Технологическая карта урока русского языка «Орфограммы в окончаниях глаголов прошедшего времени» 3 класс УМК "Система Эльконина-Давыдова"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Тема: «Орфограммы в окончаниях глаголов прошедшего времени»

Цель: формирование умений выделять орфограммы в окончаниях глаголов прошедшего времени.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_3_klass.docx376.81 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Дата: 05.04.2024

Школа: МАОУ «Многопрофильный лицей №148 г.Челябинска»

Класс:

Урок: 3

Время: 9:50-10:30   Кабинет: 221

Студент: Снедкова Елизавета Михайловна

Группа: 31

Учитель: Кожевникова Татьяна Ивановна

Методист: Курбанова Ольга Файзуллоевна

Тема урока: «Орфограммы в окончаниях глаголов прошедшего времени»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование умений выделять орфограммы в окончаниях глаголов прошедшего времени.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1.  Формировать представления об окончаниях глаголов прошедшего времени.

2.  Научить выделять орфограммы в окончаниях глаголов.

Предметные:

  1. Осознать роль окончания глагола в прошедшем времени.
  2. Овладеть умением проверки орфограмм слабой позиции в окончаниях прошедшего времени.

Развивающие:

1. Развивать познавательные интересы.

2.Развивать фонетический слух, внимание и мышление.

Личностные:

  1. Объяснять, что язык является главным средством общения людей, помогающим выразить их мысли и чувства, что язык- это великая ценность и культурное достояние русского народа;
  2. Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и одноклассниками.

Воспитательные:

  1. Прививать интерес к изучению глагола.
  2. Воспитывать адекватное понимание причины успеха/неуспеха в учебной деятельности.

УМК: «Система Эльконина-Давыдова» Русский язык. 3 класс. Учебник в 2 частях, 2 часть – В.В. Репкин, Е.В. Восторгова.

ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образова-тельная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося


Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудования

Самоопределение к деятельности

(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Фронтальная

Группа словесных методов: слово учителя

Группа наглядных методов: показ презентации

1.Проверяет готовность обучающихся к уроку.

2.Создание эмоционального настроя. Налаживание контакта с классом.

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Елизавета Михайловна, сегодня я проведу у вас урок русского языка.

- Прозвенел уже звонок,

 Сядьте тихо и неслышно,

 И скорей начнем урок.

 Будем мы писать, трудиться,

 Ведь заданья нелегки.

 Нам, друзья, нельзя лениться.

- Перед вами ассоциативный куст, посмотрите на него, что написано сверху?

- Верно, урок русского языка, давайте придумаем к этому слову ассоциации!

Приветствуют учителя. Выполняют эмоциональный настрой.

- Урок русского языка

УУКД:

настраивать на урок, планировать учебное сотрудничества с преподавателем и сверстниками; включать в деятельность;

 Учебная презентация

Актуализация знаний и мотивации

(3 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Фронтальная

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации

Внешний контроль

Мотивирование обучающихся к учебному процессу.

- Перед началом урока запишем число и классную работу в тетради. Отступаем две строчки вниз.

-Спишите предложения, вставьте пропущенные буквы так, чтобы получились глаголы настоящего времени.

Я ид… в школу.

Он спеш… на урок.

Ребята бег… домой после уроков.

- Подчеркните грамматическую основу предложения. И определим части речи.

- Проверим, что у вас получилось.

- Посмотрите на экран и проверьте, так ли у вас.

- Давайте выделим окончания глаголов. От чего они зависят?

- Давайте определим   лицо существительного, к которому он относится.

- Молодцы!

- Ребята, посмотрите кто к нам пришел! Это же чебурашка!

Чебурашка: «Ребята, всем привет! Я сегодня утром проснулся, наелся апельсинов и пошел гулять! На асфальте я увидел несколько слов! Прочитайте их! И помогите мне разделить их на две группы.

ИДЁТ, ПРОБЕЖАЛ, ХЛОПНУЛ, СИЖУ, ШУМЕЛИ, ИГРАЕМ.

- Ребята, поработаем в парах. Посмотрите на экране правила работы в парах.

- Чебурашка: Ой, ребята, а я не знаю, что такое глаголы настоящего времени? Что интересного вы о них знаете? Подумайте в парах.

- Чебурашка: Ничего себе, а что вы знаете о глаголах прошедшего времени? Подумайте в парах.

- Отлично!

Чебурашка: Ребята, посмотрите я написал на асфальте глаголы прошедшего времени и выделил в них окончания и орфограммы. Правильно ли у меня получилось?

ЧЕБУРАШКА ГУЛЯЛ, ШАПОКЛЯК СИДЕЛИ, ДРУЗЬЯ ИГРАЛА, СОЛНЦЕ СВЕТИЛА.

- Ребята, а мы знаем, как выделять в окончаниях глаголов орфограммы?

 

Отвечают на вопросы учителя.

Записывают предложения.

Я иду в школу.

Он спешит на урок.

Ребята бегут домой после уроков.

Отвечают на вопросы учителя.

- От времени глагола, числа и лица существительного.

- 1-ое лицо, единственное число и настоящее время.

3-е лицо ед. число, настоящее время.

3-е лицо мн. число, настоящее время.

Вспоминают правила работы в парах. Выполняют задание.

- Глаголы настоящего времени и прошедшего.

- Форма настоящего времени глаголов обычно показывает, что действие происходит в момент речи; отвечают на вопросы что делаю?-ешь?-ете?-ем?-ют?-ет?; изменяются по числам и лицам; в безударных личных окончаниях всегда есть орфограмма; в окончаниях 2-го лица ед.ч. ШЬ)

- Форма прош. вр. глаголов показывает, что действие произошло до момента речи; отвечают на вопросы: что (с)делал? -а-, -о-, -и-?; приметой является суффикс Л; изменяются по числам, а в единств.ч. по родам)

- Нет, неправильно! Чебурашка гулял, Шапокляк сидела, друзья играли, солнце светило.

- Нет, не знаем!

УУПД: строить речевое высказывание в устной форме; делать обобщение.

УУКД: слушать и понимать речь других;

анализировать информацию;

сравнивать

Учебная презентация

Постановка учебной задачи (4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Фронтальная

Парная

Группа словесных методов: учебный диалог

Группа наглядных методов: показ презентации

Внешний контроль

Создаёт условия для формулирования темы и цели урока.

- Давайте сформулируем тему урока.

-Верно, а какую цель на урок мы поставим? Вспомогательное слово: узнать…

-Хорошо, давайте составим план урока.

  1. Повторим … время …
  2. Откроем...
  3. Применим….
  4. Выполним…
  5. Подведем...

-Отлично.

- Какой пункт плана мы уже выполнили?

Формулируют тему и цель урока. Отвечают на вопросы учителя.

Тема урока: «Орфограммы в окончаниях глаголов прошедшего времени».

Цель урока: узнать, как определять окончание глагола в прошедшем времени.

План урока:

1.Повторим прошедшее и настоящее время глагола.

2. Откроем новое правило.

3. Применим новое правило.

4.Выполним самостоятельную работу.

5.Подведём итоги.  

- Первый пункт.

УУПД:

Формулировать цель

УУКД:

Корректно и аргументированно высказывать своё мнение

УУРД:

Выстраивать последовательность выбранных действий

Учебная презентация

«Открытие детьми нового знания»

(20 -25 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Ю

Фронтальная

Группа словесных методов: учебный диалог

Группа наглядных методов:

Примеры, показ презентации

Внешний контроль

Организовывает «открытие» новых знаний. 

- Сегодня мы с Чебурашкой попробуем разобраться, какие орфограммы встречаются в окончаниях глаголов прошедшего времени.

- Запишите в столбик изменения прошедшего времени глагола «гулять». И выделите в них окончания.

- В каких словах есть орфограммы в окончании? Связаны ли они с позицией фонемы?

- Давайте проверим, не нарушают ли эти орфограммы закон письма, для этого рядом в столбик запишите изменения прошедшего времени глагола «цвести».

- Так как обозначаются гласные фонемы в окончаниях?

 - Подумайте, какие из этих орфограмм требуют специальной проверки? Нужно ли проверять орфограмму в окончании множественного числа?

- Попробуйте проверить орфограммы в изменениях прошедшего времени в таких высказываниях:

На безоблачном небе сиял_ солнце

На безоблачном небе сиял_ луна.

- Можно ли для проверки этих орфограмм поставить слова с тем же окончанием в сильной позиции (цвело, цвела)?

Почему в первое высказывание вы подставили слово цвело, а не цвела? Какое другое слово помогло вам подставить нужное изменение? Какого рода это изменение?

- Как вы думаете, если мы смогли определить род слова в прошедшем времени, стоит ли его заменять проверочным словом?

- Давайте для Чебурашки выделим правило, для этого поработайте в парах. И сформулируйте правило, как проверить орфограмму в окончаниях глаголов прошедшего времени.

- А теперь сравним ваш ответ с учебником на странице 61. Прочитайте вывод Дедушки Ага.

- Молодцы!

Отвечают на вопросы.

- Гулял(), гулял(о), гулял(и), гулял(а).

- В словах гуляло, гуляли, гуляла. Да.

- Цвел, цвела, цвело, цвели.

- По закону письма.

 

- Те, которые находятся в слабой позиции.

Отвечают на вопросы учителя.

Формулируют правило в парах.

УУПД:

Формулировать выводы и подкреплять их доказательствами

УУКД:

Воспринимать и формулировать суждения

УУРД:

Планировать действия по решению учебной задачи.

Учебная презентация

Динамическая пауза

Снижение эмоционального и физического напряжения

Практическ-ий: выполнение динамичес-кой паузы

Организует динамическую паузу.

- Сейчас я предлагаю вам отдохнуть.

Если я буду называть глаголы в настоящем времени – вы топаете, если в прошедшем – вы хлопаете.

Гулял, кушал, бегаю, летал, мечтает, сидит, скучала, прыгаю, лежал, смотрит, спала.

Выполняют динамическую паузу.

Первичное закрепление

(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации, Внешний контроль

Повторение материала.

-Ребята, к нам снова прибежал Чебурашка.

Чебурашка: я слышал, какое у вас получилось хорошее правило, но совсем не понял, как оно работает. Давайте мне покажите его на практике!

- Давайте перед тем, как выполним упражнение заполним таблицу в парах, которые лежат у вас на партах.

- Определим, какое окончание в словах: лежал, лежала, лежало, лежали.

- Выполним упражнение 220. Вставьте пропущенные определите род глаголов и вставьте пропущенные орфограммы.

- Кто желает прочитать, что у него получилось?  Остальные проверяют.

- Молодцы, какие пункты плана мы выполнили?

Повторяют материал.

Выполняют упражнение.

Утро вступало о в свои права. Ночь спешила убраться подальше в чащи. Она падала на дно оврагов, покорно уходила в болото. Но утро быстро добиралось и до этих потаённых уголков. Алмазной каплей дрогнула и погасла последняя звезда. Защебетала ранняя птица. Радостно зашумело листвой каждое дерево. Всё живое повернулось к рассвету, всё встречало утро нового дня.

- Второй и третий пункт.

УУПД:        Объединять объекты по определённому признаку             УУКД:                  выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью               УУРД: планирование своих действий в соответствии с задачей

Учебная презентация, раздаточный материал

Самостоятельная работа с самопроверкой

(20-25)

Интериоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достиже-ния цели, создание ситуаций успеха.

Индивидуальная Группа практических методов: изготовление изделия Внешний контроль

 Организует самостоятельную работу с проверкой.

-Ребята, сейчас я предлагаю вам выполнить самостоятельную работу. На это задание у вас будет 3 минуты.

Вставьте пропущенные окончания. Найдите глаголы прошедшего времени и определите роди число.

В лесу гулял… ветер. Ничто не мешал… ему качать серёжки у ольхи. Он подхватил… пыльцу. Она летел… по всему лесу. Солнце освещал… яркие и пушистые цветы. Гудел… пчёлы и шмели.

- Поменяйтесь работами и проверьте по эталону.

- У кого все правильно? У кого одна ошибка? У кого две ошибки? У кого больше?

- Молодцы! Какой пункт плана мы выполнили?

В лесу гулял() (М) ветер. Ничто не мешал(о) (Ср) ему качать серёжки у ольхи. Он подхватил() (М) пыльцу. Она летел(а) (Ж) по всему лесу. Солнце освещал(о) (Ср) яркие и пушистые цветы. Гудел(и) (мн.число) пчёлы и шмели.

Осуществляют взаимопроверку.

- Четвертый пункт.

УУРД:

Сравнивать результаты своей деятельности с деятельностью одноклассников

Учебная презентация, раздаточный материал

Включение в систему знаний, повторение

(2 мин)

Включение открытия в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Фронтальная

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации

Внешний контроль

- Отлично! Мы с вами выполнили упражнение и самостоятельную работу.

- Сейчас я буду диктовать вам слова, а вы будете записывать их по вариантам и выделять окончания и орфограммы.

1 вариант – ед число ж. р. и м. р.

2 вариант – ед число ср. р.  и мн. число.

- Кто желает выполнить это задание у доски?

Говорил, светила, играло, читали, вспоминали, бежало, ловило, прыгал, наступила, посеяла, посадил, собрали, звенела, вылетели.

- Отлично!

Повторяют изученный материал.

Говорил, светила, прыгал, наступила, посеяла, посадил, звенела.

Играло, читали, вспоминали, бежало, ловило, собрали, вылетели.

УУРД:          корректировать свои учебные действия               УУКД:      выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

Учебная презентация, раздаточный материал

Рефлексия деятельности (по продукту)

(2-3 мин)

Самооценка результатов своей деятельности осознание метода построения  

Группа наглядных методов: показ презентации,

Внешний контроль

Проводит рефлексию по результатам деятельности учащихся.

-Наш урок подходит к концу.

Давайте подведем итог нашей работы.

-Как звучала тема нашего урока?

-Какую цель мы ставили? Как вы считаете, мы достигли ее?

-Все пункты плана мы выполнили?

- Ребята, чебурашка принес нам вот такой кубик. Кто желает бросить его и продолжить фразу.

 -Спасибо за урок!

Осуществляют рефлексию урока.

Тема урока: «Числа имен прилагательных».

Цель урока: узнаем, как определять число имен прилагательных.

- Да.

Продолжают фразы.

УУРД:

Оценивать свою работу

Учебная презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта по русскому языку на тему "Изменение глаголов прошедшего времени по родам" УМК "Перспектива" 3 класс

Цели деятельности учителя:·        знакомство обучающихся с изменением глаголов прошедшего времени единственного числа по родам.Планируемые результаты...

Технологическая карта по русскому языку на тему "Изменение глаголов прошедшего времени по родам.2" УМК "Перспектива" 3 класс

Цели деятельности учителя: формирование умений изменять глаголы прошедшего времени по родам; закрепление уже имеющихся знаний.Планируемые результатыПредметные:- знать определение понятия «глагол...

Технологическая карта урока русского языка "Правописание личных окончаний глагола в слове "гнать" (УМК "Система Эльконина-Давыдова", 3 класс)

Цель урока: формирование знаний о правописании личных окончаний глагола в слове «гнать».Задачи урокаДидактические:формирование умения определять спряжение глаголов., в том числе у глаголов...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Правописание глаголов прошедшего времени", 4 кл., УМК "Школа России"

Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: создание условий для совершенствования умения образовывать глаголы прошедшего времени, грамотно писать окончания глаголов прошедшего врем...

Технологическая карта урока русского языка «Правописание личных окончаний в слове брить» (УМК системы Эльконина - Давыдова, 3 класс)

Цель урока: формирование представления о правописании личных окончаний в слове брить.  Задачи урока:Дидактические:Вспомнить особенности глаголов второго спряжения;Установить правило правописания ...

Технологическая карта урока Русского языка "Изменение по родам глаголов прошедшего времени" (УМК "Перспектива", 3класс)

Цель урока:формирование знаний о изменении глаголов прошедшего времени по родам. Задачи урока:Дидактические:1) Учить определять род глаголов единственного числа прошедшего времени;2) Учить п...

Технологическая карта урока русского языка по теме: ««Изменение глаголов по временам (настоящее, прошедшее, будущее время)» (4 класс, УМК «Школа России»)

Тема урока «Изменение глаголов по временам (настоящее, прошедшее, будущее время)»Тип урока: общеметодологической направленностиЦель урока: обобщение и систематизация знаний обучающихся об ...