Русский язык. 3 класс. Изменение существительных по падежам.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме: Изменение существительных по падежам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izmenenie_sushchestvitelnyh_po_padezham.docx27.22 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: русский язык.

Класс: 3

Учитель: Сабитова А.А.

Тема: Изменение существительных по падежам.  

Цель урока: создать условия для формирования первоначальных представлений о склонении имён существительных, познакомить учащихся с названием падежей, способом определения их у имён существительных в предложении.

Тип урока: усвоения новых знаний.

Планируемые результаты:

Предметные УУД: подвести учащихся к открытию и осознанному пониманию понятия «падежи», «склонение имен существительных», формировать умения выделять имена существительные и определять их падеж

Метапредметные :

Регулятивные УУД: определять и формулировать задачу урока, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; учиться высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника, работать по предложенному плану.

Познавательные УУД: ориентироваться в учебнике, находить ответы на вопросы в тексте; делать выводы в результате совместной работы.

Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме; совершенствовать умения работать в паре, группе; развивать умение договариваться, распределять роли, осуществлять совместный поиск решения.

Личностные результаты:

Осознавать роль языка и речи в жизни людей. Формировать положительную мотивацию учения, познавательную активность.

Образовательные технологии: технология сотрудничества, проблемное обучение, элементы технологии развития критического мышления через чтение и письмо

Методы и формы обучения:

Методы : объяснительно-иллюстративный, исследовательский, беседа;

Формы : коллективная, индивидуальная, в группе, в паре.

Ход урока

I. Самоопределение к деятельности. (Оргмомент)

Прозвенел звонок веселый…

- Сейчас у нас урок русского языка и мы продолжим знакомство с его тайнами.

- Я очень хочу,  чтобы наш урок получился интересным, познавательным и продуктивным.

- А вы хотите,  чтобы урок получился таким?

-А что нам для этого понадобится ? (Ответы учащихся )

- Правильно нам нужны знания частей речи,  умения наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы , рассуждать , думать , доказывать , убеждать , активно работать и многое другое.

II. Актуализация ОЗУН.

1.Каллиграфическая минутка.            

-Запишите число. Классная работа.

-Какая орфограмма?

ИРДВТП

-Ребята, посмотрите на доску и скажите написание каких букв, мы будем сегодня повторять(Сегодня мы будем повторять написание заглавных букв ИРДВТП ).

-Когда на письме мы используем заглавные буквы? О каких правилах надо помнить, чтобы правильно и красиво написать буквы? (Буквы надо писать с наклоном, на одинаковой высоте и на одинаковом расстоянии).

-Выполните минутку чистописания, а я посмотрю, кто красивее всех напишет? Спинки, локти на месте? Молодцы!

-Назовите звуки этих букв. Как вы думаете, какая буква лишняя? Почему?

2. Актуализация знаний.

- Может, кто-то догадался, почему именно эти буквы вы писали? (Первые буквы в названиях падежей).

- Нет? Тогда я думаю, что мы преступим к следующему  заданию и  в конце урока вы ответите на мой вопрос.

2)Словарно – орфографическая работа.                          

П(о)года,  (а)втобус, праз(д)ник, ч(е)тверг, чи(ж), п(и)рог.

Взаимооценка:  

0 ошибок - «5»

1ошибки - «4»

2 - 3 ошибки - «3»

4 и более « -»

-У кого «5»? «4»? «3»? «-»?

-Какой частью речи являются все эти слова? (Имя существительное)

-Что обозначает? (обозначает предмет)

-На какие вопросы отвечает в начальной ? (Кто? Что?)

-На какие две группы делятся имена сущ.? (одушевлен. и неодушев.)

-  Постоянный признак имен существительных? (Род)

- Имена существительные изменяются по …?  (Числам ).

-Чем являются в предложении? (Главными и второстепенными чл.)
-Как вы думаете, почему некоторые буквы уже подчёркнуты? Что заметили? (Если их соединить, то получится слово.)

III. Целеполагания.  

1)Выделение проблемы и определение темы урока.

-Какое это слово? (Падежи).

-Вы слышали раньше это слово? Определите тему урока. (Ответы)

- И тема нашего урока: «Изменение существительных по падежам».

 -А,  что вы знаете о  падежах?  На какие вопросы они отвечают. Вот на эти вопросы нам и предстоит ответить.

2)Работа в парах. Работа с текстом.

- Давайте вспомним правила работы в паре:

1.Работай вместе.

2.Работай тихо.

3.Один говорит,  другой слушает.

4.Будь вежлив.

- Прочитайте текст. Найдите слово, которое встречается в каждом предложении.

По степи  бежит рыжая лиса. У лисы пушистый хвост. Хочется лисе поймать зайца. Увидел лису косой и ускакал, только его и видели. Не любит он встречаться с лисой. Заяц со страхом вспоминает о лисе.

-Какое слово встречается в каждом предложении? (Лиса)

-Что заметили? (Изменение окончаний)

-А что было бы, если бы они не менялись? Почему? (Окончания служат для связи слов в предложении).

-В каком предложении слово лиса - подлежащее? Это слово стоит в начальной форме?

-А в остальных предложениях главный или второстепенный член предложения?

-Вы судите только по окончания? (Нет ещё и по вопросам, на которые отвечает это слово в предложении)

-На какие вопросы отвечает?

IV.Открытия нового знания.  

-Так вот ребята изменения одного и того же слова по команде вопросов называются его Падежами.

Чтение правила с. 70

-В русском языке шесть падежей.
Именно шесть падежей прекрасно позволяют нам передавать самые разнообразные значения.

В других языках мира иначе. В немецком, и  в молдавском – четыре, в литовском – шесть, а у финнов насчитывается целых пятнадцать! 
-А наша задача – выучить и понять свои шесть, чтобы говорить легко, грамотно и красиво.    

Он еще не родился, а уже думали, какое ему дать имя, и решили назвать – Именительный.

Родился – стал Родительный.

Пока был малышом, ему все давали, и он стал Дательный.

Но он был и большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал Винительный.

Потом подрос, стал творить добрые дела и называться стал Творительный.

Он всем предлагал свою помощь, о нем заговорили и назвали теперь Предложный.

V.Физминутка.

  Именительный  подпрыгнул,

                          А родительный – летал.

                          Дательный  полез на горку,

                          А винительный – устал.

                          Наш творительный поплавал,

                          А предложный – убежал.

                          Падежи нам все нужны

                          И при этом все важны!

VI.Первичное закрепление.

1)Записать словосочетания с главным словом (от которого будете задавать вопрос из текста о лисе. Определить падеж. Поможет вам табличка на с.71.

Бежит (кто?) лиса И.п.

Хвост (у кого?) у лисы  Р.п.

Хочется (кому?) лисе   Д.п.

Увидел (кого?) лису     В.п.

Встречаться (с кем?) с лисой  Т.п.

Вспоминает (о ком?) о лисе   П.п.

2)Самостоятельная  работа по рядам.

1-ряд:

Спиши. Задать вопрос и указать  падеж имен существительных.

Альбом (              ?) для рисования ( ___. п. )

Светит (       ?)солнце ( ___. п. )

Встретится (        ?) с мамой  ( ___. п. )

2 –ряд :

Спиши . Определи падеж существительного по вопросу.

Написали ( кому ?) отцу ( ___. п.)

Катались ( на чём?) на лодке ( ____.п.)

Спит ( кто?) медведь ( __. п. )

3-ряд :

Спиши.  Выбери и запиши только нужный падеж.

Кружит (кто? что?) ветер. ( И.п./ В.п.)

Варила (из кого ? чего? ) из рыбы. ( В.п./ Р.п.)

Пошли (на кого? что? ) на рыбалку. ( И.п. / В.п.)

Самооценка:   (на столе у каждого ребёнка)

Словарно – орфографическая работа.                          

Выделить окончания

в слове лиса.

Самостоятельная работа по рядам

0 ошибок - «5»

1ошибки - «4»

2 - 3 ошибки - «3»

4 и более « -»

-У кого «5»? «4»? «3»? «-»?

3)Повторение падежей.

-Ребята, так давайте вернёмся к минутке чистописания. Вот сейчас скажите, что же это за буквы? (Правильно, это буквы падежей).

  

VII.Итог урока. Рефлексия:

- Что вам хотелось узнать на уроке?

- Что удалось узнать?

- Что вызвало интерес?

VIII.Оценивание.

-Мне было интересно с вами работать. Спасибо за труд и радость, которую я испытала от общения с вами.

Я рада, что большинство из вас на уроке испытали радость познания нового.

IX.Домашнее задание. П.т.с.44 № 41, выучить падежи.

Приложение.

1. Прочитайте текст. Найдите слово, которое встречается в каждом предложении.

По степи  бежит рыжая лиса. У лисы пушистый хвост. Хочется лисе поймать зайца. Увидел лису косой и ускакал, только его и видели. Не любит он встречаться с лисой. Заяц со страхом вспоминает о лисе.

__________________________________________________________________

1. Прочитайте текст. Найдите слово, которое встречается в каждом предложении.

По степи  бежит рыжая лиса. У лисы пушистый хвост. Хочется лисе поймать зайца. Увидел лису косой и ускакал, только его и видели. Не любит он встречаться с лисой. Заяц со страхом вспоминает о лисе.

__________________________________________________________________

1. Прочитайте текст. Найдите слово, которое встречается в каждом предложении.

По степи  бежит рыжая лиса. У лисы пушистый хвост. Хочется лисе поймать зайца. Увидел лису косой и ускакал, только его и видели. Не любит он встречаться с лисой. Заяц со страхом вспоминает о лисе.

__________________________________________________________________

1. Прочитайте текст. Найдите слово, которое встречается в каждом предложении.

По степи  бежит рыжая лиса. У лисы пушистый хвост. Хочется лисе поймать зайца. Увидел лису косой и ускакал, только его и видели. Не любит он встречаться с лисой. Заяц со страхом вспоминает о лисе.

2. Спишите в тетрадь. Запишите  вопрос и укажите  падеж имен существительных.

Альбом ( _____________?) для рисования ( ___. п. )

Светит ( ______?)  солнце ( ___. п. )

Встретится (____________?) с мамой  ( ___. п. )

2. Спишите в тетрадь. Запишите  вопрос и укажите  падеж имен существительных.

Альбом ( _____________?) для рисования ( ___. п. )

Светит ( ______?)  солнце ( ___. п. )

Встретится (____________?) с мамой  ( ___. п. )

2. Спишите в тетрадь. Запишите  вопрос и укажите  падеж имен существительных.

Альбом ( _____________?) для рисования ( ___. п. )

Светит ( ______?)  солнце ( ___. п. )

Встретится (____________?) с мамой  ( ___. п. )

2. Спишите в тетрадь. Запишите  вопрос и укажите  падеж имен существительных.

Альбом ( _____________?) для рисования ( ___. п. )

Светит ( ______?)  солнце ( ___. п. )

Встретится (____________?) с мамой  ( ___. п. )

2. Спишите в тетрадь. Запишите  вопрос и укажите  падеж имен существительных.

Альбом ( _____________?) для рисования ( ___. п. )

Светит ( ______?)  солнце ( ___. п. )

Встретится (____________?) с мамой  ( ___. п. )

2. Спишите в тетрадь. Определите  падеж существительного по вопросу.

Написали ( кому ?) отцу ( ___. п.)

Катались ( на чём?) на лодке ( ____.п.)

Спит ( кто?) медведь ( __. п. )

2. Спишите в тетрадь. Определите  падеж существительного по вопросу.

Написали ( кому ?) отцу ( ___. п.)

Катались ( на чём?) на лодке ( ____.п.)

Спит ( кто?) медведь ( __. п. )

2. Спишите в тетрадь. Определите  падеж существительного по вопросу.

Написали ( кому ?) отцу ( ___. п.)

Катались ( на чём?) на лодке ( ____.п.)

Спит ( кто?) медведь ( __. п. )

2. Спишите в тетрадь. Определите  падеж существительного по вопросу.

Написали ( кому ?) отцу ( ___. п.)

Катались ( на чём?) на лодке ( ____.п.)

Спит ( кто?) медведь ( __. п. )

2. Спишите в тетрадь. Определите  падеж существительного по вопросу.

Написали ( кому ?) отцу ( ___. п.)

Катались ( на чём?) на лодке ( ____.п.)

Спит ( кто?) медведь ( __. п. )

2.Спишите.  Выберите и запишите  только нужный падеж.

Кружит (кто? что?) ветер. ( И.п./ В.п.)

Варила (из кого ? чего? ) из рыбы. ( В.п./ Р.п.)

Пошли (на кого? что? ) на рыбалку. ( И.п. / В.п.)

2.Спишите.  Выберите и запишите  только нужный падеж.

Кружит (кто? что?) ветер. ( И.п./ В.п.)

Варила (из кого ? чего? ) из рыбы. ( В.п./ Р.п.)

Пошли (на кого? что? ) на рыбалку. ( И.п. / В.п.)

2.Спишите.  Выберите и запишите  только нужный падеж.

Кружит (кто? что?) ветер. ( И.п./ В.п.)

Варила (из кого ? чего? ) из рыбы. ( В.п./ Р.п.)

Пошли (на кого? что? ) на рыбалку. ( И.п. / В.п.)

2.Спишите.  Выберите и запишите  только нужный падеж.

Кружит (кто? что?) ветер. ( И.п./ В.п.)

Варила (из кого ? чего? ) из рыбы. ( В.п./ Р.п.)

Пошли (на кого? что? ) на рыбалку. ( И.п. / В.п.)

2.Спишите.  Выберите и запишите  только нужный падеж.

Кружит (кто? что?) ветер. ( И.п./ В.п.)

Варила (из кого ? чего? ) из рыбы. ( В.п./ Р.п.)

Пошли (на кого? что? ) на рыбалку. ( И.п. / В.п.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 3 классе УМК "ПНШ".Тема: «Изменение существительных по падежам».

Тема: «Изменение существительных по падежам». Тип урока: урок формирования новых знаний. Цель:   - дать первоначальное представление о склонении имён существительных. Задачи:  обучающие: знак...

Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м

Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м  Цели:повторять знания о существенных признаках глагола;подвести детей к выводу как изменяется глагол;продолжить работ...

Технологическая карта урока. Русский язык. Тема: "Имя существительное родительного падежа" 4 класс

УМК "Школа России" Планируемые  результаты  УУД Предметные,  метапредметные, личностные...

Методическая разработка к уроку русского языка. Тема: Изменение имён существительных по падежам. Творительный падеж.

Презентация к уроку русского языка "Изменение имён существительных по падежам. Творительный падеж". 3 класс. УМК "Перспектива". Авторы учебника: Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина....

Проверочная работа по русскому языку . Имя существительное. Изменение существительных по падежам.

Проверочная рабоота по русскому языку.Имя существительное. Изменение существительных по падежам....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА РУССКИЙ ЯЗЫК Тема: «Изменение существительных по падежам»

Пояснительная запискаКласс: 4Цель: актуализировать. знания учащихся об изменении имён существительных по падежам.Задачи:обучающие: продолжить формировать представление учащихся о склонении и...