения.
Личностные результаты:
Осознавать роль языка и речи в жизни людей. Формировать положительную мотивацию учения, познавательную активность.
Образовательные технологии: технология сотрудничества, проблемное обучение, элементы технологии развития критического мышления через чтение и письмо
Методы и формы обучения:
Методы : объяснительно-иллюстративный, исследовательский, беседа;
Формы : коллективная, индивидуальная, в группе, в паре.
Ход урока
I. Самоопределение к деятельности. (Оргмомент)
Прозвенел звонок веселый…
- Сейчас у нас урок русского языка и мы продолжим знакомство с его тайнами.
- Я очень хочу, чтобы наш урок получился интересным, познавательным и продуктивным.
- А вы хотите, чтобы урок получился таким?
-А что нам для этого понадобится ? (Ответы учащихся )
- Правильно нам нужны знания частей речи, умения наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы , рассуждать , думать , доказывать , убеждать , активно работать и многое другое.
II. Актуализация ОЗУН.
1.Каллиграфическая минутка.
-Запишите число. Классная работа.
-Какая орфограмма?
ИРДВТП
-Ребята, посмотрите на доску и скажите написание каких букв, мы будем сегодня повторять? (Сегодня мы будем повторять написание заглавных букв ИРДВТП ).
-Когда на письме мы используем заглавные буквы? О каких правилах надо помнить, чтобы правильно и красиво написать буквы? (Буквы надо писать с наклоном, на одинаковой высоте и на одинаковом расстоянии).
-Выполните минутку чистописания, а я посмотрю, кто красивее всех напишет? Спинки, локти на месте? Молодцы!
-Назовите звуки этих букв. Как вы думаете, какая буква лишняя? Почему?
2. Актуализация знаний.
- Может, кто-то догадался, почему именно эти буквы вы писали? (Первые буквы в названиях падежей).
- Нет? Тогда я думаю, что мы преступим к следующему заданию и в конце урока вы ответите на мой вопрос.
2)Словарно – орфографическая работа.
П(о)года, (а)втобус, праз(д)ник, ч(е)тверг, чи(ж), п(и)рог.
Взаимооценка:
0 ошибок - «5»
1ошибки - «4»
2 - 3 ошибки - «3»
4 и более « -»
-У кого «5»? «4»? «3»? «-»?
-Какой частью речи являются все эти слова? (Имя существительное)
-Что обозначает? (обозначает предмет)
-На какие вопросы отвечает в начальной ? (Кто? Что?)
-На какие две группы делятся имена сущ.? (одушевлен. и неодушев.)
- Постоянный признак имен существительных? (Род)
- Имена существительные изменяются по …? (Числам ).
-Чем являются в предложении? (Главными и второстепенными чл.)
-Как вы думаете, почему некоторые буквы уже подчёркнуты? Что заметили? (Если их соединить, то получится слово.)
III. Целеполагания.
1)Выделение проблемы и определение темы урока.
-Какое это слово? (Падежи).
-Вы слышали раньше это слово? Определите тему урока. (Ответы)
- И тема нашего урока: «Изменение существительных по падежам».
-А, что вы знаете о падежах? На какие вопросы они отвечают. Вот на эти вопросы нам и предстоит ответить.
2)Работа в парах. Работа с текстом.
- Давайте вспомним правила работы в паре:
1.Работай вместе.
2.Работай тихо.
3.Один говорит, другой слушает.
4.Будь вежлив.
- Прочитайте текст. Найдите слово, которое встречается в каждом предложении.
По степи бежит рыжая лиса. У лисы пушистый хвост. Хочется лисе поймать зайца. Увидел лису косой и ускакал, только его и видели. Не любит он встречаться с лисой. Заяц со страхом вспоминает о лисе. |
-Какое слово встречается в каждом предложении? (Лиса)
-Что заметили? (Изменение окончаний)
-А что было бы, если бы они не менялись? Почему? (Окончания служат для связи слов в предложении).
-В каком предложении слово лиса - подлежащее? Это слово стоит в начальной форме?
-А в остальных предложениях главный или второстепенный член предложения?
-Вы судите только по окончания? (Нет ещё и по вопросам, на которые отвечает это слово в предложении)
-На какие вопросы отвечает?
IV.Открытия нового знания.
-Так вот ребята изменения одного и того же слова по команде вопросов называются его Падежами.
Чтение правила с. 70
-В русском языке шесть падежей.
Именно шесть падежей прекрасно позволяют нам передавать самые разнообразные значения.
В других языках мира иначе. В немецком, и в молдавском – четыре, в литовском – шесть, а у финнов насчитывается целых пятнадцать!
-А наша задача – выучить и понять свои шесть, чтобы говорить легко, грамотно и красиво.
Он еще не родился, а уже думали, какое ему дать имя, и решили назвать – Именительный.
Родился – стал Родительный.
Пока был малышом, ему все давали, и он стал Дательный.
Но он был и большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал Винительный.
Потом подрос, стал творить добрые дела и называться стал Творительный.
Он всем предлагал свою помощь, о нем заговорили и назвали теперь Предложный.
V.Физминутка.
Именительный подпрыгнул,
А родительный – летал.
Дательный полез на горку,
А винительный – устал.
Наш творительный поплавал,
А предложный – убежал.
Падежи нам все нужны
И при этом все важны!
VI.Первичное закрепление.
1)Записать словосочетания с главным словом (от которого будете задавать вопрос из текста о лисе. Определить падеж. Поможет вам табличка на с.71.
Бежит (кто?) лиса И.п.
Хвост (у кого?) у лисы Р.п.
Хочется (кому?) лисе Д.п.
Увидел (кого?) лису В.п.
Встречаться (с кем?) с лисой Т.п.
Вспоминает (о ком?) о лисе П.п.
2)Самостоятельная работа по рядам.
1-ряд:
Спиши. Задать вопрос и указать падеж имен существительных.
Альбом ( ?) для рисования ( ___. п. )
Светит ( ?)солнце ( ___. п. )
Встретится ( ?) с мамой ( ___. п. )
2 –ряд :
Спиши . Определи падеж существительного по вопросу.
Написали ( кому ?) отцу ( ___. п.)
Катались ( на чём?) на лодке ( ____.п.)
Спит ( кто?) медведь ( __. п. )
3-ряд :
Спиши. Выбери и запиши только нужный падеж.
Кружит (кто? что?) ветер. ( И.п./ В.п.)
Варила (из кого ? чего? ) из рыбы. ( В.п./ Р.п.)
Пошли (на кого? что? ) на рыбалку. ( И.п. / В.п.)
Самооценка: (на столе у каждого ребёнка)
Словарно – орфографическая работа. | Выделить окончания в слове лиса. | Самостоятельная работа по рядам | |
0 ошибок - «5» | |||
1ошибки - «4» | |||
2 - 3 ошибки - «3» | |||
4 и более « -» |
-У кого «5»? «4»? «3»? «-»?
3)Повторение падежей.
-Ребята, так давайте вернёмся к минутке чистописания. Вот сейчас скажите, что же это за буквы? (Правильно, это буквы падежей).
VII.Итог урока. Рефлексия:
- Что вам хотелось узнать на уроке?
- Что удалось узнать?
- Что вызвало интерес?
VIII.Оценивание.
-Мне было интересно с вами работать. Спасибо за труд и радость, которую я испытала от общения с вами.
Я рада, что большинство из вас на уроке испытали радость познания нового.
IX.Домашнее задание. П.т.с.44 № 41, выучить падежи.
Приложение.
1. Прочитайте текст. Найдите слово, которое встречается в каждом предложении.
По степи бежит рыжая лиса. У лисы пушистый хвост. Хочется лисе поймать зайца. Увидел лису косой и ускакал, только его и видели. Не любит он встречаться с лисой. Заяц со страхом вспоминает о лисе.
__________________________________________________________________
1. Прочитайте текст. Найдите слово, которое встречается в каждом предложении.
По степи бежит рыжая лиса. У лисы пушистый хвост. Хочется лисе поймать зайца. Увидел лису косой и ускакал, только его и видели. Не любит он встречаться с лисой. Заяц со страхом вспоминает о лисе.
__________________________________________________________________
1. Прочитайте текст. Найдите слово, которое встречается в каждом предложении.
По степи бежит рыжая лиса. У лисы пушистый хвост. Хочется лисе поймать зайца. Увидел лису косой и ускакал, только его и видели. Не любит он встречаться с лисой. Заяц со страхом вспоминает о лисе.
__________________________________________________________________
1. Прочитайте текст. Найдите слово, которое встречается в каждом предложении.
По степи бежит рыжая лиса. У лисы пушистый хвост. Хочется лисе поймать зайца. Увидел лису косой и ускакал, только его и видели. Не любит он встречаться с лисой. Заяц со страхом вспоминает о лисе.
2. Спишите в тетрадь. Запишите вопрос и укажите падеж имен существительных.
Альбом ( _____________?) для рисования ( ___. п. )
Светит ( ______?) солнце ( ___. п. )
Встретится (____________?) с мамой ( ___. п. )
2. Спишите в тетрадь. Запишите вопрос и укажите падеж имен существительных.
Альбом ( _____________?) для рисования ( ___. п. )
Светит ( ______?) солнце ( ___. п. )
Встретится (____________?) с мамой ( ___. п. )
2. Спишите в тетрадь. Запишите вопрос и укажите падеж имен существительных.
Альбом ( _____________?) для рисования ( ___. п. )
Светит ( ______?) солнце ( ___. п. )
Встретится (____________?) с мамой ( ___. п. )
2. Спишите в тетрадь. Запишите вопрос и укажите падеж имен существительных.
Альбом ( _____________?) для рисования ( ___. п. )
Светит ( ______?) солнце ( ___. п. )
Встретится (____________?) с мамой ( ___. п. )
2. Спишите в тетрадь. Запишите вопрос и укажите падеж имен существительных.
Альбом ( _____________?) для рисования ( ___. п. )
Светит ( ______?) солнце ( ___. п. )
Встретится (____________?) с мамой ( ___. п. )
2. Спишите в тетрадь. Определите падеж существительного по вопросу.
Написали ( кому ?) отцу ( ___. п.)
Катались ( на чём?) на лодке ( ____.п.)
Спит ( кто?) медведь ( __. п. )
2. Спишите в тетрадь. Определите падеж существительного по вопросу.
Написали ( кому ?) отцу ( ___. п.)
Катались ( на чём?) на лодке ( ____.п.)
Спит ( кто?) медведь ( __. п. )
2. Спишите в тетрадь. Определите падеж существительного по вопросу.
Написали ( кому ?) отцу ( ___. п.)
Катались ( на чём?) на лодке ( ____.п.)
Спит ( кто?) медведь ( __. п. )
2. Спишите в тетрадь. Определите падеж существительного по вопросу.
Написали ( кому ?) отцу ( ___. п.)
Катались ( на чём?) на лодке ( ____.п.)
Спит ( кто?) медведь ( __. п. )
2. Спишите в тетрадь. Определите падеж существительного по вопросу.
Написали ( кому ?) отцу ( ___. п.)
Катались ( на чём?) на лодке ( ____.п.)
Спит ( кто?) медведь ( __. п. )
2.Спишите. Выберите и запишите только нужный падеж.
Кружит (кто? что?) ветер. ( И.п./ В.п.)
Варила (из кого ? чего? ) из рыбы. ( В.п./ Р.п.)
Пошли (на кого? что? ) на рыбалку. ( И.п. / В.п.)
2.Спишите. Выберите и запишите только нужный падеж.
Кружит (кто? что?) ветер. ( И.п./ В.п.)
Варила (из кого ? чего? ) из рыбы. ( В.п./ Р.п.)
Пошли (на кого? что? ) на рыбалку. ( И.п. / В.п.)
2.Спишите. Выберите и запишите только нужный падеж.
Кружит (кто? что?) ветер. ( И.п./ В.п.)
Варила (из кого ? чего? ) из рыбы. ( В.п./ Р.п.)
Пошли (на кого? что? ) на рыбалку. ( И.п. / В.п.)
2.Спишите. Выберите и запишите только нужный падеж.
Кружит (кто? что?) ветер. ( И.п./ В.п.)
Варила (из кого ? чего? ) из рыбы. ( В.п./ Р.п.)
Пошли (на кого? что? ) на рыбалку. ( И.п. / В.п.)
2.Спишите. Выберите и запишите только нужный падеж.
Кружит (кто? что?) ветер. ( И.п./ В.п.)
Варила (из кого ? чего? ) из рыбы. ( В.п./ Р.п.)
Пошли (на кого? что? ) на рыбалку. ( И.п. / В.п.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 3 классе УМК "ПНШ".Тема: «Изменение существительных по падежам».
Тема: «Изменение существительных по падежам». Тип урока: урок формирования новых знаний. Цель: - дать первоначальное представление о склонении имён существительных. Задачи: обучающие: знак...
Урок русского языка в 3 классе "Общее понятие о склонении. Изменение существительных по падежам"
Урок-исследование...
Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м
Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м Цели:повторять знания о существенных признаках глагола;подвести детей к выводу как изменяется глагол;продолжить работ...
Технологическая карта урока. Русский язык. Тема: "Имя существительное родительного падежа" 4 класс
УМК "Школа России" Планируемые результаты УУД Предметные, метапредметные, личностные...
Методическая разработка к уроку русского языка. Тема: Изменение имён существительных по падежам. Творительный падеж.
Презентация к уроку русского языка "Изменение имён существительных по падежам. Творительный падеж". 3 класс. УМК "Перспектива". Авторы учебника: Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина....
Проверочная работа по русскому языку . Имя существительное. Изменение существительных по падежам.
Проверочная рабоота по русскому языку.Имя существительное. Изменение существительных по падежам....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА РУССКИЙ ЯЗЫК Тема: «Изменение существительных по падежам»
Пояснительная запискаКласс: 4Цель: актуализировать. знания учащихся об изменении имён существительных по падежам.Задачи:обучающие: продолжить формировать представление учащихся о склонении и...