Рабочая программа " Школа развития речи"
рабочая программа по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс)
Цель программы: повышение уровня языкового развития, формирование коммуникативной компетенции младших школьников в основных видах речевой деятельности: произношении, говорении, чтении и письме, а также начальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства, о языке как основе национального самосознания. Способствовать более прочному и сознательному усвоению норм родного языка, содействовать развитию речи детей.
Данные занятия должны способствовать решению задач обеспечения правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций; созданию речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся; формированию речевых интересов и потребностей младших школьников.
Поскольку стандарты нового поколения опираются на деятельностную парадигму образования, постулирующую в качестве цели образования развитие личности учащегося на основе освоения им способов деятельности, данная программа ориентирована на реализацию коммуникативно-деятельностного подхода к обучению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programmashkola_razvitiya_rechi_1.doc | 237.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС НОО, на основе авторской программы по развитию речи для 1-4 классов
Т.Н. Соколовой, УМК « Школа развития речи».
Цель:
- повышение уровня языкового развития, формирование коммуникативной компетенции младших школьников в основных видах речевой деятельности: произношении, говорении, чтении и письме, а также начальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства, о языке как основе национального самосознания. способствовать более прочному и сознательному усвоению норм родного языка, содействовать развитию речи детей.
Данные занятия должны способствовать решению задач обеспечения правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций; созданию речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся; формированию речевых интересов и потребностей младших школьников.
Поскольку стандарты нового поколения опираются на деятельностную парадигму образования, постулирующую в качестве цели образования развитие личности учащегося на основе освоения им способов деятельности, данная программа ориентирована на реализацию коммуникативно-деятельностного подхода к обучению.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
- Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
- Формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области языкознания.
- Развитие самостоятельности в поиске решения различных речевых задач.
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
- Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
- Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
- Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
- Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
- Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
- Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
- Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
- Активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
- Использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.
Предметные результаты:
- Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
- Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
- Формирование первоначальных представлений о роли русского языка в жизни и духовно-нравственном развитии человека.
- Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
- Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
- Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Разделы программы | Количество часов | |||
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | |
Речь и её значение в жизни. Техника речи | 2 | 1 | 6 | |
Слово | 15 | 13 | 17 | 9 |
Предложение и словосочетание. | 3 | |||
Текст. | 11 | 15 | 12 | 19 |
Культура общения. | 5 | 3 | 4 | |
Всего часов | 33 | 34 | 34 | 34 |
Материал представлен в программе следующими содержательными линиями:
- Речь. Техника и выразительность речи.
- Слово
- Предложение и словосочетание
- Текст
- Культура общения
1 КЛАСС (33 ч)
Речь и её значение в жизни. Техника речи.
Речь. Устная и письменная речь. Особенности устной речи: окраска голоса, громкость, темп.
Умение регулировать громкость речи, темп речи, пользоваться дыханием в процессе речи. Умение выразительно читать небольшой текст по образцу, данному учителем. Знание нескольких скороговорок.
Слово.
Слово. Лексическое значение слова. Толковый словарь. Однозначные и многозначные слова. Слова-«родственники». Слова-«родственники» и слова-«друзья» (синонимы). Слова - «родственники» и слова, внешне сходные, но разные по значению (омонимы). Слова, противоположные по смыслу (антонимы).
Умение выделить слова -«родственники» среди других слов, подобрать к данному слову слова-«родственники», установить общность их значения на основе элементарного словообразовательного анализа. Установить общность написания слов-«родственников».
Умение определить лексическое значение слова (в том числе на основе словообразовательного анализа). Умение определить лексическое значение многозначного слова по предметным картинкам, контексту.
Умение выделить синонимы, антонимы в тексте, подобрать синонимы, антонимы к данному слову.
Умение отличить слова-«родственники» от синонимов, омонимов и слов с частичным графическим или «звуковым» сходством.
Предложение и словосочетание.
Предложение. Простое предложение с точкой, вопросительным и восклицательным знаком. Умение членить небольшой текст на предложения, устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении. Умение редактировать простое предложение: исправлять порядок слов в предложении, заменять в нём неудачно подобранные слова, распространять предложение. Умение составлять простое распространённое предложение по вопросу учителя, на тему, по картинке, по схеме, по аналогии с данными. Умение интонационно правильно читать (произносить предложение с точкой, вопросительным, восклицательным знаками).
Текст.
Понятие о тексте. Тема текста. Умение отличать текст от отдельных предложений, не объединённых общей темой. Вычленение опорных слов в тексте. Основная мысль в тексте. Выделение частей текста, составление плана. Типы текста. Коллективное составление текстов по заданной теме, сюжетным картинкам, по плану, по опорным словам. Творческое дополнение готового текста. Восстановление деформированного текста.
Культура общения.
Волшебные слова. Слова - выражения просьбы, благодарности, извинения. Слова - выражения приветствия, прощания.
Умение пользоваться словами - выражениями приветствия, прощания, извинения, благодарности в собственной речевой практике с учётом конкретной ситуации общения.
2 КЛАСС (34 ч.)
Речь. Техника и выразительность речи.
Речь. Устная и письменная речь. Выразительная речь. Умение регулировать громкость и высоту голоса. Знание скороговорок. Умение коллективно разметить текст для выразительного чтения; обсудить тембр, темп чтения, расставить паузы, выделить логически ударные слова и сочетания слов, продумать мелодику речи.
Слово.
Повторение изученного в 1 классе. Слово. Слово имеет значение. Синонимы. Омонимы. Многозначные слова. Изобразительные средства языка: сравнение, олицетворение. Вежливые слова. Знакомство со словарями: толковым, орфографическим. Умение определить лексическое значение слова по словарю, контексту, на основе словообразовательного анализа.
Умение выделить слова в переносном значении в тексте, сравнить прямое и переносное значения, определить основу переноса значения. Умение сконструировать образное выражение (сравнение, олицетворение) по образцу, из данных учителем слов, умение использовать слова с переносным значением при составлении предложений, текстов описательного и повествовательного характера. Совершенствование умений, определённых программой 1 класса.
Предложение и словосочетание.
Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Умение устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении. Умение редактировать простое и сложносочиненное предложение: исправлять порядок слов или порядок частей, распространять части предложения, заменять неудачно употреблённые слова. Умение интонационно правильно читать (произносить) предложения разных типов.
Текст.
Текст. Типы текстов: рассуждение, сравнительное описание, повествование.
Умение редактировать текст с точки зрения лексики и грамматики. Восстанавливать деформированный текст. Тема и основная мысль текста. Умение определять основную мысль текста. План текста. Виды планов. Умение составлять планы различных видов.
Связь между предложениями в тексте. Умение устанавливать тип связи между предложениями в тексте, составлять цепочки связей из опорных слов. Умение писать творческое изложение с языковым разбором, сочинение по данному началу и опорным словам, по наблюдениям. Сочинение загадок.
Культура общения.
Волшебные слова: слова приветствия, прощания, извинения и так далее. Умение использовать вежливые слова с учётом речевой ситуации с нужной интонацией, мимикой.
3 КЛАСС (34 ч.)
Речь. Техника выразительности речи.
Речь. Общее понятие о культуре речи. Основные качества речи: правильность, точность, богатство. Выразительность речи. Интонация: сила, темп, тембр, мелодика речи. Монолог и диалог. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение выразительно почитать текст после самостоятельной подготовки.
Слово.
Слово. Его значение. Слова нейтральные и эмоционально окрашенные. Знакомство со словарем синонимов. Изобразительно - выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Умение выделять их в тексте, определять значение и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле.
Крылатые слова. Умение определять значение устойчивого выражения, употреблять его в заданной речевой ситуации.
Научные слова. Умение выделять их в тексте, определять значение с помощью толкового словаря, употреблять в тексте научного стиля.
Жизнь слова. Откуда берутся слова? Как живут слова? Основные источники пополнении я словаря. Знакомство с элементами словообразования.
Знакомство с происхождением некоторых антропонимов и топонимов.
Устаревшие слова. Умение выделять их в тексте, определять значение, стилистическую принадлежность.
Предложение и словосочетание.
Предложение. Умение редактировать простое предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употребленные слова, устранять лишние и восстанавливать недостающие слова, распространять предложение.
Текст.
Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова. Структура текста. План, виды плана.
Стили речи: разговорный и книжный (художественный и научный). Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.
Типы текста: повествование, описание, рассуждение. Умение составлять описание предметов и явлений, рассуждения в художественном и научном стилях. Умение составлять повествование с элементами описания.
Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Средства связи при цепном построении текста. Средства связи в тексте с параллельным построением. Видо - временная соотнесенность глаголов, единообразие синтаксических конструкций.
Культура общения.
Волшебные слова: слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинения. Умение дискутировать, использовать вежливые слова в диалоге с учетом речевой ситуации.
4 КЛАСС (34 ч.)
Речь. Техника выразительности речи.
Речь. Общее понятие о культуре речи. Основные качества речи: правильность, точность, богатство. Выразительность речи. Интонация: сила, темп, тембр, мелодика речи. Монолог и диалог.
Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение выразительно почитать текст после самостоятельной подготовки.
Слово.
Слово. Его значение. Слова нейтральные и эмоционально окрашенные. Знакомство со словарем синонимов. Изобразительно - выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Умение выделять их в тексте, определять значение и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле.
Крылатые слова. Умение определять значение устойчивого выражения, употреблять его в заданной речевой ситуации.
Научные слова. Умение выделять их в тексте, определять значение с помощью толкового словаря, употреблять в тексте научного стиля.
Жизнь слова. Откуда берутся слова? Как живут слова? Основные источники пополнения словаря. Знакомство с элементами словообразования.
Знакомство с происхождением некоторых антропонимов и топонимов.
Устаревшие слова. Умение выделять их в тексте, определять значение, стилистическую принадлежность.
Предложение и словосочетание.
Предложение. Умение редактировать простое предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употребленные слова, устранять лишние и восстанавливать недостающие слова, распространять предложение.
Текст.
Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова. Структура текста. План, виды плана.
Стили речи: разговорный и книжный (художественный и научный). Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.
Типы текста: повествование, описание, рассуждение. Умение составлять описание предметов и явлений, рассуждения в художественном и научном стилях. Умение составлять повествование с элементами описания.
Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Средства связи при цепном построении текста. Средства связи в тексте с параллельным построением.
Культура общения.
Волшебные слова: слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинения. Умение дискутировать, использовать вежливые слова в диалоге с учетом речевой ситуации.
Тематическое планирование по курсу « Школа развития речи», 1 класс
№ п/п | Тема урока | Количество часов часов |
Речь. Техника выразительности речи. 2ч | ||
Речь | 1 | |
Тише, громче | 1 | |
Слово. 15ч | ||
Слова, слова, слова. | 1 | |
Озорные буквы. | 1 | |
Слова играют в прятки. | 1 | |
Слово и его значение | 1 | |
Прямое и переносное значение слова. | 1 | |
Многозначные слова. | 1 | |
Омонимы | 1 | |
Синонимы | 1 | |
Антонимы | 1 | |
Тематические группы слов | 1 | |
Наш цветной мир | 1 | |
Что на что похоже | 1 | |
Голоса природы | 1 | |
Загадки | 1 | |
Проверочная работа | 1 | |
Культура речи. 5ч | ||
Культура речи. Вежливые слова. | 1 | |
Вежливые слова. | 1 | |
Пословицы. | 1 | |
Учимся рассуждать. | 1 | |
Учимся рассуждать. | 1 | |
Текст. 11ч | ||
Текст. | 1 | |
Текст. | 1 | |
Заглавие текста. | 1 | |
Тема текста. | 1 | |
Тема текста. | 1 | |
Опорные слова. | 1 | |
Мы строим текст. | 1 | |
Мы строим текст. | 1 | |
План текста. | 1 | |
План текста. | 1 | |
Итоговое занятие | 1 |
Тематическое планирование по курсу « Школа развития речи», 2 класс
№ п/п | Тема урока | Количество часов |
Слово 13 ч | ||
1. | Слово. Значение слово | 1 |
2. | Многозначные слова. | 1 |
3. | Омонимы | 1 |
4. | Омофоны, омоформы | 1 |
5. | Синонимы | 1 |
6. | Антонимы | 1 |
7. | Фразеологизмы | 1 |
8. | Фразеологизмы | 1 |
9. | Фразеологизмы | 1 |
10 | Пословицы | 1 |
11. | Загадки | 1 |
12. | Изобразительные средства языка. Сравнение. | 1 |
13. | Изобразительные средства языка. Олицетворение | 1 |
Предложение и словосочетание 3 ч | ||
14. | Связь между предложениями в тексте | 1 |
15. | Связь между частями текста | 1 |
16.. | Работа с деформированным текстом | 1 |
Текст 15 ч | ||
17. | Текст. Тема текста. Заглавие. | 1 |
18. | Текст. Опорные слова. | 1 |
19. | Текст. Опорные слова | 1 |
20. | Проверочная работа | 1 |
21. | План. Составление плана. | 1 |
22. | Виды плана | 1 |
23. | Виды плана | 1 |
24. | Виды плана | 1 |
25. | Редактирование текста | 1 |
26. | Типы текста. Описание | 1 |
27. | Типы текста. Описание | 1 |
28. | Текст – сравнительное описание | 1 |
29. | Типы текста. Повествование | 1 |
30. | Типы текста. Рассуждение | 1 |
31. | Типы текста. Рассуждение | 1 |
Культура общения 3ч | ||
32. | Сочинение на тему «Мой выходной день» | 1 |
33. | Повторение пройденного | 1 |
34. | КВН. Итоговое занятие. | 1 |
Тематическое планирование по курсу « Школа развития речи», 3 класс
№ п/п | Тема урока | Количество часов |
Речь. Техника и выразительность речи. 1ч. | ||
1. | Речь. Выразительность речи. | 1 |
Слово | 17ч. | |
2. | Многозначные слова. | 1 |
3. | Омонимы, омоформы и омофоны. | 1 |
4. | Фразеологизмы. | 1 |
5. | Сравнения. | 1 |
6. | Олицетворение. | 1 |
7. | Изобразительно - выразительные средства языка. Эпитеты. | 1 |
8. | Слова нейтральные и эмоционально окрашенные. | 1 |
9. | Откуда приходят слова | 1 |
10 | Этимология. | 1 |
11. | Как тебя зовут? | 1 |
12. | Наши фамилии. | 1 |
13. | Проект « Что в имени тебе моем…» | 1 |
14. | Топонимы. | 1 |
15. | Устаревшие слова. | 1 |
16.. | Сочинение по картине В.М. Васнецова «Богатыри». | 1 |
17. | Проверочная работа. | 1 |
18. | Анализ проверочной работы | 1 |
Текст | 12ч. | |
19. | Типы текстов. | 1 |
20. | Тема текста. Опорные слова. | 1 |
21. | Связь предложений в тексте. | 1 |
22. | Связь предложений в тексте. | 1 |
23. | Цепная связь предложений в тексте. | 1 |
24. | Параллельная связь предложений в тексте. | 1 |
25. | Сочинение по картине В. Е. Маковского «Свидание». | 1 |
26. | Единый временной план текста. | 1 |
27. | Стили речи. | 1 |
28. | Стили речи. | 1 |
29. | Научный стиль. | 1 |
30. | Словари. | 1 |
Культура речи 4ч. | ||
31. | Культура общения. | 1 |
32. | Проверь себя. | 1 |
33. | Анализ проверочной работы | 1 |
34 | Итоговое занятие КВН. | 1 |
Тематическое планирование по курсу «Школа развития речи», 4 класс
№ п/п | Тема урока | Количество часов |
Речь. Техника и выразительность речи. 6 ч. | ||
1. | Художественный стиль. Общее понятие | 1 |
2 | Сочинение – пейзажная зарисовка | 1 |
3 | Рифма | 1 |
4 | Диалог и монолог | 1 |
5 | Драматические импровизации | 1 |
6 | Драматические импровизации | 1 |
Слово | 9ч. | |
7. | Фразеологизмы. | 1 |
8. | Фразеологизмы | 1 |
9. | Диалектизмы | 1 |
10. | Сравнение, эпитеты, олицетворение | 1 |
11. | Метафора. | 1 |
12. | Пословицы и поговорки. Афоризмы | 1 |
13. | Сочинение по пословице | 1 |
14. | Анализ сочинений по пословицам | 1 |
15. | Фразеологизмы | 1 |
Текст 19ч. | ||
16. | Композиция текста. Основные элементы композиции. | 1 |
17. | Композиция. Работа с деформированным текстом. | 1 |
18. | Творческая работа. | 1 |
19. | Сочинение – миниатюра в художественном стиле. | 1 |
20. | Творческая работа. | 1 |
21. | Творческая работа. | 1 |
22. | Публицистический стиль. | 1 |
23. | Газетно – публицистический стиль. | 1 |
24. | Газетно – публицистический стиль. | 1 |
25. | Деловая игра «Вёрстка газеты». | 1 |
26. | Официально – деловой стиль. | 1 |
27. | Тезисы. Конспект. | 1 |
28. | Аннотация. | 1 |
29. | Я пишу письмо. | 1 |
30. | Личный дневник. | 1 |
31. | Сочинение «Мои любимые стихи». | 1 |
32. | Сочини сценарий для мультфильма. | 1 |
33. | Конкурс на лучшее название конфет. | 1 |
34. | Обобщение. Проверочная работа. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по развитию речи для 4 класса для коррекционной школы 5 вида
Рабочая программа по развитию речи составлена на основе рабочих тетрадей Л. В. Мищенковой Курс «РПС для массовой школы» 36 занятий для будущих отличников; Т. Н. Соколовой «Школа развития речи»....
рабочая программа по развитию речи для 2 класса для коррекционной школы 5 вида
Программа разработана на основе программы по развитию речи для 2 класса на материалах учебных пособий Т. Н. Соколовой «Школа развития речи» и Л. В. Мищенковой «36 занятий для будущих отличников»...
Рабочая программа по развитию речи (окружающему миру) "Школа России" 4 класс
Программа разработана с учётом коррекционной направленности при работе в классах V вида на базе общеобразовательных школ. Расчитана на 2 учебных часа в неделю....
Рабочая программа по развитию речи (4 класс) на тему: "Рабочая программа по развитию речи 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...
Рабочая программа по развитию речи (3 класс) на тему: "Рабочая программа по развитию речи 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по развитию речи. 3 класс школы 8 вида.
Рабочая программа по развитию речи с подробным календарно-тематическим планированием....
Авторская рабочая программа «Школа развития речи»
Программа внеурочной деятельности «Школа развития речи» предназначена для занятий с обучающимися 1 класса в объеме 66 часов (2ч. в неделю).Целью данной программы является всестороннее разв...