Технологическая карта урока русского языка во 2 классе
методическая разработка по русскому языку (2 класс)
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка во 2 классе
Тема: Что такое родственные слова
Цель урока - знакомство с понятием «родственные слова», с признаками однокоренных слов
Задачи урока:
Дидактические
формировать умение выделять признаки родственных слов, их общую часть;
Развивающие
- развивать мыслительные операции: умение рассуждать и обосновывать свои рассуждения.
Воспитательные
- воспитывать аккуратность;
- воспитывать уважение к окружающим.
Оборудование: интерактивная доска, Учебник (В.П. Канакина, В. Г. Горецкий «Русский язык») 2 класс 1 часть; мультсериал про родственные слова.
Планируемые результаты
Предметные | - Обозначать на письме мягкость согласных звуков буквой мягкий знак в середине слова; — находить однокоренные слова; — выделять в слове корень (простые случаи); — выделять в слове окончание; - Находить место орфограммы в слове и между словами на изученные правила; - Строить устное диалогическое и монологическое высказывание (2—4 предложения на определённую тему, по наблюдениям) с соблюдением орфоэпических норм, правильной интонации. |
Метапредметные | |
Познавательные | - Объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку; - Находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при работе с языковыми единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе языковых единиц; - Распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику) |
Регулятивные | - Панировать действия по решению учебной задачи для получения результата; - Находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить орфографическую и пунктуационную ошибку. |
Коммуникативные | - Проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии; - Признавать возможность существования разных точек зрения; - Корректно и аргументированно высказывать своё мнение; |
Личностные | - Стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том числе в искусстве слова; |
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Метапредметные результаты |
I. Организационный этап 1. Приветствие 2. Представление 3. Проверка готовности рабочего места | Приветствует учеников, контролирует готовность к уроку, мотивирует детей к учебной деятельности -Здравствуйте, ребята, присаживайтесь. Меня зовут Виктория Анатольевна, я сегодня у вас проведу урок русского языка.
-Громко прозвенел звонок- Начинается урок. Наши ушки на макушке, Глазки широко раскрыты- Слушаем, запоминаем Ни минутки не теряем! Ребята, проверьте все ли готово к нашему сегодняшнему уроку. Как подготовлено ваше рабочее место? Откройте тетради, запишите число, месяц (6 октября), классная работа (минутка чистописания) А сейчас у нас будет минутка чистописания. Давайте запишем такие слова: лисица, сорока, собака, пальто, заяц. | - Приветствие учителя Слушают учителя, настраиваются на урок Проверяют рабочее место Записывают слова | П2, П4 |
II. Основной этап 1. Пальчиковая гимнастика 2. Физминутка 3. Основная работа | -Ребята, давайте приготовим пальчики для работы, чтобы они лучше писали. Идет по парте человек, Переставляет ножки. А если ножки смотрят вверх, Что получилось? Рожки. ребята давайте мы с вами посмотрим небольшой мультик, а после него сформулируем тему урока. Кто сформулирует тему нашего урока? Что мы сегодня узнаем на уроке? Правильно ребята, сегодня мы познакомимся с родственными словами или же однокоренными. Как сказал наш друг, слова бывают очень похожими между собой и называться родственными или же однокоренными. Главной морфемой в словах будет корень ведь от него зависит значения слов. В русском языке есть тоже слова- «Родственники», родственные слова. Они близки по смыслу, имеют общую (одинаковую часть), в которой заключено общее значение всех слов. Посмотрите на доске написаны слова: лес, лесной, лесополоса. Ребята, чтобы найти в слове корень нам нужно подобрать родственные слова и выделить в них одинаковую часть. Видите, в этих словах схожесть? Что в них одинаково? Давайте найдем в этих словах общую часть, в которой заключено общее значение этих слов. Корнем этих слов будет ЛЕС. Посмотрите, как выделяется корень. Какие еще однокоренные слова мы можем придумать, к слову лес? Давайте посмотрим на номер 78 на странице 59. Выполнение упражнения 78. Цель: формирование умения выделять общую часть родственных слов. Кто прочитает нам слова? -Спишите, 1 ряд-1 группу слов, 2 ряд-2 группу слов, 3 ряд-3 группу. Выделите общую часть родственных слов так: показываю на доске. Пример: солнце, солнечный. Выделяю общую часть на доске. -Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте, проверьте друг друга. Я зачитаю как корни из каждого столбика. Если сосед выполнил верно, на полях поставьте «+», а если есть ошибки, ничего не ставьте Вывод: как мы выделяем общую часть однокоренных слов? Физкультминутка раз - на цыпочки подняться. Надо всем, друзья, размяться Два -нагнулись до земли И не раз, а раза три Три – руками помахали Наши рученьки устали На четыре – руки в боки Дружно делаем подскоки Пять – присели раза два Шесть за парты нам пора Хорошо отдохнули ребята, а теперь нам нужно еще поработать. Посмотрите на задание 79. Выполнение упражнения 79. Цель: формирование умения выделять общую часть родственных слов Прочитаем родственные слова: гриб, грибок, грибник, грибной. Что общего в лексическом значении этих слов? У этих слов есть общая часть, которая заключает в себя значение этих слов. Как вы думаете, какой корень у этих слов? Правильно, гриб. Запишите эти слова в строчку выделяя корень. Кто сделает это задание у доски? Вывод: от какого слова образовались слова грибок, грибники грибной? | Дети сжимают правую руку в кулачек, затем разгибают указательный и средний пальцы и как будто идут ими по парте. Произнося последние две строчки, поднимают два растопыренных пальца вверх. Затем тоже самое проделывают с правой рукой. Повторяют четверостишие несколько раз Внимательно смотрят мультик, а после формулируют тему урока. Эти слова схожи. У них общий корень –лес. приводят однокоренные слова: лесной, лесник, лесок и тд
Знакомятся с признаками родственных слов, учатся находить их в тексте Переписывают слова в тетрадь и находят корень, а после проводят проверку
Встают из-за парт и выполняют упражнения повторяя за учителем. Читают слова. Эти слова образованны от одного слова- гриб. Корень - гриб.
| П1,Р2,Р1,П2,Л,К,П6 |
III. Заключительный этап 1. Итог урока 2. Рефлексия | -Ребята, какова была тема нашего сегодняшнего урока? Сейчас мы с вами посмотрим мультик и ответим на вопросы. (как называют однокоренные слова? От чего зависит значение слова? Какое слово среди однокоренных лишнее?)
Молодцы ребята, ответили на все вопросы. -Подумайте и скажите, какое задание вам было легко выполнять, а какое трудно. Почему? Домашнее задание: упражнения 77, 81. | -Родственные слова.
Однокоренные слова еще называют родственными Значение слова зависит от его корня Лишнее слово - домкрат, потому что у него другой корень
Ответы детей. | Л |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока Русский язык. 4 класс. ОС «Школа 2100» Учитель ГБОУ лицея №64 Кузнецова Татьяна Григорьевна Урок № 31
Тема: Отличие простого предложения от сложного. Запятая в сложном предложении с бессоюзной связью.Цель: Сформировать умение ставить знаки препинания (запятую) в сложном предложении с бессоюзной ...
Итоговая работа по теме: «Проектирование современного урока, направленного на формирование УУД с учётом требований ФГОС» (Технологическая карта урока русского языка 1 класс УМК «Перспектива»)
laquo;Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе». Главная цель работы над темой:Создание условий для формирования у...
Технологическая карта урока русский язык ,3 класс по адаптированной образовательной программе для детей с ЗПР. Тема урока : Как найти в слове корень?
Технологическая карта урока русский язык ,3 класс по адаптированной образовательной программе для детей с ЗПР. Тема урока : Как найти в слове корень?...
Технологическая карта урока русского языка. 3 класс. Однородные члены предложения. Урок - фольклорный праздник "За околицей".
Представлена технологическая карта урока русского языка. 3 класс. Однородные члены предложения....
Технологическая карта урока русского языка.3 класс.Тема урока: «Повторяем фонетику и состав слова»
Тема урока: «Повторяем фонетику и состав слова»Тип урока: отработки умений и рефлексииУМК: «Начальная школа XXI века»; учебник: С.В.Иванов «Русский язык» 3 кл...
Технологическая карта урока русского языка 4 класс. Тема урока: Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода.
Тема урока: Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода....
Технологическая карта урока «Русский язык» 1 класс обучающиеся с УО интеллектуальными нарушениями Учитель начальных классов Фатеева Н.А
Тема: «письмо изученных строчных и заглавных букв»Тип урока: ЗакреплениеЦель: Создать условия для формирования умения писать заглавные и строчные буквы; способствовать развитию моторики, ф...