Адаптированная рабочая программа по «Русскому языку»
рабочая программа по русскому языку (4 класс)
Адаптированной рабочей программы по «Русскому языку»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_4_kl_russkiy_fgos.docx | 50.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Структура адаптированной рабочей программы по «Русскому языку» в 4 классе предусматривает следующие разделы:
- Пояснительная записка;
- Общая характеристика учебного предмета с учётом особенностей его освоения учащимися;
- Описание места учебного предмета в учебном плане;
- Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета;
- Содержание учебного предмета;
- Тематическое планирование;
- Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности.
1.Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по «Русскому языку» составлена в соответствии с нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами:
- Федерального Закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании» в Российской Федерации;
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- Приказа Министерства образования и науки Российской федерации от 19.12.2014г. №1599 «Об утверждении Федерального Государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1. Приказ № 1026 от 24.11.2022 г.
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно - эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей, и молодежи»;
- Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 21.03.2022 № 9 «О внесении изменений в санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)»‚ утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 № 16» (зарегистрирован 24.03.2022 № 67884).
- Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1
- Учебным планом ____________________ на 2023-2024 учебный год;
- Годовым календарным учебным графиком ____________________ на 2023 - 2024 учебный год.
Основная цель обучения русскому языку детей с умственной отсталостью заключается в создании условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта, подготовки их к жизни в современном обществе.
Задачи:
- Формирование у учащихся интереса к языку и первоначальные языковые обобщения;
- Совершенствование устной речи учащихся на уровне всех языковых единиц: закрепление правильного произношения звуков, работа над словообразованием и словоизменением, уточнение и обогащение словаря, отработка разных по структуре предложений, развитие связной устной речи;
- Обучение аккуратному и грамотному письму с применением изученных орфографических правил;
- Развитие умения пользоваться речью, подбирая для этого необходимый словарь, соблюдая правильность построения предложений;
- Знакомство детей со связной письменной речью как видом общения и формирование у них первоначальных умений в письменных высказываниях;
- Осуществление нравственного, эстетического и экологического воспитания школьников.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.
Основные направления коррекционной работы:
- развитие зрительного и слухового восприятия и узнавания;
- развитие пространственной ориентации;
- развитие основных мыслительных операций;
- коррекция речи и мышления;
- коррекция фонематического слуха;
- развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
- развитие навыков каллиграфии;
- формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
- коррекция нарушений эмоционально - личностной сферы, обогащение словаря;
- коррекция индивидуальных пробелов.
2.Общая характеристика учебного предмета
Русский язык является важной составляющей частью образования умственно отсталых учащихся. Овладение знаниями и умениями в данной предметной области является необходимым условием успешной социализации обучающихся, формированием у них жизненных компетенций.
Весь процесс обучения русскому языку имеет коррекционно-развивающий характер. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности умственно отсталых школьников обусловлена трудностями овладения ими фонетикой, графикой и орфографией, своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций. Материал способствует коррекции мышления, развитию познавательной деятельности школьников и опирается на субъективный опыт школьников.
3.Описание места учебного предмета в учебном плане
Адаптированная рабочая программа по «Русскому языку» составлена в соответствии с Учебным планом ___________ в 4 классе рассчитана на 33 учебных недели (132 часа, по 4 часа в неделю).
4.Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
К личностным результатам освоения АООП относятся:
- осознание себя как гражданина России;
- формирование чувства гордости за свою Родину;
- воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- овладение социально – бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
- овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
- сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально – нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
- сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
- проявление готовности к самостоятельной жизни.
К предметным результатам освоения АООП относятся:
- осознание значимости русского языка как государственного языка нашей страны, Российской Федерации, языка межнационального общения;
- представление о языке как об основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества;
- формирование позитивного эмоционально-оценочного отношения к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, стремления к его грамотному использованию;
- понимание значимости правильной и «хорошей» устной и письменной речи как показателя общей культуры человека; проявление собственного уровня культуры;
- приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач;
- овладение изучаемыми нормами русского языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), правилами культуры речевого поведения (в объёме курса); использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и бытового общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля за ней;
- овладение основными понятиями и правилами (в объёме изучаемого курса) из области фонетики, графики, лексики, морфемики, грамматики, орфографии, а также умениями находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения, тексты); использовать эти знания и умения для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;
- овладение основами грамотного письма (в объёме изучаемого курса), основными орфографическими и пунктуационными умениями; применение правил орфографии и пунктуации в процессе выполнения письменных работ.
5.Основное содержание предмета.
№ п/п | Тема (глава) | Количество Часов |
1 | Повторение. | 10 |
2 | Звуки и буквы | 51 |
3 | Слово | 47 |
4 | Предложение | 11 |
5 | Повторение | 10 |
ИТОГО | 132 ч. |
Исходя из разного по своим возможностям состава учащихся младших классов, в данном разделе программы по русскому языку предусмотрено три уровня требований к знаниям и умениям школьников (в зависимости от успешности овладения ими учебным материалом).
Первый уровень – базовый – предполагает реализацию требований к ученику в объёме программного материала.
Второй уровень скорректирован по отношению к базовому уровню в сторону уменьшения объёма материала и его содержательного потенциала (с систематическим использованием образцов выполнения работы, опорных схем, опосредованных подсказок). Работа проводится в рамках актуального словаря.
Третий уровень ограничен умением аккуратно и правильно списывать с рукописного и печатного текстов. Он обращён к ученикам с более выраженными или осложнёнными интеллектуальными нарушениями.
Программа включает следующие разделы: «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Письмо и чистописание», «Связная письменная речь».
Повторение. Построение простого предложения. Составление предложений с употреблением слов в косвенных падежах по вопросам, из слов, данных в начальной форме; заканчивание предложений; восстановление нарушенного порядка слов в предложении.
Звуки и буквы. Употребление ь на конце и в середине слова, разделительного ь перед гласными е, ё, ю, я, и. Написание жи, ши, ча, ща, чу, щу. Написание звонких и глухих согласных в конце и середине слов. Изменение формы слова и подбора (по образцу) родственных слов. Различение ударных и безударных гласных. Написание безударных гласных путем изменения формы слова (водá — вóды) или подбора по образцу родственных слов (водá — вóдный).
Слово. Различение основных категорий слов (названия предметов, действий, качеств) в тексте по вопросам, правильное употребление их в связи друг с другом.
Имена собственные. Расширение круга имен собственных: названия рек, гор, морей. Большая буква в именах собственных.
Предлоги до, без, под, над, около, перед. Раздельное написание предлогов с другими славами. Разделительный ъ.
Родственные слова. Общая часть родственных слов (корень).
Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне: умение пользоваться словарем, данным в учебнике.
Предложение. Членение речи на предложения, выделение в предложениях слов, обозначающих, о ком или о чем говорится, что говорится. Упражнения в составлении предложений. Распространение предложений. Установление связи между словами в предложениях по вопросам. Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки). Главные члены предложения: подлежащее, сказуемое. Второстепенные члены предложения (без деления на виды).
Связная письменная речь - в течение всего учебного года
Составление и запись небольшого рассказа по серии картинок под руководством учителя и самостоятельно.
Составление и запись рассказа по сюжетной картинке и подробному вопроснику после устного разбора содержания, языка и правописания.
Изложение под руководством учителя небольшого текста (20—30 слов) по данным учителем вопросам.
Восстановление несложного деформированного текста по вопросам.
Описание несложных знакомых предметов и картин по коллективно составленному плану в виде вопросов.
Составление и написание под руководством учителя небольшого письма родным, товарищам. Адрес на конверте.
Письмо и чистописание – в течение всего учебного года
Выработка навыка правильного и аккуратного письма и списывания с дальнейшим ускорением темпа письма.
Выполнение письменных упражнений по учебнику в соответствии с заданием.
Списывание рукописного и печатного текстов целыми словами и словосочетаниями.
Списывание предложений и связных текстов со вставкой пропущенных букв или слов.
Выборочное списывание по указанию учителя.
Письмо под диктовку предложений и связных текстов с соблюдением правил правописания.
Восстановление нарушенного порядка слов в предложении, письмо прописных и строчных букв в алфавитном порядке.
6. Тематическое планирование
№п/п | Тема | Кол-во часов | Дата (план) | Дата (факт) |
ПОВТОРЕНИЕ | ||||
Выделение предложения из текста | 1 | |||
Контрольное списывание | 1 | |||
Предложение законченное и незаконченное | 1 | |||
Завершение начатого предложения | 1 | |||
Предложение и его схема. Распространение предложений | 1 | |||
Порядок слов в предложении | 1 | |||
Выделение в предложении названий предметов, действий и признаков | 1 | |||
Выделение в предложении названий предметов, действий и признаков | 1 | |||
Составление предложений по сюжетной картинке | 1 | |||
Составление предложений по предметной картинке. Письмо по памяти | 1 | |||
ЗВУКИ И БУКВЫ | ||||
Алфавит. Расположение слов по алфавиту | 1 | |||
Гласные звуки и буквы. Соотнесение количества гласных и слогов в слове. | 1 | |||
Гласные звуки и буквы. Соотнесение количества гласных и слогов в слове. | 1 | |||
Различение ударных и безударных гласных. | 1 | |||
Одинаковое написание гласных в ударной и безударной позиции. | 1 | |||
Одинаковое написание гласных в ударной и безударной позиции. | 1 | |||
Одинаковое написание гласных в ударной и безударной позиции. | 1 | |||
Проверка безударной гласной в слове. | 1 | |||
Контрольное списывание | 1 | |||
Проверка безударной гласной в слове. Письмо по памяти | 1 | |||
Проверяемые и непроверяемые безударные гласные. | 1 | |||
Проверяемые и непроверяемые безударные гласные. Картинный диктант | 1 | |||
Различение твёрдых и мягких согласных перед гласными. | 1 | |||
Контрольное списывание | 1 | |||
Обозначение мягкости согласных на письме буквами : и, е, ё, ю, я. | 1 | |||
Обозначение мягкости согласных на письме буквами : и, е, ё, ю, я. | 1 | |||
Буква мягкий знак (ь) на конце и в середине слова | 1 | |||
Буква мягкий знак (ь) на конце и в середине слова | 1 | |||
Буква мягкий знак (ь) на конце и в середине слова. Письмо по памяти | 1 | |||
Различение твердых и мягких согласных | 1 | |||
Различение твердых и мягких согласных | 1 | |||
Написание жи – ши, ча – ща, чу – щу в словах. Активизация словаря по теме | 1 | |||
Контрольное списывание | 1 | |||
Написание жи – ши, ча – ща, чу – щу в словах. | 1 | |||
Написание жи – ши, ча – ща, чу – щу в словах. | 1 | |||
Написание жи – ши, ча – ща, чу – щу в словах. | 1 | |||
Различение правил правописания в словах | 1 | |||
Диктант | 1 | |||
Работа над ошибками. Разделительный мягкий знак перед гласными и, е, ё, ю, я. | 1 | |||
Знакомство с разделительным мягким знаком | 1 | |||
Перенос слов с разделительным мягким знаком (ь) и без него | 1 | |||
Контрольное списывание. Правило правописания слов с разделительным мягким знаком (ь) | 1 | |||
Правило правописания слов с разделительным мягким знаком (ь) | 1 | |||
Правило правописания слов с разделительным мягким знаком (ь) | 1 | |||
Различение сходных по буквам слов с разделительным мягким знаком и без него | 1 | |||
Мягкий знак для обозначения мягких согласных и разделительный мягкий знак. Картинный диктант | 1 | |||
Разделительный мягкий знак. Закрепление знаний. Письмо по памяти | 1 | |||
Разделительный мягкий знак. Диктант | 1 | |||
Звонкие и глухие согласные. Различение звонких и глухих согласных в словах | 1 | |||
Наблюдение за парными согласными на конце слова | 1 | |||
Правописание звонких и глухих согласных на конце слова | 1 | |||
Правописание звонких и глухих согласных на конце слова | 1 | |||
Проверка написания звонких и глухих согласных на конце слова | 1 | |||
Проверка написания звонких и глухих согласных на конце слова | 1 | |||
Различение правил проверки парных согласных и безударных гласных | 1 | |||
Различение правил проверки парных согласных и безударных гласных. Картинный диктант | 1 | |||
Правила правописания в слове. Закрепление знаний | 1 | |||
Правила правописания в слове. Закрепление знаний. | 1 | |||
Правила правописания в слове. Закрепление знаний. Картинный диктант | 1 | |||
Правила правописания в слове. Закрепление знаний. | 1 | |||
Контрольное списывание | 1 | |||
СЛОВО | ||||
Названия предметов, действий и признаков предмета | 1 | |||
Названия предметов. Различение их по вопросам кто? что? | 1 | |||
Различение названий предметов по вопросам кого? чего? | 1 | |||
Различение названий предметов по вопросам кого? чего? | 1 | |||
Различение названий предметов по вопросам кому? чему? | 1 | |||
Различение названий предметов по вопросам кому? чему? | 1 | |||
Различение названий предметов по вопросам кем? чем? | 1 | |||
Различение названий предметов по вопросам кем? чем? | 1 | |||
Различение названий предметов по вопросам о ком? о чём? | 1 | |||
Различение названий предметов по вопросам о ком? о чём? Картинный диктант | 1 | |||
Выделение названий предметов в предложении. Письмо по памяти | 1 | |||
Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей и кличках животных | 1 | |||
Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей и кличках животных | 1 | |||
Большая буква в названиях городов, сёл, деревень, улиц | 1 | |||
Большая буква в названиях городов, сёл, деревень, улиц | 1 | |||
Контрольное списывание | 1 | |||
Названия предметов. Закрепление знаний | 1 | |||
Названия предметов. Закрепление знаний. Письмо по памяти | 1 | |||
Диктант | 1 | |||
Работа над ошибками | 1 | |||
Названия признаков предмета. Определение их по вопросам какой? какая? какое? какие? | 1 | |||
Постановка вопросов к названиям признаков предмета | 1 | |||
Постановка вопросов к названиям признаков предмета | 1 | |||
Контрольное списывание | 1 | |||
Различение признаков, обозначающих цвет, форму, величину, материал, вкус предмета | 1 | |||
Подбор слов, обозначающих ряд признаков одного предмета | 1 | |||
Определение предмета по его признакам | 1 | |||
Определение предмета по его признакам. Картинный диктант | 1 | |||
Различение названий предметов, действий, признаков | 1 | |||
Постановка вопросов к словам в предложении | 1 | |||
Контрольное списывание | 1 | |||
Распространение предложений словами, обозначающими признаки предмета | 1 | |||
Распространение предложений словами, обозначающими признаки предмета | 1 | |||
Распространение предложений словами, обозначающими предметы и признаки предмета, по вопросам | 1 | |||
Распространение предложений словами, обозначающими предметы и признаки предмета, по вопросам | 1 | |||
Диктант | 1 | |||
Работа над ошибками | 1 | |||
Предлоги ПО, К, ОТ, НАД, ПОД, О, В, НА со словами | 1 | |||
Предлог ИЗ со словами | 1 | |||
Предлог ЗА со словами | 1 | |||
Предлог БЕЗ со словами | 1 | |||
Предлог ДО со словами | 1 | |||
Предлог ПРО со словами | 1 | |||
Контрольное списывание | 1 | |||
Предлоги. Закрепление знаний | 1 | |||
Предлоги. Закрепление знаний | 1 | |||
Предлоги. Закрепление знаний. Письмо по памяти | 1 | |||
ПРЕДЛОЖЕНИЕ | ||||
Выделение предложения из текста | 1 | |||
Деление текста на предложения | 1 | |||
Контрольное списывание | 1 | |||
Завершение начатого предложения | 1 | |||
Порядок слов в предложении | 1 | |||
Порядок слов в предложении | 1 | |||
Связь слов в предложении | 1 | |||
Связь слов в предложении. Письмо по памяти | 1 | |||
Вопросительные предложения | 1 | |||
Вопросительные предложения | 1 | |||
Восклицательные предложения | 1 | |||
Восклицательные предложения | 1 | |||
Разные по интонации предложения. Диктант | 1 | |||
Работа над ошибками | 1 | |||
ПОВТОРЕНИЕ | ||||
Правописание гласных и согласных в слове | 1 | |||
Правописание гласных и согласных в слове | 1 | |||
Название предметов, действий, признаков | 1 | |||
Название предметов, действий, признаков | 1 | |||
Название предметов, действий, признаков | 1 | |||
Предложение | 1 | |||
Предложение | 1 | |||
Предложение. Письмо по памяти | 1 | |||
Повторение пройденного | 1 | |||
Повторение пройденного | 1 |
7.Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности
Основной учебник:
1. Русский язык 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 ч. Ч.1 / Э. В.Якубовская, Я. В. Коршунова. – 4-е изд. – М.: «Просвещение», 2021 г.-95 с. Ч.2 / Э. В.Якубовская, Я. В. Коршунова. – 4-е изд. – М.: «Просвещение», 2021 г.-96 с.
Дидактические и методические пособия для учителя:
- Русский язык. Методические рекомендации. 1–4 классы: учеб.пособие для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / Э. В. Якубовская. – М. : Просвещение, 2020. – 180 с
Дидактические пособия для учащихся:
Презентации, раздаточный материал, наглядно – демонстрационный материал
Оборудование
1. Рабочее место учителя: ноутбук, проектор, МФУ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа по русскому языку в 3 классе коррекционной школы(класс со сложной структурой дефекта)
Рабочая программа создана для работы в 3 классе со сложной структурой дефекта. Состоит из пояснительной записки, тематического планирования и используемой литературы...
Адаптированная рабочая программа по русскому языку для 4 класса
Рабочая программа по русскому языку...
адаптированная рабочая программа по русскому языку 7 класс
адаптированная рабочая программа по русскому языку 7 класс (8 вид, коррекционный)...
Адаптированная рабочая программа по русскому языку для детей с тяжелыми нарушениями речи
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС и содержит пояснительную записку, в которой отражены цли и задачи курса, место курса в учебном плане, содержание и характеристика курса, формы о...
Адаптированная рабочая программа по русскому языку в 4 классе МКОУ С(К)ОШИ VIII вида
Программа составлена на учебный год и содержит коррекционные задачи на кждый урок...
Адаптированная рабочая программа по русскому языку и литературному чтению Курс «Обучение грамоте. 1 класс» для детей с РАС вариант 8.2
Рабочая программа по русскому языку разработана для ........... (ребёнка с расстройством аутистического спектра), на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы началь...
.Адаптированная рабочая программа по русскому языку для 3 класса «Русский язык» начального общего образования
.Адаптированная рабочая программа по русскому языку для 3 класса «Русский язык» начального общего образования...