Технологическая карта урока русского языка «Орфограммы в окончаниях глаголов прошедшего времени» 3 класс УМК "Система Эльконина-Давыдова"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Тема: «Орфограммы в окончаниях глаголов прошедшего времени»
Цель: формирование умений выделять орфограммы в окончаниях глаголов прошедшего времени.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_3_klass.docx | 376.81 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
Дата: 05.04.2024 Школа: МАОУ «Многопрофильный лицей №148 г.Челябинска» Класс: 3Б Урок: 3 Время: 9:50-10:30 Кабинет: 221 | Студент: Снедкова Елизавета Михайловна Группа: 31 Учитель: Кожевникова Татьяна Ивановна Методист: Курбанова Ольга Файзуллоевна |
Тема урока: «Орфограммы в окончаниях глаголов прошедшего времени»
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: формирование умений выделять орфограммы в окончаниях глаголов прошедшего времени.
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические: 1. Формировать представления об окончаниях глаголов прошедшего времени. 2. Научить выделять орфограммы в окончаниях глаголов. | Предметные:
|
Развивающие: 1. Развивать познавательные интересы. 2.Развивать фонетический слух, внимание и мышление. | Личностные:
|
Воспитательные:
|
УМК: «Система Эльконина-Давыдова» Русский язык. 3 класс. Учебник в 2 частях, 2 часть – В.В. Репкин, Е.В. Восторгова.
ЭТАПЫ УРОКА
Этап | Образова-тельная цель этапа урока | Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля | Деятельность учителя, его речь | Деятельность обучающегося |
| Дидактические средства и интерактивное оборудования |
Самоопределение к деятельности (1-2 мин) | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Фронтальная Группа словесных методов: слово учителя Группа наглядных методов: показ презентации | 1.Проверяет готовность обучающихся к уроку. 2.Создание эмоционального настроя. Налаживание контакта с классом. -Здравствуйте, ребята! Меня зовут Елизавета Михайловна, сегодня я проведу у вас урок русского языка. - Прозвенел уже звонок, Сядьте тихо и неслышно, И скорей начнем урок. Будем мы писать, трудиться, Ведь заданья нелегки. Нам, друзья, нельзя лениться. - Перед вами ассоциативный куст, посмотрите на него, что написано сверху? - Верно, урок русского языка, давайте придумаем к этому слову ассоциации! | Приветствуют учителя. Выполняют эмоциональный настрой. - Урок русского языка | УУКД: настраивать на урок, планировать учебное сотрудничества с преподавателем и сверстниками; включать в деятельность; | Учебная презентация |
Актуализация знаний и мотивации (3 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Фронтальная Группа словесных методов: беседа Группа наглядных методов: показ презентации Внешний контроль | Мотивирование обучающихся к учебному процессу. - Перед началом урока запишем число и классную работу в тетради. Отступаем две строчки вниз. -Спишите предложения, вставьте пропущенные буквы так, чтобы получились глаголы настоящего времени. Я ид… в школу. Он спеш… на урок. Ребята бег… домой после уроков. - Подчеркните грамматическую основу предложения. И определим части речи. - Проверим, что у вас получилось. - Посмотрите на экран и проверьте, так ли у вас. - Давайте выделим окончания глаголов. От чего они зависят? - Давайте определим лицо существительного, к которому он относится. - Молодцы! - Ребята, посмотрите кто к нам пришел! Это же чебурашка! Чебурашка: «Ребята, всем привет! Я сегодня утром проснулся, наелся апельсинов и пошел гулять! На асфальте я увидел несколько слов! Прочитайте их! И помогите мне разделить их на две группы. ИДЁТ, ПРОБЕЖАЛ, ХЛОПНУЛ, СИЖУ, ШУМЕЛИ, ИГРАЕМ. - Ребята, поработаем в парах. Посмотрите на экране правила работы в парах. - Чебурашка: Ой, ребята, а я не знаю, что такое глаголы настоящего времени? Что интересного вы о них знаете? Подумайте в парах. - Чебурашка: Ничего себе, а что вы знаете о глаголах прошедшего времени? Подумайте в парах. - Отлично! Чебурашка: Ребята, посмотрите я написал на асфальте глаголы прошедшего времени и выделил в них окончания и орфограммы. Правильно ли у меня получилось? ЧЕБУРАШКА ГУЛЯЛ, ШАПОКЛЯК СИДЕЛИ, ДРУЗЬЯ ИГРАЛА, СОЛНЦЕ СВЕТИЛА. - Ребята, а мы знаем, как выделять в окончаниях глаголов орфограммы?
| Отвечают на вопросы учителя. Записывают предложения. Я иду в школу. Он спешит на урок. Ребята бегут домой после уроков. Отвечают на вопросы учителя. - От времени глагола, числа и лица существительного. - 1-ое лицо, единственное число и настоящее время. 3-е лицо ед. число, настоящее время. 3-е лицо мн. число, настоящее время. Вспоминают правила работы в парах. Выполняют задание. - Глаголы настоящего времени и прошедшего. - Форма настоящего времени глаголов обычно показывает, что действие происходит в момент речи; отвечают на вопросы что делаю?-ешь?-ете?-ем?-ют?-ет?; изменяются по числам и лицам; в безударных личных окончаниях всегда есть орфограмма; в окончаниях 2-го лица ед.ч. ШЬ) - Форма прош. вр. глаголов показывает, что действие произошло до момента речи; отвечают на вопросы: что (с)делал? -а-, -о-, -и-?; приметой является суффикс Л; изменяются по числам, а в единств.ч. по родам) - Нет, неправильно! Чебурашка гулял, Шапокляк сидела, друзья играли, солнце светило. - Нет, не знаем! | УУПД: строить речевое высказывание в устной форме; делать обобщение. УУКД: слушать и понимать речь других; анализировать информацию; сравнивать | Учебная презентация |
Постановка учебной задачи (4-5 мин) | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Фронтальная Парная Группа словесных методов: учебный диалог Группа наглядных методов: показ презентации Внешний контроль | Создаёт условия для формулирования темы и цели урока. - Давайте сформулируем тему урока. -Верно, а какую цель на урок мы поставим? Вспомогательное слово: узнать… -Хорошо, давайте составим план урока.
-Отлично. - Какой пункт плана мы уже выполнили? | Формулируют тему и цель урока. Отвечают на вопросы учителя. Тема урока: «Орфограммы в окончаниях глаголов прошедшего времени». Цель урока: узнать, как определять окончание глагола в прошедшем времени. План урока: 1.Повторим прошедшее и настоящее время глагола. 2. Откроем новое правило. 3. Применим новое правило. 4.Выполним самостоятельную работу. 5.Подведём итоги. - Первый пункт. | УУПД: Формулировать цель УУКД: Корректно и аргументированно высказывать своё мнение УУРД: Выстраивать последовательность выбранных действий | Учебная презентация |
«Открытие детьми нового знания» (20 -25 мин) | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению Ю | Фронтальная Группа словесных методов: учебный диалог Группа наглядных методов: Примеры, показ презентации Внешний контроль | Организовывает «открытие» новых знаний. - Сегодня мы с Чебурашкой попробуем разобраться, какие орфограммы встречаются в окончаниях глаголов прошедшего времени. - Запишите в столбик изменения прошедшего времени глагола «гулять». И выделите в них окончания. - В каких словах есть орфограммы в окончании? Связаны ли они с позицией фонемы? - Давайте проверим, не нарушают ли эти орфограммы закон письма, для этого рядом в столбик запишите изменения прошедшего времени глагола «цвести». - Так как обозначаются гласные фонемы в окончаниях? - Подумайте, какие из этих орфограмм требуют специальной проверки? Нужно ли проверять орфограмму в окончании множественного числа? - Попробуйте проверить орфограммы в изменениях прошедшего времени в таких высказываниях: На безоблачном небе сиял_ солнце На безоблачном небе сиял_ луна. - Можно ли для проверки этих орфограмм поставить слова с тем же окончанием в сильной позиции (цвело, цвела)? Почему в первое высказывание вы подставили слово цвело, а не цвела? Какое другое слово помогло вам подставить нужное изменение? Какого рода это изменение? - Как вы думаете, если мы смогли определить род слова в прошедшем времени, стоит ли его заменять проверочным словом? - Давайте для Чебурашки выделим правило, для этого поработайте в парах. И сформулируйте правило, как проверить орфограмму в окончаниях глаголов прошедшего времени. - А теперь сравним ваш ответ с учебником на странице 61. Прочитайте вывод Дедушки Ага. - Молодцы! | Отвечают на вопросы. - Гулял(), гулял(о), гулял(и), гулял(а). - В словах гуляло, гуляли, гуляла. Да. - Цвел, цвела, цвело, цвели. - По закону письма.
- Те, которые находятся в слабой позиции. Отвечают на вопросы учителя. Формулируют правило в парах. | УУПД: Формулировать выводы и подкреплять их доказательствами УУКД: Воспринимать и формулировать суждения УУРД: Планировать действия по решению учебной задачи. | Учебная презентация |
Динамическая пауза | Снижение эмоционального и физического напряжения | Практическ-ий: выполнение динамичес-кой паузы | Организует динамическую паузу. - Сейчас я предлагаю вам отдохнуть. Если я буду называть глаголы в настоящем времени – вы топаете, если в прошедшем – вы хлопаете. Гулял, кушал, бегаю, летал, мечтает, сидит, скучала, прыгаю, лежал, смотрит, спала. | Выполняют динамическую паузу. | ||
Первичное закрепление (4-5 мин) | Усвоение нового способа действий | Группа словесных методов: беседа Группа наглядных методов: показ презентации, Внешний контроль | Повторение материала. -Ребята, к нам снова прибежал Чебурашка. Чебурашка: я слышал, какое у вас получилось хорошее правило, но совсем не понял, как оно работает. Давайте мне покажите его на практике! - Давайте перед тем, как выполним упражнение заполним таблицу в парах, которые лежат у вас на партах. - Определим, какое окончание в словах: лежал, лежала, лежало, лежали. - Выполним упражнение 220. Вставьте пропущенные определите род глаголов и вставьте пропущенные орфограммы. - Кто желает прочитать, что у него получилось? Остальные проверяют. - Молодцы, какие пункты плана мы выполнили? | Повторяют материал. Выполняют упражнение. Утро вступало о в свои права. Ночь спешила убраться подальше в чащи. Она падала на дно оврагов, покорно уходила в болото. Но утро быстро добиралось и до этих потаённых уголков. Алмазной каплей дрогнула и погасла последняя звезда. Защебетала ранняя птица. Радостно зашумело листвой каждое дерево. Всё живое повернулось к рассвету, всё встречало утро нового дня. - Второй и третий пункт. | УУПД: Объединять объекты по определённому признаку УУКД: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью УУРД: планирование своих действий в соответствии с задачей | Учебная презентация, раздаточный материал |
Самостоятельная работа с самопроверкой (20-25) | Интериоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достиже-ния цели, создание ситуаций успеха. | Индивидуальная Группа практических методов: изготовление изделия Внешний контроль | Организует самостоятельную работу с проверкой. -Ребята, сейчас я предлагаю вам выполнить самостоятельную работу. На это задание у вас будет 3 минуты. Вставьте пропущенные окончания. Найдите глаголы прошедшего времени и определите роди число. В лесу гулял… ветер. Ничто не мешал… ему качать серёжки у ольхи. Он подхватил… пыльцу. Она летел… по всему лесу. Солнце освещал… яркие и пушистые цветы. Гудел… пчёлы и шмели. - Поменяйтесь работами и проверьте по эталону. - У кого все правильно? У кого одна ошибка? У кого две ошибки? У кого больше? - Молодцы! Какой пункт плана мы выполнили? | В лесу гулял() (М) ветер. Ничто не мешал(о) (Ср) ему качать серёжки у ольхи. Он подхватил() (М) пыльцу. Она летел(а) (Ж) по всему лесу. Солнце освещал(о) (Ср) яркие и пушистые цветы. Гудел(и) (мн.число) пчёлы и шмели. Осуществляют взаимопроверку. - Четвертый пункт. | УУРД: Сравнивать результаты своей деятельности с деятельностью одноклассников | Учебная презентация, раздаточный материал |
Включение в систему знаний, повторение (2 мин) | Включение открытия в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Фронтальная Группа словесных методов: беседа Группа наглядных методов: показ презентации Внешний контроль | - Отлично! Мы с вами выполнили упражнение и самостоятельную работу. - Сейчас я буду диктовать вам слова, а вы будете записывать их по вариантам и выделять окончания и орфограммы. 1 вариант – ед число ж. р. и м. р. 2 вариант – ед число ср. р. и мн. число. - Кто желает выполнить это задание у доски? Говорил, светила, играло, читали, вспоминали, бежало, ловило, прыгал, наступила, посеяла, посадил, собрали, звенела, вылетели. - Отлично! | Повторяют изученный материал. Говорил, светила, прыгал, наступила, посеяла, посадил, звенела. Играло, читали, вспоминали, бежало, ловило, собрали, вылетели. | УУРД: корректировать свои учебные действия УУКД: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью | Учебная презентация, раздаточный материал |
Рефлексия деятельности (по продукту) (2-3 мин) | Самооценка результатов своей деятельности осознание метода построения | Группа наглядных методов: показ презентации, Внешний контроль | Проводит рефлексию по результатам деятельности учащихся. -Наш урок подходит к концу. Давайте подведем итог нашей работы. -Как звучала тема нашего урока? -Какую цель мы ставили? Как вы считаете, мы достигли ее? -Все пункты плана мы выполнили? - Ребята, чебурашка принес нам вот такой кубик. Кто желает бросить его и продолжить фразу. -Спасибо за урок! | Осуществляют рефлексию урока. Тема урока: «Числа имен прилагательных». Цель урока: узнаем, как определять число имен прилагательных. - Да. Продолжают фразы. | УУРД: Оценивать свою работу | Учебная презентация |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта по русскому языку на тему "Изменение глаголов прошедшего времени по родам" УМК "Перспектива" 3 класс
Цели деятельности учителя:· знакомство обучающихся с изменением глаголов прошедшего времени единственного числа по родам.Планируемые результаты...
Технологическая карта по русскому языку на тему "Изменение глаголов прошедшего времени по родам.2" УМК "Перспектива" 3 класс
Цели деятельности учителя: формирование умений изменять глаголы прошедшего времени по родам; закрепление уже имеющихся знаний.Планируемые результатыПредметные:- знать определение понятия «глагол...
Технологическая карта урока русского языка "Правописание личных окончаний глагола в слове "гнать" (УМК "Система Эльконина-Давыдова", 3 класс)
Цель урока: формирование знаний о правописании личных окончаний глагола в слове «гнать».Задачи урокаДидактические:формирование умения определять спряжение глаголов., в том числе у глаголов...
Технологическая карта урока русского языка по теме "Правописание глаголов прошедшего времени", 4 кл., УМК "Школа России"
Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: создание условий для совершенствования умения образовывать глаголы прошедшего времени, грамотно писать окончания глаголов прошедшего врем...
Технологическая карта урока русского языка «Правописание личных окончаний в слове брить» (УМК системы Эльконина - Давыдова, 3 класс)
Цель урока: формирование представления о правописании личных окончаний в слове брить. Задачи урока:Дидактические:Вспомнить особенности глаголов второго спряжения;Установить правило правописания ...
Технологическая карта урока Русского языка "Изменение по родам глаголов прошедшего времени" (УМК "Перспектива", 3класс)
Цель урока:формирование знаний о изменении глаголов прошедшего времени по родам. Задачи урока:Дидактические:1) Учить определять род глаголов единственного числа прошедшего времени;2) Учить п...
Технологическая карта урока русского языка по теме: ««Изменение глаголов по временам (настоящее, прошедшее, будущее время)» (4 класс, УМК «Школа России»)
Тема урока «Изменение глаголов по временам (настоящее, прошедшее, будущее время)»Тип урока: общеметодологической направленностиЦель урока: обобщение и систематизация знаний обучающихся об ...