Урок развития речи "Что такое аннотация и как её составить"
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме
Цель: знакомство с понятием «аннотация» и различными её видами
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
annotaciya.gorbunova.docx | 24.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Что такое аннотация и как её составить.
Цель: знакомство с понятием «аннотация» и различными её видами;
Задачи: - формировать умения: анализировать аннотации, определять тему, основную мысль текста, давать развёрнутый ответ на поставленный вопрос;
– развивать логическое мышление, речь обучающихся, умение систематизировать и обобщать;
– воспитывать интерес к чтению, коммуникативные качества.
Оборудование: индивидуальные карточки с текстовыми иллюстрациями по теме урока (аннотации); карточки с индивидуальными и групповыми заданиями;
диагностические карточки; выставка книг.
Ход урока
I. Организационный этап.
II. Подготовительный этап.
Целеполагание.
- Для того, чтобы узнать тему сегодняшнего урока, Вы должны слушать внимательно словарные слова и правильно их записать.
Календарь, январь, иней, шоссе, столица, натюрморт, оценка, биография, рябина.
- Поменяйтесь тетрадями, проверьте друг у друга, оцените своего товарища. (Взаимопроверка).
- Кто написал без ошибок?
- Кто допустил 1-2 ошибки?
- Выпишите вторую букву каждого слова, если написали слова без ошибок, из букв получиться понятие, которое мы будем сегодня анализировать.
- Какое слово у Вас получилось? (Аннотация)
- Проверим. (Слайд № 1)
- Определите тему урока.
- Запишите название темы в тетрадь (Слайд № 2)
-Попробуйте сформулировать цели урока. (Познакомиться с понятием «аннотация» и выяснить для чего она нужна; научиться анализировать аннотацию и составлять её самостоятельно).(Слайд № 3)
III. Работа по теме урока.
1) Мотивация необходимости знаний по данной теме.
- Знания, полученные сегодня на уроке, Вам обязательно пригодятся в дальнейшем , когда Вы станете грамотными читателями.
2) Подготовка к восприятию нового материала.
- Представьте себе, что Вы пришли в библиотеку, перед Вами много интересных книг(выставка книг). Каждая книга ищет своего читателя, а Вы ищете книгу. Что Вам в этом поможет?
- Правильно, Вы читаете фамилию автора, заголовок, смотрите оглавление, рисунки, если они есть. Но есть ещё один помощник – аннотация. Я думаю, что Вы хотели бы узнать, что это такое.
- Предположите, что означает слово «аннотация».
- Что Вам в этом поможет? (Толковый словарь).
- Найдите это определение и запишите его в тетрадь.
3) Знакомство с понятием «аннотация».
- Прочитайте определение, которое Вы нашли. (Аннотация – короткая характеристика книги.) (Слайд № 4)
- Она как бы спрашивает: «Ты любишь читать о чем?
- Обычно аннотация находится в начале или в конце книги.
- Проверьте, есть ли аннотации в твоих учебниках по литературному чтению и окружающему миру? (работа в парах)
- Ка догадались, что это аннотация?
- Аннотация очень напоминает краткий пересказ сказки или повести. Этот текст помогает в библиотеке или книжном магазине выбрать ту книгу, которая тебе интересна.
4) Аналитическое чтение аннотации.
- Давайте прочитаем аннотации на знакомые Вам произведения. Попытайтесь по аннотации вспомнить, как называется это произведение, кто его автор?(карточки)
№1
Маленькая девочка нездорова: она равнодушна к жизни. Отец и мать готовы исполнить любой ее каприз, но беда в том, что у девочки нет капризов... Но однажды она захотела... слона. Может ли ее желание исполнится? Об этом знает только родительское сердце.
- Вы догадались, к какой книге написана эта аннотация? ( «Слон» )
- Кто автор этого произведения? ( А.Куприн).
5) Сопоставительный анализ аннотаций.
- Давайте сравним одно и то же произведение и найдём отличие. (карточка)
№2
А. В книге рассказывается о братьях Чуке и Геке, которые отправились из Москвы в тайгу, где работал их отец.
Б. Позавидуешь этим проказникам Чуку и Геку. Они отправились из Москвы в далёкий путь, в тайгу, к Синим горам, где работал их отец. Какой интересной
была эта поездка!
- Что вы прочитали? (аннотацию)
- Докажите, что это аннотация.
- О каком произведении идёт речь в этих аннотациях? («Чук и Гек»)
- Кто автор этого произведения? ( Аркадий Петрович Гайдар)
- В чем отличие аннотации под буквой А от аннотации под буквой Б?
- В какой из аннотаций автор постарался заинтересовать читателя?
- Как он это сделал? (Включил в аннотацию собственную оценку произведения)
- Итак, что такое аннотация? Где находится аннотация?
- Евдокия Васильевна предлагает нам познакомиться с аннотациями к разным книгам. ( учебник,с73)
- Вы помните произведения Виктора Драгунского? Какие?
Упр. 27.
-Прочитай аннотацию к сборнику Виктора Драгунского «Денискины рассказы».
«В книгу вошли весёлые рассказы для детей».
- Подходит ли эта аннотация к сборнику «Денискины рассказы?» Почему Вы так считаете?
- Виктор Драгунский действительно писал весёлые рассказы для детей? Докажи.
- Это пример очень короткой аннотации.
- Выскажите предположения, а как же сделать аннотацию более подробной?
-Узнаем, правы ли мы были. Воспользуйся советами Летучей Мыши. (с.74) (Можно внести в аннотацию уточнения: перечислить рассказы, которые вошли в сборник; назвать имена главных героев и указать, что они школьники). (Слайд № 5)
- Дополни короткую аннотацию к сборнику рассказов Виктора Драгунского. Пользуйся советами Летучей Мыши. (В книгу вошли веселые рассказы для детей: «Сверху вниз, наискосок», «Друг детства» «Ровно 25 кило», «Кот в сапогах» и другие. Герои этих рассказов – два друга, школьники Мишка и Дениска.)
IV. Физминутка для глаз. (слайд № 6)
6) Составление аннотации по книгам (групповая работа). Игра «В библиотеке».
- Ваша задача составить аннотацию на книгу и разыграть сценку «В библиотеке».
- Один из Вас будет – библиотекарь, а другой – читатель, который просит помочь выбрать книгу. Библиотекарь должен рассказать о книге, т.е. дать аннотацию к этой книге.
- В помощь Вам несколько предложений, который могут входить в Вашу аннотацию: (Слайд № 7)
1. Писатель….. рассказывает о ……..
2. Удивительные события происходят в книге………
3. Если вы прочтёте………, вы обязательно полюбите главного героя.
4. Ты хочешь узнать о…….? Тогда прочитай………
- Но вы можете самостоятельно составить план своего выступления.
- Я выбрала те произведения, которые вам всем знакомы, так как совсем недавно мы их изучали на уроках литературного чтения.
1 группа - П.Ершов «Конек -Горбунок»
2 группа – Г.Х.Андерсен «Снежная королева»
3 группа – Русская сказка «Крошечка - Хаврошечка».
- После выступления каждая группа должна дать оценку выступлениям своих товарищей.
- Вспомните, как правильно оценить выступления. (оценивая выступления своего товарища, сначала подчеркни достоинства и сильные стороны этого выступления. Никогда не начинай с критики! Ведь твой товарищ старался, готовился.)
- Оценку выступления можно давать по плану:
1. Соответствует ли доклад заданной теме? Определи главную мысль этого сообщения.
2. Что ты узнал нового из выступления своего товарища?
7)Работа в группах.
8) Прослушивание диалогов.
-Итак, один из Вас – библиотекарь, а другой – читатель, который просит помочь выбрать книгу. Библиотекарь должен рассказать о книге, т.е. дать аннотацию к этой книге. Не забудьте о правилах этикета!
V. Итог урока
- С каким понятием мы сегодня познакомились?
- С помощью теста я проверю, как вы усвоили эту тему.
- Ваша задача, отметить в тесте номера правильных ответов.
ТЕСТ
1. Аннотация – это …
у) краткий пересказ содержания;
б) подробное изложение текста.
2. Какие сведения может содержать аннотация?
р) сведения об авторе;
т) иллюстрации к произведению;
а) краткое содержание;
г) перечень всех героев произведения;
!) тема книги.
- Назовите буквы правильных ответов (УРА!) (Слайд № 7)
VI. Рефлексия.
- Что Вам понравилось на уроке?
- Что оказалось трудным?
VII. Домашнее задание.
- Дома Вы прочитаете в учебнике (с.75 упр.29) аннотацию к знаменитой книге Астрид Линдгрен «Три повести о Малыше и Карлсоне» и дополните её. Чтобы дополнить аннотацию, Вам нужно будет выяснить, как называются все три повести о Малыше и Карлсоне, и указать в аннотации эти названия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок. Развитие речи."Что такое Солнце?" 2 кл.
Урок проводится совместно с психологом....
Урок развития речи с элементами культуры речи в 4 классе по теме «Учимся составлять аннотации»
Материал содержит разработку урока русского языка по УМК "Перспективная начальная школа" и презентацию к нему....
презентация к уроку развития речи 2 класс "Что такое текст"
презентация к уроку развития речи 2 класс "Что такое текст" "Перспективная начальная школа" работа с картиной Т. Мавриной "Васильки на окне"...
презентация к уроку русского языка 2 класс "Урок развития речи. Составь загадку".
презентация к уроку русского языка 2 класс "Урок развития речи. Составь загадку"....
Учебно-методический комплект по русскому языку "Что такое аннотация и как её составлять", 4 класс, ПНШ
Учебно-методический комплект по русскому языку...
Час социального развития «Что такое хорошо, что такое плохо».
Сформировать четкие представления о хороших и плохих поступках;Формировать умение налаживать контакт с окружающими;Воспитывать положительные черты характера: доброту, терпение, вежливость....
ПНШ 4 класс Урок развития речи. Учимся составлять аннотации (1-й из 1 ч.)
ПНШ 4 класс Урок развития речи. Учимся составлять аннотации (1-й из 1 ч.)...