Адаптированная рабочая программа по «Русскому языку»
рабочая программа по русскому языку (4 класс)

Адаптированной рабочей программы по «Русскому языку»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_4_kl_russkiy_fgos.docx50.09 КБ

Предварительный просмотр:

Структура адаптированной рабочей программы по «Русскому языку» в 4 классе предусматривает следующие разделы:

  1. Пояснительная записка;
  2. Общая характеристика учебного предмета с учётом особенностей его освоения учащимися;
  3. Описание места учебного предмета в учебном плане;
  4. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета;
  5. Содержание учебного предмета;
  6. Тематическое планирование;
  7. Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности.

1.Пояснительная записка

     Адаптированная рабочая программа по «Русскому языку» составлена в соответствии с нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами:

  1. Федерального Закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании» в Российской Федерации;
  2. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
  3. Приказа Министерства образования и науки Российской федерации от 19.12.2014г. №1599 «Об утверждении Федерального Государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
  4. Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1. Приказ № 1026 от 24.11.2022 г.
  5. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно - эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей, и молодежи»;
  6. Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 21.03.2022 № 9 «О внесении изменений в санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)»‚ утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 № 16» (зарегистрирован 24.03.2022 № 67884).
  7. Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1
  8. Учебным планом ____________________ на 2023-2024 учебный год;
  9. Годовым календарным учебным графиком ____________________ на 2023 - 2024 учебный год.

Основная цель обучения русскому языку детей с умственной отсталостью заключается в создании условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта, подготовки их к жизни в современном обществе.

Задачи:

  • Формирование у учащихся интереса к языку и первоначальные языковые обобщения;
  • Совершенствование устной речи учащихся на уровне всех языковых единиц: закрепление правильного произношения звуков, работа над словообразованием и словоизменением, уточнение и обогащение словаря, отработка разных по структуре предложений, развитие связной устной речи;
  • Обучение аккуратному и грамотному письму с применением изученных орфографических правил;
  • Развитие умения пользоваться речью, подбирая для этого необходимый словарь, соблюдая правильность построения предложений;
  • Знакомство детей со связной письменной речью как видом общения и формирование у них первоначальных умений в письменных высказываниях;
  • Осуществление нравственного, эстетического и экологического воспитания школьников.

Наряду с этими задачами на занятиях решаются специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.

Основные направления коррекционной работы:

  • развитие зрительного и слухового восприятия и узнавания;
  • развитие пространственной ориентации;
  • развитие основных мыслительных операций;
  • коррекция речи и мышления;
  • коррекция фонематического слуха;
  • развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
  • развитие навыков каллиграфии;
  • формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
  • коррекция нарушений эмоционально - личностной сферы, обогащение словаря;
  • коррекция индивидуальных пробелов.

        

2.Общая характеристика учебного предмета

Русский язык является важной составляющей частью образования умственно отсталых учащихся. Овладение знаниями и умениями в данной предметной области является необходимым условием успешной социализации обучающихся, формированием у них жизненных компетенций.

Весь процесс обучения русскому языку имеет коррекционно-развивающий характер. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности умственно отсталых школьников обусловлена трудностями овладения ими фонетикой, графикой и орфографией, своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций. Материал способствует коррекции мышления, развитию познавательной деятельности школьников и опирается на субъективный опыт школьников.

3.Описание места учебного предмета в учебном плане

Адаптированная рабочая программа по «Русскому языку» составлена в соответствии с Учебным планом ___________ в 4  классе   рассчитана на 33 учебных недели (132 часа, по 4 часа в неделю).

4.Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

К личностным результатам освоения АООП относятся:

  • осознание себя как гражданина России;
  •  формирование чувства гордости за свою Родину;
  • воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • сформированность  адекватных  представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • овладение социально – бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
  • овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
  • способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
  • сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально – нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
  • сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
  • проявление готовности к самостоятельной жизни.

К предметным результатам освоения АООП  относятся:

  • осознание значимости русского языка как государственного языка нашей страны, Российской Федерации, языка межнационального общения;
  • представление о языке как об основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества;
  • формирование позитивного эмоционально-оценочного отношения к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, стремления к его грамотному использованию;
  • понимание значимости правильной и «хорошей» устной и письменной речи как показателя общей культуры человека; проявление собственного уровня культуры;
  • приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач;
  • овладение изучаемыми нормами русского языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), правилами культуры речевого поведения (в объёме курса); использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и бытового общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля за ней;
  • овладение основными понятиями и правилами (в объёме изучаемого курса) из области фонетики, графики, лексики, морфемики, грамматики, орфографии, а также умениями находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения, тексты); использовать эти знания и умения для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;
  • овладение основами грамотного письма (в объёме изучаемого курса), основными орфографическими и пунктуационными умениями; применение правил орфографии и пунктуации в процессе выполнения письменных работ.

5.Основное содержание предмета.

№ п/п

Тема (глава)

Количество Часов

1

Повторение.

10

2

Звуки и буквы

51

3

Слово

47

4

Предложение

11

5

Повторение

10

ИТОГО

132 ч.

Исходя из разного по своим возможностям состава учащихся младших классов, в данном разделе программы по русскому языку предусмотрено три уровня требований к знаниям и умениям школьников (в зависимости от успешности овладения ими учебным материалом).

Первый уровень – базовый – предполагает реализацию требований к ученику в объёме программного материала.

Второй уровень скорректирован по отношению к базовому уровню в сторону уменьшения объёма материала и его содержательного потенциала (с систематическим использованием образцов выполнения работы, опорных схем, опосредованных подсказок). Работа проводится в рамках актуального словаря.

Третий уровень ограничен умением аккуратно и правильно списывать с рукописного и печатного текстов. Он обращён к ученикам с более выраженными или осложнёнными интеллектуальными нарушениями.  

Программа включает следующие разделы: «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Письмо и чистописание», «Связная письменная речь».

Повторение. Построение простого предложения. Составление предложений с употреблением слов в косвенных падежах по вопросам, из слов, данных в начальной форме; заканчивание предложений; восстановление нарушенного порядка слов в предложении. 

Звуки и буквы. Употребление ь на конце и в середине слова, разделительного ь перед гласными е, ё, ю, я, и. Написание жи, ши, ча, ща, чу, щу. Написание звонких и глухих согласных в конце и середине слов. Изменение формы слова и подбора (по образцу) родственных слов. Различение ударных и безударных гласных. Написание безударных гласных путем изменения формы слова (водá — вóды) или подбора по образцу родственных слов (водá — вóдный).

Слово. Различение основных категорий слов (названия предметов, действий, качеств) в тексте по вопросам, правильное употребление их в связи друг с другом.

Имена собственные. Расширение круга имен собственных: названия рек, гор, морей. Большая буква в именах собственных.

Предлоги до, без, под, над, около, перед. Раздельное написание предлогов с другими славами. Разделительный ъ.

Родственные слова. Общая часть родственных слов (корень).

Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне: умение пользоваться словарем, данным в учебнике.

 

Предложение. Членение речи на предложения, выделение в предложениях слов, обозначающих, о ком или о чем говорится, что говорится. Упражнения в составлении предложений. Распространение предложений. Установление связи между словами в предложениях по вопросам. Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки). Главные члены предложения: подлежащее, сказуемое. Второстепенные члены предложения (без деления на виды).

 

Связная письменная речь - в течение всего учебного года

Составление и запись небольшого рассказа по серии картинок под руководством учителя и самостоятельно.

Составление и запись рассказа по сюжетной картинке и подробному вопроснику после устного разбора содержания, языка и правописания.

Изложение под руководством учителя небольшого текста (20—30 слов) по данным учителем вопросам.

Восстановление несложного деформированного текста по вопросам.

Описание несложных знакомых предметов и картин по коллективно составленному плану в виде вопросов.

Составление и написание под руководством учителя небольшого письма родным, товарищам. Адрес на конверте.

Письмо и чистописание – в течение всего учебного года

Выработка навыка правильного и аккуратного письма и списывания с дальнейшим ускорением темпа письма.

Выполнение письменных упражнений по учебнику в соответствии с заданием.

Списывание рукописного и печатного текстов целыми словами и словосочетаниями.

Списывание предложений и связных текстов со вставкой пропущенных букв или слов.

Выборочное списывание по указанию учителя.

Письмо под диктовку предложений и связных текстов с соблюдением правил правописания.

Восстановление нарушенного порядка слов в предложении, письмо прописных и строчных букв в алфавитном порядке.

6. Тематическое планирование

№п/п

Тема

Кол-во часов

Дата

(план)

Дата

(факт)

ПОВТОРЕНИЕ

Выделение предложения из текста

1

Контрольное списывание

1

Предложение законченное и незаконченное

1

Завершение начатого предложения

1

Предложение и его схема. Распространение предложений

1

Порядок слов в предложении

1

Выделение в предложении названий предметов, действий и признаков

1

Выделение в предложении названий предметов, действий и признаков

1

Составление предложений по сюжетной картинке

1

Составление предложений по предметной картинке. Письмо по памяти

1

ЗВУКИ И БУКВЫ

Алфавит. Расположение слов по алфавиту

1

Гласные звуки и буквы. Соотнесение количества гласных и слогов в слове.

1

Гласные звуки и буквы. Соотнесение количества гласных и слогов в слове.

1

Различение ударных и безударных гласных.

1

Одинаковое написание гласных в ударной и безударной позиции.

1

Одинаковое написание гласных в ударной и безударной позиции.

1

Одинаковое написание гласных в ударной и безударной позиции.

1

Проверка безударной гласной в слове.

1

Контрольное списывание

1

Проверка безударной гласной в слове. Письмо по памяти

1

Проверяемые и непроверяемые безударные гласные.

1

Проверяемые и непроверяемые безударные гласные. Картинный диктант

1

Различение твёрдых и мягких согласных перед гласными.

1

Контрольное списывание

1

Обозначение мягкости согласных на письме буквами : и, е, ё, ю, я.

1

Обозначение мягкости согласных на письме буквами : и, е, ё, ю, я.

1

Буква мягкий знак (ь) на конце и в середине слова

1

Буква мягкий знак (ь) на конце и в середине слова

1

Буква мягкий знак (ь) на конце и в середине слова. Письмо по памяти

1

Различение твердых и мягких согласных

1

Различение твердых и мягких согласных

1

Написание жи – ши, ча – ща, чу – щу в словах. Активизация словаря по теме

1

Контрольное списывание

1

Написание жи – ши, ча – ща, чу – щу в словах.

1

Написание жи – ши, ча – ща, чу – щу в словах.

1

Написание жи – ши, ча – ща, чу – щу в словах.

1

Различение правил правописания в словах

1

Диктант

1

Работа над ошибками. Разделительный мягкий знак перед гласными и, е, ё, ю, я.

1

Знакомство с разделительным мягким знаком

1

Перенос слов с разделительным мягким знаком (ь) и без него

1

Контрольное списывание. Правило правописания слов с разделительным мягким знаком (ь)

1

Правило правописания слов с разделительным мягким знаком (ь)

1

Правило правописания слов с разделительным мягким знаком (ь)

1

Различение сходных по буквам слов с разделительным мягким знаком и без него

1

Мягкий знак для обозначения мягких согласных и разделительный мягкий знак. Картинный диктант

1

Разделительный мягкий знак. Закрепление знаний. Письмо по памяти

1

Разделительный мягкий знак. Диктант

1

Звонкие и глухие согласные. Различение звонких и глухих согласных в словах

1

Наблюдение за парными согласными на конце слова

1

Правописание звонких и глухих согласных на конце слова

1

Правописание звонких и глухих согласных на конце слова

1

Проверка написания звонких и глухих согласных на конце слова

1

Проверка написания звонких и глухих согласных на конце слова

1

Различение правил проверки парных согласных и безударных гласных

1

Различение правил проверки парных согласных и безударных гласных. Картинный диктант

1

Правила правописания в слове. Закрепление знаний

1

Правила правописания в слове. Закрепление знаний.

1

Правила правописания в слове. Закрепление знаний. Картинный диктант

1

Правила правописания в слове. Закрепление знаний.

1

Контрольное списывание

1

СЛОВО

Названия предметов, действий и признаков предмета

1

Названия предметов. Различение их по вопросам кто? что?

1

Различение названий предметов по вопросам кого? чего?

1

Различение названий предметов по вопросам кого? чего?

1

Различение названий предметов по вопросам кому? чему?

1

Различение названий предметов по вопросам кому? чему?

1

Различение названий предметов по вопросам кем? чем?

1

Различение названий предметов по вопросам кем? чем?

1

Различение названий предметов по вопросам о ком? о чём?

1

Различение названий предметов по вопросам о ком? о чём? Картинный диктант

1

Выделение названий предметов в предложении. Письмо по памяти

1

Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей и кличках животных

1

Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей и кличках животных

1

Большая буква в названиях городов, сёл, деревень, улиц

1

Большая буква в названиях городов, сёл, деревень, улиц

1

Контрольное списывание

1

Названия предметов. Закрепление знаний

1

Названия предметов. Закрепление знаний. Письмо по памяти

1

Диктант

1

Работа над ошибками

1

Названия признаков предмета. Определение их по вопросам какой? какая? какое? какие?

1

Постановка вопросов к названиям признаков предмета

1

Постановка вопросов к названиям признаков предмета

1

Контрольное списывание

1

Различение признаков, обозначающих цвет, форму, величину, материал, вкус предмета

1

Подбор слов, обозначающих ряд признаков одного предмета

1

Определение предмета по его признакам

1

Определение предмета по его признакам. Картинный диктант

1

Различение названий предметов, действий, признаков

1

Постановка вопросов к словам в предложении

1

Контрольное списывание

1

Распространение предложений словами, обозначающими признаки предмета

1

Распространение предложений словами, обозначающими признаки предмета

1

Распространение предложений словами, обозначающими предметы и признаки предмета, по вопросам

1

Распространение предложений словами, обозначающими предметы и признаки предмета, по вопросам

1

Диктант

1

Работа над ошибками

1

Предлоги  ПО, К, ОТ, НАД, ПОД, О, В, НА со словами

1

Предлог ИЗ со словами

1

Предлог ЗА со словами

1

Предлог БЕЗ со словами

1

Предлог ДО со словами

1

Предлог ПРО со словами

1

Контрольное списывание

1

Предлоги. Закрепление знаний

1

Предлоги. Закрепление знаний

1

Предлоги. Закрепление знаний. Письмо по памяти

1

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Выделение предложения из текста

1

Деление текста на предложения

1

Контрольное списывание

1

Завершение начатого предложения

1

Порядок слов в предложении

1

Порядок слов в предложении

1

Связь слов в предложении

1

Связь слов в предложении. Письмо по памяти

1

Вопросительные предложения

1

Вопросительные предложения

1

Восклицательные предложения

1

Восклицательные предложения

1

Разные по интонации предложения. Диктант

1

Работа над ошибками

1

ПОВТОРЕНИЕ

Правописание гласных и согласных в слове

1

Правописание гласных и согласных в слове

1

Название предметов, действий, признаков

1

Название предметов, действий, признаков

1

Название предметов, действий, признаков

1

Предложение

1

Предложение

1

Предложение. Письмо по памяти

1

Повторение пройденного

1

Повторение пройденного

1

7.Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности

    Основной учебник:

1. Русский язык 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 ч. Ч.1 / Э. В.Якубовская, Я. В. Коршунова. – 4-е изд. – М.: «Просвещение», 2021 г.-95 с.  Ч.2 / Э. В.Якубовская, Я. В. Коршунова. – 4-е изд. – М.: «Просвещение», 2021 г.-96 с.

Дидактические и методические пособия для учителя:

  1. Русский язык. Методические рекомендации. 1–4 классы: учеб.пособие для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / Э. В. Якубовская. – М. : Просвещение, 2020. – 180 с

         Дидактические пособия для учащихся:

Презентации, раздаточный материал, наглядно – демонстрационный материал

Оборудование

1.   Рабочее место учителя: ноутбук, проектор,  МФУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа по русскому языку в 3 классе коррекционной школы(класс со сложной структурой дефекта)

Рабочая программа создана для работы в 3 классе со сложной структурой дефекта. Состоит из пояснительной записки, тематического планирования и используемой литературы...

адаптированная рабочая программа по русскому языку 7 класс

адаптированная  рабочая  программа  по  русскому  языку  7  класс  (8  вид,  коррекционный)...

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для детей с тяжелыми нарушениями речи

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС и содержит пояснительную записку, в которой отражены цли и задачи курса, место курса в учебном плане, содержание и характеристика курса, формы о...

Адаптированная рабочая программа по русскому языку в 4 классе МКОУ С(К)ОШИ VIII вида

Программа составлена на учебный год и содержит коррекционные задачи на кждый урок...

Адаптированная рабочая программа по русскому языку и литературному чтению Курс «Обучение грамоте. 1 класс» для детей с РАС вариант 8.2

Рабочая программа по русскому языку разработана для ........... (ребёнка с расстройством аутистического спектра), на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы началь...

.Адаптированная рабочая программа по русскому языку для 3 класса «Русский язык» начального общего образования

.Адаптированная рабочая программа по русскому языку для 3 класса  «Русский язык»  начального общего образования...