Урок русского языка "Обобщение имени прилагательного. Морфологический разбор имени прилагательного".
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Машнева Надежда Григорьевна

Урок для 4 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_imeni_prilagatelnogo.docx142.71 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Обобщение имени прилагательного. Морфологический разбор имени прилагательного.

Цель: обобщение теоретических знаний об имени прилагательном.

Задачи урока:

образовательные: познакомить со схемой морфологического разбора имени прилагательного, научить анализировать имена прилагательные по схеме.

развивающие: развить умения распознавать имена прилагательные в тексте;

 развить умения использовать имена прилагательные для описания 

воспитательные: способствовать воспитанию бережного отношения к русскому языку.

Планируемые результаты

Предметные:

- знают существенные признаки имени прилагательного;

- умеют находить имя прилагательное в тексте;

- отличают имя прилагательное от других частей речи;

- умеют делать морфологический разбор имени прилагательного.

Метапредметные:

Познавательные:

-  самостоятельно осуществляют творческую деятельность.

Регулятивные:

- анализируют эмоциональное состояние, полученные от успешной (неуспешной) деятельности;

- оценивают результаты своей деятельности.

Коммуникативные:

- точно выражают свои мысли, ведут диалог с учителем;

- планируют учебное сотрудничество с учителями и сверстниками;

- овладеют монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

Личностные:

- проявляют в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность.

Материально-техническое обеспечение: учебник «Русский язык» Канакиной В.П., Горецкого В.Г., 4 класс, 2 часть, презентация.

Сценарий урока

I. Мобилизующий этап.

–  Вот звонок веселый смолк,

Посадив всех на урок.

Время нам нельзя терять,

Будем работать начинать.

- Начинаем урок. Я желаю вам хорошего настроения, активной работы на уроке, потому что именно от этого будут зависеть результаты нашей работы и ваше настроение.

  1. Проверка домашнего задания

- На дом у вас было упражнение 102. Давайте проверим его выполнение. Прочитает…..

II. Актуализация знаний.

  1. Чистописание.

– Откройте тетради, запишите число и «классная работа».

-– Какой общий элемент у букв д и о? (овал)

– Обратите внимание, что высота овала больше, чем ширина.

– На первой строчка запишите строчные буквы д о.

–  На второй строчке запишите слова: дорога, дорожный, подорожник. Слова записываем с маленькой буквы, без запятых, в строчку.

– Задайте вопрос к словам. На первой строчке над каждым словом карандашом надпишите вопрос.

-На третей строчке записываем предложение: У моей сестры есть белый, пушистый кролик

Найдите в предложении прилагательные задайте к ним вопрос, определите род, число и падеж.

  1. Словарная работа.

Теперь поработаем со словарными словами. Посмотрите на слайд. Вам нужно вставить пропущенные буквы в словарные слова и записать в тетрадь.

https://sovyatka.ru/800/600/https/fsd.multiurok.ru/html/2018/09/18/s_5ba11c554d4f7/img2.jpg

 Читать будет…… Оценка…

III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

– Сегодня мы с вами поговорим о природе. Но у нас ведь урок русского языка. Верно? Что нам предстоит делать? На этот вопрос нам нужно ответить. Чтобы вам получить ответ, нужно решить задачу, для начала нужно узнать о чем я прочитала. Слушайте внимательно.

- Определяю я предметы,

Они весьма со мной приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь!

Да, это замечательное-

Имя.. (прилагательное)

Имя прилагательное – огромная страна,

И нами лишь частично изучена она.

Сегодня на уроке мы с вами повторим

Все то, что нам известно

- О красоте природы нам помогут рассказать наши друзья-прилагательные. Одновременно будем повторять и обобщать всё, что знаем о прилагательных. Также мы вспомним морфологический разбор имени прилагательного.

- Итак, тема нашего урока «Обобщение знаний об имени прилагательном. Морфологический разбор имени прилагательного.»

- Какую цель урока мы перед собой поставим? ( обобщить знания о имени прилагательных)

- А какие задачи мы перед собой поставим? (1. Вспомним всё, что изучили о имени прилагательном; 2. Вспомним, как делать морфологический разбор имени прилагательного; 3. Обобщим полученные знания)

- Это и будем планом нашего урока.

IV. Обобщение и систематизация знаний.

  1. Подготовка учащихся к обобщению деятельности

-Вспомним, что мы  знаем об имени прилагательном.

1. Что такое имя прилагательное?    (Имя прилагательное — это самостоятельная часть речи)

2. Что оно обозначает? (обозначает признак предмета)

3. На какие вопросы отвечает? (отвечает на
вопросы какой? какая? какое? какие?)

4. С какой частью речи связано? (с существительным)

5. Как изменяется?  ( по родам, числам и падежам)

6. Как называется изменение имен прилагательных по падежам? (склонением)

7.Как определить падеж имени прилагательного? (Падеж прил. определяется по падежу имени сущ., к которому оно относится.)

- Давайте вспомним морфологический разбор имени прилагательного. Перед вами памятка морфологического разбора (демонстрация экрана) имени прилагательного.

- В упражнениях морфологический разбор обозначается цифрой 3.

  1. Воспроизведение на новом уровне

1.Морфологический разбор (с комментированием)

- Откройте учебник на странице 49 упражнение 106 и найдите прилагательное для разбора. Давайте сделаем разбор. Комментировать будет…… Оценка….

Февральское (утро)- прил., какое?, н.ф. – февральский (им.п., ед.ч., м.р.), средний род, в им. П., в ед.ч., вт. Чл.

 Устный разбор:

  1. Февральское- имя прилагательное. Обозначает признак предмета, отвечает на вопрос какое? 2. Начальная форма- февральский. 3. Согласуется с именем существительным в среднем роде, в именительном падеже, в единственном числе. 4. В предложении является второстепенным членом, поясняет подлежащее: утро (какое?) февральское
  2. Морфологический разбор ( самостоятельная работа)

- Откройте учебник на странице 40 упражнение 85 (расписные ладьи и утреннее солнце) и сделайте морфологический разбор прилагательных самостоятельно. Давайте проверим выполненный разбор. Отвечает ….

Расписные (ладьи)- прил., какие?, н.ф.- расписной, в им.п., в мн.ч., вт.чл.

1.Расписные- имя прилагательное. Обозначает признак предмета, отвечает на вопрос какие? 2. Начальная форма- расписной. 3. Согласуется с именем существительным в именительном падеже, во множественном числе. 4. В предложении является второстепенным членом, поясняет подлежащее: ладьи (какие?) расписные

Утреннего (солнца)- прил., какого?, н.ф.- утренний, ср.р., в р.п., в ед.ч., вт.чл.

                     2.Утреннего- имя прилагательное. Обозначает признак предмета, отвечает на вопрос какого? 2. Начальная форма- утренний. 3. Согласуется с именем существительным в среднем роде, в родительном падеже, в единственном числе. 4. В предложении является второстепенным членом, поясняет подлежащее: солнца (какого?) утреннего

3. Работа по рубрике «Проверь себя»

– Откройте учебник на странице 50, выполним задание из рубрики «Проверь себя». Давайте ответим на вопросы из задания №1. Проверим и закрепим знания об имени существительном и имени прилагательном.

- Теперь давайте выполним задание №2. Прочитайте, составьте и запишите словосочетания в данных формах.

- Отвечает …..

- Давайте выполним задание№3. Прочитайте, спишите. Укажите над именами прилагательными падеж и выделите их окончания. Подчеркните слова употребленные в переносном значении.

- Читает …..

V. Применение знаний и умений в новой ситуации

1. Осложненное списывание

- Давайте разделимся по группам и выполним упражнения. Первый вариант-это фамилии от А до К, они выполняют упражнение 104. Второй вариант-это фамилии от Л и до конца, они выполняют упражнение 103. Выполняя упражнения мы потренируемся определять окончания имен прилагательных.

- Первый вариант откройте учебник на странице 48 упражнение 104. Прочитайте задание, спишите два первых предложения и выполните задания.

- Второй вариант найдите в учебнике упражнение 103. Спишите первые два предложения и выполните задания. Вам все понятно? Приступаем к выполнению, если возникнут вопросы задавайте.

- Давайте проверим выполненные упражнения. Читать и объяснять будет… Читать будет…. Оценки….

VI. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

- Перед вами на экране тест. Ваша задача выполнить его и осуществить самопроверку. Если задание выполнено правильно, ставьте «+» напротив карандашом, если неправильно «-». Поставьте себе оценку: 9-10 «+» - оценка «5», 6-8«+» - оценка 4, меньше 6 «+» - оценка 3.

- Обратите внимание на свои ошибки и сделайте вывод о том, что вам нужно повторить и запомнить.

Тест по теме «Имя прилагательное»

1. Выбери правильный ответ: «Что такое имя прилагательное»?

а)  Имя прилагательное – часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы кто? что?

б)  Имя прилагательное – часть речи, которая обозначает  предмет и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?

в)  Имя прилагательное – часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?

г)  Имя прилагательное – часть речи, которая обозначает  предмет  и отвечает на вопросы кто? что?
2. В какой строке записаны окончания имени прилагательного мужского рода?

а) –ой, -ий, -ый        б) –ой, -ей, -ий             в) – ой, -ая, -яя                  г) – ой, -ее, -ое

 3. В какой строке записаны прилагательные – синонимы?

а) смелый – трусливый                             б) ласковый - нежный

в) мягкий – твёрдый                                   г) глупый - светлый

4. Какое окончание у имени прилагательного в словосочетании ВЕСЕНН… НАСТРОЕНИЕ?

а) – яя           б) – ие        в) – ее          г) - ии

5. Отгадай загадку, укажи род имён прилагательных

Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый,

Он и чёрный, он и белый,

                                                         А бывает подгорелый.

а)  мужской         б)  женский               в)  средний

     6. В каком предложении есть прилагательное среднего рода?

а) Быстро кружат в воздухе весёлые ласточки.

б) Луч золотого солнца пробился в окно.

в) Шарики клевера сливались в красный ковёр.

 г) Луна освещала ровную гладь озера.

7. Имя прилагательное – часть речи, которая отвечает на вопросы:

а) Что делает? Что сделает? и.т.д.            б) Кто? Что?                     в) Какой? Какая? Какие?

8. Имена прилагательные бывают: а) только мужского и женского рода;        

                                                            б) мужского, женского и среднего рода.

 9. В предложении имена прилагательные являются:

                             а) главными членами предложения;

                             б) второстепенными членами предложения;

10. Имена прилагательные связаны в роде и числе:

                            а) с именем существительным;

                            б) с глаголом;

- Проверим тест. Читать будет…. Тетрадь покажет…. Оценки….

VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

– Запишите в дневник домашнее задание

Всем: учебник с. 47 упражнение 105, прочитать и выполнить задания

На выбор:

  1. Придумать интересное задание для своих одноклассников по имени прилагательному (кроссворды, ребусы и т.д.)
  2. Написать своё имя полностью и на каждую букву своего имени записать по 3 прилагательных, одно – должно отвечать на вопрос Какой?, другое – на вопрос Какая?, третий- на вопрос Какое?

VIII. Рефлексия (подведение итогов занятия)

– Подведем итоги урока.

–Какую цель ставили в начале урока? (обобщить знания об имени прилагательном)

– Мы достигли цели?

-Кто встретил затруднения на уроке?

-Ребята, а теперь с помощью прилагательных оцените свою работу на уроке.

- Спасибо за урок, мне понравилось работать с вами. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. 3 класс. « Морфологический разбор имени существительного».

Поможет сформировать умение разбирать имя существительное как часть речи, работать по алгоритму самостоятельно, в парах и группах....

Технологическая карта урока по русскому языку, 3 класс по теме "морфологический разбор имени прилагательное "

Предмет: Русский зыкТема урока: морфологический разбор имени прилагательное Цели урока: развитие умения определять и называть  грамматические признаки имен прилагательных (производить морфоло...

Конспект урока русского языка на тему: Морфологический разбор имени прилагательного

Конспект урока русского языка на тему: "Морфологический разбор имени прилагательного...

Конспект урока по русскому языку на тему: «Морфологический разбор имени прилагательного» (УМК "Перспектива")

Цель: формирование умения разбирать имя прилагательное как часть речи. Планируемые результатыПредметные:- знать понятие морфологический разбор- уметь определять род, число, падеж имён прилагатель...

Конспект урока по русскому языку. Тема: "Морфологический разбор имени прилагательного". ("УМК Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: систематизация знаний об имени прилагательном; формирование умения проводить разбор прилагательного как части речи в соответствии с заданным порядком.Планируемые результатыП...

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе "Разбор имени прилагательного как части речи" УМК Перспектива

Технологическая карта, презентация и карточки для урока русского языка в 3 классе "Разбор имени прилагательного как части речи" УМК Перспектива...