Урок русского языка в 3 классе по теме: "Синонимы и антонимы"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Урок русского языка в 3 классе по теме "Синонимы и антонимы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_sinonimy_antonimy.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: Русский язык
Класс: 3
Тема урока: «Синонимы и антонимы»
Цели урока: формировать умения распознавать синонимы и антонимы, выявить их особенности, определить, какую роль они играют в речи и каковы правила их употребления.
Задачи урока:
1) расширять представления учащихся об антонимах и синонимах; развивать умение наблюдать за словами, противоположными и близкими по смыслу, подбирать их в зависимости от контекста, грамотно использовать в речи,
2) формировать умения ставить учебную задачу, контролировать и оценивать себя, отвечать на поставленные вопросы, сотрудничать; сравнивать, обобщать, делать выводы,
3) прививать стремление к познанию, трудолюбие, воспитывать у учащихся чувство товарищества.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, карточки для учащихся, презентация к уроку.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Метапредметные результаты
- Познавательные УУД: формировать умение и навык подбирать и использовать в речи синонимы и антонимы, обобщать полученную информацию, проводить аналогии и делать выводы.
- Регулятивные УУД: понимать и применять задачи урока; оценивать ход и результат выполнения задания; сравнивать свои ответы с ответами одноклассников.
- Коммуникативные УУД: формировать умение работать в паре; учить представлять результат своей работы; формировать умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Личностные результаты: формировать положительную мотивацию к изучению правильного написания приставок и верному их употреблению в устной речи как показателю личной образованности и культуры речи, создавать позитивное эмоциональное отношение обучающихся к уроку и предмету, формировать чувство товарищества и взаимовыручки.
I. Организационный момент.
- Ребята, сегодня на уроке русского языка у нас гости. Давайте поприветствуем их.
- Я хочу, чтобы у вас был рабочий настрой и уверенность в своих силах, тогда у нас всё получится! Тихо сели.
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
И на парте все в порядке
Ручки, книжки и тетрадки.
Ножки – вместе,
Спинки – ровно
И к уроку все готово!
2. Минутка чистописания.
- Запишите число, классная работа. (Слежу за посадкой)
- Отгадайте загадку
Пришла без красок
И без кисти,
И перекрасила все листья. (осень)
- Назовите лексическое значение слова осень.
- Что такое лексическое значение слова?
- Отгадайте букву из данного слова, которую мы будем писать.
-Эта буква обозначает парный глухой и мягкий согласный звук.(Сс)
- Напишите, не нарушая закономерности.
Сс Ссс Сссс Ссссс
Подберите изученные словарные слова на данную букву.
Сорока, собака, сапоги, суббота. Записывают на доске по очереди.
3. Актуализация знаний. Самоопределение к деятельности.
Инсценировка детьми.
1 мальчик - Я такой быстро сделал все уроки!
2 мальчик - Да? А я медленно работал.
1 мальчик - Такой весёлый рассказ сочинил!
2 мальчик - А я – грустный.
1 мальчик - Ты что так печалишься?
2 мальчик - А ты что так радуешься?
1 мальчик - А что это мы все время с тобой спорим? Быстро – медленно, весёлый – грустный, печалишься – радуешься? Очень интересные пары слов получились! Может, они как-нибудь называются?
2 мальчик - Конечно, это слова-спорщики, как мы с тобой. Но всё равно мы с тобой друзья, товарищи.
- Ребята, как по-другому можно назвать слова-спорщики? (антонимы)
- Несмотря на то, что эти мальчики всё время спорят, они всё же кто? (друзья-товарищи)
-Как называются эти слова?(синонимы)
(Пока идет сценка, учитель вывешивает слова на доске: быстро – медленно, весёлый – грустный, печалишься – радуешься, друзья – товарищи)
- Догадались, о чем сегодня будем говорить? Сформулируйте тему нашего урока. Слайд 1
Формулируется совместно с детьми цель: изучить близкие и противоположные по смыслу слова, выявить, какую роль они играют в речи.
- Что вы уже знаете о таких словах? ( Слова, близкие по смыслу, – синонимы.
Слова, противоположные по смыслу, - антонимы)
Давайте вернёмся к нашим словам и понаблюдаем за ними.
- Чем различаются пары слов?
- На какой вопрос они отвечают?
- Какой частью речи являются?
- Как звучат?
- Как пишутся?
Вывод. Синонимы – это слова, близкие по смыслу, одной и той же части речи, отвечают на один и тот же вопрос, но звучат и пишутся по-разному. Антонимы – это противоположные по смыслу слова, относятся к одной и той же части речи, отвечают на один и тот же вопрос, но звучат и пишутся по-разному. Слайд 2
- Запишите сначала антонимы, затем синонимы.
3) Гимнастика для глаз.
закройте глаза – откройте ( 2раза),
посмотрите вверх – вниз ( 3раза),
посмотрите далеко - близко ( 3 раза).
- Кто был внимателен какие антонимы я вам назвала?
4. Работа по теме урока.
1) Поиск антонимов и синонимов (2 ученика работают у доски, остальные на карточках)
- Соедините стрелочкой 1 столбик, 2 столбик – антонимы, 3столбик, 4 столбик – синонимы)
начало старость красный врач
весёлый разрушать плакать шалун
строить грустный доктор алый
молодость конец озорник реветь
Проверка.
2) Подбери антонимы к выделенным словам.
- В книге есть вопросы и ______.
- Кто хочет много знать, тому надо ______ спать.
- Живут в соседстве ______ и радость. Слайд 3
- Лучше горькая _______ , чем красивая ложь.
- Запишите антонимы (слежу за посадкой)
Взаимопроверка.
Проверка на интерактивной доске.
- Повторите. Что такое антонимы?
- Для чего используют антонимы?
- Они помогают сравнивать и сопоставлять, а значит, делают нашу речь точной, выразительной, интересной.
3) Физминутка
Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились.
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнись.
4) - Запишите слова парами, найдите лишнее слово.
ОГОНЬ ДЫМ ПЛАМЯ (Лишнее слово дым, так как огонь и пламя одно и тоже, только по-разному названы)
АЛФАВИТ АЗБУКА ЧИСТОПИСАНИЕ
ШАЛУН ТИХОНЯ ОЗОРНИК Слайд 4
- Будут ли эти слова синонимы? Почему?
(- Пары слов, которые вы оставили, и будут являться синонимами.)
- Повторите. Что такое синонимы?
- Какую роль играют синонимы? ( Делают нашу речь более точной, разнообразной, выразительной, яркой. Помогают избежать повторов слов).
5)Работа в группах.
«Заполни таблицу»
слово | синоним | антоним |
огромный | ||
друг | ||
радостная |
Проверка на доске
V. Подведение итогов.
Нам с тобой пришел черед
Сыграть в игру «Наоборот».
Скажу я слово высоко,
А ты ответишь …(низко).
Скажу я слово далеко,
А ты ответишь …(близко).
Скажу я слово потолок,
А ты ответишь …(пол).
Скажу я слово потерял,
И скажешь ты …(нашел).
Скажу тебе я слово трус,
Ответишь ты …(храбрец).
Теперь
Начало я скажу.
Ты отвечай
Конец!
- С какой темой мы сегодня познакомились?
- Что такое синонимы?
- Что такое антонимы?
VI. Рефлексия.
- Оцените свою работу на уроке. У вас на партах кленовые листочки. Если вам сегодня все удавалось, хорошо справлялись со всеми заданиями поднимите желтый листочек, если что-то не получалось - зеленый, ну а если совсем было трудно – красный.
VII. Задание на дом.
С.42 выучить правило, с.44 упр.73
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка 2 класс Тема: Антонимы Форма: урок – игра «Цветик - семицветик»
формирование знаний об антонимах; закрепление знаний по теме «Синонимы»; развитие творческого мышления, речи, умений подбирать антонимы к словам, расширение кругозора учащихся....
Презентация к уроку русского языка 3 класс по теме "Синонимы"
Презентация может быть использована на уроке русского языка в 3 классе по теме "Синонимы" (программа "Перспектива")...
Урок русского языка 3 класс, УМК «Перспектива» Тема урока: «Слово и его значение. Антонимы»
Урок «открытия нового знания», построенный на основе деятельностного метода...
Урок русского языка 4 класс по теме "Роль прилагательных- антонимов в речи"
Это урок- исследование по теме " Роль прилагательных - антонимов в речи". Данный урок соответствует требованиям ФГОС....
Технологическая карта урока русского языка 3 класс УМК "Перспектива" "Имя прилагательное. Антонимы"
Технологическая карта урока русского языка 3 класс по теме: "Имя прилагательное. Антонимы".Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование знаний учащихся о роли ант...