Приёмы работы при изучении словарных слов в начальной школе
статья по русскому языку (4 класс)
Приёмы работы при изучении словарных слов в начальной школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 23.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Приёмы работы при изучении словарных слов
Наиболее актуальна в настоящее время проблема словарной работы на уроках русского языка. В числе главных задач обучения в современной начальной школе являются развитие речи и мышления младших школьников. Одним из показателей умственного и речевого развития школьников служит богатство их словарного запаса, который необходим языку как строительный материал.
Чем богаче активный словарь человека, тем содержательнее, доходчивее, грамотнее и красивее его устная и письменная речь. Поэтому необходимым элементом словарной работы является перевод слов из пассивного словаря учащихся в активный. А также формирование умения правильно и грамотно излагать свои мысли в письменной форме.
Начальная школа призвана обеспечить формирование прочных навыков грамотного письма. Практика показывает: если данные навыки не будут сформированы в начальной школе, то в старших классах это будет сделать практически невозможно.
Любого учителя глубоко волнует вопрос, как помочь учащимся стать грамотными, как усвоить написание непроверяемых слов, традиционно именуемых в школьной практике «словарными».
Каждый из нас накапливает собственный теоретический и практический опыт, придумывает свои оригинальные решения.
– Чтобы писать словарные слова правильно, что нужно сделать?
– Выучить, запомнить.
– Действительно, в традиционной практике словарные слова подлежат механическому запоминанию, что является малоэффективным, и дети продолжают совершать ошибки в этих словах. Почему? Ответ прост.
При знакомстве со "cловарными" словами ребенку отводится, как правило, пассивная роль. Но ведь дети любознательны, находчивы, изобретательны – это и нужно использовать.
– Сегодня, на мастер-классе мы рассмотрим некоторые приёмы работы.
Словарные слова, как и таблицу умножения, надо знать наизусть. Вот только таблица умножения помещается на одной тетрадной страничке, а словарных слов - целый толстенный словарь. Их надо учить, нередко снова и снова возвращаясь к одному и тому же слову.
- Как при запоминании избежать простой зубрёжки?
- Как разнообразить это монотонное скучное дело?
Способы и приёмы, способствующие запоминанию словарных слов
1. Обращение к этимологии слова
Наиболее важным, на мой взгляд, является знакомство детей с историческим образованием словарных слов: этимология, былины и притчи. Если детям объяснить, как образовались те или иные слова, то им легче будет найти ассоциацию и запомнить написание орфограммы.
Я обращаюсь к этимологии слова не всегда, а только в том случае, когда этимология помогает запомнить орфографический образ слова. Вот несколько примеров.
Слово «берёза» в старину означало «ясный, светлый». От этого же корня образовалось слово «белый». Берёза – дерево с белой корой, белая берёза.
Слово «запад» произошло от слова «западать». И старину говорили: «солнце западает за горизонт» (вместо «солнце заходит за горизонт»). Запад – место, где солнце «западает» за горизонт», падает.
Слово «метель» произошло от глагола «мести». Ветер метёт снег. (мёл, мётлы).
Слово «столица» произошло от слова «стол». В старину «держать стол» значило иметь власть. Столица – город, где живёт тот, кто «держит стол», т.е. имеет власть.
Слова «платье» и «платок» произошли от одного слова «плать», что означало квадратный кусок материи.
2. Слова-подсказки
Привлечь аудиальную подсказку значит связать слово с другим, которое всегда на слуху, легко запоминается, а самое главное имеет схожее звучание со словарным словом. Например: Петя петушок; мёд для медведя; у Сони собака; у Маши машина; Костя в костюме; Костя в коричневом костюме; Катя у калитки; Катя на картине; Оля на портрете; два Коли в коридоре; девочка дежурная; заядлый заяц; лопасть лопаты; травма в трамвае; рис на рисунке; не уроним урожай; дома из дерева в деревне; дороги дороги. Любой учитель имеет в своём арсенале множество таких слов-помощников.
3. Распределение слов на группы по схожести орфограмм
При изучении словарных слов некоторых тематических групп удобно сначала изучить слова с безударной гласной «а», затем – с безударной гласной «о» (или с какой-нибудь другой), а затем – слова со сложностями в написании согласных. Например, при изучении словарных слов по теме «Дом, квартира» в 3 классе сначала изучаем слова с безударной гласной «а»: квартира, картина, комната, балкон, забота. Потом – с безударной гласной «о»: кровать, портрет, сосед. Заканчивается изучение темы словом счастье.
4. Использование схем гласных (согласных)
При изучении слов со сложным написанием гласных, пишем схему гласных и стараемся её запомнить. Например, автомобиль (аоои), горизонт (оио), велосипед (еоие), библиотека (ииоеа). И наоборот, в словах, где сложности могут возникнуть в запоминании написания согласных, составляем схему согласных. Например, район (рйн), перрон (пррн), счастье (счст), территория (трртр). Иногда пишем диктант только гласными или только согласными. Дети воспринимают такой вид работы как игру и с удовольствием выполняют такие задания, что помогает запоминанию сложных слов.
5. Игры, помогающие овладеть правописанием словарных слов
В поэтапном игровом развитии формируются все механизмы (в первую очередь произвольность), необходимые для успешной учёбы и, в частности, для формирования грамотного письма. Вот несколько игр, которые можно использовать специально для запоминания словарных слов.
«Словарное лото»
Для игры необходимо изготовить большие карточки, на которых написаны словарные слова и маленькие карточки с этими же словами. Большие карточки у учителя, а маленькие карточки – у учеников. Учитель предъявляет слово, а ученик, у которого есть карточка с таким словом, поднимает руку, проговаривает слово орфографически и переворачивает карточку. Тот ученик, у кого карточки оказываются перевёрнутыми раньше всех, – победитель.
«Мудрый словарик»
Допиши подходящие по смыслу словарные слова. Подчеркни «трудные» буквы.
- Как об стенку ______________.
- Береги нос в большой __________.
- Живут как кошка с ____________.
- Куй ____________, пока горячо.
- __________ до Киева доведёт.
- Слово не ___________: вылетит – не поймаешь.
«Буквы – липучки» (магниты)
Дана определённая буква (орфограмма) или несколько букв. За определённое время необходимо «примагнитить» к ней буквы (с одной или с двух сторон) так, чтобы получились словарные слова.
-оро-
- мороз
- корова
- сорока
- дорога
- ворона
- воробей
- хорошо
- Сейчас мы с вами попробуем «примагнитить»так , чтобы получились словарные слова.
- оло- (солома, около, молоко, молоток)
Шифровка – алфавит
Каждой букве алфавита соответствует порядковый номер.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 …
а б в г д е ё ж з…
В теме «Алфавит» можно шифровать и расшифровывать словарные слова.
1, 13, 13, 6, 33 - (АЛЛЕЯ) – в этом варианте сразу можно заметить, что в слове будет орфограмма на удвоенную согласную.
6. Мнемотехника
Прочному усвоению правильного написания словарного слова способствует использование МНЕМОНИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ. К мнемоническим можно отнести такие стихи, рассказы, ребусы, рисунки, которые вызывают у детей определенные ассоциации, помогают запомнить написание словарного слова.
Мнемотехника – совокупность приёмов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования искусственных ассоциаций.
Графические ассоциации
Не нужно привязывать детям свои ассоциации они сами могут придумать свои, ведь наши дети любознательны, находчивы, изобретательны – это и нужно использовать. Например вот такие. (мороз)
Суть – увидеть сходство формы буквы и предмета. Дети должны сами делать рисунки, можно прямо в тетради на уроке или в индивидуальных словариках.
- Давайте с вами попробуем использовать этот приём и составим к слову собака.
Метод звуковых ассоциаций
Суть в удачном подборе созвучных ассоциаций к запоминаемому слову. Может сопровождаться ярким рисунком, подкрепляющим образ.
УЛИЦА. Я вышел на улицу и увидел много знакомых ЛИЦ.
МЕБЕЛЬ из ЕЛи.
ПАЛЬТО. ПАЛЬТО носит ПАпа. Павел в ПАЛЬТО.
- Предлагаю вам подобрать несколько ассоциативных образов.
кОнцерт –нОта, хОр, гАзета-бумАга, вОрота- гОл.
“Ассоциативные зацепки”, с помощью которых мы запомним написание “трудных” слов.
Например, группу словарных слов: впереди, сзади, налево, направо - можно связать с русским богатырём, подъехавшим к камню на перепутье.
Слова быстро, скоро, весело, хорошо поможет запомнить велосипед, а точнее, его колёса, которые похожи на букву “о”.
7. Работа в группах
Каждая группа получает лист, памятку, словарь.
- 1 гр. «Морфология».
- 2 гр. «Фонетика». Делают звуко-буквенный разбор.
- 3 гр. «Словообразование» Подбирают однокоренные слова, выделяют части слов(морфемы).
- 4 гр. «Орфография» Изучает правило правописания по словарю. Подсчитывают количество трудностей, определяют правила проверки.
Проверка работы групп.
В 4 классе при изучении словарных слов я объединяю несколько методов работы.
ЗНАКОМСТВО С НОВЫМ СЛОВОМ
Оно может проходить по-разному. Это может быть иллюстрация, ребус, стихотворение или загадка.
УЗНАВАНИЕ СЛОВА
Слово прочитывается орфоэпически, орфографически, ставится ударение, объясняется буква, которую надо запомнить. Использую слова – образы для запоминания.Слово записывается на доске и в тетрадях. Предлагаю узнать слово в тексте. Работа с фразеологизмами, пословицами и поговорками.
РАБОТА НАД СЛОВОМ
1) Измените слово по вопросам падежей.
2) Подберите однокоренные слова.
РАБОТА НАД СЛОВАРНЫМ СЛОВОМ В ПРЕДЛОЖЕНИИ
1) Выпишите загадки, пословицы, отрывки из художественных произведений.
2) Составьте и запишите предложение с изученным словом.
Для закрепления умения правильно писать словарные слова я использую такие приёмы работы:
1) написать все словарные слова, используя сюжетную картину;
2) учитель читает стихотворение, а учащиеся после его прослушивания должны записать все словарные слова.
Однажды, в студёную зимнюю пору
Я из лесу вышел; был сильный мороз.
(однажды, мороз)
3) Копилка-минутка
На доске записана группа словарных слов, не обязательно тематическая. Слова могут быть подобраны на определённую орфограмму, к конкретной теме урока.
Например, при изучении темы «Парные согласные» берётся группа словарных слов с парными согласными, аналогично-удвоенные согласные и т.д. Таких слов должно быть не менее 10. Для запоминания даётся 1 минута, в течение которой ученики беззвучно проговаривают слова. Затем учитель закрывает слова.
Снова даётся 1 минута, но уже для написания слов. Задача: вспомнить и записать как можно больше словарных слов. Работа обязательно проверяется
(самопроверка, взаимопроверка подчёркивание орфограммы).
4) Использование интерактивных тренажёров.
Систематическая и целенаправленная работа над трудными словами вызывает у учащихся интерес к изучению этих слов и способствует их прочному и успешному запоминанию. Необходимо чтобы ребенок использовал одно и тоже слово 5-7 раз в разнообразных вариантах упражнений. Это приводит к тому, что ученик свободно овладевает словарным материалом и безошибочно применяет в практике.
Данная система даёт большой процент запоминания учащимися слов с непроверяемыми написаниями, причём без специального заучивания; предоставляет широкие возможности для творческого применения. Высокий результат достигается за счёт использования педагогических приёмов, облегчающих запоминание слов с непроверяемыми написаниями. Применение, которых способствует развитию орфографической зоркости, обогащению словарного запаса, развитию мыслительных способностей, кругозора учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Творческий подход к изучению трудных слов в начальной школе» « Творческий подход к изучению трудных слов в начальной школе»
Проблема усвоения слов с непроверяемыми написаниями близка всем учителям начальных классов. От того, насколько полно будут сформированы навыки правописания в ...
Изучение словарных слов в начальной школе
Блочное (или тематическое) изучение словарных слов. Словарные слова поделены на тематические группы. Работа с каждой группой слов ведется на каждом уроке в течение 1-2 недель. Данная методика позволяе...
Взаимодействие русского и немецкого языков при изучении словарных слов в начальной школе
Взаимодействие русского и немецкого языков при изучении словарных слов в начальной школе. Знакомство и изучение другого языка, фактов из истории слов родного языка способствуют формированию навыка нап...
Методическая разработка по теме «Методы и приёмы работы со словарными словами в начальной школе»
В методической разработке даны приемы работы со словарными словами на уроках в начальнгой школе....
Эффективны приёмы работы со словарными словами в начальной школе
Проблема формирования орфографической зоркости и повышение грамотности учащихся остается одной из важных проблем методики преподавания русского языка в начальной школе.Словарная работа на уроке являет...
Статья "Нетрадиционные приемы работы работы над словарными словами в начальной школе"
Работа по правописанию словарных слов – трудная и кропотливая. Она продолжается из урока в урок, оставаясь в памяти учеников после применения учителем особых приемов....
Рабочие листы при изучении словарных слов в начальной школе
Рабочие листы при изучении словарных слов в начальной школе...