Урок русского языка "Обобщение имени прилагательного. Морфологический разбор имени прилагательного".
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Предварительный просмотр:
Тема: Обобщение имени прилагательного. Морфологический разбор имени прилагательного.
Цель: обобщение теоретических знаний об имени прилагательном.
Задачи урока:
образовательные: познакомить со схемой морфологического разбора имени прилагательного, научить анализировать имена прилагательные по схеме.
развивающие: развить умения распознавать имена прилагательные в тексте;
развить умения использовать имена прилагательные для описания
воспитательные: способствовать воспитанию бережного отношения к русскому языку.
Планируемые результаты
Предметные:
- знают существенные признаки имени прилагательного;
- умеют находить имя прилагательное в тексте;
- отличают имя прилагательное от других частей речи;
- умеют делать морфологический разбор имени прилагательного.
Метапредметные:
Познавательные:
- самостоятельно осуществляют творческую деятельность.
Регулятивные:
- анализируют эмоциональное состояние, полученные от успешной (неуспешной) деятельности;
- оценивают результаты своей деятельности.
Коммуникативные:
- точно выражают свои мысли, ведут диалог с учителем;
- планируют учебное сотрудничество с учителями и сверстниками;
- овладеют монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
Личностные:
- проявляют в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность.
Материально-техническое обеспечение: учебник «Русский язык» Канакиной В.П., Горецкого В.Г., 4 класс, 2 часть, презентация.
Сценарий урока
I. Мобилизующий этап.
– Вот звонок веселый смолк,
Посадив всех на урок.
Время нам нельзя терять,
Будем работать начинать.
- Начинаем урок. Я желаю вам хорошего настроения, активной работы на уроке, потому что именно от этого будут зависеть результаты нашей работы и ваше настроение.
- Проверка домашнего задания
- На дом у вас было упражнение 102. Давайте проверим его выполнение. Прочитает…..
II. Актуализация знаний.
- Чистописание.
– Откройте тетради, запишите число и «классная работа».
-– Какой общий элемент у букв д и о? (овал)
– Обратите внимание, что высота овала больше, чем ширина.
– На первой строчка запишите строчные буквы д о.
– На второй строчке запишите слова: дорога, дорожный, подорожник. Слова записываем с маленькой буквы, без запятых, в строчку.
– Задайте вопрос к словам. На первой строчке над каждым словом карандашом надпишите вопрос.
-На третей строчке записываем предложение: У моей сестры есть белый, пушистый кролик
Найдите в предложении прилагательные задайте к ним вопрос, определите род, число и падеж.
- Словарная работа.
– Теперь поработаем со словарными словами. Посмотрите на слайд. Вам нужно вставить пропущенные буквы в словарные слова и записать в тетрадь.
– Читать будет…… Оценка…
III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
– Сегодня мы с вами поговорим о природе. Но у нас ведь урок русского языка. Верно? Что нам предстоит делать? На этот вопрос нам нужно ответить. Чтобы вам получить ответ, нужно решить задачу, для начала нужно узнать о чем я прочитала. Слушайте внимательно.
- Определяю я предметы,
Они весьма со мной приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь!
Да, это замечательное-
Имя.. (прилагательное)
Имя прилагательное – огромная страна,
И нами лишь частично изучена она.
Сегодня на уроке мы с вами повторим
Все то, что нам известно
- О красоте природы нам помогут рассказать наши друзья-прилагательные. Одновременно будем повторять и обобщать всё, что знаем о прилагательных. Также мы вспомним морфологический разбор имени прилагательного.
- Итак, тема нашего урока «Обобщение знаний об имени прилагательном. Морфологический разбор имени прилагательного.»
- Какую цель урока мы перед собой поставим? ( обобщить знания о имени прилагательных)
- А какие задачи мы перед собой поставим? (1. Вспомним всё, что изучили о имени прилагательном; 2. Вспомним, как делать морфологический разбор имени прилагательного; 3. Обобщим полученные знания)
- Это и будем планом нашего урока.
IV. Обобщение и систематизация знаний.
- Подготовка учащихся к обобщению деятельности
-Вспомним, что мы знаем об имени прилагательном.
1. Что такое имя прилагательное? (Имя прилагательное — это самостоятельная часть речи)
2. Что оно обозначает? (обозначает признак предмета)
3. На какие вопросы отвечает? (отвечает на
вопросы какой? какая? какое? какие?)
4. С какой частью речи связано? (с существительным)
5. Как изменяется? ( по родам, числам и падежам)
6. Как называется изменение имен прилагательных по падежам? (склонением)
7.Как определить падеж имени прилагательного? (Падеж прил. определяется по падежу имени сущ., к которому оно относится.)
- Давайте вспомним морфологический разбор имени прилагательного. Перед вами памятка морфологического разбора (демонстрация экрана) имени прилагательного.
- В упражнениях морфологический разбор обозначается цифрой 3.
- Воспроизведение на новом уровне
1.Морфологический разбор (с комментированием)
- Откройте учебник на странице 49 упражнение 106 и найдите прилагательное для разбора. Давайте сделаем разбор. Комментировать будет…… Оценка….
Февральское (утро)- прил., какое?, н.ф. – февральский (им.п., ед.ч., м.р.), средний род, в им. П., в ед.ч., вт. Чл.
Устный разбор:
- Февральское- имя прилагательное. Обозначает признак предмета, отвечает на вопрос какое? 2. Начальная форма- февральский. 3. Согласуется с именем существительным в среднем роде, в именительном падеже, в единственном числе. 4. В предложении является второстепенным членом, поясняет подлежащее: утро (какое?) февральское
- Морфологический разбор ( самостоятельная работа)
- Откройте учебник на странице 40 упражнение 85 (расписные ладьи и утреннее солнце) и сделайте морфологический разбор прилагательных самостоятельно. Давайте проверим выполненный разбор. Отвечает ….
Расписные (ладьи)- прил., какие?, н.ф.- расписной, в им.п., в мн.ч., вт.чл.
1.Расписные- имя прилагательное. Обозначает признак предмета, отвечает на вопрос какие? 2. Начальная форма- расписной. 3. Согласуется с именем существительным в именительном падеже, во множественном числе. 4. В предложении является второстепенным членом, поясняет подлежащее: ладьи (какие?) расписные
Утреннего (солнца)- прил., какого?, н.ф.- утренний, ср.р., в р.п., в ед.ч., вт.чл.
2.Утреннего- имя прилагательное. Обозначает признак предмета, отвечает на вопрос какого? 2. Начальная форма- утренний. 3. Согласуется с именем существительным в среднем роде, в родительном падеже, в единственном числе. 4. В предложении является второстепенным членом, поясняет подлежащее: солнца (какого?) утреннего
3. Работа по рубрике «Проверь себя»
– Откройте учебник на странице 50, выполним задание из рубрики «Проверь себя». Давайте ответим на вопросы из задания №1. Проверим и закрепим знания об имени существительном и имени прилагательном.
- Теперь давайте выполним задание №2. Прочитайте, составьте и запишите словосочетания в данных формах.
- Отвечает …..
- Давайте выполним задание№3. Прочитайте, спишите. Укажите над именами прилагательными падеж и выделите их окончания. Подчеркните слова употребленные в переносном значении.
- Читает …..
V. Применение знаний и умений в новой ситуации
1. Осложненное списывание
- Давайте разделимся по группам и выполним упражнения. Первый вариант-это фамилии от А до К, они выполняют упражнение 104. Второй вариант-это фамилии от Л и до конца, они выполняют упражнение 103. Выполняя упражнения мы потренируемся определять окончания имен прилагательных.
- Первый вариант откройте учебник на странице 48 упражнение 104. Прочитайте задание, спишите два первых предложения и выполните задания.
- Второй вариант найдите в учебнике упражнение 103. Спишите первые два предложения и выполните задания. Вам все понятно? Приступаем к выполнению, если возникнут вопросы задавайте.
- Давайте проверим выполненные упражнения. Читать и объяснять будет… Читать будет…. Оценки….
VI. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
- Перед вами на экране тест. Ваша задача выполнить его и осуществить самопроверку. Если задание выполнено правильно, ставьте «+» напротив карандашом, если неправильно «-». Поставьте себе оценку: 9-10 «+» - оценка «5», 6-8«+» - оценка 4, меньше 6 «+» - оценка 3.
- Обратите внимание на свои ошибки и сделайте вывод о том, что вам нужно повторить и запомнить.
Тест по теме «Имя прилагательное»
1. Выбери правильный ответ: «Что такое имя прилагательное»?
а) Имя прилагательное – часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы кто? что?
б) Имя прилагательное – часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?
в) Имя прилагательное – часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?
г) Имя прилагательное – часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?
2. В какой строке записаны окончания имени прилагательного мужского рода?
а) –ой, -ий, -ый б) –ой, -ей, -ий в) – ой, -ая, -яя г) – ой, -ее, -ое
3. В какой строке записаны прилагательные – синонимы?
а) смелый – трусливый б) ласковый - нежный
в) мягкий – твёрдый г) глупый - светлый
4. Какое окончание у имени прилагательного в словосочетании ВЕСЕНН… НАСТРОЕНИЕ?
а) – яя б) – ие в) – ее г) - ии
5. Отгадай загадку, укажи род имён прилагательных
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и чёрный, он и белый,
А бывает подгорелый.
а) мужской б) женский в) средний
6. В каком предложении есть прилагательное среднего рода?
а) Быстро кружат в воздухе весёлые ласточки.
б) Луч золотого солнца пробился в окно.
в) Шарики клевера сливались в красный ковёр.
г) Луна освещала ровную гладь озера.
7. Имя прилагательное – часть речи, которая отвечает на вопросы:
а) Что делает? Что сделает? и.т.д. б) Кто? Что? в) Какой? Какая? Какие?
8. Имена прилагательные бывают: а) только мужского и женского рода;
б) мужского, женского и среднего рода.
9. В предложении имена прилагательные являются:
а) главными членами предложения;
б) второстепенными членами предложения;
10. Имена прилагательные связаны в роде и числе:
а) с именем существительным;
б) с глаголом;
- Проверим тест. Читать будет…. Тетрадь покажет…. Оценки….
VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
– Запишите в дневник домашнее задание
Всем: учебник с. 47 упражнение 105, прочитать и выполнить задания
На выбор:
- Придумать интересное задание для своих одноклассников по имени прилагательному (кроссворды, ребусы и т.д.)
- Написать своё имя полностью и на каждую букву своего имени записать по 3 прилагательных, одно – должно отвечать на вопрос Какой?, другое – на вопрос Какая?, третий- на вопрос Какое?
VIII. Рефлексия (подведение итогов занятия)
– Подведем итоги урока.
–Какую цель ставили в начале урока? (обобщить знания об имени прилагательном)
– Мы достигли цели?
-Кто встретил затруднения на уроке?
-Ребята, а теперь с помощью прилагательных оцените свою работу на уроке.
- Спасибо за урок, мне понравилось работать с вами. До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка. 3 класс. « Морфологический разбор имени существительного».
Поможет сформировать умение разбирать имя существительное как часть речи, работать по алгоритму самостоятельно, в парах и группах....
Технологическая карта урока по русскому языку, 3 класс по теме "морфологический разбор имени прилагательное "
Предмет: Русский зыкТема урока: морфологический разбор имени прилагательное Цели урока: развитие умения определять и называть грамматические признаки имен прилагательных (производить морфоло...
Конспект урока русского языка на тему: Морфологический разбор имени прилагательного
Конспект урока русского языка на тему: "Морфологический разбор имени прилагательного...
Конспект урока по русскому языку на тему: «Морфологический разбор имени прилагательного» (УМК "Перспектива")
Цель: формирование умения разбирать имя прилагательное как часть речи. Планируемые результатыПредметные:- знать понятие морфологический разбор- уметь определять род, число, падеж имён прилагатель...
Конспект урока по русскому языку. Тема: "Морфологический разбор имени прилагательного". ("УМК Школа России", 3 класс)
Цели деятельности учителя: систематизация знаний об имени прилагательном; формирование умения проводить разбор прилагательного как части речи в соответствии с заданным порядком.Планируемые результатыП...
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе "Разбор имени прилагательного как части речи" УМК Перспектива
Технологическая карта, презентация и карточки для урока русского языка в 3 классе "Разбор имени прилагательного как части речи" УМК Перспектива...
Разработка урока для 3 класса по русскому языку. Морфологический разбор имени прилагательного.
Урок открытие новых знаний...