Урок русского языка "Правописание окончаний глаголов прошедшего времени"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Познакомить с правописанием окончаний глаголов прошедшего времени .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_pravopisanie_okonchaniy_glagolov_proshedshego_vremeni.docx | 57.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема «Правописание окончаний глаголов прошедшего времени»
Цель урока:
- познакомить с правописанием окончаний глаголов прошедшего времени .
Задачи:
Обучающие:
1.Познакомить учащихся с правописанием окончаний глаголов в прошедшем времени 2.Продолжить работу по формированию умения применять полученные знания в конкретной языковой ситуации.
Развивающие:
1.Развивать мышление, память, монологическую речь, воображение.
2.Развивать умение правильно писать окончания глаголов в прошедшем времени в зависимости от рода и числа существительного.
3.Совершенствовать орфографические навыки.
Воспитательные:
1.Воспитывать любовь к Родине
2.Воспитывать внимание, усидчивость.
3.Приучать к аккуратности и самостоятельности в работе.
Планируемые результаты:
предметные:
- научиться распознавать глаголы в прошедшем времени,
- научиться определять и образовывать формы глаголов в прошедшем времени,
- научиться обосновывать правильность написания родовых окончаний глаголов;
-соблюдать орфоэпические нормы произношения глаголов прошедшего времени.
личностные:
- проявлять учебно-познавательный интерес к учебно- познавательной деятельности;
- понимать причины успеха и неудачи в учебной деятельности
Метапредметные УУД:
Регулятивные
- понимать, принимать и удерживать учебную задачу урока;
- оценивать результаты своей деятельности.
познавательные
- использоать знако - символические средства при выделении суффикса;
- делать выводы о результате совместной работы класса и учителя;
- составлять алгоритм под руководством учителя;
коммуникативные
- слушает и понимает речь других;
- учится работать в паре, выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
- учится высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
ХОД УРОКА:
1.Этап мотивация к учебной деятельности.
Психологическая подготовка.
-Доброе утро, ребята! Надеюсь, что у вас сегодня хорошее настроение и что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.
-Откройте свои тетради ,положите правильно, сядьте красиво. Запишите число, классная работа
Мотивация.
(на слайде старинное фото)(СЛАЙД2)
-Ребята, посмотрите на это фото и предположите, о каком времени мы будем говорить на сегодняшнем уроке.
2. Этап актуализации и фиксирование индивидуального затруднения
В нашем крае соловьином
Появился этот дом.
С виду вроде неприметный.
Только стал музеем он.
Интересно? Удивились?
Ведь узнали вы, друзья!
Этот дом-музей Гайдара,
Это родина твоя!(СЛАЙД 3)
(СЛАЙД 4)-Найдите в этом стихотворении глаголы. Докажите.
-Давайте вспомним, что еще мы знаем о глаголе.(СЛАЙД 5)
Глаголы изменяются по…….
В настоящем времени глагол обозначает действие которое …
В будущем времени глагол обозначает действие которое …
В прошедшем времени глагол обозначает действие которое …
-Сегодня мы с вами тоже будем вспоминать прошлое.
-115 лет назад 22 января родился детский писатель А.П. Голиков.(СЛАЙД 6)( на слайде- портрет писателя). Вам он известен под псевдонимом…. Дом, в котором Аркадий появился на свет, действительно стал музеем. Мы с вами неоднократно посещали его. (СЛАЙД 7)
-На этом уроке мы будем вспоминать события , которые уже давно произошли. Глаголы какого времени нам помогут?
3. Этап выявления места и причины затруднения
(СЛАЙД 8)
Отец Аркадия Гайдара был… школьным учителем .
Мать Аркадия Гайдара работал… учителем , а потом фельдшером.
Детство Аркадия Гайдара прошл… в Арзамасе .
-Прочитайте.
-Что пропущено? (-Окончания.) Давайте вставим окончания.
- -Спишите. Допишите окончания глаголов. Определите число и время этих глаголов. Выделите окончания.
-Почему глаголы употреблены в одном и том же времени и числе, а имеют разные окончания?
-Как в думаете, верны ваши предположения?
-Какова же тема нашего урока?
(СЛАЙД 9) ( на слайде- Правописание окончаний глаголов в …..)
- Назовите учебные задачи урока
( на слайде- Мы узнаем…, Научимся …)
4.Этап построения проекта выхода из затруднения.
-У вас на столах лежат карточки с кластером. Чтобы его заполнить, мы побудем исследователями.(СЛАЙД 10)
5. Этап реализации построенного проекта
- О каком времени глагола говорим сегодня на уроке?(заполнить кластер)(СЛАЙД 10)
Как изменяются глаголы в прошедшем времени?( заполнить кластер) (СЛАЙД 10)
В написанных предложениях выделите основу и найдите с какими существительными связаны глаголы?(СЛАЙД 11)
-Определите род этих существительных.
-Поставьте вопрос от существительного к глаголу.
-Почему у глаголов менялось окончание?
-Какой вывод можем сделать?
-Мы с вами выяснили, что глаголы прошедшего времени единственного числа изменяются по родам. Заполним кластер (СЛАЙД 12)
-Ребята, а если рядом с глаголом прошедшего времени нет существительного, как мы сможем определить его род?
-Давайте посмотрим, изменяются ли глаголы в прошедшем времени по родам во множественном числе?
-Прочитайте предложения.(СЛАЙД 13)
В 1917 году настало непростое время.
Началась Гражданская война.
Четырнадцатилетний юноша вступил в ряды Красной армии.
- Назовите основу каждого предложения
-Измените глаголы в этих основах так, чтобы они обозначали действия нескольких предметов. Запишите.
Времена настали.
Войны начались.
Юноши вступили.
- Поставьте вопрос от существительных к глаголу.. Выделите окончание глаголов во множественном числе.
-Что вы можете сказать об этих окончаниях? Определите род существительных.
-Какой вывод делаем? Заполним кластер (СЛАЙД 14)
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.
-А теперь давайте всё обобщим и сформулируем правило.
( на слайде) (СЛАЙД 15)
Глаголы в прошедшем времени в единственном числе изменяются по………..
Глаголы прошедшего времени мужского рода отвечают на вопрос ….и имеют окончание ……
Глаголы прошедшего времени женского рода отвечают на вопрос…… и имеют окончание ……
Глаголы прошедшего времени среднего рода отвечают на вопрос…….. и имеют окончание ……
Во множественном числе глаголы по родам не…..
-сравним вывод с правилом на стр.110
Физминутка (СЛАЙД 16)
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по образцу
1.Работа по карточкам ( в парах)(СЛАЙД 17)
Найдите глаголы прошедшего времени. Обозначьте число и род глаголов.
Аркадий рос самоотверженным парнем .
В семнадцать лет Гайдар командовал полком.
Судьба подарила будущему писателю замечательную дружную семью.
Уже в раннем детстве мальчик сочинял стихи и маленькие рассказы.
Первые произведения Аркадия печатались под псевдонимом Гайдар.
А теперь проверим.( СЛАЙД 17)
2. Работа по карточкам (индивидуально)
-Ребята, когда мы произносим имя А. П. Гайдара, какие глаголы - ассоциации всплывают в вашей памяти ?
(На слайде-ассоциативный куст)(СЛАЙД 18)
читать писать
командовать воевать
-В какой форме стоят эти глаголы?
Давайте от этих глаголов образуем все возможные формы прошедшего времени. (СЛАЙД 19)
Прошедшее время | ||||
неопределенная форма | м. р. ед. ч. | ж . р. ед. ч. | ср. р. ед. ч. | мн. ч. |
читать | ||||
писать | ||||
воевать | ||||
командовать |
Проверим (слайд) (СЛАЙД 20)
8. Этап включения в систему знаний и повторения
1.Работа с учебником.
Стр.110, упр.232
2. Подобрать, подходящие по смыслу глаголы и указать род и число
(устно на слайде)(СЛАЙД 21)
Война прочно ….в биографию Гайдара.
В 1941 году Аркадий …..на фронт военным корреспондентом.
Произведения Гайдара …..ему славу и популярность.
Знакомство с творчеством Аркадия Петровича Гайдара ….. настоящим уроком доброты и любви к родной стране.
Слова для справок: стало, отправился, вошла, принесли.
-Ребята, в сентябре 1941 г. Аркадий Гайдар присоединился к одному из партизанских отрядов в качестве пулеметчика. 26 октября 1941 г. на Украине, под деревней Леплява известный писатель, неутомимый человек, воин в душе был сражен пулеметной очередью в возрасте тридцати семи лет.
3.Фронтальная работа
(СЛАЙД 22)
-Ребята, я хочу ,чтобы вы прослушали куплет из песни на стихи Н.Добронравова, музыка А. Пахмутовой «Гайдар шагает впереди».
Но не просто послушали, а запомнили глаголы, которые встретятся в этом куплете.
Слышишь, товарищ, гроза надвигается,
С белыми наши отряды сражаются,
Только в борьбе можно счастье найти,
Гайдар шагает впереди.
Гайдар шагает впереди.
-Назовите эти глаголы. Образуйте от них форму прошедшего времени определенного рода и числа.
(СЛАЙД 23)
слышишь- | пр. вр., ед.ч. , м. р. | |
надвигается- | пр.вр., ед.ч., ж.р. | |
сражаются - | пр.вр., ед.ч., ср.р. | |
шагает – | пр.вр.,мн.ч. | |
найти – | пр.вр.,мн.ч. |
-Подводя итоги нашего урока, давайте вспомним, какие окончания имеют глаголы прошедшего времени? А поможет в этом вам кластер.(СЛАЙД 24)
9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
-Молодцы, ребята! Давайте оценим наш сегодняшний урок, используя глаголы прошедшего времени (СЛАЙД 25)
-Сегодня на уроке мы …..
-Я самостоятельно……
(СЛАЙД 26)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка: Суффикс -л- прошедшего времени. Изменение глаголов прошедшего времени по родам.
Урок русского языка по УМК под редакцией Н.Ф. Виноградовой "Суффикс -л- пошедшего времени. Изменение глаголов прошедшего времени по родам. 4 класс (также подходит для изучения данной темы по другим УМ...
урок русского языка "Родовые окончания глаголов прошедшего времени" 3 класс
Урок русского языка для 3 класса по теме: "Родовые окончания глаголов прошедшего времени" УМК "Планета знаний" МБОУ «Гимназия №152» г. КазаньУчитель - Ахметзянова Гульнур Закиевна высшей категори...
Презентация к уроку "Родовые окончания глаголов прошедшего времени"
Презентация для урока "Родовые окончания глаголов прошедшего времени" 3 класс УМК "Планета знаний"...
Технологическая карта урока. 3 класс. Русский язык."Планета знаний".Правописание безударной гласной в родовых окончаниях глаголов прошедшего времени
Технологическая карта урока русского языка, 3 класс по программе"Планета знаний". Учебник " Русский язык" Л. Я. Желтовская, ч. 2, стр. 18-20....
Технологическая карта урока русского языка «Изменение глаголов прошедшего времени по родам» 3 класс
Предмет: русский языкКласс: 3-аТема урока: «Изменение глаголов прошедшего времени по родам»Цель урока: Воспитывать самостоятельность, волевые качества, взаимоуважение при работе в парах, чувство прекр...
Урок рус.яз. "Ознакомление с правилом правописания гласных в окончаниях глаголов прошедшего времени и его применение"
Урок составлен по системе учебников "Начальная школа XXI века" (4 класс), в соответствии стребованиями ФГОС НОО. В рамках урока осуществляется системно-деятельностный подход, применяются различные фор...
Урок русского языка "Род глаголов прошедшего времени"
Разработка содержит конспект и презентацию урока русского языка в 3 классе на тему "Род глаголов прошедшего времени". УМК "Школа России". На уроке используютя ресурсы учебника, раб...