Технологическая карта урока русского языка во 2 классе
методическая разработка по русскому языку (2 класс)

Тема: Что такое родственные слова

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy.docx29.56 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе

Тема: Что такое родственные слова

Цель урока - знакомство с понятием «родственные слова», с признаками однокоренных слов

Задачи урока:

Дидактические

формировать умение выделять признаки родственных слов, их общую часть;

Развивающие

- развивать мыслительные операции: умение рассуждать и обосновывать свои рассуждения. 

Воспитательные

- воспитывать аккуратность;

- воспитывать уважение к окружающим.

Оборудование: интерактивная доска, Учебник (В.П. Канакина, В. Г. Горецкий «Русский язык») 2 класс 1 часть; мультсериал про родственные слова.

Планируемые результаты

Предметные

- Обозначать на письме мягкость согласных звуков буквой мягкий знак в середине слова; — находить однокоренные слова; — выделять в слове корень (простые случаи); — выделять в слове окончание;

- Находить место орфограммы в слове и между словами на изученные правила;

- Строить устное диалогическое и монологическое высказывание (2—4 предложения на определённую тему, по наблюдениям) с соблюдением орфоэпических норм, правильной интонации.

Метапредметные

Познавательные

- Объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку;

- Находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при работе с языковыми единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе языковых единиц;

- Распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику)

Регулятивные

- Панировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

- Находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить орфографическую и пунктуационную ошибку.

Коммуникативные

- Проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии;

- Признавать возможность существования разных точек зрения;

- Корректно и аргументированно высказывать своё мнение;

Личностные

- Стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том числе в искусстве слова;
- Осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Метапредметные

результаты

I. Организационный этап

1. Приветствие

2. Представление

3. Проверка готовности рабочего места

Приветствует учеников, контролирует готовность к уроку, мотивирует детей к учебной деятельности

-Здравствуйте, ребята, присаживайтесь. Меня зовут Виктория Анатольевна, я сегодня у вас проведу урок русского языка.

 

-Громко прозвенел звонок-

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки широко раскрыты-

Слушаем, запоминаем

Ни минутки не теряем!

Ребята, проверьте все ли готово к нашему сегодняшнему уроку. Как подготовлено ваше рабочее место?

Откройте тетради, запишите число, месяц (6 октября), классная работа

(минутка чистописания)

А сейчас у нас будет минутка чистописания. Давайте запишем такие слова: лисица, сорока, собака, пальто, заяц.

- Приветствие учителя

Слушают учителя, настраиваются на урок

Проверяют рабочее место

Записывают слова

П2, П4

II. Основной этап

1. Пальчиковая гимнастика

2. Физминутка

3. Основная работа

-Ребята, давайте приготовим пальчики для работы, чтобы они лучше писали.

Идет по парте человек,

Переставляет ножки.

А если ножки смотрят вверх,

Что получилось?

Рожки.

ребята давайте мы с вами посмотрим небольшой мультик, а после него сформулируем тему урока.

Кто сформулирует тему нашего урока? Что мы сегодня узнаем на уроке? Правильно ребята, сегодня мы познакомимся с родственными словами или же однокоренными.

Как сказал наш друг, слова бывают очень похожими между собой и называться родственными или же однокоренными. Главной морфемой в словах будет корень ведь от него зависит значения слов.

В русском языке есть тоже слова- «Родственники», родственные слова. Они близки по смыслу, имеют общую (одинаковую часть), в которой заключено общее значение всех слов.

Посмотрите на доске написаны слова: лес, лесной, лесополоса.

Ребята, чтобы найти в слове корень нам нужно подобрать родственные слова и выделить в них одинаковую часть.

Видите, в этих словах схожесть? Что в них одинаково? Давайте найдем в этих словах общую часть, в которой заключено общее значение этих слов. Корнем этих слов будет ЛЕС. Посмотрите, как выделяется корень.

 Какие еще однокоренные слова мы можем придумать, к слову лес?

Давайте посмотрим на номер 78 на странице 59.

Выполнение упражнения 78.

Цель: формирование умения выделять общую часть родственных слов.

Кто прочитает нам слова?

-Спишите, 1 ряд-1 группу слов, 2 ряд-2 группу слов, 3 ряд-3 группу. Выделите общую часть родственных слов так: показываю на доске.

Пример: солнце, солнечный. Выделяю общую часть на доске.

-Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте, проверьте друг друга. Я зачитаю как корни из каждого столбика. Если сосед выполнил верно, на полях поставьте «+», а если есть ошибки, ничего не ставьте

Вывод: как мы выделяем общую часть однокоренных слов?

Физкультминутка

раз - на цыпочки подняться.

Надо всем, друзья, размяться

Два -нагнулись до земли

И не раз, а раза три

Три – руками помахали

Наши рученьки устали

На четыре – руки в боки

Дружно делаем подскоки

Пять – присели раза два

Шесть за парты нам пора

Хорошо отдохнули ребята, а теперь нам нужно еще поработать. Посмотрите на задание 79.

Выполнение упражнения 79.

Цель: формирование умения выделять общую часть родственных слов

Прочитаем родственные слова: гриб, грибок, грибник, грибной.

Что общего в лексическом значении этих слов?

У этих слов есть общая часть, которая заключает в себя значение этих слов. Как вы думаете, какой корень у этих слов? Правильно, гриб.

Запишите эти слова в строчку выделяя корень. Кто сделает это задание у доски?

Вывод: от какого слова образовались слова грибок, грибники грибной?

Дети сжимают правую руку в кулачек, затем разгибают указательный и средний пальцы и как будто идут ими по парте. Произнося последние две строчки, поднимают два растопыренных пальца вверх. Затем тоже самое проделывают с правой рукой. Повторяют четверостишие несколько раз

Внимательно смотрят мультик, а после формулируют тему урока.

Эти слова схожи. У них общий корень –лес.

приводят однокоренные слова: лесной, лесник, лесок и тд

 

Знакомятся с признаками родственных слов, учатся находить их в тексте

 Переписывают слова в тетрадь и находят корень, а после проводят проверку

 

 

 

Встают из-за парт и выполняют упражнения повторяя за учителем.


Читают слова.

Эти слова образованны от одного слова- гриб. Корень - гриб.


 Один из детей завязывает слова у доски и выделяет корень. Остальные записывают в тетради

П1,Р2,Р1,П2,Л,К,П6

III. Заключительный этап

1. Итог урока

2. Рефлексия

-Ребята, какова была тема нашего сегодняшнего урока?

Сейчас мы с вами посмотрим мультик и ответим на вопросы.

(как называют однокоренные слова? От чего зависит значение слова? Какое слово среди однокоренных лишнее?)  

 

Молодцы ребята, ответили на все вопросы.  

-Подумайте и скажите, какое задание вам было легко выполнять, а какое трудно. Почему?

Домашнее задание: упражнения 77, 81.

-Родственные слова.

 

Однокоренные слова еще называют родственными

Значение слова зависит от его корня

Лишнее слово - домкрат, потому что у него другой корень

 

Ответы детей.

Л


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока Русский язык. 4 класс. ОС «Школа 2100» Учитель ГБОУ лицея №64 Кузнецова Татьяна Григорьевна Урок № 31

Тема:  Отличие простого предложения от сложного. Запятая в сложном предложении с бессоюзной связью.Цель: Сформировать умение ставить знаки препинания (запятую) в сложном предложении с бессоюзной ...

Итоговая работа по теме: «Проектирование современного урока, направленного на формирование УУД с учётом требований ФГОС» (Технологическая карта урока русского языка 1 класс УМК «Перспектива»)

laquo;Формирование  универсальных  учебных действий  на уроках в начальной школе».    Главная  цель работы над темой:Создание условий  для формирования у...

Технологическая карта урока русский язык ,3 класс по адаптированной образовательной программе для детей с ЗПР. Тема урока : Как найти в слове корень?

Технологическая карта урока  русский  язык ,3 класс по адаптированной образовательной программе для детей с ЗПР. Тема урока : Как найти в слове корень?...

Технологическая карта урока русского языка. 3 класс. Однородные члены предложения. Урок - фольклорный праздник "За околицей".

Представлена технологическая карта урока русского языка. 3 класс. Однородные члены предложения....

Технологическая карта урока русского языка.3 класс.Тема урока: «Повторяем фонетику и состав слова»

Тема урока:  «Повторяем фонетику и состав слова»Тип урока: отработки умений и рефлексииУМК: «Начальная школа XXI века»; учебник: С.В.Иванов «Русский язык» 3 кл...

Технологическая карта урока «Русский язык» 1 класс обучающиеся с УО интеллектуальными нарушениями Учитель начальных классов Фатеева Н.А

Тема: «письмо изученных строчных и заглавных букв»Тип урока: ЗакреплениеЦель: Создать условия для формирования умения писать заглавные и строчные буквы; способствовать развитию моторики, ф...