Урок русского языка "Правописание окончаний глаголов прошедшего времени"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Козлова Оксана Николаевна

Познакомить с правописанием окончаний глаголов прошедшего времени .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема «Правописание окончаний глаголов прошедшего времени»

Цель урока:

познакомить с правописанием окончаний глаголов прошедшего времени .

Задачи:

Обучающие:

1.Познакомить учащихся с правописанием окончаний  глаголов в прошедшем времени 2.Продолжить работу по формированию умения применять полученные знания в конкретной языковой ситуации.

Развивающие:

1.Развивать мышление, память, монологическую речь, воображение.

2.Развивать умение правильно писать окончания глаголов в прошедшем времени в зависимости от рода и числа существительного.

3.Совершенствовать орфографические навыки.

Воспитательные:

1.Воспитывать любовь к Родине

2.Воспитывать внимание, усидчивость.

3.Приучать к аккуратности и самостоятельности в работе.

Планируемые результаты:

предметные:

- научиться распознавать глаголы в прошедшем времени,

- научиться определять и образовывать формы глаголов в прошедшем времени,

- научиться обосновывать правильность написания родовых окончаний глаголов;

-соблюдать орфоэпические нормы произношения глаголов прошедшего времени.

личностные:

  • проявлять  учебно-познавательный интерес к учебно- познавательной деятельности;
  • понимать  причины успеха и неудачи  в учебной деятельности

Метапредметные УУД:

Регулятивные

  • понимать, принимать и удерживать учебную задачу урока;
  • оценивать результаты своей деятельности.

познавательные

  • использоать знако - символические средства при выделении суффикса;
  • делать выводы о результате совместной работы класса и учителя;
  • составлять  алгоритм под руководством учителя;

коммуникативные

  • слушает и понимает речь других;
  • учится работать в паре, выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
  •  учится высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

ХОД УРОКА:

1.Этап мотивация к учебной деятельности.

Психологическая подготовка.

-Доброе утро, ребята! Надеюсь, что у вас сегодня хорошее настроение и что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.

-Откройте свои тетради ,положите правильно, сядьте красиво. Запишите число, классная работа

Мотивация.

(на слайде старинное фото)(СЛАЙД2)

-Ребята, посмотрите на это фото и предположите, о каком времени  мы будем говорить на сегодняшнем уроке.

2. Этап актуализации и фиксирование индивидуального затруднения

В нашем крае соловьином

Появился этот дом.

С виду вроде неприметный.

Только стал музеем он.

Интересно? Удивились?

Ведь узнали вы, друзья!

Этот дом-музей Гайдара,

Это родина твоя!(СЛАЙД 3)

(СЛАЙД 4)-Найдите в этом стихотворении глаголы. Докажите.

-Давайте вспомним, что еще мы  знаем о глаголе.(СЛАЙД 5)

Глаголы изменяются по…….

В настоящем времени глагол обозначает действие которое …

      В будущем времени глагол обозначает действие которое …

В прошедшем времени глагол обозначает действие которое …

 -Сегодня мы с вами тоже будем вспоминать прошлое.

-115 лет назад 22 января родился  детский писатель А.П. Голиков.(СЛАЙД 6)( на слайде- портрет писателя).  Вам он известен под псевдонимом…. Дом, в котором Аркадий появился на свет, действительно стал музеем. Мы с вами неоднократно посещали его. (СЛАЙД 7)

-На этом уроке мы будем вспоминать события , которые уже давно произошли. Глаголы  какого времени нам помогут?

3. Этап выявления места и причины затруднения

(СЛАЙД 8)

Отец Аркадия Гайдара был…  школьным учителем .

Мать Аркадия Гайдара работал…  учителем , а потом фельдшером.

Детство Аркадия Гайдара прошл…  в Арзамасе .

-Прочитайте.

-Что пропущено? (-Окончания.) Давайте вставим окончания.

- -Спишите. Допишите окончания глаголов. Определите число и время этих глаголов. Выделите окончания.

-Почему глаголы употреблены в одном и том же времени и числе, а имеют разные окончания?

-Как в думаете, верны ваши предположения?

 -Какова же тема нашего урока?

(СЛАЙД 9) ( на слайде- Правописание  окончаний глаголов в …..)

- Назовите учебные  задачи урока

( на слайде-        Мы узнаем…, Научимся …)

4.Этап построения проекта выхода из затруднения.

-У вас на столах лежат карточки с кластером. Чтобы его заполнить, мы побудем исследователями.(СЛАЙД 10)

5. Этап реализации построенного проекта

- О каком времени  глагола говорим сегодня на уроке?(заполнить кластер)(СЛАЙД 10)

Как изменяются глаголы в прошедшем времени?( заполнить кластер) (СЛАЙД 10)

В написанных предложениях  выделите основу и найдите с какими существительными связаны  глаголы?(СЛАЙД 11)

-Определите род этих существительных.

-Поставьте вопрос от существительного к глаголу.

-Почему у глаголов менялось окончание?

-Какой вывод можем сделать?

-Мы с вами выяснили, что глаголы прошедшего времени единственного числа изменяются по родам. Заполним кластер (СЛАЙД 12)

-Ребята, а если рядом с глаголом прошедшего времени нет существительного, как мы сможем определить его род?

-Давайте посмотрим, изменяются ли глаголы в прошедшем времени по родам во множественном числе?

-Прочитайте предложения.(СЛАЙД 13)

В 1917 году настало непростое время.

Началась Гражданская война.

Четырнадцатилетний юноша  вступил  в ряды Красной армии.

- Назовите основу каждого предложения

-Измените глаголы в этих  основах так, чтобы они обозначали действия нескольких предметов. Запишите.

Времена настали.

Войны начались.

Юноши вступили.

- Поставьте вопрос от существительных к глаголу.. Выделите окончание глаголов во множественном числе.

-Что вы можете сказать об этих окончаниях? Определите род существительных.

-Какой вывод делаем? Заполним кластер (СЛАЙД 14)

6. Этап  первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

-А теперь давайте всё обобщим и сформулируем правило.

( на слайде) (СЛАЙД 15)

Глаголы в прошедшем времени в единственном числе изменяются по………..

Глаголы прошедшего времени мужского рода отвечают на вопрос ….и имеют окончание ……

Глаголы прошедшего времени женского рода отвечают на вопрос…… и имеют окончание ……

Глаголы прошедшего времени среднего рода отвечают на вопрос…….. и имеют окончание ……

Во множественном числе глаголы по родам не…..

-сравним вывод с правилом на стр.110

Физминутка (СЛАЙД 16)

7. Этап самостоятельной  работы с самопроверкой по образцу

1.Работа по карточкам ( в парах)(СЛАЙД 17)

Найдите глаголы прошедшего времени. Обозначьте число и род глаголов.

Аркадий  рос самоотверженным парнем .

В  семнадцать лет Гайдар  командовал  полком.

Судьба подарила будущему писателю замечательную дружную семью.

Уже в раннем детстве мальчик сочинял стихи и маленькие рассказы.

Первые произведения Аркадия печатались под  псевдонимом Гайдар.

А теперь проверим.( СЛАЙД 17)

2. Работа по карточкам (индивидуально)

-Ребята, когда мы  произносим имя А. П. Гайдара, какие глаголы - ассоциации всплывают в вашей памяти ?

(На слайде-ассоциативный куст)(СЛАЙД 18)

                      читать        писать

        командовать        воевать

-В какой форме стоят эти глаголы?

Давайте от этих глаголов образуем все возможные формы прошедшего времени. (СЛАЙД 19)

Прошедшее время

неопределенная

форма

м. р.

ед. ч.

ж . р.

ед. ч.

ср. р.

ед. ч.

мн. ч.

читать

писать

воевать

командовать

Проверим (слайд) (СЛАЙД 20)

8. Этап включения в систему знаний и повторения

1.Работа с учебником.

Стр.110, упр.232

2. Подобрать, подходящие по смыслу глаголы  и указать род и число

(устно на слайде)(СЛАЙД 21)

Война прочно ….в биографию Гайдара.

В 1941 году Аркадий …..на фронт военным корреспондентом.

Произведения Гайдара …..ему славу и популярность.

Знакомство с творчеством Аркадия Петровича Гайдара ….. настоящим уроком доброты и любви к родной стране.

Слова для справок: стало, отправился, вошла, принесли.

-Ребята, в сентябре 1941 г. Аркадий Гайдар присоединился к одному из партизанских отрядов в качестве пулеметчика. 26 октября 1941 г. на Украине, под деревней Леплява известный писатель, неутомимый человек, воин в душе был сражен пулеметной очередью в возрасте тридцати семи лет.

3.Фронтальная работа

(СЛАЙД 22)

-Ребята, я хочу ,чтобы вы прослушали куплет из песни на стихи Н.Добронравова, музыка А. Пахмутовой «Гайдар шагает впереди».

Но не просто послушали, а запомнили глаголы, которые встретятся в этом куплете.

Слышишь, товарищ, гроза надвигается,

С белыми наши отряды сражаются,

Только в борьбе можно счастье найти,

Гайдар шагает впереди.

Гайдар шагает впереди.

-Назовите эти глаголы. Образуйте от них форму  прошедшего времени определенного рода и числа.

(СЛАЙД 23)

слышишь-

пр. вр., ед.ч. , м. р.

надвигается-

пр.вр., ед.ч.,  ж.р.

сражаются -

пр.вр., ед.ч., ср.р.

шагает –

пр.вр.,мн.ч.

найти –

пр.вр.,мн.ч.

-Подводя итоги нашего урока, давайте вспомним, какие окончания имеют глаголы прошедшего времени? А поможет в этом вам кластер.(СЛАЙД 24)

9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

-Молодцы, ребята! Давайте оценим наш сегодняшний урок, используя глаголы прошедшего времени (СЛАЙД 25)

-Сегодня на уроке мы …..

-Я самостоятельно……

(СЛАЙД 26)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка: Суффикс -л- прошедшего времени. Изменение глаголов прошедшего времени по родам.

Урок русского языка по УМК под редакцией Н.Ф. Виноградовой "Суффикс -л- пошедшего времени. Изменение глаголов прошедшего времени по родам. 4 класс (также подходит для изучения данной темы по другим УМ...

урок русского языка "Родовые окончания глаголов прошедшего времени" 3 класс

Урок русского языка для 3 класса по теме: "Родовые окончания глаголов прошедшего времени" УМК "Планета знаний" МБОУ «Гимназия №152» г. КазаньУчитель - Ахметзянова Гульнур Закиевна высшей категори...

Презентация к уроку "Родовые окончания глаголов прошедшего времени"

Презентация для урока "Родовые окончания глаголов прошедшего времени" 3 класс УМК "Планета знаний"...

Технологическая карта урока. 3 класс. Русский язык."Планета знаний".Правописание безударной гласной в родовых окончаниях глаголов прошедшего времени

Технологическая карта урока русского языка, 3 класс по программе"Планета знаний". Учебник " Русский язык" Л. Я. Желтовская, ч. 2, стр. 18-20....

Технологическая карта урока русского языка «Изменение глаголов прошедшего времени по родам» 3 класс

Предмет: русский языкКласс: 3-аТема урока: «Изменение глаголов прошедшего времени по родам»Цель урока: Воспитывать самостоятельность, волевые качества, взаимоуважение при работе в парах, чувство прекр...

Урок рус.яз. "Ознакомление с правилом правописания гласных в окончаниях глаголов прошедшего времени и его применение"

Урок составлен по системе учебников "Начальная школа XXI века" (4 класс), в соответствии стребованиями ФГОС НОО. В рамках урока осуществляется системно-деятельностный подход, применяются различные фор...

Урок русского языка "Род глаголов прошедшего времени"

Разработка содержит конспект и презентацию урока русского языка в 3 классе на тему "Род глаголов прошедшего времени". УМК "Школа России". На уроке используютя ресурсы учебника, раб...