Дидактическая структура урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД и предметные результаты |
- Мотивация
- мин.
| «Включает» класс в работу - Сегодня нас ожидает много интересной работы, которая, я надеюсь, будет успешной и плодотворной. -А теперь проверь, дружок, Ты готов начать урок? В стране русского языка Не всё известно нам пока, Но путешествовать начнём И сами до всего дойдём. - Откройте тетради. Запишите число, классная работа.
| Включаются в работу.
| Коммуникативные УУД: - воспринимать информацию на слух;
Познавательные УУД: проявлять познавательную инициативу
|
- Актуализация знаний. Формулирование проблемы.
5 мин. | Организует актуализацию знаний. Каллиграфическая минутка. - Как вы думаете, зачем нужно писать красиво и пользоваться правилами красивого письма? Решение графико-каллиграфических задач. - Запишите букву, которая обозначает согласный звук, он может быть твердый и мягкий, глухой, у него есть звонкая пара - г. Слайд 1 Формулирование проблемы. - Нам пришло странное послание из нескольких слов. Слишком большое расстояние пришлось преодолеть этому письму – слова перемешались и потеряли свою пару. - Помогите найти пару словам и разделите получившиеся пары на группы. - Чтоб вам было легче и быстрее выполнить задание, разделимся на пары. Слова на слайде 2 и на карточках детей: дети, дорогое, горькая, жара, коса, сладкая, дешёвое, пекло, свет, ребята, ключ - Сколько групп получилось? (2) - По каким признакам делили на группы (синонимы – антонимы) - Вспомните, какие слова называют «синонимами», «антонимами»? - Назовите 1-ю группу слов – синонимов (дети-ребята, жара- пекло) - 2-ю группу «Слова-антонимы» (горькая- сладкая, дорогое – дешёвое). Слайд 3 Самооценка выполнения задания на шкале знаний.
| Фронтальная работа. Отвечают на вопросы учителя. Работают в тетради.
Работа в паре. Договариваются как объединить слова (по какому признаку). Записывают в тетрадь в два столбика.
| Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний
Коммуникативные УУД: - слушать и договариваться, решая учебную задачу;
Регулятивные УУД: - организовать выполнение заданий учителя
- оценивать свою работу |
Физкультминутка |
3. Выявление места и причины затруднения. 3 мин | Помочь учащимся определить затруднения. - Какие слова остались без пары? (коса, ключ, свет). Почему? - Давайте попробуем подобрать им слова синонимы. (ключ-родник, ключ-отмычка, свет – освещенность, свет - мир т.п.)
- А почему вы решили, что эти слова нужно употреблять именно в ЭТОМ значении? (почему синонимы, которые подобрали к одному и тому же слову совершенно разные?)
| Определяют проблемные области Отвечают на вопросы учителя.
Подбирают слова в словаре.
| Коммуникативные УУД: - строить устное высказывание в соответствие с коммуникативной задачей;
Регулятивные УУД: - фиксировать индивидуальное затруднение в учебном действии; |
4. Введение в тему. 8 мин. | - Какое значение может иметь слово «коса»? (проверяем, на Слайде 4) - Что может означать слово «ключ», «свет»? Найдите их значение (по вариантам) Ищут значения слов в «Толковом словарике», (Слайды 5, 6) составляют предложения. - Что общего у этих слов? (Одинаково звучат) - Что различного? (Имеют разное значение)
| Фронтальная работа.
Работа с толковым словарем.
Составление предложений. Петя потерял ключ от квартиры. Ребята разгадали ключ к шифру и прочитали слово. В нотной тетради Ваня писал скрипичный ключ. Вкусна вода из лесного ключа.
Солнечный свет пробился сквозь тучи. Вечером мы включаем свет. Я мечтаю о путешествии вокруг света. | Познавательные УУД: - выдвигать предположения и обосновывать их;
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной форме;
Предметные УУД: Обобщение и систематизация ранее изученного
|
5. Формулирование темы и цели урока. Постановка учебной задачи. 2 мин. | -Каким словам мы посвятим наш урок? (Словам одинаковым по звучанию, но различным по значению) Слайд 7 Тема- «Слова, одинаковые по звучанию, но разные по значению» Слайд 8 - Выберите на какие вопросы нам предстоит ответить на уроке. (варианты на слайде, дети выбирают нужное для себя) 1. Как подчёркивать такие слова? 2. Как называются такие слова? 3. Какие бывают предложения по цели высказывания? 4. Как различать значение таких слов? - Какие вопросы лишние? (1, 3 не относятся к теме) - Можем ли мы эти вопросы назвать задачами, которые будем решать на уроке? -Какую задачу будем решать первой? | Формулируют тему и задачи урока
Фронтальная работа.
Отвечают на вопросы | Познавательные УУД: - извлекать информацию из схем, текста. Предметные результаты: формировать навык планирования решения задачи. Регулятивные УУД: - планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой;
|
6. Открытие нового знания. 13 мин.
| Как называются такие слова вы узнаете, если четко и внимательно будете слушать мои подсказки. Слайд 9 «Соберите слово по частям» - 1-я буква – приставка в слове «осмотрел» (О) - к ней прибавьте второй слог слова «лимон» (мон) - добавьте окончание слова «полетим» (им) - Попробуйте сформулировать сами правило: омонимами называются слова, одинаковые по (звучанию), но разные по (значению). -Прочитайте слово. Слайд 10 Узнайте, что обозначает в словаре это слово (в греческом языке слово «омоним» означает «одинаковое имя») (учебник стр. 69)
- Какую задачу смогли решить? Какая еще осталась нерешенной? (узнать, как различать значение слов-омонимов) Наблюдение за омонимами, пишущимися одинаково, имеющими разное значение (различающиеся ударением). - Обязательно ли омонимы должны произноситься и писаться одинаково? Слайд 11 - Прочитайте предложение. - Что называется словами уху, пили, ворот - Что необходимо сделать со словом, значение которого не ясно? Рубрика «Подсказка» с.69 - Запишите последние 2 предложения в тетрадь, поставьте знак ударения. -Чтобы выполнить это задание, каким правилам будем следовать? Учебник упр. 3 с. 69 - Прочитай предложение. Рассмотри сюжетные картинки. Найди «спрятанную» шутку Ел старик хлеб сухой, откуда же под столом рыбьи кости? -Кто догадался, на чём основана шутка? Слайд 12
- Работаем в группах
Учебник стр. 70 упр. 4. Заполните таблицу Слайд 13 Слова, не связанные по смыслу | Одинаково звучат и пишутся | Одинаково звучат, пишутся по-разному | Одинаково пишутся, звучат по-разному |
|
|
|
1. Уж наступает вечер. Уж питается лягушками. 2. Зацвели душистые гвоздики. Мальчик рассыпал маленькие гвоздики. 3. Сложный код. Пушистый кот. - Какое открытие вы сделали?
| Фронтальная работа.
Разгадывание ребуса
Формулирование правила
Работа с учебником
Фронтальная работа.
Вывод: есть слова, которые похожи на письме, но если их произнести, то они по звучанию (месту ударения) не совпадают. Это омонимы. Иногда отличить омонимы позволяет значок ударения. Нужно: 1.Прочитать предложение. 2. Данное слово, подставим изменяя ударение по смыслу. 3. Запись предложений в тетрадь. Сухой – с ухой Вывод: есть слова, которые произносятся одинаково, а пишутся по –разному. Это омонимы.
Работа в группах Заполнение таблицы
Формулируют выводы - Знак ударения помогает различать слова – омонимы. - Различать омонимы помогает контекст (смысл) предложения. - Омонимы могу одинаково звучать, но отличаться на письме; могут не отличаться на письме, но звучать по-разному). | Познавательные УУД: - извлекать информацию из текста ребуса, учебника;
Коммуникативные УУД: - осуществлять работу в паре, группе
Регулятивные УУД: - сознательно организовывать свою познавательную деятельность; - действовать по алгоритму, правилу;
|
Физкультминутка 1 мин. Ветер дует нам в лицо, Закачалось деревцо. Ветер тише, тише, тише. Деревцо все выше, выше. Вместе с ребенком имитировать дуновение ветра, качая туловище и помогая руками. На словах "тише, тише" - присесть. На словах "выше, выше" - встать и вытянуть руки вверх. |
VIII. Включение нового знания в систему знаний. 10 мин. | Учебник стр. 70-71 упр. 5. Взаимопроверка в парах «Игра «Почтовый ящик». Слайд 14 Разобрать слова и определить, где синонимы, антонимы, омонимы. Разнести по правильным адресам. Адреса: СИНОНИМЫ АНТОНИМЫ ОМОНИМЫ
| Работают в тетрадях. Работа в парах. Работа в группах Смелый, храбрый. Весёлый, грустный. Опрятный, аккуратный. Есть-принимать пищу, есть - быть, находиться. Бык - животное, бык - опора моста. Весёлый, радостный. Холодный, горячий Передовой, отсталый. Дети, ребята. Дешёвое, дорогое Жара, тепло Коса – причёска, коса – сельскохозяйственный инструмент Свет, тьма Нежный, ласковый Сладкая, горькая | Предметные результаты: содействовать усвоению нового знания и систематизации имеющихся знаний. Познавательные УУД: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу. |
- Рефлексия учебной деятельности на уроке
2 мин. | Организует рефлексию урока - У вас на парте есть 3 смайлика. Оцените вашу работу на уроке - Мне было легко на уроке – зеленый круг; -Нуждался в помощи – желтый круг; - Еще не до конца разобрался – красный круг. | Оценивают свою деятельность Поднимают смайлик. | Регулятивные УУД: - соотносить цели и результаты собственной деятельности;
|